НИЖЕГОРОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТПсихолого- педагогический факультетИ.о. декана - Кузьмина Нина Аркадьевна.
СПЕЦИАЛЬНОСТИВ год 90 –летия НГПУ подготовка специалистов только по дневной форме обучения на психолого-педагогическом факультете осуществляется по следующим специальностям:
Перечень специальностей и дополнительных специализаций изменяется с учетом потребности города в кадрах, требований регионального компонента базисного учебного плана и наличия квалифицированных кадров в педагогическом университете. Такой подход в соответствии с Законом Российской Федерации "Об образовании" увеличивает социальную защищенность будущего специалиста и обогащает личность педагога, расширяя диапазон профессиональных знаний, умений, навыков, повышая уровень теоретической подготовки педагога, его эрудицию и культуру. Традиционные специальности факультета "Дошкольная педагогика и психология" и "Педагогика и методика начального образования" пользуются повышенным спросом среди абитуриентов. Конкурс на данные специальности даже в условиях сокращения дошкольных учреждений в области не бывает меньше двух человек на место. О популярности психолого-педагогического факультета среди абитуриентов свидетельствуют цифры коммерческого набора. На дневном отделении по сравнению с 1995 годом число таких студентов увеличилось в 10 раз и в 2000 году составило 78 человек. Аналогичная ситуация и на заочном отделении, где уже третий год функционирует коммерческое отделение "Психология". Контингент студентов определяется планом приёма, который регламентируется департаментом образования и науки. ИСТОРИЯ ФАКУЛЬТЕТАПсихолого-педагогический факультет ведёт отсчёт времени с 1930 года, когда по предложению Наркомпроса в Нижегородском пединституте было создано вечернее дошкольное отделение. Первый выпуск этого отделения составил десять студентов. В 1934 году открывается педагогический факультет с 4-летним сроком обучения, объединивший дошкольное и школьное отделения. Его деканом стал заведующий кафедрой психологии профессор Серафим Михайлович Василейский. В дальнейшим факультет возглавляли Р.Р.Сонина, С.В.Логинов, А.Н.Крылов, Ю.В.Русов, И.К.Дорногин, Л.И.Дурандина. С 1996 года деканом является доцент А.В.Шабанов. До 1994 года на факультете осуществлялась подготовка специалистов по двум специальностям: педагогика дошкольного и педагогика начального образования. Уже в период становления факультета учебно-воспитательный процесс опирался на определённые фундаментальные теоретические основы. Концептуальный подход, разрабатываемый при активном участии Д.А.Балика, С.М.Василейского и др., включал два основных направления: интеграция педагогической теории и методологии, оптимальное соотношение теоретического и эмпирического уровней исследований. Педагогические технологии, основанные на теоретико-методологических принципах, позволяли решать задачу подготовки высококвалифицированных педагогических кадров, убедительно доказывая значимость научного подхода к выполнению социального заказа. В современных условиях развивающегося правового демократического общества и государства требуется совершенствование системы образования. В концепциях, предложенных коллективом преподавателей психолого-педагогического факультета (У.В.Ульенкова, Т.М.Сорокина, Е.Е.Дмитриева, О.В.Трошин, Е.Н.Волкова, Н.Г.Комратова), четко определены два основных направления подготовки будущего специалиста для образовательных учреждений – формирование личности будущего специалиста и системный деятельный подход к общетеоретической, общекультурной и методической подготовке специалиста. Основу первого направления составляют - актуализация нравственной позиции студентов на основе гуманистического восприятия мира; развитие гуманистического педагогического мировоззрения, которое реализуется в гибком педагогическом мышлении; развитие коммуникативных способностей студентов. Второе направление предполагает овладение фундаментальным высшим образованием в соответствии с базисным учебным планом и региональными потребностями; развитие потребности и способности к творческой деятельности; овладение инновационными технологиями обучения и воспитания; их коррекция в процессе педагогической практики. Такой подход в изменении профессиональной подготовки ставит студента в позицию субъекта деятельности. Общее направление в профессиональной подготовке специалиста реализуется в направлениях работы кафедр. С момента организации педагогического факультета ( именно так назывался факультет до открытия специальности "Психология" -1994 г.) основной целью обучения являлось повышение качества подготовки специалистов высшего образования. В основу обучения были положены предлагаемые государственные учебные планы и программы. В связи с реформированием системы высшего профессионального образования с 1987 года конкретизируются и цель, и содержание образования студентов. Это гуманизация образования, обеспечение целостного развития личности студентов, их саморазвитие. На основе новых подходов к образовательной деятельности коллектив кафедр факультета ( кафедры дошкольной педагогики, педагогики и методики начального обучения и детской психологии), принимает участие в составлении учебного плана и программ дисциплин, представленных в нём, что помогло изменить позицию преподавателей и активно реализовать личностный потенциал студентов не только в учебной, но и в научной деятельности. Разрабатывается программа НИРС и УИР; складывается последовательная система этой работы со студентами. Стала возможной интенсификация обучения выпускников педучилищ по специально разработанным программам, или так называемая целевая интенсивная подготовка студентов (ЦИПС). Начиная с 1993 года начался переход на многоуровневую подготовку студентов по кардинально изменённому плану, потребовавшему от преподавателей разработки новых дисциплин, учебных программ, элективных курсов и практикумов и технологии их реализации в учебном процессе. ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ СВЕДЕНИЯИнтересно проследить за динамикой качественного состава преподавательских кадров на кафедрах. Так, в 1985 году на кафедре, которую возглавила Т.М.Сорокина, было лишь два дипломированных специалиста. Сейчас же их число превышает 70%. Не сдаёт позиции и кафедра дошкольной педагогики. Несмотря на то что по ряду причин кафедру за последние 15 лет покинули дипломированные специалисты (М.Н.Аксёнова, Л.С.Сековец, Г.В. Груба, Е.Ф.Терентьева, Г.Г.Григорьева, Е.Н.Дмитриева, Д.В.Сергеева, Н.Ф.Комарова), процент дипломированных специалистов вследствие притока молодёжи сохранился на уровне 60% . На кафедре специальной психологии и педагогики в момент её образования работали только два дипломированных специалиста: доктор и кандидат медицинских наук (О.В.Трошин и А.Г.Андреев). В настоящее время кафедра выросла до десяти преподавателей, из которых шесть дипломированных. В силу специфики кафедры иностранных языков число дипломированных специалистов невелико, менее 20%. Преподавателями факультета ведется постоянный поиск эффективных форм и методов обучения. Оправдывают себя такие формы, как проблемные лекции, лекции вдвоём, лекции-диалог. Так, курс "Психодидактика" читается преподавателями разных дисциплин кафедры педагогики и методики начального образования Т.М.Сорокиной. и Н.Н.Деменевой. Такие лекции строятся на основе интеграции. Для этого в первую очередь производится структурирование дисциплин, образующих теоретический фундамент интегративной системы, так как их содержание дает понимание общих принципов и закономерностей. Дисциплины, имеющие практическую направленность, показывают преломление общих подходов через частные явления. Хороший эффект дает привлечение студентов к чтению лекций. Студентам- старшекурсникам предоставляется возможность выступить с кратким сообщением либо прочитать лекцию (20-30 минут) на младших курсах по материалам собственных исследований, выполненных в рамках курсовых или дипломных работ (руководители: М.И. Жаворонкова, Н.Н.Деменева, Т.М.Сорокина, Т.Я.Железнова, С.К.Тивикова, Т.Н.Князева, Е.Г.Гуцу, А.А.Смоленцева, Е.Е.Дмитриева, Т.А.Конакова, Т.А.Серебрякова). Семинарские и практические занятия проводятся как в традиционной, так и инновационных формах: семинар-дискуссия развивает у студентов педагогическое мышление и формирует собственные оценочные суждения; семинар-занятие на производстве (ДОУ, школа) формирует умения анализа и моделирования будущей профессиональной деятельности; семинар-конференция формирует потребность в исследовательской деятельности, развивает умения сравнительного анализа теории и практики обучения, зарубежного и отечественного опыта; семинар в форме "круглого стола". С целью развития коммуникативных способностей студентов на семинарских занятиях используется групповая форма обучения. Творческому переосмыслению знаний и формированию педагогических умений способствуют практические занятия по изготовлению наглядных пособий, тренинговые методики. На практических занятиях также широко используются проблемные методы (эвристические беседы, решение проблемных задач, исследовательский метод и др.). В качестве группового метода решения проблем используется "мозговой штурм". Он применяется как средство "накопления"идей, поиска проблем, создания "копилки" интересных дел. Многие преподаватели организуют на семинарских и практических занятиях дискуссии, используя приемы задач-"ловушек", столкновения различных мнений, которые вырабатываются в процессе предварительной работы по группам, выбора оптимального варианта решения педагогической или методической задачи и др. Особая роль в профессиональной подготовке выпускника отводится формам контроля. Традиционное понимание функций экзаменов и зачетов как контролирующих тормозит развитие творческого самостоятельного мышления, поскольку нацеливает на репродуктивное воспроизведение конкретных знаний, на прагматическую формальную мотивацию сдачи экзаменов. В целях усиления развивающей функции контроля используются разнообразные формы текущего и итогового контроля, проверяющие уровень знаний студентов, овладение способами познавательной деятельности и оценочными суждениями. В последние годы на факультете активно осуществляется процесс информатизации учебного процесса, издание учебников и учебных пособий для студентов и аспирантов института. Для работников дошкольных учреждений кафедрой дошкольной педагогики созданы методические пособия: Д.В.Сергеевой "Руководство трудовой деятельностью дошкольников" М.,1986; А.А.Смоленцевой "Введение в мир экономики, или как мы играем в экономику" Н.Новгород,2000г.; "Загадки на занятиях по математике" Горький 1990г.; "Применение математических знаний в повседневной жизни и играх" Н.Новгород 1991г.; "Сюжетно-дидактические игры с математическим содержанием" М.,1993г.; в соавторстве с О.В.Пустовойт "Математика до школы" Н.Новгород, 2000г.; Н.Г.Комратовой "Мир, в котором я живу" Н.Новгород,1998г.; "Учимся говорить правильно" Н.Новгород,1996г.; М.А.Викулиной "Элементы русской народной культуры в педагогическом процессе ДОУ" Н.Новгород,1995г.; "Технология воспитывающего взаимодействия педагога с детьми-лидерами" Н.Новгород 2000г. На факультете для демонстрации учебных видеофильмов и аудиоматериалов имеются три цветных телевизора, три видеомагнитофона, кодопроектор для демонстрации фоллий. Повышению эффективности учебного процесса способствует наличие на каждой кафедре компьютера, копировального аппарата, сканера. В апреле 2000 года психолого-педагогическому факультету исполнилось 70 лет. В связи с этим на факультете были проведены различные конференции и мероприятия, посвящённые этой дате. Событием на факультете является выпуск Вестника психолого-педагогического факультета, который позволяет публиковать статьи молодых преподавателей, аспирантов и студентов, проводить интеграцию научных направлений и исследований кафедр, отмечать роль студентов в общественной жизни факультета (в разделе "Хроника"), создать летопись факультета и осуществлять обратную связь с нашими выпускниками. За прошедшие 15 лет внеучебная работа студентов сохраняет основные свои направления. Студенты принимают участие во всех культурно-массовых мероприятиях университета: День знаний, День учителя, КВНы, фестивали "Свеча" и др. В то же время на факультете сохранились традиционные мероприятия, имеющие направленность на учебный процесс: педагогический марафон, весенний праздник "Сороки", театрализованные сказочные представления и др. Формы работы со студентами во внеучебное время можно разделить на три направления. 1. Развитие профессиональной мотивации: -проведение "Педагогического марафона" (конкурса по специальности), организация научных студенческих конференций, педагогических чтений, конкурсов научных студенческих работ, предметных олимпиад, работа кружков НСО и т.д. - организация встреч с учеными, с выпускниками факультета, с представителями авторских школ, авторами и экспериментаторами, работающими по новым программам. -участие в акциях милосердия "Игрушки -детям", помощь детским домам и интернатам. 2. Расширение кругозора студентов: - организация выходов в театры и на концерты классической музыки (в развитие курса "Методика музыкального воспитания"), на художественные выставки. - проведение литературно - музыкальных вечеров (некоторые совместно с библиотекой (Т.А.Ефимова): "Вечер вальсов", "Музыка и литература", "Лики красоты" и др. 3. Создание условий для развития творческих возможностей студентов проходит в форме организации праздников ("Новый год", "Последний звонок" и др.), помощи в организации вечеров - встреч со студентами других вузов. В последние два года активизировалась научная работа студентов. Так, студенты отделения "Психология" представили около 15 докладов на двух международных конференциях в Санкт-Петербурге и Киеве.За последние два года студентам факультета было объявлено более 60 благодарностей в приказах. В апреле 2001года на базе НГПУ состоялась международная студенческая конференция по психологии. В ней приняли участие более пятидесяти студентов психолого-педагогического факультета. Таким образом, за 70 лет своего существования факультет прошел путь от одного вечернего отделения с контингентом в десять человек до факультета, на котором обучается более двух тысяч студентов. Факультет Психологии и Педагогики за 71 год ведения образовательной деятельности не только сохранил старые и добрые традиции заложенныеего основоположниками, но в современных условиях создаёт и новые подходы в образовании студентов. Качественный состав преподавателей факультета позволяет уверенно смотреть в будущее.
|