Нижегородский государственный
педагогический университет

english version of the sitefrench version of the sitegerman version of the sitevietnamese version of the siteturkish version of the sitechinese version of the sitearabian version of the site
главная новости абитуриенту контакты факультеты кафедры библиотека учебный процесс заочное обучение второе высшее курсы повышения квалификации приказы фотоальбом конкурсные торги стандарты образования

Общеуниверситетские кафедры

Кафедра социальной психологии

Зав.кафедрой: Гапонова София Александровна, профессор, доктор психологических наук.
Тел. 439-01-47, ауд.: 125 (II корпус).

Специальности  | Сотрудники  | Дисциплины  | Спецкурсы  | Кафедра сегодня  | Аспирантура  | Внешние связи ]

Специальности и направления

Код специальности
(направления)
Название
020400 (030301) специальность: психология
специализация: социальная психология

Сотрудники кафедры

Ф.И.О. Должность
Профессорско-преподавательский состав
Гапонова София Александровна доктор психологических наук, профессор, зав.кафедрой
Волкова Елена Николаевна доктор психологических наук, профессор, директор института психологии
Чиркова Тамара Ивановна доктор психологических наук, профессор
Глуздова Ольга Викторовна кандидат психологических наук, доцент
Морозова Людмила Борисовна кандидат психологических наук, доцент
Ладыкова Ольга Вениаминовна кандидат психологических наук, доцент
Ярыгина Наталья Юрьевна кандидат психологических наук, старший преподаватель
Пыжьянова Мария Александровна кандидат психологических наук, старший преподаватель
Бирюкова Людмила Александровна кандидат психологических наук, старший преподаватель
Черникова Светлана Александровна ассистент
Залавина Светлана Александровна ассистент
Скитневская Лариса Витальевна ассистент
Майорова Ирина Александровна ассистент
Учебно-вспомогательный персонал
Бояркин Илья Викторович лаборант
Еслисеева Екатерина Юрьевна лаборант

Дисциплины

  • Соц. психология личности,
  • мотивация совместной деятельности,
  • психология соц. познания,
  • психология межгрупповых отношений,
  • клиническая психология,
  • соц. психология управления,
  • психология маркетинга,
  • психология труда,
  • дифференциальная психология,
  • физиогномика,
  • психодиагностика,
  • теория и практика социального планирования,
  • профессиональный стресс,
  • соц. психологические факторы в регуляции интеллектуальной деятельности,
  • консультативная психология,
  • психология делового общения,
  • психологический практикум,
  • эргономика

Спецкурсы

  • Методы социально-психологического исследования,
  • соц. психология личности,
  • психология массового сознания,
  • психология соц. познания,
  • политическая психология,
  • основы социально-психологического тренинга,
  • история соц психологии,
  • психология малой группы,
  • соц психология управления,
  • психология межгрупповых отношений,
  • психология семьи в контексте семейного консультирования и психотерапии,
  • профессиональный стресс,
  • психология религии,
  • конфликтология,
  • психология детских и подростковых групп,

Кафедра сегодня

Научно-исследовательская работа

В 2008 году продолжалось развитие научных исследований в рамках основных научных направлений кафедры «Развитие субъектности в онто- и профессигенезе», «Насилие и жестокое обращение с детьми как причина асоциального детства» и «Исследование личностных, возрастных и социокультурных особенностей участников образовательного пространства школы и вуза».

Защищена кандидатская диссертация соискателями: Ревиной И.А., по теме: «Формирование готовности к осознанному выбору будущего образовательного профиля и будущей профессии в подростковом возрасте» (руководитель д. псих.н., проф. С.А.Гапонова); Хохловой Е.В. по теме «Конструктивная агрессивность в формировании навыков ассертивного поведения студентов вуза» (руководитель д.псих.н., проф. С.А. Гапонова); Сергеевой О.М. «Влияние экзаменационного стресса на учебную мотивацию студентов вуза» (руководитель д.псих.н., проф. С.А. Гапонова).

В 2008 году получили свое дальнейшее развитие направления исследований кафедры «Развитие субъектности человека в онтогенезе» и «Насилие и жестокое обращение с детьми как причина асоциального детства». Эти направления работы реализуются при грантовой поддержке:

  • Проект 2007 - 2012 гг. «Development of Educational Materials for Prevention of FAS in Russia», направленный на профилактику Алкогольного синдрома плода
  • Проект изучения насилия над детьми (ICAST)

В 2008 году сотрудники кафедры осуществляли научно-методическое руководство психологического сопровождения деятельности следующих образовательных учреждений Нижегородской области: школа № 186; Мореновская школа-интернат; школа № 14 г. Дзержинска; МОУ СОШ № 109, Центр обучения и развития одаренных детей; общеобразовательная школа п. Б.Козино.

На базе кафедры проведена региональная научно-практическая конференция «Профилактика психологического насилия в семье» (октябрь 2008 г.).

Инициативная НИР кафедры представлена отзывами на диссертации:

  • Ведущей организации - 1
  • Официального оппонента на кандидатские диссертации - 12
  • На авторефераты - 12

Публикации

  1. Гапонова С.А., Шавенков А.А. Учебно-методическое пособие «Англо-русский (русско-английский) словарь-справочник по психологии». -Н.Новгород: изд-во НГПУ, 2008. 129 с./8,1 п.л.
  2. Гапонова С.А., Князева Т.Н. Учебно-методическое пособие для магистрантов «Психология высшей школы». -Н.Новгород: изд-во НГПУ, 2008. 31 с./2,0 п.л.
  3. Дмитриева Е.Е., Семенова Л.Э. и др., Гапонова С.А., Т.И.Чиркова, Морозова Л.Б. и др. «Методические рекомендации по подготовке к Государственному экзамену для студентов специальности 030301.65 - Психология.» -Н.Новгород: изд-во НГПУ, 2008. 47 с./3,1 п.л.
  4. Морозова Л.Б. Учебно-методическое пособие «Психологическое консультирование». -Н.Новгород: изд-во НГПУ, 2008. 67 с. /4,2.п.л.
  5. Чиркова Т.И. Учебно-методическое пособие для студентов психологических факультетов «Методологические основы психологии. Практикум. Часть 1» -Н.Новгород: изд-во ВГИПУ, 2008. 95 с./6,0 п.л.

Научные труды (за 2008 г.)

№ п/п Наименование труда Место издания, издающая организация (название издательства) или журнал (год, номер) Кол-во печатных листов. Тираж Соавторы работ
1. Влияние коммуникативных особенностей квалификационных испытаний на функциональное состояние студентов вуза Коммуникативистика: прикладные аспекты социально-гуманитарного знания //Материалы IV Всероссийской научно-практической конференции, Н.Новгород: ГВШЭ, 2008. – С. 164-169. 0,5 п.л.   Гапонова С.А.
2. Психология высшей школы: Учебно-методическое пособие для магистрантов Н.Новгород: НГПУ, 2008 2/1 п.л. 60 экз. Гапонова С.А. Князева Т.Н.
3. Англо-русский (русско-английский) словарь-справочник по психологии Н.Новгород: НГПУ, 2008 8,1/4 п.л. 100 экз. Гапонова С.А. Шавенков А.А.
4. Опыт применения интерактивной техники «Форум-театр» в работе школьного психолога с агрессивными подростками Приволжский научный журнал, № 3, 2008. – С.149-154. 0,7/0,35п.л.   Гапонова С.А. Прохорова Е.Н.
5. Методические рекомендации по подготовке к государственному экзамену для студентов специальности 030301.65 – Психология. Н.Новгород: НГПУ, 2008 3,1/0,22 п.л. 100 экз. Гапонова С.А. Чиркова Т.И., Ладыкова О.В., Морозова Л.Б., Глуздова О.В., Ярыгина Н.Ю. (совм. с кафедрой возрастной и пед. психологии, всего 14 авторов)
6. Преподаватель как фактор воздействия на психическое состояние студентов вуза Психологическая наука и практика: проблемы и перспективы //Материалы международной научно-практической конференции: Н.Новгород: ННГАСУ, 2008. С.9-12. 0,3 п.л.   Гапонова С.А.
7. Современная школа, как фактор риска и благоприятное условие развития личности ребенка Психология и современное Российское образование // Материалы IV Всероссийского съезда психологов образования в России: Москва,2008. С.298. 0,3/0,15 п.л.   Гапонова С.А. Майорова И.А.
8. Детерминанты функциональных психических состояний студентов в образовательном пространстве вуза Труды Нижегородского государственного педагогического университета. Серия «Социально-гуманитарные науки», № 1, 2008. С.59-68. 1,25 п.л.   Гапонова с.А.
9. Психологическое консультирование. (Учебно-методическое пособие) Н.Новгород: Изд-во НГПУ, 2008. – 82 с. 5,1 60 экз. Морозова Л.Б.
10. Психологическая готовность выпускников военной кафедры к деятельности в возможных экстремальных условий Психологическая наука и практика: проблемы и перспективы. Материалы международной научно-практической конференции. Н.Новгород, 2008. С.150 –154. 0,4/0,2   Морозова Л.Б. Юрченко Ю.
11. Психологическое содержание субъектности младшего школьника Педагогическое обозрение, № 2-3, 2008. – С.101-108. 0,5 п.л.   Пыжьянова М.А.
12 Методологические основы психологического практикума Учебное пособие, Н.Новгород: ВГИПУ, 2009. 15 п.л. 500 экз. Чиркова Т.И.
13 Возможности методологии психологии в профессиональной подготовке студентов Психологическая наука и практика: проблемы и перспективы //Материалы международной научно-практической конференции, Н.Новгород: ННГАСУ, 2008. С.29-34. 0,5 п.л.   Чиркова Т.И.
14 Возможности развивающего общения преподавателей со студентами в решении проблем профессионального обучения Коммуникативистика: прикладные аспекты социально-гуманитарного знания //Материалы IV Всероссийской научно-практической конференции, Н.Новгород: ГВШЭ, 2008. – С.207-210. 0,5 п.л.   Чиркова Т.И.
15 Изучение отношения к природе как фундамент экологического образования и основа формирования экологической культуры школьников Материалы международной научно-практической конференции. Психология наука и практика,: Н.Новгород, ННГАСУ 2008. С. 143 -145 0,2 п.л.   Ладыкова О.В. Морохина Г.Н.
16 Опыт изучения отношения к природе как фундамента формирования экологической культуры школьников (на примере Рустайской средней школы Материалы Всероссийской научно–практической конференции. Москва-Арзамас: NOTA BENE, 2008. С.90-92. 0,2/0,1 п.л   Ладыкова О.В. Морохина Г.Н.
17 Изучение особенностей отношения родителей с детьми – первоклассниками и подростками Психологическая наука в образовательном пространстве //Материалы пятой региональной научно-практической конференции: Н.Новгород НГПУ, 2008. С.150-152. 0.3 /0,15 п.л.   Ладыкова О.В. Пылунина М.С.
18 К вопросу о подготовке специалистов-психологов по изучению проблем пожилых людей Психологическая наука в образовательном пространстве //Материалы пятой региональной научно-практической конференции: Н.Новгород НГПУ, 2008. С. 46-48. 0,3/0,15 п.л.   Ладыкова О.В. Кадырова В.Х.
19 Влияние развивающего обучения на профессиональное самоопределение старшиклассников. Вестник Костромского гос. Университета им.Н.А. Некрасова Сер. «Психологические науки «Акмеология образования»», Т.12, № 5.С.69-73. 0,5/0,25   Майорова И.А. Ревина И.А.
21 Условия успешного взаимодействия педагога с учащимися Психологическая наука и практика: проблемы и перспективы //Материалы международной научно-практической конференции, Н.Новгород: ННГАСУ, 2008. С. 257-260. 0,3 п.л.   Скитневская Л.В.
22 Проблемы насилия над детьми и пути их решения Спб.:Питер, 2008. 16,0   Волкова Е.Н. Бирюкова Л.А. ЛадыковаО.В. Ярыгина Н.Ю. Николина В.В. Дмитриева Е.Е. Каштанова С.Н. и др.
23 Экспертиза психологической безопасности образовательной среды Психология безопасности как основа гуманитарных технологий в социальном взаимодействии: Научно-методические материалы / Под ред. И.А.Баевой. СПб.: ООО «Книжный Дом», 2008, С. 71-78; 120-127; 131-153. 1,0   Волкова Е.Н
24 The Psychological Trauma as a Consequence of Child Abuse «Trauma and Resilience», Ш Intarnational Forum, Blagoevgrad, Bulgaria, 1-3 Jule, 2008, P.14-16 0,4   Волкова Е.Н. Желевская М.А.
25 The interrelation between the value of psychological trauma and self-esteem Towards a Caring and Non-Violent Community: A Child’s Perspective, XVII ISPCAN International Congress on Child Abuse and Neglect, Hong Kong, S.A.R., China, 7-10 September, 2008. 0,1   Волкова Е.Н.
26 The Spreading of Child Abuse and Neglect in Russia Towards a Caring and Non-Violent Community: A Child’s Perspective, XVII ISPCAN International Congress on Child Abuse and Neglect, Hong Kong, S.A.R., China, 7-10 September, 2008 0,1   Волкова Е.Н.
27 World Perspectives Surveys: Russia.Тезисы World Perspectives on Child Abuse. 8-th Edition. The International Society for Prevention of Child Abuse and Neglect, Chicago,USA,2008.P. 211 0,1   Волкова Е.Н.
28 Основные направления экспертизы психологической безопасности образовательной среды Материалы IV Всероссийского съезда психологов образования России «Психология и современное Российское образование», Москва, 8-12 декабря, 2008 г. 0,5   Волкова Е.Н.

Аспирантура

При кафедре имеется аспирантура.

Внешние связи, сотрудничество

В 2008 году продолжилось традиционное сотрудничество кафедры с ПИ РАО (г. Москва), РГПУ им. Герцена (г. Санкт-Петербург), Софийским университетом им. Св.Кл.Охридского, Университетом штата Оклахома (США), Нижегородским филиалом московского гуманитарного университета, психологическим факультетом Тамбовского государственного университета им. Державина, с Арзамаским государственным педагогическим институтом им. Гайдара (АГПИ), Волго-Вятской академией государственной службы (ВВАГС), Саровским физико-техническим институтом (СарФТИ), Нижегородским государственным университетом им. Н.И. Лобачевского (ННГУ), Нижегородским центром одаренных детей, Нижегородским институтом развития образования (НИРО), с консорциумом «Социальное здоровье России» (Москва), Нижегородским государственным лингвистическим университетом им. Добролюбова (НГЛУ), Нижегородским филиалом международного славянского института, Университетом Российской академии образования (УРАО), Государственной библиотекой им. В.И. Ленина, Центром социальной реабилитации участников боевых действий «Витязь», психологическим факультетом санкт-петербургского государственного университета (СПбГУ).

Ответственный за обновление информации о кафедре: Бояркин Илья Викторович, лаборант,
E-mail: .

Последнее обновление: 24 апреля 2009 г.


Адрес НГПУ: 603950, г. Н.Новгород, ул. Ульянова, д. 1 наверх ]