Методический семинар по РКИ в «Русском зарубежье»

29 октября в Библиотеке-фонде «Русское зарубежье» прошел Третий городской методический семинар  «Современные методы преподавания русского языка как иностранного», организованный Учебно-издательским центром «Златоуст». На семинаре собрались преподаватели из ведущих вузов и языковых школ Москвы, Санкт-Петербурга, Нижнего Новгорода, Курска, Сочи, а также преподаватели  из Словении (г. Любляна) и Монголии (г. Эрдэнэт).

После предыдущего семинара был проведен опрос среди участников, который показал, что на следующей встрече преподаватели хотели бы  слышать меньше теоретических докладов, но больше мастер-классов,  практических советов, конкретных методических приемов по работе с учебными пособиями.  Просьбы были учтены.

Во вступительном слове А. В. Голубева, главный редактор издательства «Златоуст», познакомила собравшихся с новыми требованиями к уровням владения русским языком, опубликованными в 3-м номере журнала «Мир русского слова» за 2008 год. Этот документ  утвержден Министерством образования и науки в декабре 2007 года, а действует с 1 сентября 2008 года, но опубликован… только в октябре 2008 года. Тема применения новых требований на практике красной нитью прошла через весь семинар.

Выступление Д. В. Колесовой (СПбГУ) было посвящено обучению письма на продвинутом этапе (на материале пособий «Пишем эссе», «Золотое перо»). Дарья Владимировна призывала слушателей обратить внимание на то, какую роль сейчас играет развитие навыков грамотной письменной речи у студентов-иностранцев в связи с возрастающей ролью общения людей посредством Интернета. Можно спорить о том, насколько такое общение ближе к устной разговорной речи, нежели к письменной, однако, какой бы стиль студенты ни использовали, выходя в интернет-пространство, они всегда отдают свою речь на суд собеседников-читателей. Задача-максимум преподавателя – научить студента грамотно писать,  чуть более реальная цель – научить его видеть свои ошибки на письме и самостоятельно исправлять их.  

Н. Н. Белякова (МГУ) познакомила гостей семинара со своими новыми  разработками, ранее нигде не публиковавшимися. Тема «Словоизменительная система русского глагола в таблицах» пугает только поначалу. Уникальная особенность таблиц, которые Нина Николаевна представила на суд слушателей семинара, заключается в том, что такая непростая иностранцев тема, как образование глагольных форм (с учетом наличия в русском языке четырех классов и 14 групп формообразования), вдруг начинает казаться если не  простой, то увлекательной игрой – настолько логично и последовательно скомпонован весь материал.  По окончании выступления главный редактор издательства «Златоуст» А. В. Голубева к радости автора и всех собравшихся сообщила, что разработки Н. Н. Беляковой войдут в редакционный портфель издательства и будут изданы в 2009 году.

Мастер-класс по работе с новым учебным комплексом «Русский язык: 5 элементов» провела автор – Т. Л. Эсмантова.  Преподаватели узнали, что, помимо трех книг трех уровней (элементарный, базовый, 1-й сертификационный), в комплекс входят книги преподавателя, что само по себе знаменательно, поскольку авторы учебных пособий в последнее время не балуют своих коллег-преподавателей произведениями подобного жанра. Учебник интересен тем, что рекомендован к использованию в открытых или разноуровневых группах, когда состав учащихся всё время обновляется.  Татьяна Леонидовна обратила внимание на модульное построение учебника. Слушатели отметили целый ряд особенностей, не встречавшихся ранее в других пособиях: даны описания уровня владения языком; каждый блок из 5 уроков заканчивается контрольной (балльная система); к каждому уроку есть словарь; необычны тексты (подчас довольно провокационные), побуждающие студентов волей-неволей вступать в коммуникацию. 

Н. И. Пращук поделилась некоторыми практическими рекомендациями по поводу  применения тренировочных тестов в процессе обучения русскому языку как иностранному, познакомила коллег с теми принципами работы, которые применяются в процессе тестирования в ЦМО МГУ, а также продемонстрировала материалы к своей новой книге «Сборник диктантов студентов иностранцев: элементарный и базовый уровень».

Об особенностях построения курса на продвинутом этапе обучения (на материале пособия «Окно в Россию») поведала автор О. В. Хорохордина. Пособие  продвинутого этапа обречено на малую востребованность и относительно небольшой тираж – увы, до уровня С1-С2 нашим студентам – как той птице до середины Днепра. Тем удивительнее и приятнее, что на сегодняшний день «Окно в Россию» знают и с удовольствием используют – без преувеличения – во всем мире. Ольга Витальевна поделилась своими методическими  приемами, рассказала об изменениях, которые появятся в новой редакции учебника. Как пошутила главный редактор издательства «Златоуст» А. В. Голубева, переизданное пособие можно было бы назвать «Окном в новую Россию», поскольку той России, о которой шла речь в 1-м издании, уже не существует. Темы любого пособия  продвинутого этапа во многом связаны с политической и экономической ситуацией в стране и мире, с материалами газет и журналов, но жизнь меняется слишком стремительно, и то, что было актуально пять лет назад, сегодня оказывается забыто. И вот уже к герою-французу из первой редакции учебника приходит на помощь герой из Китая. Добро пожаловать!

В заключении семинара А. В. Голубева предложила вопрос, который можно было бы обсудить  на следующем, четвертом городском методическом семинаре: какую языковую личность можно считать сегодня образцовой при создании учебных материалов иностранцев?

В качестве возможных тем будущих встреч были предложены:  современная русская литература, ролевые , проектные методы. И слушатели, и организаторы семинара считают безусловной удачей то, что во  второй раз нас принимает у себя в гостях Библиотека-фонд «Русское зарубежье». В данном случае слова благодарности – не формальность, нам очень приятно продолжать наше сотрудничество и далее. Ирине Анатольевне Лопухиной и всем сотрудникам Фонда еще раз спасибо за  внимание и гостеприимство!   

А. С. Костикова,
издательство «Златоуст»

На семинаре работала выставка-продажа учебных пособий по РКИ

Слушатели Третьего городского методического семинара по методике преподавания РКИ

Ведет семинар А. В. Голубева, главный редактор издательства «Златоуст».
Д. В. Колесова (СПбГУ) рассказывает о проблемах обучения письменной речи на продвинутом этапе

Доклад Д. В. Колесовой вызвал оживленную дискуссию: А. В. Тананина (Гос. ИРЯ им. Пушкина), Т. Л. Эсмантова («Златоуст»)

Одно из самых интересных выступлений – доклад Н. Н. Беляковой (МГУ)

Р. Х. Анопочкина (РосНОУ)

Авторы пособия «Окно в Россию» –
О. В. Хорохордина (СПбГУ) и Л. Скороходов

По окончании семинара всем слушателям были вручены сертификаты


Это интересно: