Matlab  |  Mathcad  |  Maple  |  Mathematica  |  Statistica  |  Другие пакеты Поиск по сайту
Internet-класс  |  Примеры  |  Методики  |  Банк задач  |  Консультации & Форум  |  Download  |  Ссылки  |  Конкурсы
Научно-практический журнал "Exponenta Pro. Математика в приложениях". Вышел 1/2004 номер журнала
 
Лабораторные работы по курсу "Теория вероятностей"

Вернуться на страницу <Методические разработки>
В начало | Л.р.1 | Л.р.2 | Л.р.3 | Л.р.4 | Л.р.5 | Л.р.6 | Л.р.8

| Л.р.9 | Л.р.10 | Л.р.11 | Л.р.12 | Л.р.13 | Л.р.14 | Л.р.15

Лабораторная работа 7
Числовые характеристики случайных величин

математическое ожидание ~ мода ~ медиана ~ моменты

 

Характеристиками положения случайной величины являются математическое ожидание, мода и медиана.

Средним значением, или математическим ожиданием случайной величины x называют

M x = sum(x[i],i = 1 .. infinity) p[i] (для дискретной случайной величины),

M x = int(x*f(x),x = -infinity .. infinity) (для непрерывной случайной величины),

причем предполагается, что ряд и интеграл сходятся абсолютно. В этих формулах xi - значения случайной величины,

pi - их вероятности, f(x) - плотность вероятности.

Свойства математического ожидания:

1) MC=C, где С - const;

2) M(C x )=CM x ;

3) M( x )=M x +M h,.mn , где x и h - любые случайные величины;

4) M( x h)=M x M h , если x и h - независимые случайные величины.

Случайные величины x и h называются независимыми, если для любых x и y имеет место равенство

P{ x <x, h <y}=P{ x <x}P{ h <y}.

Модой ( M0 ) дискретной случайной величины называется ее наиболее вероятное значение. Модой непрерывной случайной величины называется то ее значение, при котором плотность вероятности максимальна.

Медианой непрерывной случайной величины x называется такое ее значение Me , для которого

P{ x < Me }=P{ x > Me }=0.5.

Начальные и центральные моменты k-го порядка случайной величины x определяются соответственно формулами:

nu[k] =M xi^k и mu[k] =M (xi-M*xi)^k .

Второй центральный момент mu[2] называется дисперсией случайной величины x :

D x =M (xi-M*xi)^2 = sum((x[i]-M*xi)^2,i = 1 .. infinity) p[i]

(для любой дискретной случайной величины) и

D x = int((x-M*xi)^2*f(x),x = -infinity .. infinity)

(для непрерывной случайной величины).

Для вычислений удобна следующая формула:

D x =M  x2 - (M x)2 .

Свойства дисперсии:

1) DC=0, где C-const;

2) D(C x )= C2 D x ;

3) если x и h   - независимые случайные величины, то D( x + h  )=D x +D h  .

Центральные моменты выражаются через начальные моменты по следующим формулам:

mu[2] = nu[2]-nu[1]^2 ;

mu[3] = nu[3]-3*nu[1]*nu[2]+2*nu[1]^3 ;

mu[4] = nu[4]-4*nu[1]*nu[3]+6*nu[1]^2*nu[2]-3*nu[1]... .

Центральные моменты характеризуют рассеяние случайной величины.

Ассиметрия A[s] = mu[3]/(sigma^3) , где sigma = sqrt(D*xi) - среднее квадратичное отклонение случайной величины x . Если распределение симметрично относительно математического ожидания, то As =0. Если As >0, то кривая плотности вероятности имеет "скос" с левой стороны; если As <0, то - с правой стороны.

Эксцессом случайной величины x называется величина

E[k] = mu[4]/(sigma^4)-3 .

Для нормального закона распределения Ek = 0 . Величина Ek характеризует "крутость" кривой плотности вероятности по сравнению с кривой Гаусса. Для островершинных кривых Ek >0, для пологих Ek <0.

Заметим, что размерность величин Mx и  s совпадает с размерностью самой случайной величины x , а размерность Dx равна квадрату размерности x .

Задача 1 . Число a -частиц, достигающих счетчика в некотором опыте, является случайной величиной x , распределенной по следующему закону:

 

matrix([[xi, 0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10], [p,...

Найти :

а) математическое ожидание и дисперсию числа частиц, достигающих счетчика;

б) вероятность того, что число частиц, достигших счетчика, не меньше 4;

в) дисперсию x .

Решение. Зададим матрицу

> R:=matrix([[xi, 0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10], [p, .21e-1, .81e-1, .156, .201, .195, .151, .97e-1, .54e-1, .26e-1, .11e-1, .7e-2]]);

R := matrix([[xi, 0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10]...

а) Вычислим математическое ожидание M*xi = nu[1]

> nu[1]:=sum(R[1,i]*R[2,i], i=2..11);

nu[1] := 3.798

б) Найдем вероятность того, что число частиц, достигших счетчика, не меньше 4

> P(xi>=4):=sum(R[2,i], i=6..11);

P(4 <= xi) := .534

в) Найдем дисперсию D*xi = mu[2]

> mu[2]:=sum((R[1,i]-nu[1])^2*R[2,i], i=2..11);

mu[2] := 3.576222372

Задача 2 . Случайная величина x имеет биномиальное распределение:

P{ x =m}= C[n]^m*p^m*q^(n-m) , m=0, 1, ..., n.

Найти M x и D x .

 

Задача 3 . При 10000 бросаниях монеты "герб" выпал 5400 раз. Следует ли считать, что монета несимметрична?

Решение. Напомним правило "трех сигм" в схеме Бернулли. Из интегральной теоремы Муавра-Лапласа вытекает, что

Pn (np-3 s , np+3 s )=0.9973, где sigma = sqrt(n*p*q) . Эта формула называется правилом "трех сигм". Она указывает интервал (np-3 s , np+3 s ), в который с практической достоверностью попадает количество наступлений событий при последовательных испытаниях. Найдем этот интервал:

> n:=10000:m:=5400:p:=0.5:q:=0.5:sigma:=sqrt(n*p*q);k[1]:=n*p-sigma;k[2]:=n*p+sigma;

sigma := 50.00000000

k[1] := 4950.000000

k[2] := 5050.000000

Очевидно, что число 5400 не попадает в интервал от 4950 до 5050. Поэтому наверняка монета несимметрична.

Очистим память командой

> restart:

 

Задача 4 . (Геометрическое распределение.). Стрелок стреляет в цель до тех пор, пока не поразит ее. Вероятность попадания при отдельном выстреле равна p, результаты выстрелов можно считать независимыми. Найти математическое ожидание, дисперсию и среднее квадратичное отклонение числа выстрелов.

Решение. Наложим следующие условия на вероятность p:

> assume(p<=1);

> additionally(p>=0);

Вероятность попадания в цель при n выстрелах ( n-1 промах и одно попадание) равна

> p[n]:=p*(1-p)^(n-1);

p[n] := p*(1-p)^(n-1)

Найдем математическое ожидание

> nu[1]:=sum(p[n]*n, n=1..infinity);

nu[1] := -(1-p)/(p*(-1+p))

Упростим

> nu[1]:=simplify(nu[1]);

nu[1] := 1/p

Вычислим дисперсию

> mu[2]:=sum(p[n]*n^2,n=1..infinity)-nu[1]^2;

mu[2] := -(-p+2)*(1-p)/(p^2*(-1+p))-1/(p^2)

Упростим

> mu[2]:=simplify(mu[2]);

mu[2] := -(-1+p)/(p^2)

Найдем среднее квадратичное отклонение

> sigma:=sqrt(mu[2]);

sigma := sqrt(1-p)/p

Задача 5 . Дискретная случайная величина x имеет распределение Пуассона:

P{ x = m }= lambda^m*e^(-lambda)/m! , m=0, 1, 2,...

Найти:

а) математическое ожидание и дисперсию x ;

б) коэффициент ассиметрии x .

 

Задача 6 . (Равномерное распределение.) Плотность вероятности случайной величины x равна

> f(x):=piecewise(x<a,0,x>=a and x<=b,1/(b-a),x>b,0);

f(x) := PIECEWISE([0, x < a],[1/(b-a), a-x <= 0 and...

а) Построить функцию распределения F(x) и начертить ее график;

б) найти математическое ожидание, дисперсию и среднее квадратическое отклонение величины x .

 

Наложим условие на a и b

> assume(a<b);

Построим функцию распределения

> F(x):=piecewise(x<a,0,x>=a and x<=b,(x-a)/(b-a),x>b,1);

F(x) := PIECEWISE([0, x < a],[(-a+x)/(b-a), a-x <= ...

Вычислим математическое ожидание x :

> nu[1]:=simplify(int(x/(b-a),x=a..b));

nu[1] := 1/2*b+1/2*a

Найдем дисперсию x

> mu[2]:=int(x^2/(b-a),x=a..b)-nu[1]^2;

mu[2] := 1/3*(b^3-a^3)/(b-a)-(1/2*b+1/2*a)^2

Преобразуем дисперсию

> mu[2]:=factor(mu[2]);

mu[2] := 1/12*(b-a)^2

Найдем среднее квадратичное отклонение

> sigma:=sqrt(mu[2]);

sigma := 1/6*sqrt(3)*(b-a)

Для построения графика функции распределения параметрам a и b присвоим некоторые значения, например

> a:=1:b:=4:F(x):=piecewise(x<a,0,x>=a and x<=b,(x-a)/(b-a),x>b,1);

F(x) := PIECEWISE([0, x < 1],[-1/3+1/3*x, 1-x <= 0 ...

> plot(F(x),x);

[Maple Plot]

Задача 7 . Случайная величина x имеет плотность вероятности

> f(x):=piecewise(abs(x)<=Pi/2,2/Pi*(cos(x))^2,abs(x)>Pi/2,0);

f(x) := PIECEWISE([2*cos(x)^2/Pi, abs(x) <= 1/2*Pi]...

Найти математическое ожидание и дисперсию x .

 

Задача 8 . (Показательное распределение.) Случайная величина x имеет плотность вероятности

> assume(lambda>=0):f(t):=piecewise(t<0,0,t>=0,lambda*exp(-lambda*t));

f(t) := PIECEWISE([0, t < 0],[lambda*exp(-lambda*t)...

а) Построить функцию распределения F(t);

б) найти Mx и Dx ;

в) найти вероятность того, что случайная величина x примет значение, меньшее, чем ее математическое ожидание;

г) найти P{| x - Mx |<3 sqrt(D*xi) } .

> a:='a':t:='t':lambda:='lambda':sigma:='sigma';

sigma := 'sigma'

 

Задача 9 . (Нормальное распределение.) Случайная величина x имеет плотность вероятности

> f(x):=1/(sigma*sqrt(2*Pi))*exp(-(x-a)^2/(2*sigma^2));

f(x) := 1/2*sqrt(2)*exp(-1/2*(-a+x)^2/(sigma^2))/(s...

Найти:

а) Mx , Dx ;

б) вероятность того, что x примет значение, принадлежащее интервалу (1, 4);

в) моду и медиану случайной величины x .

 

Задача 10 . Дана плотность вероятности случайной величины x :

> f(x):=piecewise(x<0,0,x>=0 and x<=1,3/2*x^2,x>1 and x<=2,3/2*(2-x)^2,x>2,0);

f(x) := PIECEWISE([0, x < 0],[3/2*x^2, -x <= 0 and ...

Найти:

а) начальные и центральные моменты первых четырех порядков;

б) асимметрию и эксцесс этой случайной величины.

 

Задача 11 . Коробки с шоколадом упаковываются автоматически: их средняя масса равна 1.06 кг. Найти стандартное отклонение, если 5% коробок имеют массу меньше 1 кг. Предполагается, что масса коробок распределена по нормальному закону.

В начало | Л.р.1 | Л.р.2 | Л.р.3 | Л.р.4 | Л.р.5 | Л.р.6 | Л.р.8

| Л.р.9 | Л.р.10 | Л.р.11 | Л.р.12 | Л.р.13 | Л.р.14 | Л.р.15
Вернуться на страницу <Методические разработки>

Карта сайта | На первую страницу | Поиск |О проекте |Сотрудничество |
Exponenta Pro | Matlab.ru

Наши баннеры


Copyright © 2000-2003. Компания SoftLine. Все права защищены.

Дата последнего обновления информации на сайте: 11.05.04
Сайт начал работу 1.09.00

Программное обеспечение Microsoft, Macromedia, VERITAS, Novell, Borland, Symantec, Oracle и др.