НИЖЕГОРОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Музей истории НГПУДиректор музея - Елена Марковна Дзюба, кандидат филологических, доцент. Музей расположен в комнате 219 главного учебного корпуса. Музей истории университета, основанный в 1970 году как музей семьи Ульяновых, достаточно молод, но он является одним из центров сохранения университетских традиций. История музея НГПУ уходит в далекое прошлое, когда в нынешнем здании университета 12 марта 1808 г. была открыта Нижегородская губернская гимназия (преобразованная из главного народного училища, созданного еще в 1786 г.). Нижегородская мужская гимназия была первым средним учебным заведением Нижнего Новгорода и просуществовала ПО лет (1808-1918 гг.)- Она сформировала значительную часть нижегородской интеллигенции, выпустила из своих стен многих видных деятелей русской науки и культуры, общественных деятелей и педагогов. Это был центр педагогической мысли средних учебных заведений губернского города и методический центр для уездных начальных училищ губернии. В первые годы существования Нижегородского пединститута немалую долю его преподавателей составляли педагоги и выпускники гимназии. Еще в 60-70-е годы XX века на историческом факультете института работала группа преподавателей и студентов, занимавшихся сбором материалов по истории родного вуза. В создании музея и его развитии большую роль сыграли кандидаты исторических наук, доценты К.Н, Хамов, Э.Г.Воденисова, почетный гражданин Нижнего Новгорода, историк-краевед И. А. Кирьянов, в 90-е годы эту работу продолжил кандидат исторических наук, доцент В.В.Ниякий. В 2001 году в связи с 90-летием вуза музей получил статус музея истории Нижегородского государственного педагогического университета. Музей располагается на втором этаже старинного гимназического здания в зале площадью 60 м2. В этом зале находился кабинет физики и космографии, которым в 60-е годы XIX века заведовал Илья Николаевич Ульянов. Создание музея стало школой исследовательской, оформительской и организаторской работы для большой группы преподавателей и студентов. Ныне музей включает материалы по истории гимназии, учительского института, педагогического института/университета и представляет историю образования в Нижегородском регионе почти за 200 лет. Наиболее богат и насыщен информационным материалом раздел по истории губернской мужской гимназии. Этот материал выступает в качестве источника сведений об исторических событиях, культурной и общественной жизни. Физические и астрономические приборы, наглядные пособия, учебные программы, глобус земной атмосферы, подлинная мебель из кабинета директора гимназии, многочисленные фотографии всегда привлекают внимание посетителей, вызывают ощущение сопричастности к определенным событиям, явлениям и фактам. Вся деятельность музея прямо или косвенно опирается на научные исследования. Без них невозможно ни успешное комплектование фондов, ни создание полноценной экспозиции, ни проведение действенной культурно-образовательной работы. Поэтому научные исследования являются необходимым условием нормального функционирования музея. Эта работа ведется в следующих направлениях:
Культурно-образовательная деятельность музея осуществляется в различных формах экспозиционной и культурно-образовательной работы.
В книге отзывов студенты нередко оставляют трогательные записи. Вот только две из них: "Впечатление необыкновенной гордости от того, что в стенах этого здания, где прошли 5 твоих прекрасных студенческих лет, учились и преподавали столь известные педагоги, писатели, философы, как В.В.Розанов, П.И.Мельников-Печерский, А.Ф.Лосев, В.Т.Илларионов. Они осветили наш путь. И просто здорово, что их имена достойно хранятся в памяти университета. Е.Шубина. 2 октября 2003 г.". "Потрясающее путешествие в прошлое! Новые, а оказывается, близкие лица, люди, дело которых мы должны продолжить. Новая ответственность и еще большая гордость. Студенты-филологи, 5 курс, 152 гр.". В своей деятельности музей сотрудничает с вузовскими музеями НГЛУ, НАВТ, НГСХА, со школьными музеями школ № 8 и № 14. В планах - укрепить позиции музея как учебно-воспитательного центра, способствующего формированию человека, чувствующего свою причастность к историческому и культурному наследию страны, к ценностям и традициям той научной среды, к которой каждый студент может приобщиться в годы учебы в вузе. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||