НИЖЕГОРОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

главная  >>  факультеты  >>  психолого- педагогический факультет   >>  
кафедра педагогики и методики начального образования

Курс- "ГРАЖДАНСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ"


задачи | принципы | особенности | планирование | урок | итог | учебники | о проекте

  Наша кафедра  

Курс "Гражданское образование в начальных классах" разработан авторским коллективом: Светлана Константиновна Тивикова, заведующая кафедрой начального образования НИРО, доцент, кандидат педагогических наук; Тамара Яковлевна Железнова, доцент кафедры педагогики и методики начального образования НГПУ, кандидат педагогических наук; Надежда Николаевна Деменева, доцент кафедры педагогики и методики начального образования НГПУ, кандидат педагогических наук; Наталья Юрьевна Яшина, старший преподаватель кафедры начального образования НИРО.

Учебно-методический комплекс по гражданскому образованию получил положительную оценку областного Экспертного Совета и экспертного совета НИРО.

Региональный курс для 1-2 класса трехлетней и 2-3 класса четырехлетней начальной школы. Образовательная область "Общественные дисциплины".

Курс создан в 1997-99 гг. при содействии Департамента образования и науки Нижегородской области, Нижегородского гуманитарного центра, Нижегородского института развития образования.
Курс гражданского образования в начальных классах рассматривается как пропедевтическая основа для изучения истории в начальной школе и граждановедения в основной.

Курс создает условия для первичной социализации ребенка, его нравственного развития, становления духовной основы и правовой культуры личности. Важной установкой его является воспитание, с одной стороны, чувства любви к своему Отечеству, гордости за свою страну, а с другой - уважения к культуре других народов, толерантности, доброжелательного отношения к другому человеку и принятия его таким, какой он есть, осознания детьми понятий "достоинство", "равенство", "справедливость", "совесть", "честь", "свобода" и др.
Курс гражданского образования включается в систему обучения в начальной школе как органическая ее часть и поэтому имеет интегративный характер, строится с учетом межпредметных связей с другими учебными предметами. Он способствует реализации общих целей начального образования, направлен в первую очередь на развитие личности младшего школьника, построен с учетом идей развивающего обучения и предполагает дифференцированный и индивидуальный подход к учащимся в процессе обучения, возможность проведения диагностики их логического и образного мышления, речи, репродуктивного и творческого воображения. Предполагается тесная связь учебного предмета "гражданское образование" с внеклассной работой и семейным воспитанием, что позволит более целенаправленно решать задачи нравственного воспитания детей, становления их мировоззрения, возникновения в их сознании необходимых ценностных ориентаций.
Основные идеи курса гражданского образования для начальной школы по УМК "Кораблик" и "Жар-птица" связаны с самоопределением ребенка, выявлением им смысла своей роли и своего значения, как в жизненном пространстве, так и во времени. Человек живет в пространстве, и многое может узнать о других странах и народах, о людях, живущих на Земле одновременно с ним. Человек существует во времени и может многое узнать о прошлом, об истории человечества, он стремится заглянуть и в будущее.
На первом году обучения по курсу гражданского образования особое внимание уделяется взаимосвязанным понятиям: Земля - жители Земли, земляне; Родина, Отечество, государство - гражданин своей страны; Россия, россиянин; Москва, Санкт-Петербург, Нижний Новгород, москвич, петербуржец, нижегородец, житель города, села; семья, член семьи (сын, брат, внук, племянник, дочь, сестра, внучка, племянница). Таким образом, ребенок ощущает себя в той или иной роли в зависимости от того пространства, которое в данный момент рассматривается как дом.
На втором году обучения по данному курсу и УМК "Жар-птица" главным для ребенка становится осознание себя во времени, ощущение себя частицей единого целого, пребывающего на стыке прошлого, настоящего и будущего. Ребенок осознает, что он тесно связан не только с людьми, которые живут с ним в одно время, но и с теми, кто был до него и кто будет после. И задача каждого человека - воспринимать себя важной составной частью всего человечества, каждый представитель которого должен знать и ценить свой род, свои корни, прошлое своего народа, замечать сходство и различие между людьми разных стран, видеть в этом различии возможность понять и удивиться друг другу и признать разнообразие важнейшим условием жизни на нашей планете. Ведь только память, доброта и красота помогают человеку оставаться Человеком.
Цель гражданского образования в начальной школе - создание условий для социализации растущей личности, для вхождения ее в гражданское правовое общество через становление отношений к миру и к себе в нем.

  1. Задачи курса

  2. Создание условий для становления у детей ценностных ориентаций на основе системы общечеловеческих ценностей
  3. Воспитание патриота своей страны и гражданина мира
  4. Нравственное развитие ребенка: его сознания, чувств, поведения
  5. Формирование правовой культуры
  6. Эстетическое развитие ребенка, воспитание эмоционально-эстетической отзывчивости
  7. Формирование ребенка как субъекта учебной деятельности
  8. Развитие навыка сотрудничества и взаимодействия со взрослыми и сверстниками
  9. Формирование элементов творческой деятельности и развитие креативности
  10. Развитие образного и логического мышления
  11. Создание условий для приобретения ребенком опыта познания самого себя

Основные идеи, принципы
и методологические подходы, реализуемые
в курсе гражданского образования
в начальных классах.

В курсе гражданского образования реализуется идея социализации личности. Важно организовать процесс усвоения ребенком опыта общественной жизни, создать условия для активного познания младшим школьником окружающей его социальной действительности, для освоения культуры человеческих отношений, социальных норм, необходимых для взаимодействия и сотрудничества с другими людьми. Центральным звеном социализации является гуманистическое воспитание школьников с опорой на общечеловеческие ценности.
Гражданское образование в начальных классах опирается на принцип гуманизации, согласно которому предметной основой общечеловеческого считается ценность личности, права человека, его свобода и достоинство. Гуманизация тесно связана с осуществлением личностно-ориентированного образования в начальной школе. Это предполагает создание благоприятных условий для раскрытия и развития способностей школьника, для его самоопределения, поворот школы к ребенку, уважение и доверие к нему, построение взаимодействия с ним на принципах сотрудничества.
Принцип ненасилия ориентирует педагогов на ненасильственную организацию педагогического процесса, при которой главное - не столько "внедрение" ценностей, идей в сознание ученика, сколько создание условий для их эмоционального проживания, личностного принятия. Необходимо также решать задачи, связанные с воспитанием у детей миролюбия, толерантности, умения понимать других людей на основе отрицания насильственных методов разрешения конфликтов. Принцип ненасилия предполагает развитие способности к принятию и пониманию другого человека, формирование ненасильственного отношения к природе, ко всему живому.
Курс гражданского образования опирается на идеи сотрудничества, в соответствии с которыми организуется совместная, взаимосвязанная деятельность учащихся и учителя, построенная на демократических принципах. Дети учатся сотрудничать друг с другом, с учителем, родителями и другими взрослыми. Педагогика сотрудничества основана на деятельностном подходе, она рассматривает школьника в качестве субъекта различных внутренне взаимосвязанных видов деятельности (учебной, игровой, трудовой, общественно полезной). С помощью современных способов деятельности и общения ребенок включается в такие формы активности, в которых он может освоить сущностные человеческие качества.
В курсе гражданского образования реализуются идеи развивающего обучения. Необходимо создавать у младших школьников зоны ближайшего развития, которые бы превращались со временем в требуемые психические новообразования.
В этом возрасте, по мнению В. В. Давыдова, должны возникать и развиваться следующие новообразования: учебная деятельность и ее субъект, абстрактно-теоретическое мышление, произвольное управление поведением.
Гражданское образование школьников предусматривает целостность педагогического процесса, осуществление в единстве воспитания и обучения, взаимосвязь учебной и внеучебной, школьной и внешкольной жизни ребенка.
Одним из ведущих принципов построения содержания курса гражданского образования является культурологический принцип. Он ориентирован на приобщение учащихся к достижениям духовной культуры разных стран и народов и осознание родной культуры как части мировой. Такой подход с использованием элементов страноведения дает возможность сравнивать, и учит по достоинству ценить свое, родное.
Основой формирования целостного образа мира является интегративньт подход, установление межпредметных связей с другими дисциплинами, изучаемыми в начальной школе. Это усиливает развивающие возможности курса гражданского образования.

Особенности содержания курса гражданского образования
в начальных классах

Программа курса построена на основе сочетания всех основных элементов содержания образования: знаний, навыков и умений, опыта творческой деятельности и опыта ценностных ориентации. Знания, которые получают учащиеся при изучении курса, носят интегрированный характер. Они включают в себя понятия, термины, факты и сведения о природе, обществе и человеке. При этом центральное место занимают обществоведческие знания, практически не представленные в других учебных предметах начального образования.
Специфика курса гражданского образования определяется тем, что в нем главным, ведущим содержательным элементом является опыт ценностных ориентации, то есть эмоционально-чувственное, духовное отношение к миру и друг к другу. Курс гражданского образования способствует воспитанию нравственного, эстетического, оценочно-эмоционального отношения к действительности, создает условия для возникновения у младших школьников системы ценностей и мировоззренческих ориентиров.
Учащиеся могут приобрести и определенный опыт творческой деятельности, а также важнейшие социальные навыки и умения, связанные с взаимодействием со сверстниками, учителем, родителями. Формируемые у младших школьников общеучебные и творческие умения неспецифичны, они имеют надпредметный характер, а поэтому предлагаемые учащимся на уроках гражданского образования задания построены на основе связей с обучением грамоте, а также чтением, природоведением, математикой и др.
Курс гражданского образования строится на основе условно-концентрического принципа. Выделены четыре тематических блока, то есть раздела программы, в которых отражены общечеловеческие ценности, такие, как Земля, Отечество, семья, труд, знание, культура, мир, человек:

  1. Отечество. Родина. Россия.
  2. Познание мира.
  3. Культура разных народов.
  4. Семья и человек.

В 1 (2) классе каждый тематический блок изучается в течение одной четверти и имеет образное название.

  1. 1-я четверть. Дом, в котором мы живем.
  2. 2-я четверть. В путешествие по миру.
  3. 3-я четверть. В тридевятом царстве, в тридесятом государстве.
  4. 4-я четверть. Я и моя семья.

В УМК "Жар-птица" также выделены четыре тематиче-ских блока, соответствующие четырем учебным четвертям:

  1. Тепло родного очага.
  2. Над российскими просторами.
  3. Живем мы по соседству.
  4. Из страны детства в мир взрослых.

Внутри блока (четверти) учащимся предложены отдельные темы, содержательно связанные друг с другом. Все они отражают различные грани данного тематического раздела. Сначала рассматривается общий вопрос, выводящий на осмы-сление темы в целом. А затем следует более конкретный материал, позволяющий дать образное и разноплановое представление об отдельных частях целого, составляющих обобщенное понятие. Таким образом, учащиеся познают конкретное как единство в многообразии. Этот подход является характерным для развивающего обучения.

Тематическое планирование

1(2) КЛАСС

I четверть. Дом, в котором мы живем

  1. Земля - общий дом для всех людей 2ч
  2. Отечество. Наша Родина - Россия 2ч
  3. Москва - столица нашей Родины 1ч
  4. Санкт-Петербург 1ч.
  5. Нижний Новгород 1ч.
  6. Нижегородская ярмарка 1ч.
  7. Ярмарочная карусель. Обобщающий урок-праздник 1ч.
    Итого 9ч.

II четверть. В путешествие по миру

  1. Шар земной именуется миром 1ч.
  2. Открываем Америку. Соединенные Штаты Америки 2ч.
  3. Хождение за три моря. Индия 1ч.
  4. Кругосветное путешествие 1ч.
  5. По новогодней карте 1ч.
  6. Разноцветный новогодний хоровод Обобщающий урок-праздник 1ч.
    Итого 7ч.

III четверть. В тридевятом царстве, в тридесятом государстве

  1. По неведомым дорожкам 1ч.
  2. В суровом северном краю 2ч.
  3. Секреты старого замка 2ч.
  4. Под жарким солнцем Черной Африки 2ч.
  5. Там, где восходит солнце 2ч.
  6. Сказочное путешествие. Обобщающий урок-праздник 1ч.
    Итого 10ч.

IV четверть. Я и моя семья

  1. Из дальних странствий возвратясь 1ч.
  2. Мир семьи 2ч.
  3. Я и мое имя 2ч
  4. Свет мой, зеркальце, скажи 2ч.
  5. Вместе - дружная семья Обобщающий урок-праздник 1ч.
    Итого 8ч.

2(3) КЛАСС

I четверть Тепло родного очага

  1. В поисках счастья 1ч.
  2. Сохраняя прошлое 1ч.
  3. Мировое древо 1ч.
  4. Моя родословная 1ч.
  5. Наша школьная семейка 1ч.
  6. Я - надежда Отечества 1ч.
  7. Слышу голос из прекрасного далека 1ч.
  8. В кругу родном и тесном 1ч.
  9. Что в сердце бережно храним Обобщающий урок-экскурсия по "дому-музею" 1ч.
    Итого 9ч.

II четверть. Над российскими просторами

  1. Отечество старое новое, вечное 1ч.
  2. Отчизны славные сыны 1ч.
  3. Наше государство - Российская Федерация 1ч.
  4. Сто народов - одна страна 1ч.
  5. Законы, по которым мы живем 1ч.
  6. Без праздника нет народа 1ч.
  7. По родной стране Обобщающий урок - устный журнал 1ч.
    Итого 7ч.

III четверть Живем мы по соседству

  1. Мы и наши соседи 1ч.
  2. Аист на крыше 2ч.
  3. У янтарного моря 2ч.
  4. В горах Кавказа 2ч.
  5. Многоцветные краски Востока 2ч.
  6. Фестивальные встречи Обобщающий урок-праздник 1ч.
    Итого 10ч.

IV четверть. Из страны детства в мир взрослых

  1. Я взрослею 1ч.
  2. Таинственный мир знаний 2ч.
  3. Пора в путь-дорогу 2ч.
  4. Приглашаем в театр 1ч.
  5. Досуг - дело серьезное 1ч.
  6. Парк чудес и открытии Обобщающий урок-праздник 1ч.
    Итого 8ч.

Особенности урока гражданского образования в начальных классах

Каждый тематический блок рассматривается в течение четверти в соответствии с определенной логикой: общее представление о теме - его конкретизация - обобщение. В зависимости от функции, места и роли урока внутри тематического блока выделяются следующие типы уроков: урок введения в тему, урок углубления темы, урок обобщения темы.
Уроки введения в тему намечают перспективу ее развития на последующих уроках, дают общее первоначальное представление о теме, часто философского, мировоззренческого плана (например, вводится понятие "мир" в разных значениях этого слова)
Введение в тему опирается на три основных момента:
1) выявление первоначальных представлений детей и понимания ими темы;
2) активизация социального, жизненного и эмоционального опыта ребенка под углом зрения новой проблемы (темы);
3) создание поисковой ситуации, в ходе которой учащиеся, опираясь на художественно-эстетический материал урока и эмоционально проживая его, осознают основную идею урока и выходят на перспективные линии присвоения главных ценностных ориентации всего тематического блока.
Уроки введения в тему специфичны, что обусловлено особенностями содержания каждого тематического блока, его местом в программе, связью с предшествующими и последующими знаниями.
Так, в I четверти два урока введения в тему. Первый урок "Земля общий дом для всех людей"- это введение в содержание всего курса гражданского образования. Его цель - осознание ребенком себя как человека, живущего на планете Земля. Урок "Отечество" открывает тему "Наша Родина - Россия" и направлен на осознание учащимся себя гражданином своей страны
Уроки углубления темы составляют большинство в каждой четверти. На этих уроках конкретизируются основные идеи четверти и общее представление о теме, полученное учащимися на уроках введения в тему. Школьники обращаются к различным частным аспектам темы, рассматривают ее отдельные ракурсы. Так, в I четверти после вводных уроков следует знакомство с городами России и своей "малой родиной".
К таким урокам дети специально готовятся, приходят с новыми впечатлениями, полученными при наблюдении за окружающим миром, знакомстве с художественными и науч-но-популярными текстами, в беседах с родителями или другими взрослыми и т п. Все это позволяет им в конкретных образах представить и осмыслить главную идею четверти.
Уроки обобщения темы в курсе имеют игровой характер, это уроки-праздники. Например, в I четверти -"Ярмарочная карусель", во II четверти - "Разноцветный новогодний хоровод". Игра позволяет создать эмоциональную атмосферу, стимулирует и активизирует накопленный на уроках эмоционально-нравственный опыт детей, закрепляет полученные теоретические знания в непосредственной деятельности. Дети в непринужденной атмосфере, в естественной для них игровой ситуации показывают свое понимание темы.
На уроках обобщения не дается новой информации, а лишь систематизируются уже имеющиеся знания и представления. В учебнике для подготовки учащихся к таким урокам имеются специальные игровые странички с заданиями и вопросами.
Уроки обобщения предполагают не только установление содержательных связей с предыдущими уроками, но и пер-спективных связей с темой следующей четверти. Содержание и организация итоговых уроков могут варьироваться в зависимости от особенностей детей, их заинтересованности проблемой, от местных условий, региональных особенностей.

Структура урока гражданского образования

Каждый урок, независимо от его типа, должен иметь свою внутреннюю структуру и логику. Особенно важно выстроить эмоциональную драматургию урока. Поскольку курс гражданского образования предполагает не столько внедрение определенных ценностей и знаний в сознание ребенка, сколько организацию условий для их проживания и присвоения как основы нравственного формирования, то принципиально зна-чимым на уроке является создание эмоциональной включен-ности ребенка в содержание урока.
Началом служит эмоциональное введение в мир урока, конкретной темы. Это может быть создание первоначального образа с помощью эмоциональных различных средств, и в первую очередь средствами искусства (музыки, живописи, литературы и др.). Например, художественное чтение учителем отрывка из сказки, рассказа, стихотворения, создающего образы, соответствующие теме урока. В дальнейшем, по ходу урока, первоначальные образы развиваются и углубляются на основе имеющихся у детей и вновь получаемых знаний. Может использоваться и игра, и проблемные вопросы, и интересные для детей задания. Например, игра "Устами младенца" (объясни слово).
На каждом уроке предполагается определенная эмоционально-смысловая кульминация как самая яркая его вершина. Это может быть притча или стихотворение, прочитанное учителем или подготовленные учащимися, представление выставки рисунков, звучание музыкального произведения, сюрприз, который появляется из ларца и т. п. Кульминация может быть заранее предусмотренной, но может возникнуть незапланированно в ходе урока.
Важна эмоциональная целостность урока, которая может быть достигнута с помощью стихотворного или музыкального обрамления. Поэтому не менее значимым является продуманное его завершение, в результате которого у ребенка должен остаться эмоциональный образ урока. Для этого можно использовать пословицу или цитату из стихотворения, в концентрированном виде обобщающие весь урок (например:
"Где родился, там и пригодился", "Люблю тебя, Петра творенье!").
Урок гражданского образования не имеет жестко заданной структуры. Он, однако, включает несколько обязательных компонентов, последовательность и соотношение которых могут быть различны:
- эмоциональное введение в мир урока;
- информационная часть: чтение научно-популярных текстов, рассказ учителя, обмен информацией в парах или группах, рассказы детей, работа со словарем учебника, со статьями Всеобщей декларации прав человека и др.;
- чтение художественных текстов учителем или детьми, их обсуждение;
- восприятие зрительного ряда, работа с иллюстрациями;
- выполнение развивающих (интеллектуальных и прак-тических) заданий, которые приводятся в тетради, учебнике или предложены учителем;
- выполнение коммуникативных заданий.
Таким образом, в процессе проведения урока сочетается работа с учебником, тетрадью, сообщение учителем сведений, его рассказ и чтение текстов, организация различных видов деятельности детей (игровой, трудовой) в рамках учебной. При этом важно чередование этих элементов, разнообразие форм и методов работы, переход от информационной части урока к эмоционально-чувственной и коммуникативной, от игровой и практической деятельности - к учебной и наоборот.
Важна гибкость структуры урока, которая зависит от специфики изучаемой темы, особенностей класса, наличия необходимого оборудования и оснащения урока. Предполагается творческое отношение учителя и к отбору материала урока и его построению. Но наиболее значимым является организация активной деятельности младших школьников на уроке, стимулирование их творчества; создание эмоциональ-ного отношения к теме. Особую роль играет и характер взаимодействия учителя и учащихся, учитывающий задачу становления младших школьников как субъектов учебной и других видов деятельности и основанный на уважении к ребенку, на сотрудничестве детей с учителем и друг другом.

Умения, которыми должны овладеть учащиеся

  • общаться со сверстниками и взрослыми людьми в учебной. Игровой, трудовой деятельности;
  • взаимодействовать с одноклассниками в процессе выполнения творческих заданий;
  • быть доброжелательными, выдержанными, внимательными, вежливыми в общении с родственниками, одноклассниками, соседями;
  • пользоваться словами приветствия, благодарности, приглашения, извинения, прощания;
  • пользоваться различными источниками информации;
  • составлять сообщение на основе текстового и иллюстративного материала;
  • сравнивать особенности культуры, традиции, обычаи, игры, сказки разных народов;
  • делать выбор модели поведения в конкретной ситуации.

   



Учебники к курсу "Гражданское образование в начальных классах"

  Учебники к курсу 'Гражданское образование в начальных классах'  

Первый год обучения по данному курсу обеспечен учебно-методическим комплектом "Кораблик". Он включает в себя:

  1. программу курса;
  2. учебник "Кораблик" (1-я и 2-я часть);
  3. рабочую тетрадь для учащихся (1-я и 2-я часть);
  4. методическое пособие для учителей к учебному комплекту "Кораблик" "Гражданское образование в начальных классах" (1-я и 2-я часть).

Второй год обучения по курсу "Общественные дисциплины" обеспечен учебно-методическим комплектом "Жар-птица".

  1. учебник "Жар-птица" (1-я и 2-я часть);
  2. рабочая тетрадь для учащихся (1-я и 2-я часть);
  3. методическое пособие для учителей к учебному комплекту "Жар-птица" "Уроки гражданского образования в начальных классах" (1-я и 2-я часть);
  4. методические рекомендации для учителей "Человек и время".
    Наверх