НИЖЕГОРОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

главная  >>  факультеты  >>  психолого- педагогический факультет   >>  
кафедра педагогики и методики начального образования

Курс- "ГРАЖДАНСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ"


задачи | принципы | Особенности | планирование | урок | итог | учебники | о проекте | всё

Особенности содержания курса гражданского образования
в начальных классах

Программа курса построена на основе сочетания всех основных элементов содержания образования: знаний, навыков и умений, опыта творческой деятельности и опыта ценностных ориентации. Знания, которые получают учащиеся при изучении курса, носят интегрированный характер. Они включают в себя понятия, термины, факты и сведения о природе, обществе и человеке. При этом центральное место занимают обществоведческие знания, практически не представленные в других учебных предметах начального образования.
Специфика курса гражданского образования определяется тем, что в нем главным, ведущим содержательным элементом является опыт ценностных ориентации, то есть эмоционально-чувственное, духовное отношение к миру и друг к другу. Курс гражданского образования способствует воспитанию нравственного, эстетического, оценочно-эмоционального отношения к действительности, создает условия для возникновения у младших школьников системы ценностей и мировоззренческих ориентиров.
Учащиеся могут приобрести и определенный опыт творческой деятельности, а также важнейшие социальные навыки и умения, связанные с взаимодействием со сверстниками, учителем, родителями. Формируемые у младших школьников общеучебные и творческие умения неспецифичны, они имеют надпредметный характер, а поэтому предлагаемые учащимся на уроках гражданского образования задания построены на основе связей с обучением грамоте, а также чтением, природоведением, математикой и др.
Курс гражданского образования строится на основе условно-концентрического принципа. Выделены четыре тематических блока, то есть раздела программы, в которых отражены общечеловеческие ценности, такие, как Земля, Отечество, семья, труд, знание, культура, мир, человек:

  1. Отечество. Родина. Россия.
  2. Познание мира.
  3. Культура разных народов.
  4. Семья и человек.

В 1 (2) классе каждый тематический блок изучается в течение одной четверти и имеет образное название.

  1. 1-я четверть. Дом, в котором мы живем.
  2. 2-я четверть. В путешествие по миру.
  3. 3-я четверть. В тридевятом царстве, в тридесятом государстве.
  4. 4-я четверть. Я и моя семья.

В УМК "Жар-птица" также выделены четыре тематиче-ских блока, соответствующие четырем учебным четвертям:

  1. Тепло родного очага.
  2. Над российскими просторами.
  3. Живем мы по соседству.
  4. Из страны детства в мир взрослых.

Внутри блока (четверти) учащимся предложены отдельные темы, содержательно связанные друг с другом. Все они отражают различные грани данного тематического раздела. Сначала рассматривается общий вопрос, выводящий на осмы-сление темы в целом. А затем следует более конкретный материал, позволяющий дать образное и разноплановое представление об отдельных частях целого, составляющих обобщенное понятие. Таким образом, учащиеся познают конкретное как единство в многообразии. Этот подход является характерным для развивающего обучения.

[всё]

    Наверх