Хозяйка "Современника"

12 августа 1820 г. родилась Авдотья Яковлевна Панаева (Головачева) – русская писательница, жена литератора И. И. Панаева, позднее – жена Н. А. Некрасова. Сотрудница «Современника» (Панаев был издателем журнала, а Некрасов более 20 лет его редактором) и хозяйка литературного салона, она принимала у себя крупнейших писателей поры 40–60-х гг. – Достоевского, Тургенева, Чернышевского...
Ее первая повесть – «Семейство Тальниковых» – была запрещена цензурой за «безнравственность и подрыв родительской власти». Идеи женского равноправия, темы воспитания и брака и ее собственная судьба отразились в романе «Женская доля» (1862). Повести и романы Панаевой надолго станут предметом гендерных исследований в литературе. Дочь Панаевой – писательница Е. А. Нагродская (1866–1930), автор популярных в начале XX в. «женских романов».
Широко известны мемуары Авдотьи Панаевой – «Русские писатели и артисты». Отдельное издание вышло в 1890 году, полное издание вышло под редакцией К. И. Чуковского под названием «Воспоминания» в 1927 году. Скорее художественные очерки (порой не лишенные тенденциозности) и литературные портреты, чем достоверные документальные записи, «Воспоминания» Панаевой отличаются искренностью и занимательностью.
Она не любила Тургенева, Анненкова, но сочувствовала «революционерам» – Бакунину, Чернышевскому, Добролюбову: навещала Чернышевского, когда тот сидел в Петропавловской крепости.
Жена трех писателей – Головачева, Панаева, Некрасова, – Авдотья Яковлевна слыла красавицей. Невысокая брюнетка с бархатным взором, она пленила Некрасова, когда Белинский впервые в 1842 г. ввел его – показавшегося неловким и нелепым – в дом к Панаевым. «Вчера я в первый раз был у Панаева, – писал Некрасов брату, – и, кажется, влюбился в жену его. Она умна и хорошенькая, вдобавок любезна и пряма донельзя».

Не говори, что молодость сгубила
Ты, ревностью истерзана моей...

Их «незаконный брак» с Некрасовым трудно назвать счастливым – сплетни, смерть двоих детей, конфликты – «Мы с тобой бесталанные люди: что минута, то вспышка готова!» В апреле 1855 г. они разошлись. Из письма Некрасова Добролюбову: «Сколько у меня было души, страсти, характера и нравственной силы - все этой женщине я отдал, все она взяла, не поняв, что таких вещей даром не берут, – вот теперь и черт знает к чему все пришло».
В мемуарах Панаевой описаны и анекдотические случаи с известными писателями. К примеру, о комической рассеянности Чернышевского: «...Придя ко мне в комнату, он раскланялся с моей шубой, которая была брошена на стул, и которую он принял за даму; в другой раз возле него на стуле лежала моя муфта, и он нежно гладил ее, воображая, что это кошка» – нельзя не вспомнить пародийную биографию Чернышевского в романе Набокова «Дар».
В своих воспоминаниях Авдотья Яковлевна Панаева описывает пожар в Петербурге в 1962 году. Ряд деталей в описании пожара использует в «Мастере и Маргарите» М. Булгаков. Панаева передает различные слухи и описывает, как на ее глазах толпа схватила двух молодых людей, помогавших пожарным тушить пожар, подозревая в них поджигателей: «Хороши эти молодцы – вечор подожгли, а теперь отводу глаз качают воду, да еще посмеиваются». «...Какая-то пожилая женщина в платке, стоявшая около меня, перекрестилась и радостно произнесла: "Слава те, господи, что изловили этих нехристей, а то опять быть пожару". В поджогах подозревали поляков, студентов и "нигилистов" и едва ли не нечистую силу».


Это интересно: