Высшее образование, или Итоги — 2002

Наиболее важным итогом 2002 года, несомненно, стал VII съезд российского Союза ректоров. Тогда в актовом зале МГУ собрались свыше 2 тысяч человек и более 830 ректоров не только России, но и стран СНГ. Президент российского Союза ректоров Виктор Садовничий, ректор МГУ, напомнил о главных принципах российского образования — государственность, всесословность и фундаментальность. Съезд предложил закрепить за университетами статус научных организаций, освободить вузы от непосильного налогового бремени, дать возможность распоряжаться заработанными деньгами, что позволит развиваться вузовской науке. Ректоры также предложили компенсировать изъятые по налогам внебюджетные средства, которые идут на развитие учебного процесса.

На съезде шла речь о нововведениях в образовании. Виктор Садовничий выразил общее опасение ректоров, что абсолютизация и монопольное положение ЕГЭ может нанести ущерб системе образования: поиск талантов не может ограничиться лишь одной формой проверки знаний — тестами. Не получится ли, что сдавший ЕГЭ не в состоянии будет освоить программу 1-го курса вуза.

Речь шла и о внедрении ГИФО. Известно, что первыми «удар модернизации» приняли на себя шесть вузов республик, участвующих в эксперименте, — Чувашии, Якутии и Марий Эл. В 2002 г. они зачисляли студентов по специальным денежным сертификатам, которые делились на пять категорий: первая давала абитуриенту 14,5 тысячи рублей, вторая — 7,5 тысячи, третья — 3900, четвертая — 2800, пятая — 1200 рублей. Разработчики этой реформы уверяют, что денежное наполнение ГИФО может расти в зависимости от финансирования образования. Главной же трудностью, по их мнению, были проблемы, связанные с несовершенством нормативно-правовой базы. Съезд ректоров выразил свое отношение к ГИФО: «эксперимент привнесет в гарантированное Конституцией России право на образование элементы искусственной имитации рыночных отношений». Система ЕГЭ-ГИФО не предполагает 100-процентную оплату образования студентов, принятых на бюджетные места. В конституции нет нормы «полуплатное» или «частично неплатное образование».

Более двухсот известных профессоров Москвы и Санкт-Петербурга направили коллективное письмо руководству страны, в котором выразили серьезное беспокойство планами реформ.

Экспериментальные вузы убедились: ГИФО тесно связано с ЕГЭ. А отсюда еще одна проблема — как быть с талантами, ведь учитывается сумма приведенных баллов, и незнание, к примеру, русского ее резко уменьшало. Приняли решение — победители олимпиад будут получать достаточно высокие категории ГИФО независимо от остальных предметов. Ректоры озабочены и последствиями ЕГЭ: вместо ожидавшегося сокращения репетиторства практически везде набирает силу платное «натаскивание» на тесты и репетиционные испытания.

Девиз прошлого 2002 года — качество образования. В России сейчас вместе с филиалами свыше 3200 вузов. Все они выдают ы одинакового образца, но не все гарантируют одинаково качественное образование. Чтобы его контролировать, нужны особые структуры. И Министерство образования создало «полицию качества» — таково рабочее название Государственной аттестационной службы. В ее полномочиях — отзыв лицензий у вузов, не соответствующих образовательным стандартам. «Полицейские качества» могут неожиданно появиться на лекциях, семинарах, на защитах кандидатских диссертаций и ных работ, а потом вынести окончательный вердикт — достоин или нет вуз государственной аккредитации.

Досталось в основном филиалам вузов, у многих из которых, как оказалось, нет ни учебной базы, ни преподавателей должной квалификации. Министерство всерьез занялось нарушителями Федерального закона «О высшем и послевузовском образовании». Восемь вузов уже лишены лицензии, а над 10 нависла угроза лишиться таковой. Например, лицензий негосударственного образовательного учреждения лишили Международную академию маркетинга и менеджмента («МАМАРМЕН») в Москве. Учредители или сам «МАМАРМЕН» обязаны вернуть деньги слушателям. Лицензионные требования и нормативы не выполнялись и в филиале Московского государственного социального университета в Кисловодске, где число обучающихся студентов во много раз превышало норму, а в Пятигорском филиале Международной академии предпринимательства вообще обучали студентов без лицензии. Тенденция года — уменьшение негосударственных вузов. Среди них остались действительно сильнейшие.

Нерешённая проблема 2002 года — торговля ами о высшем образовании, которую Виктор Садовничий сравнил с наркобизнесом, подчеркнув, что липовые ы «поражают» человека на всю жизнь.

Чтобы обеспечить кадрами образование, здравоохранение и сельское хозяйство, планируется ввести систему возвратных субсидий. Введение субсидирования, вероятно, будет вначале экспериментальным, как и ГИФО. Механизм субсидирования таков: тот, кто не поступит на бесплатные бюджетные места, сможет зать договор о возвратных субсидиях. После обучения молодой специалист должен либо отработать по направлению 3-5 лет, либо вернуть долг. По мнению профессора Юрия Чеботарева, ректора Саратовского государственного технического университета и заместителя рабочей группы Координационного совета Министерства образования РФ, разрабатывающего документы введения системы государственных возвратных субсидий, размер субсидии как минимум должен быть 60-70 тысяч рублей (ведь эти деньги рассчитаны на пять лет). Заместитель Департамента экономики Министерства образования Олег Вишневский предполагает, что субсидию будут выдавать уже к лету 2004 года. Пока же нет закона, который мог бы обязать выпускника вуза отправиться на работу туда, где в нем нуждается государство. Кроме того, в этом году принят федеральный закон о целевом приеме студентов.

2002 года подтвердил высокий спрос на высшее образование. Сегодня  — не только дань моде, но и гарантия трудоустройства. Сразу после окончания школы 75 процентов выпускников штурмуют приемные комиссии вузов. С ростом спроса увеличиваются и цены. Если в среднем по России достаточно выложить от 150 до 600 долларов в год, то в Москве это — от 1,5 тысячи долларов до шести тысяч долларов в год за обучение. Однако число студентов, обучающихся за деньги, превысило число бюджетников и приблизилось к 54 процентам. Среди самых востребованных профессий — программисты, специалисты с ами в области техники, финансов, менеджмента, рекламы, маркетинга и юриспруденции.

И, наконец, вопрос, касающийся Болонской декларации, принявшей двухступенчатую систему образования — бакалавр-магистр. Россия в Болонскую декларацию не входит. И состоится ли присоединение — еще вопрос. На съезде российских ректоров с восторгом было принято предложение Виктора Садовничего создать Московскую декларацию, которая объединила бы все страны СНГ и тех наших соседей, чьи молодые граждане хотят учиться в России.
 

(В информации использован материал из «Учительской газеты»)
 


Это интересно: