Курс- "ГРАЖДАНСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ"
Курс "Гражданское образование в начальных классах" разработан авторским коллективом: Светлана Константиновна Тивикова, заведующая кафедрой начального образования НИРО, доцент, кандидат педагогических наук; Тамара Яковлевна Железнова, доцент кафедры педагогики и методики начального образования НГПУ, кандидат педагогических наук; Надежда Николаевна Деменева, доцент кафедры педагогики и методики начального образования НГПУ, кандидат педагогических наук; Наталья Юрьевна Яшина, старший преподаватель кафедры начального образования НИРО.
Учебно-методический комплекс по гражданскому образованию получил положительную оценку областного Экспертного Совета и экспертного совета НИРО.
Региональный курс для 1-2 класса трехлетней и 2-3 класса четырехлетней начальной школы. Образовательная область "Общественные дисциплины".
Курс создан в 1997-99 гг. при содействии Департамента образования и науки Нижегородской области, Нижегородского гуманитарного центра, Нижегородского института развития образования.
Курс гражданского образования в начальных классах рассматривается как пропедевтическая основа для изучения истории в начальной школе и граждановедения в основной.
Курс создает условия для первичной социализации ребенка, его нравственного развития, становления духовной основы и правовой культуры личности. Важной установкой его является воспитание, с одной стороны, чувства любви к своему Отечеству, гордости за свою страну, а с другой - уважения к культуре других народов, толерантности, доброжелательного отношения к другому человеку и принятия его таким, какой он есть, осознания детьми понятий "достоинство", "равенство", "справедливость", "совесть", "честь", "свобода" и др.
Курс гражданского образования включается в систему обучения в начальной школе как органическая ее часть и поэтому имеет интегративный характер, строится с учетом межпредметных связей с другими учебными предметами. Он способствует реализации общих целей начального образования, направлен в первую очередь на развитие личности младшего школьника, построен с учетом идей развивающего обучения и предполагает дифференцированный и индивидуальный подход к учащимся в процессе обучения, возможность проведения диагностики их логического и образного мышления, речи, репродуктивного и творческого воображения. Предполагается тесная связь учебного предмета "гражданское образование" с внеклассной работой и семейным воспитанием, что позволит более целенаправленно решать задачи нравственного воспитания детей, становления их мировоззрения, возникновения в их сознании необходимых ценностных ориентаций.
Основные идеи курса гражданского образования для начальной школы по УМК "Кораблик" и "Жар-птица" связаны с самоопределением ребенка, выявлением им смысла своей роли и своего значения, как в жизненном пространстве, так и во времени. Человек живет в пространстве, и многое может узнать о других странах и народах, о людях, живущих на Земле одновременно с ним. Человек существует во времени и может многое узнать о прошлом, об истории человечества, он стремится заглянуть и в будущее.
На первом году обучения по курсу гражданского образования особое внимание уделяется взаимосвязанным понятиям: Земля - жители Земли, земляне; Родина, Отечество, государство - гражданин своей страны; Россия, россиянин; Москва, Санкт-Петербург, Нижний Новгород, москвич, петербуржец, нижегородец, житель города, села; семья, член семьи (сын, брат, внук, племянник, дочь, сестра, внучка, племянница). Таким образом, ребенок ощущает себя в той или иной роли в зависимости от того пространства, которое в данный момент рассматривается как дом.
На втором году обучения по данному курсу и УМК "Жар-птица" главным для ребенка становится осознание себя во времени, ощущение себя частицей единого целого, пребывающего на стыке прошлого, настоящего и будущего. Ребенок осознает, что он тесно связан не только с людьми, которые живут с ним в одно время, но и с теми, кто был до него и кто будет после. И задача каждого человека - воспринимать себя важной составной частью всего человечества, каждый представитель которого должен знать и ценить свой род, свои корни, прошлое своего народа, замечать сходство и различие между людьми разных стран, видеть в этом различии возможность понять и удивиться друг другу и признать разнообразие важнейшим условием жизни на нашей планете. Ведь только память, доброта и красота помогают человеку оставаться Человеком.
Цель гражданского образования в начальной школе - создание условий для социализации растущей личности, для вхождения ее в гражданское правовое общество через становление отношений к миру и к себе в нем.
[всё]
|