Курс- "ГРАЖДАНСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ"
Особенности содержания курса гражданского образования
в начальных классах
Программа курса построена на основе сочетания всех основных элементов содержания образования: знаний, навыков и умений, опыта творческой деятельности и опыта ценностных ориентации. Знания, которые получают учащиеся при изучении курса, носят интегрированный характер. Они включают в себя понятия, термины, факты и сведения о природе, обществе и человеке. При этом центральное место занимают обществоведческие знания, практически не представленные в других учебных предметах начального образования.
Специфика курса гражданского образования определяется тем, что в нем главным, ведущим содержательным элементом является опыт ценностных ориентации, то есть эмоционально-чувственное, духовное отношение к миру и друг к другу. Курс гражданского образования способствует воспитанию нравственного, эстетического, оценочно-эмоционального отношения к действительности, создает условия для возникновения у младших школьников системы ценностей и мировоззренческих ориентиров.
Учащиеся могут приобрести и определенный опыт творческой деятельности, а также важнейшие социальные навыки и умения, связанные с взаимодействием со сверстниками, учителем, родителями. Формируемые у младших школьников общеучебные и творческие умения неспецифичны, они имеют надпредметный характер, а поэтому предлагаемые учащимся на уроках гражданского образования задания построены на основе связей с обучением грамоте, а также чтением, природоведением, математикой и др.
Курс гражданского образования строится на основе условно-концентрического принципа. Выделены четыре тематических блока, то есть раздела программы, в которых отражены общечеловеческие ценности, такие, как Земля, Отечество, семья, труд, знание, культура, мир, человек:
- Отечество. Родина. Россия.
- Познание мира.
- Культура разных народов.
- Семья и человек.
В 1 (2) классе каждый тематический блок изучается в течение одной четверти и имеет образное название.
- 1-я четверть. Дом, в котором мы живем.
- 2-я четверть. В путешествие по миру.
- 3-я четверть. В тридевятом царстве, в тридесятом государстве.
- 4-я четверть. Я и моя семья.
В УМК "Жар-птица" также выделены четыре тематиче-ских блока, соответствующие четырем учебным четвертям:
- Тепло родного очага.
- Над российскими просторами.
- Живем мы по соседству.
- Из страны детства в мир взрослых.
Внутри блока (четверти) учащимся предложены отдельные темы, содержательно связанные друг с другом. Все они отражают различные грани данного тематического раздела. Сначала рассматривается общий вопрос, выводящий на осмы-сление темы в целом. А затем следует более конкретный материал, позволяющий дать образное и разноплановое представление об отдельных частях целого, составляющих обобщенное понятие. Таким образом, учащиеся познают конкретное как единство в многообразии. Этот подход является характерным для развивающего обучения.
[всё]
|