Направления работы, функции подразделения в целом
Один из основополагающих принципов воспитательной деятельности - творческое сотрудничество студента и преподавателя - реализуется в различных формах. Важной формой стало издание совместно подготовленных к печати сборников научных трудов. Это сборник научно-практических исследований «Искусство в душе» (Н.Новгород, 2004) выпущенный участниками студенческой студии «Креасофия» (руководитель - доцент кафедры философии В. В.Трынкин), и научно-художественный сборник «Эстезис» (Н.Новгород, 2004), где рядом с научными статьями преподавателей и аспирантов соседствуют работы студентов: стихотворные комментарии к известным живописным полотнам, экслибрисы и артрецензии на театральные спектакли.
В процессе обучения студентов реализуется основная цель деятельности кафедр Центра - повышение качества профессиональной подготовки будущего учителя. Наряду с традиционными формами работы преподаватели кафедр используют инновационные формы, инициаторами введения которых стали сотрудники кафедры социологии и политологии. Это лекции-конференции, деловые игры, тренинги, диспуты, работу малыми группами, круглые столы.
Кафедры Центра успешно развивают университетскую традицию привлечения студенчества к научным исследованиям, начиная с младших курсов. Студенты выступают с сообщениями и докладами на научных конференциях и олимпиадах различного уровня по философии, экономике, социологии и политологии, культурологии, русскому языку как иностранному, где регулярно занимают призовые места. Кафедра культуры русской речи является ведущим коллективом среди Нижегородских вузов, занимающихся организацией и проведением научных конференций по проблемам обучения русскому языку как иностранному и дисциплинам специализации и городских межвузовских Олимпиад по русскому языку. На кафедре экономических теорий ведётся систематическая научная работа с учащимися дневного и заочного отделения, осуществляется руководство по подготовке студентов к участию в вузовских, областных и республиканских научных олимпиадах.
Эффективным оказалось проведение с 2002 г. совместной конференции по НИРС, на которой студенты встречаются с разными гуманитарными проблемами, - исчезает монотонность, сталкиваются разные подходы, границы гуманитарного студенческого знания заметно раздвигаются. Особый интерес и внимание со стороны Центра проявляется к молодым докторантам, работающим над значимыми научными проблемами. Хорошей традицией в работе Центра стало обсуждение монографических публикаций своих коллег. В рамках воспитательной работы Центра проводятся ежегодные встречи преподавателей кафедр с учителями школ и учащимися, студентами дополнительных профилей по итогам педагогических практик.
Кафедра культурологии, придающая работе Центра системное качество, разрабатывает инновационные подходы в русле гуманитарных технологий и воспитательной работы со студентами. Таков опыт организации социокультурного практикума, который реализуется в форме абонементов «Театр-образование», «Музей-образование», «Музыка-образование», «Кино-образование», «Этнография-образование». Работа по абонементам ставит своей целью сформировать особое внеаудиторное образовательное и воспитательное пространство, в котором студенты осваивают поле культуры не в теоретическом, а в практическом плане.
Социокультурные практикумы пользуются успехом у студентов, которые посещают мероприятия во внеучебное время. Лидером является абонемент «Театр-образование», который работает уже тринадцатый учебный год. Этот культурно-образовательный проект высоко оценен Нижегородской общественностью: руководители проекта (ректор НГПУ, профессор Л.Е.Шапошников, советник ректората НГПУ профессор В.А.Глуздов, и заведующая кафедрой культурологии профессор В.А.Фортунатова) удостоены звания лауреатов премии Нижнего Новгорода. Опыт воспитательной работы Центра обобщён и представлен на Международной научно-практической конференции «Театр-Образование», проходившей в ноябре 2008 года в Нижнем Новгороде.
В главном здании университета создана театральная гостиная, в которой представлена информация о театральных спектаклях, ведущих актерах и режиссерах нижегородских театров, а также студенческие артрецензии, воплощающие в себе образно-смысловую идею театральной подготовки средствами живописи и графики. Эти работы оказались очень удачными, во многом неожиданными и вызвали большой интерес как студентов и преподавателей университета, так и театральных деятелей.
В воспитательной работе Центра складываются новые интересные традиции, направленные на развитие творческих возможностей студентов. Это студия «Креасофия», работающая при кафедре философии, подготовка стендов всеми кафедрами Центра, выставки студенческих графических работ «Книга и культура», которые проводятся кафедрой культурологии, межвузовский фестиваль национальных культур, инициатором и организатором которого стала кафедра культуры русской речи.
В настоящее время кафедры Центра заняты созданием электронных учебных пособий по дисциплинам гуманитарно-социально-экономического цикла, ориентированных на различные целевые группы обучающихся, содержательным наполнением порталов по социологии, культурологии, экономической теории и другим дисциплинам.
Структура подразделения
В состав Центра входят 5 общеуниверситетских кафедр: философии, культуры русской речи, социологии и политологии, экономических теорий, культурологии.
Основные направления информационного сопровождения
Центр создан в качестве структурного учебного подразделения решением Ученого совета педуниверситета 11.11.1994 г.(разработано положение о Центре) «в целях более полной реализации принятой в НГПУ модели многоуровневого высшего педагогического образования». Первое заседание Центра состоялось 20.03.1995 г.
Ответственный за обновление информации о подразделении: лаборант кафедры культурологии НГПУ,
тел.: (831) 436-04-90 (добавочный 279), e-mail: , .
Последнее обновление: 27 мая 2009 г.