НИЖЕГОРОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

главная  >>  факультеты  >>  психолого- педагогический факультет

Кафедра педагогики
и методики начального образования.




С 1985 года по настоящее время кафедрой заведует кандидат психологических наук Татьяна Михайловна Сорокина.

Сорокина Татьяна Михайловна  

НАУЧНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ КАФЕДРЫ

  • "Психолого-педагогические основы подготовки современного учителя начальных классов";
  • "Исследование психологических аспектов создания развивающих программ для младших школьников";

СОТРУДНИЧЕСТВО

Сотрудничество кафедры с фондом Сороса способствовало распространению новейших педагогических технологий среди учителей начальных классов как научной основы их инновационной деятельности. На базе средней школы № 186 организована научная лаборатория по проблемам развивающего обучения в начальной школе. Целью создания лаборатории является проведение экспериментальных исследований для разработки научно-педагогической концепции, сущность которой заключается в идее о том, что полноценное развитие ребёнка в процессе учения может осуществляться в условиях максимального учёта его исходной психологической готовности.

ИСТОРИЯ

В ноябре 1960 года на факультете создана кафедра по подготовке учителей начальных классов. Заведующими кафедрой в разное время были Ю.В.Русов, Б.И.Орловский, А.Н.Крылов, С.М.Миловская, З.Д.Кочаровская.

В 1974 году открыто дневное отделение по подготовке учителей начальных классов . В этот период на кафедре работают З.Д.Кочаровская (с 1978г –заведующая кафедрой), В.Н.Волостных, Л.Н.Изволенская, Г.А.Коваленко, А.А.Крюков, Е.Я.Куклина, Т.Г.Пешкова, В.В.Широков.

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ СВЕДЕНИЯ

Т.М.Сорокиной удалось создать целостный творческий коллектив, обладающий высоким научно-учебным потенциалом. За последние 15 лет кандидатами психологических и педагогических наук стали Н.Н. Деменева, Н.А.Кузьмина, Т.Я.Железнова, С.К.Тивикова, Т.Н.Князева, Е.Г.Гуцу, Е.В.Минаева, кандидатом биологических наук -В.В.Ягин. Вклад этой кафедры в научно-методическую работу НГПУ значителен. Так, М.И.Жаворонкова является руководителем университетской школы педагогического мастерства, Н.Н.Деменева – руководитель сектора по педагогическим технологиям при методическом отделе университета, Т.М.Сорокина совместно с Н.М.Зверевой руководят школой молодого педагога, Т.Я.Железнова – куратор НОУ НГПУ и председатель методической комиссии факультета, Н.А.Кузьмина – с 1993 года заместитель декана факультета, В.В.Ягин- заместитель начальника штаба ГО.

На кафедре опубликованы работы: Т.Я.Железновой, Т.М.Сорокиной "Педагогические теории и системы" Н.Новгород, 1995г.; Н.Н.Деменевой, Т.М.Сорокиной "Психодидактика" Н.Новгород, 1995г.; Н.Н.Деменевой, Т.Я.Железновой "Введение в педагогику" Н.Новгород, 1996г.; С.К.Тивиковой "Диагностика речевого развития младших школьников"Н.Новгород, 1996г.; "Человек и время: уроки по гражданскому образованию" Н.Новгород, 1997г.; Н.А.Кузьминой "Методика трудового обучения с практикумом" Н.Новгород, 1998г.; межвузовский сборник научных трудов "Развитие педагогического мышления у будущих учителей начальных классов" Н.Новгород,1996г. ; С.К.Тивиковой, Н.Н.Деменевой, Т.Я.Железновой совместно с преподавателем НИРО Н.Ю.Яшиной создан учебно-методический комплекс по гражданскому образованию для начальных классов "Кораблик" и "Жар-птица" Н.Новгород, 1999,2000гг.

Курс- "ГРАЖДАНСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ"


задачи | принципы | особенности | планирование | урок | итог | учебники | о проекте | всё
  Наша кафедра  

Курс "Гражданское образование в начальных классах" разработан авторским коллективом: Светлана Константиновна Тивикова, заведующая кафедрой начального образования НИРО, доцент, кандидат педагогических наук; Тамара Яковлевна Железнова, доцент кафедры педагогики и методики начального образования НГПУ, кандидат педагогических наук; Надежда Николаевна Деменева, доцент кафедры педагогики и методики начального образования НГПУ, кандидат педагогических наук; Наталья Юрьевна Яшина, старший преподаватель кафедры начального образования НИРО.

Учебно-методический комплекс по гражданскому образованию получил положительную оценку областного Экспертного Совета и экспертного совета НИРО.

Региональный курс для 1-2 класса трехлетней и 2-3 класса четырехлетней начальной школы. Образовательная область "Общественные дисциплины".

Курс создан в 1997-99 гг. при содействии Департамента образования и науки Нижегородской области, Нижегородского гуманитарного центра, Нижегородского института развития образования.
Курс гражданского образования в начальных классах рассматривается как пропедевтическая основа для изучения истории в начальной школе и граждановедения в основной.

Курс создает условия для первичной социализации ребенка, его нравственного развития, становления духовной основы и правовой культуры личности. Важной установкой его является воспитание, с одной стороны, чувства любви к своему Отечеству, гордости за свою страну, а с другой - уважения к культуре других народов, толерантности, доброжелательного отношения к другому человеку и принятия его таким, какой он есть, осознания детьми понятий "достоинство", "равенство", "справедливость", "совесть", "честь", "свобода" и др.
Курс гражданского образования включается в систему обучения в начальной школе как органическая ее часть и поэтому имеет интегративный характер, строится с учетом межпредметных связей с другими учебными предметами. Он способствует реализации общих целей начального образования, направлен в первую очередь на развитие личности младшего школьника, построен с учетом идей развивающего обучения и предполагает дифференцированный и индивидуальный подход к учащимся в процессе обучения, возможность проведения диагностики их логического и образного мышления, речи, репродуктивного и творческого воображения. Предполагается тесная связь учебного предмета "гражданское образование" с внеклассной работой и семейным воспитанием, что позволит более целенаправленно решать задачи нравственного воспитания детей, становления их мировоззрения, возникновения в их сознании необходимых ценностных ориентаций.
Основные идеи курса гражданского образования для начальной школы по УМК "Кораблик" и "Жар-птица" связаны с самоопределением ребенка, выявлением им смысла своей роли и своего значения, как в жизненном пространстве, так и во времени. Человек живет в пространстве, и многое может узнать о других странах и народах, о людях, живущих на Земле одновременно с ним. Человек существует во времени и может многое узнать о прошлом, об истории человечества, он стремится заглянуть и в будущее.
На первом году обучения по курсу гражданского образования особое внимание уделяется взаимосвязанным понятиям: Земля - жители Земли, земляне; Родина, Отечество, государство - гражданин своей страны; Россия, россиянин; Москва, Санкт-Петербург, Нижний Новгород, москвич, петербуржец, нижегородец, житель города, села; семья, член семьи (сын, брат, внук, племянник, дочь, сестра, внучка, племянница). Таким образом, ребенок ощущает себя в той или иной роли в зависимости от того пространства, которое в данный момент рассматривается как дом.
На втором году обучения по данному курсу и УМК "Жар-птица" главным для ребенка становится осознание себя во времени, ощущение себя частицей единого целого, пребывающего на стыке прошлого, настоящего и будущего. Ребенок осознает, что он тесно связан не только с людьми, которые живут с ним в одно время, но и с теми, кто был до него и кто будет после. И задача каждого человека - воспринимать себя важной составной частью всего человечества, каждый представитель которого должен знать и ценить свой род, свои корни, прошлое своего народа, замечать сходство и различие между людьми разных стран, видеть в этом различии возможность понять и удивиться друг другу и признать разнообразие важнейшим условием жизни на нашей планете. Ведь только память, доброта и красота помогают человеку оставаться Человеком.
Цель гражданского образования в начальной школе - создание условий для социализации растущей личности, для вхождения ее в гражданское правовое общество через становление отношений к миру и к себе в нем.

    Наверх