Нижегородский государственный
педагогический университет

english version of the sitefrench version of the sitegerman version of the sitevietnamese version of the siteturkish version of the sitechinese version of the sitearabian version of the site
главная новости абитуриенту контакты факультеты кафедры библиотека учебный процесс заочное обучение второе высшее курсы повышения квалификации приказы фотоальбом конкурсные торги стандарты образования

Отделы и центры | Центр качества подготовки специалистов

Памятка студенту по рейтинговой системе оценки качества подготовки студентов

Уважаемый студент! В НГПУ с 20011/2012 учебного года введена рейтинговая оценка качества подготовки студентов. Ниже даны ответы на 12 самых важных вопросов о рейтинге.

1. Что такое рейтинг?

Рейтинг – это сумма баллов, которую получает студент на основе оценки всех видов деятельности по дисциплинам учебного плана, а также за участие в общественной работе. Рейтинговая система позволяет ранжировать студентов по достигнутым результатам и определять успешность их обучения в университете.

2. Для чего нужен рейтинг?

Рейтинг используется с целью стимулирования самостоятельной систематической работы студентов, раскрытия их творческих способностей. Рейтинговая система предназначена для повышения мотивации учебной деятельности студентов, для объективности и достоверности оценки уровня их подготовки и используется в качестве одного из элементов управления учебным процессом в университете. Получение баллов позволяет студентам четко понимать механизм формирования оценки по дисциплине, что исключит конфликтные ситуации при получении итоговой оценки; осознавать необходимость систематической и регулярной работы по усвоению учебного материала; стимулировать саморазвитие и самообразование.

3. Как формируется рейтинг по дисциплине?

Рейтинг по дисциплине формируется на основе оценки в баллах качества выполнения студентом всех видов самостоятельной аудиторной и внеаудиторной работы, предусмотренных рейтинг-планом по дисциплине. В течение семестра осуществляется текущий и рубежный контроль. В ходе текущего контроля в течение семестра могут оцениваться различные виды деятельности студентов, например, работа с литературой (конспектирование, рецензирование, аннотирование и т.п.), выполнение домашних заданий, тестирование или выполнение контрольной работы по отдельной теме, выступление с докладом, сообщением, устный ответ по теме и др. Рубежный контроль проводится после изучения какого-либо раздела (2-4 раза в семестр). Он может включать оценку таких видов работы, как: подготовка реферата, разработка и защита портфолио, тестирование или выполнение контрольной работы по разделу, выполнение творческого семестрового домашнего задания и др.

4. За что начисляются поощрительные баллы?

Преподаватель может добавить поощрительные баллы за выступление на научном семинаре или конференции; за участие в конкурсах, олимпиадах; за активную работу на аудиторных занятиях и участие в диспутах, в деловых играх, в круглых столах; за публикации статей и другие достижения студентов. Могут быть оценены и личные качества студента (творческий подход при выполнении заданий; ответственность и активность на занятиях; прилежание, дисциплинированность и трудолюбие, степень самостоятельности и инициативность и др.). Общая сумма добавляемых (поощрительных) баллов не может быть больше 15.

5. За что начисляются штрафные баллы?

Рейтинговая система оценки позволяет фиксировать отдельные нарушения исполнительской дисциплины студентов и вводить штрафные баллы (они вычитаются из общей суммы баллов). Штрафные баллы могут быть введены, например, за пропуски учебных занятий по неуважительной причине, за несвоевременное выполнение обязательных видов деятельности, за сдачу отчета позже установленного срока.

6. Что такое рейтинг-план по дисциплине?

Оценка работы студента в течение семестра осуществляется ведущим преподавателем в соответствии с разработанной на кафедре системой контроля и рейтинг-плана дисциплины. В рейтинг-плане определены все виды текущего и рубежного контроля, а также указано минимальное и максимальное количество баллов, которое студент может получить за каждый вид деятельности, выполняемой в аудиторное и внеаудиторное время. Рейтинг по каждой дисциплине рассчитывается в пределах 100 баллов. Студент должен выполнить все обязательные виды деятельности, предусмотренные рейтинг-планом, и получить за каждую тему (раздел, контрольную работу) баллы в интервале от минимума до максимума, заявленного преподавателем. Минимум баллов студент должен набрать за выполнение каждого обязательного вида деятельности, предусмотренного рейтинг-планом. Максимальные баллы, полученные по одной теме, не перераспределяются на другие виды деятельности.

Рейтинговые баллы набираются студентами в течение всего периода изучения дисциплины и фиксируются путем занесения в ведомость учета рейтинговых баллов студентов.

7. Как получить информацию о рейтинге по дисциплине?

Преподаватель должен информировать студентов: а) в начале семестра: о критериях оценки за выполнение всех видов деятельности по учебной дисциплине; о сроках выполнения различных видов учебной деятельности; б) в течение семестра: о результатах каждого контрольного мероприятия; о достигнутых результатах по предмету (не реже 1 раза в месяц); в) в конце семестра: об индивидуальном рейтинге.

8. Как выставляется итоговая оценка по дисциплине?

Учебным планом могут быть предусмотрены следующие формы итоговой аттестации по дисциплине в семестре: ФПА без оценки (зачет), ФПА с оценкой, экзамен. Итоговая оценка выставляется следующим образом:

Вид ФПА Способ оценивания
ФПА без оценки (зачет) Зачет выставляется на основе рейтинга. Сумма баллов для выставления зачета должна быть от 55 до 100. (При сумме баллов меньше 55 выставляется "не зачтено").
ФПА с оценкой Оценка выставляется на основе рейтинга за семестр в соответствии со следующей шкалой перевода рейтинговых баллов в 5-балльную систему оценивания: 55–70 баллов – «удовлетворительно»; 71–85 баллов – «хорошо»; 86–100 баллов – «отлично». (При сумме баллов меньше 55 выставляется "неудовлетворительно").
Экзамен Оценка выставляется на основе рейтинга за семестр и баллов, полученных на экзамене. Сумма баллов за семестр для допуска к экзамену должна быть от 45 до 70. (При сумме баллов меньше 45 студент не допускается к экзамену). Положительная оценка на экзамене определяется в интервале от 10 до 30 баллов.
Баллы за семестр и за экзамен суммируются, и выставляется итоговая оценка в зачетную книжку и в ведомость в соответствии со следующей шкалой перевода рейтинговых баллов в 5-балльную систему оценивания: 55–70 баллов – «удовлетворительно»; 71–85 баллов – «хорошо»; 86–100 баллов – «отлично».

9. Что делать, если студент:

а) не участвовал в каких-либо контрольных мероприятиях в срок по уважительной причине, подтвержденной документально?

В этом случае преподаватель должен предоставить ему возможность выполнить указанные мероприятия. Сроки ликвидации возникшей задолженности устанавливаются преподавателем и контролируются деканатом, исходя из общего количества дней, пропущенных по уважительной причине.

б) набрал менее 55 баллов по дисциплине с "ФПА без оценки" на конец семестра?

В этом случае у него имеется возможность получить зачет при дополнительном опросе. Однако независимо от полученной при этом оценки сумма рейтинговых баллов по учебной дисциплине будет только 55.

в) набрал менее 55 баллов по дисциплине с "ФПА с оценкой" или менее 45 баллов по дисциплине с экзаменом на конец семестра?

Студент может с разрешения деканата во время, указанное преподавателем, ликвидировать отставание. Однако независимо от полученной при этом оценки сумма рейтинговых баллов по учебной дисциплине будет только 55 или 45 соответственно.

10. Что такое индивидуальный рейтинг студента и как он формируется?

По окончании каждого семестра деканатом определяется индивидуальный рейтинг студента как среднее значение от общей суммы рейтинговых оценок по дисциплинам в семестре с учетом трудоемкости каждой дисциплины. При определении семестрового рейтинга учитывается рейтинговая оценка за практику и за выполнение семестровой курсовой работы, если они предусмотрены в семестре. Решением стипендиальной комиссии могут быть добавлены баллы социального рейтинга (в пределах 15 баллов).

11. Что такое социальный рейтинг?

Примерные показатели социального рейтинга: 1) активное участие в работе общественных студенческих организаций и объединений; 2) участие в спортивных соревнованиях и спортивно-массовых мероприятиях; 3) участие в художественном творчестве и культурно-массовых мероприятиях; 4) другие виды общественно-полезной деятельности (трудовые десанты, волонтерские акции и т.п.).

12. Каковы преимущества и возможности рейтинговой системы?

Рейтинг влияет:

  • на начисление стипендии;
  • на определение по итогам семестра (учебного года) лучшего студента курса, факультета, университета; лучшей студенческой группы; лучшего факультета (направления);
  • на получение различных форм поощрения: предоставления преимущественного права при поступлении в магистратуру и аспирантуру; присуждения грантов для обучения или стажировок в зарубежных вузах; выдвижения на получение специальной (именной) стипендии; рекомендации при устройстве на работу и др. Для этого по результатам каждого семестра, каждого курса, а также по результатам итоговой государственной аттестации выпускников определяется индивидуальный рейтинг студента.

«Памятка» разработана членами Центра качества подготовки специалистов НГПУ: Н.Н. Деменевой; Т.К. Беляевой; Ж.И. Можновой; О.Н. Прохоровой

Последнее обновление: 2 сентября 2011 г.


Адрес НГПУ: 603950, г. Н.Новгород, ул. Ульянова, д. 1 наверх ]