НИЖЕГОРОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
на главную страницу сайта НГПУ

Исторический факультет

Декан исторического факультета - Радислав Вячеславович Кауркин, доцент, кандидат исторических наук.

Кафедры

Специальности

  • дневное отделение: "история"
  • заочное отделение: "история" и "социальная педагогика"

Подробнее о специальностях исторического факультета смотрите здесь.

Кадровый состав

На историческом факультете трудятся 28 преподавателей. Кадровый состав (без совместителей) выглядит следующим образом:

  • докторов наук – 2
  • кандидатов наук – 24
  • без ученой степени – 2:

Подготовка специалиста

Студенты специальности "история" изучают историю человеческой цивилизации с древнейших времен до наших дней. Приоритетными для них являются следующие общие дисциплины: отечественная и всеобщая история (с древнейших времен до современности), археология, методика преподавания общественных наук в средней школе, педагогика, психология и др. На I курсе все студенты изучают латинский язык.

Начиная с III курса студенты-историки распределяются по дополнительным специализациям и по кафедрам факультета для написания курсовых и дипломных сочинений.

Дополнительных специализаций на историческом факультете 5: классические древние языки, краеведение, граждановедение, религиоведение, мировая художественная культура. Последние три специализации закреплены за кафедрами социологии, философии и культурологии. Набор слушателей производится на историческом и филологическом факультетах. Преподавание по программе дополнительной специализации "Краеведение" ведется кафедрами истории России и современной истории России. Учебный план этой специализации ориентирован на междисциплинарный комплексный подход к историческим проблемам. В связи с этим, помимо исторического блока, в нем большое внимание уделяется вопросам памятниковедения, источниковедения, музеологии, архивоведения на материалах Нижегородской области. На базе специализации "Краеведение" проводится ежегодная студенческая конференция "Моя семья в истории страны" по материалам семейных архивов. Большое внимание уделяется разработке новых методик преподавания истории края и краеведения в школе.

Студенческая конференция

Студенческая конференция

Преподавание специализации "Классические древние языки" ведется кафедрой всеобщей истории и классических древних языков. Получение этой специализации открывает перед выпускниками дополнительные возможности - преподавание латинского и греческого языков в гуманитарных средних учебных заведениях и римского права в экономических и юридических учебных заведениях разного уровня. Выпускники этого профиля способны читать древние источники на латинском и греческом языках, имеют навыки их преподавания, ориентируются в различных проблемах антиковедения.

Специальность "социальная педагогика" появилась в НГПУ в 1998 г., ее выпускники предназначены для работы в учреждениях образования, здравоохранения, социальной защиты населения (социальные и реабилитационные центры), внутренних дел и других. При подготовке социальных педагогов широко задействованы кафедры психолого-педагогического факультета.

Задача подготовки специалиста- историка решается не только посредством усвоения базовых исторических курсов, но и при помощи сложившейся на факультете системы курсов по выбору, которые существенно расширяют и вместе с тем детализируют различные темы всех разделов истории. Многие курсы по выбору являются по существу авторскими, так как основаны на результатах научных исследований лектора. Тематика специальных курсов достаточно широка по фактическому и хронологическому диапазонам – от античной социальной утопии до истории представительных учреждений России в ХХ веке, что соответствует диапазону научно-исследовательской работы преподавателей факультета.

Все студенты факультета проходят учебно- производственую практику: историки – музейно-археологическую, архивно- библиографическую, педагогическую в средних учебных заведениях; для социальных педагогов предусмотрены свои формы практики.

Студенты на археологической практике

Студенты на археологической практике

Выпускник исторического факультета понимает закономерности общественного развития, знает фактический материал по отечественной и зарубежной истории, источниковедение, методику исторического познания, историографию, иностранные языки, а также педагогику, психологию и методику преподавания истории.

Ежегодно при выпуске специалистов многие получают рекомендации в аспирантуру, которой руководят специалисты каждой из трех кафедр. Кроме этого, выпускники-историки учатся в аспирантуре самых престижных вузов страны и города: МПГУ, ННГУ им. Н.И.Лобачевского, ННГАСУ.

Научно-исследовательская работа

За последние 15 лет на историческом факультете были защищены 14 кандидатских диссертаций и 2 докторские. Продолжая развивать традиционные подходы и направления исторических исследований, историки университета успешно осваивают и новые исследовательские пространства, укрепляют контакты со смежными гуманитарными и социальными дисциплинами. Они вводят в научный оборот новые источники, разрабатывают и применяют подходы, отвечающие современным требованиям исторической науки.

Сегодня определились 4 основные направления научной работы: макроисторические исследования, проблемы микроистории и повседневности, археологические изыскания и методика преподавания истории.

Разрабатываемые историками факультета идеи нашли отражение в публикациях по этногенезу славян, общественно-политической мысли XVIII в., проблемам аграрных преобразований XIX в., общественно-политической жизни конца XIX- начала XX вв. Круг проблем XX в. охватывает значительный пласт новых сюжетов, ранее не изучаемых в силу недоступности архивных материалов. Это такие узловые темы ушедшего века, как история революций и гражданской войны в России, проблематика новой экономической политики, включая анализ деятельности местной власти (советов), их взаимоотношения с партией и другими общественными организациями, проблемы крестьянства и рабочего класса, их социальные трудности, отношения между городом и деревней, другие социально-экономические и социально-бытовые вопросы истории Отечества. Важное место в научном творчестве занимает проблема советского тыла в годы Великой Отечественной войны, а также вопросы культуры, образования и интеллигенции в послевоенный период. Результаты этих и других исследований обсуждаются на традиционных чтениях памяти профессора С.И.Архангельского и других научных мероприятиях.

В 1990-е гг. в рамках общеисторического направления получили развитие исследования на уровне микроистории и истории повседневности, наметился курс на антропологический подход. Большой успех имела всероссийская научная конференция "Homo belli – человек войны в микроистории и истории повседневности", организованная факультетом к 55-летию Победы. Акцент на отражение войны в сознании, жизни и судьбах людей привлек внимание к теме не только историков, но и психологов, культурологов, социологов, философов.

Научно- практическая конференция, 1989 г.

Научно-практическая конференция, 1989 г.

Не одно десятилетие развивается на историческом факультете традиционное для многих вузов краеведение. Ученые истфака оказались готовы к внедрению в краеведение новых исследовательских подходов, в первую очередь историко-культурологического и историко- антропологического. Формирование исторической застройки русских городов Нижегородского края, история и быт нижегородцев при Романовых, история общеобразовательных учреждений, культурная жизнь нижегородского региона в первой четверти XX в. – вот неполный перечень тем докладов и публикаций последних лет.

Наряду с историческими исследованиями на факультете ведутся интенсивные археологические изыскания. Они связаны с изучением древнерусских городов на Волге: Городца и Нижнего Новгорода. Под руководством доцента Т.В.Гусевой выполняются не только натурные работы. Совместно с Археологической службой города разрабатываются новые технологии изучения и охраны культурного слоя исторических населенных мест. Результаты археологических исследований известны далеко за пределами региона, информация о них неоднократно звучала на международных конгрессах.

Отличительной чертой историков педагогического университета является профессиональная разработка вопросов методики преподавания истории в общеобразовательных учреждениях. Диапазон исследований в рамках этого направления чрезвычайно широк: от рекомендаций по изучению отдельных исторических тем до инновационных технологий. В учебном пособии "Методика преподавания истории в школе" (Нижний Новгород, 2000) ряд разделов написан факультетскими методистами.

Весьма перспективным для исторического факультета направлением стало изучение теоретических вопросов исторической науки, приемов трансляции исторического знания через среднюю школу. Решение первой из этих задач решается на основе потенциала, накопленного кафедрой всеобщей истории. Повышенный интерес историков зарубежья к проблемам методологии истории в свое время пробудил заведующий кафедрой в 70-х – начале 80-х гг. профессор Н.И.Смоленский, крупный специалист в области историографии и методологии истории, член редколлегии журнала "Новая и новейшая история".

Научная работа историков НГПУ осуществляется в тесном сотрудничестве с учеными других вузов и академических институтов: Института российской истории РАН, Института археологии РАН, НИИ культурологии Министерства культуры РФ.

Студенческая жизнь

Истфаковцы по праву считаются лидерами и новаторами не только в учебе, но и во внеучебных мероприятиях. Формы этой деятельности всегда отличались разнообразием и студенческой смекалкой. Именно студенты исторического факультета в 1986 г. положили начало традиции Дня факультета. Сегодня День факультета – одно из самых долгожданных событий как для студентов, так и для преподавателей университета.

День факультета

День факультета

Многие начинания историков оказались совершенно уникальны. Знаменитый политический клуб "Экспромт", родившийся в годы перестройки и объединивший на своих заседаниях студентов и преподавателей, привлекал посетителей со всего города. Растет популярность ежегодных студенческих конференций "Моя семья в истории страны", которые могут аккумулировать и интересы студентов других факультетов. Лучшая в университете стенная газета "Летописец", литературный журнал "Проба", популярнейшая команда КВН, оригинальный конкурс самодеятельной песни – все это студенты-историки. Только на историческом факультете с весельем и непосредственностью юности регулярно проходят выборы Императора и Патриарха Истфакии, а на сцене вместе со студентами выступают с эстрадными номерами работники деканата и преподаватели.

За время своего существования истфак проделал путь, обеспечивший ему достойное место среди факультетов педуниверситета. Масштабные социально-политические перемены, происходившие в стране, заставили преподавателей, студентов, деканат решать сложные задачи – от пересмотра взглядов на предмет исторической науки до вопросов внебюджетной деятельности. Сегодня исторический факультет – стабильно развивающееся структурное подразделение НГПУ, объединяющее коллектив профессионалов высокого уровня, имеющее качественный состав студентов. Устойчивые традиции преемственности поколений ученых и педагогов, серьезные достижения в учебной, научной, издательской сферах, органичное сочетание творческих устремлений преподавателей и студентов позволяют историческому факультету с оптимизмом смотреть в будущее и стремиться к новым достижениям.

История факультета

В 1918 г. в Нижегородском педагогическом институте был создан литературно-исторический факультет, в котором действовал социально-исторический цикл, занимавшийся подготовкой педагогических кадров историков.


Сергей Иванович АрхангельскийСобственно исторический факультет ведет свое начало с 1934 г. Одним из инициаторов его создания и деканом на протяжении многих лет был ученый с мировым именем член-корреспондент АН СССР Сергей Иванович Архангельский.

В 1951 г. с историческим был объединен факультет русского языка и литературы, и к середине 80-х гг. общие усилия историков и филологов обеспечили славу легендарному пединститутскому истфилу.

С февраля 1986 г. воссозданный исторический факультет существует как самостоятельное подразделение НГПИ-НГПУ. Трудная работа по становлению нового истфака, обретению им своего "лица", была выполнена первыми его деканами: Евгением Павловичем Титковым, ныне ректором Арзамасского пединститута, и Валентином Михайловичем Межениным.

В разное время на факультете работали видные ученые, замечательные лекторы и наставники студенческой молодежи: М.Н.Лядов, Г.Д.Обичкин, К.Я.Страздин, Н.П.Соколов, Н.П.Киреев, С.Н.Чернов, Н.М.Добротвор, В.Т.Илларионов, В.П.Кустов, С.И.Мурашов, Н.И.Смоленский, В.М.Строгецкий, Е.В.Кузнецов.

За время своего существования истфак подготовил тысячи специалистов. Среди выпускников факультета заслуженные учителя школы РСФСР И.А.Иванова, Е.П.Иванжина, Ю.Р.Морозов, Е.М.Раввина, А.С.Серебрякова. Многие выпускники стали видными учеными. Один из них - вице-президент АН СССР П.Н.Федосеев, известный отечественный философ. Наш факультет окончили профессора В.П.Фадеев, М.Н.Бахтин, А.В.Седов, Н.В.Трущенко, А.М.Изуткин, В.Г.Дядькин, Ф.Г.Евграфов, А.А.Бенедиктов, Н.Д.Шимин, Г.М.Сазонтов, Д.В.Копылов и другие.

Исторический факультет дал "путевку в жизнь" большому числу крупных административных работников, среди которых два министра правительства Нижегородской области, ряд ответственных работников администраций различного уровня, три руководителя нашего вуза, заведующий районным отделом народного образования, директор гимназии. Бывшие студенты истфака составляют значительную часть преподавательского состава вузов города и страны, руководят факультетами и кафедрами.

Сегодня историки педагогического университета, продолжая лучшие традиции своих предшественников, основываясь на современном понимании исторического процесса, разрабатывают проблемы отечественной и всеобщей истории, совершенствуют методики преподавания исторических дисциплин.

©   2000-2008   карта сайта    меню сайта