Курс- "ГРАЖДАНСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ"
Основные идеи, принципы
и методологические подходы, реализуемые
в курсе гражданского образования
в начальных классах.
В курсе гражданского образования реализуется идея социализации личности. Важно организовать процесс усвоения ребенком опыта общественной жизни, создать условия для активного познания младшим школьником окружающей его социальной действительности, для освоения культуры человеческих отношений, социальных норм, необходимых для взаимодействия и сотрудничества с другими людьми. Центральным звеном социализации является гуманистическое воспитание школьников с опорой на общечеловеческие ценности.
Гражданское образование в начальных классах опирается на принцип гуманизации, согласно которому предметной основой общечеловеческого считается ценность личности, права человека, его свобода и достоинство. Гуманизация тесно связана с осуществлением личностно-ориентированного образования в начальной школе. Это предполагает создание благоприятных условий для раскрытия и развития способностей школьника, для его самоопределения, поворот школы к ребенку, уважение и доверие к нему, построение взаимодействия с ним на принципах сотрудничества.
Принцип ненасилия ориентирует педагогов на ненасильственную организацию педагогического процесса, при которой главное - не столько "внедрение" ценностей, идей в сознание ученика, сколько создание условий для их эмоционального проживания, личностного принятия. Необходимо также решать задачи, связанные с воспитанием у детей миролюбия, толерантности, умения понимать других людей на основе отрицания насильственных методов разрешения конфликтов. Принцип ненасилия предполагает развитие способности к принятию и пониманию другого человека, формирование ненасильственного отношения к природе, ко всему живому.
Курс гражданского образования опирается на идеи сотрудничества, в соответствии с которыми организуется совместная, взаимосвязанная деятельность учащихся и учителя, построенная на демократических принципах. Дети учатся сотрудничать друг с другом, с учителем, родителями и другими взрослыми. Педагогика сотрудничества основана на деятельностном подходе, она рассматривает школьника в качестве субъекта различных внутренне взаимосвязанных видов деятельности (учебной, игровой, трудовой, общественно полезной). С помощью современных способов деятельности и общения ребенок включается в такие формы активности, в которых он может освоить сущностные человеческие качества.
В курсе гражданского образования реализуются идеи развивающего обучения. Необходимо создавать у младших школьников зоны ближайшего развития, которые бы превращались со временем в требуемые психические новообразования.
В этом возрасте, по мнению В. В. Давыдова, должны возникать и развиваться следующие новообразования: учебная деятельность и ее субъект, абстрактно-теоретическое мышление, произвольное управление поведением.
Гражданское образование школьников предусматривает целостность педагогического процесса, осуществление в единстве воспитания и обучения, взаимосвязь учебной и внеучебной, школьной и внешкольной жизни ребенка.
Одним из ведущих принципов построения содержания курса гражданского образования является культурологический принцип. Он ориентирован на приобщение учащихся к достижениям духовной культуры разных стран и народов и осознание родной культуры как части мировой. Такой подход с использованием элементов страноведения дает возможность сравнивать, и учит по достоинству ценить свое, родное.
Основой формирования целостного образа мира является интегративньт подход, установление межпредметных связей с другими дисциплинами, изучаемыми в начальной школе. Это усиливает развивающие возможности курса гражданского образования.
[всё]
|