НИЖЕГОРОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
на главную страницу сайта НГПУ

Музей истории НГПУ

Директор музея - Елена Марковна Дзюба, кандидат филологических, доцент.

Музей расположен в комнате 219 главного учебного корпуса.

Музей истории университета, основанный в 1970 году как музей семьи Ульяновых, достаточно молод, но он является одним из центров сохранения университетских традиций.

История музея НГПУ уходит в далекое прошлое, когда в нынешнем здании университета 12 марта 1808 г. была открыта Нижегородская губернская гимназия (преобразованная из главного народного училища, созданного еще в 1786 г.). Нижегородская мужская гимназия была первым средним учебным заведением Нижнего Новгорода и просуществовала ПО лет (1808-1918 гг.)- Она сформировала значительную часть нижегородской интеллигенции, выпустила из своих стен многих видных деятелей русской науки и культуры, общественных деятелей и педагогов. Это был центр педагогической мысли средних учебных заведений губернского города и методический центр для уездных начальных училищ губернии. В первые годы существования Нижегородского пединститута немалую долю его преподавателей составляли педагоги и выпускники гимназии.

Еще в 60-70-е годы XX века на историческом факультете института работала группа преподавателей и студентов, занимавшихся сбором материалов по истории родного вуза. В создании музея и его развитии большую роль сыграли кандидаты исторических наук, доценты К.Н, Хамов, Э.Г.Воденисова, почетный гражданин Нижнего Новгорода, историк-краевед И. А. Кирьянов, в 90-е годы эту работу продолжил кандидат исторических наук, доцент В.В.Ниякий.

В 2001 году в связи с 90-летием вуза музей получил статус музея истории Нижегородского государственного педагогического университета. Музей располагается на втором этаже старинного гимназического здания в зале площадью 60 м2. В этом зале находился кабинет физики и космографии, которым в 60-е годы XIX века заведовал Илья Николаевич Ульянов.

Создание музея стало школой исследовательской, оформительской и организаторской работы для большой группы преподавателей и студентов. Ныне музей включает материалы по истории гимназии, учительского института, педагогического института/университета и представляет историю образования в Нижегородском регионе почти за 200 лет.

Наиболее богат и насыщен информационным материалом раздел по истории губернской мужской гимназии. Этот материал выступает в качестве источника сведений об исторических событиях, культурной и общественной жизни. Физические и астрономические приборы, наглядные пособия, учебные программы, глобус земной атмосферы, подлинная мебель из кабинета директора гимназии, многочисленные фотографии всегда привлекают внимание посетителей, вызывают ощущение сопричастности к определенным событиям, явлениям и фактам.

Вся деятельность музея прямо или косвенно опирается на научные исследования. Без них невозможно ни успешное комплектование фондов, ни создание полноценной экспозиции, ни проведение действенной культурно-образовательной работы. Поэтому научные исследования являются необходимым условием нормального функционирования музея. Эта работа ведется в следующих направлениях:

  1. Исследование вклада преподавателей и выпускников гимназии в развитие культуры и образования. Стоит отметить публикации С.Н.Пушкина "В.В.Розанов. Философско-педагогические взгляды"; А.С.Курбатовой "Философско-педагогические взгляды С.Л.Франка"; А.А.Демичева "Преподаватель Нижегородской гимназии Г.Г.Шапошников"; А.В.Повшедного "Педагог-просветитель И.Н.Ульянов", опубликован ные в Очерках истории образования "Нижегородская школа XVIII -начала XX века" (Н.Новгород, 2004); статьи А.С.урбатовой "В.В.Розанов и нижегородская гимназия" и С.Н.Пушкина "С.Л.Франк и Нижний Новгород", опубликованные в сборнике "Историческое краеведение в школе" (Н.Новгород, 2002).
  2. В связи с юбилеем ученых-преподавателей НГПУ в музее совместно с библиотекой были проведены выставки научных работ доктора исторических наук, профессора Ю.А.Перчикова и доктора психологических наук, профессора У.В.Ульенковой. Одновременно с работами У.В.Ульенковой были представлены книги из фондов библиотеки по проблемам дореволюционной психологии, новая литература (научная и учебная). В течение года работала выставка, посвященная доктору филологических наук, профессору В.Д.Виноградову, в связи с 80-летием со дня его рождения. На выставке демонстрировались его работы, опубликованные в Венгрии, ГДР, Монголии, Татарстане.
  3. Ежегодно в музее организуются выставки новых публикаций преподавателей.
  4. В музее оформлена галерея портретов ученых, работавших в университете и внесших весомый вклад в развитие науки: историка С.И.Архангельского, филолога А.Ф.Лосева, математика И.Р.Брайцева, психолога С.М.Василейского, философов Ф.Ф.Кальсина и Д.И.Чеснокова, лингвиста Н.М.Карийского, астронома В.В.Радзиевского, биолога Е.С.Шалдыбиной.
  5. В 2003/04 учебном году фонды музея пополнились новыми материалами:
    • областной научной библиотекой подарен 2-томный лекционный курс Е.Н.Медынского "Энциклопедия внешкольного образования" (год изд. 1925-й);
    • из областной научной библиотеки получена копия автографа В.В.Розанова с дарственной надписью к его первой работе "О понимании": "Нижегородской классической гимназии с уважением и любовью ее бывший ученик (1872-1878 гг.). Автор 1886 г. 18 июля";
    • профессор ННГУ доктор филологических наук, выпускник ГГПИ 1949 г., участник Великой Отечественной войны, почетный гражданин Нижегородской области И.К.Кузьмичев прислал в дар музею свою монографию "Литературные перекрестки" (Горький, 1983) и личную фотографию;
    • от музея истории Нижегородской радиолаборатории получена в дар статья о С.И.Моругиной (1901-1961), выпускницы Нижегородского пединститута (1920-1924), активно работавшей в НРЛ. Статья опубликована в сборнике "Нижегородские пионеры советской радиотехники" (1966).

Культурно-образовательная деятельность музея осуществляется в различных формах экспозиционной и культурно-образовательной работы.

  1. В связи с созданием философско-теологического факультета совместно с библиотекой была проведена выставка философской литера туры, хранящейся в фондах библиотеки под названием "Философский город" (так назывался в XIII в. в Париже квартал, где располагалась Сорбонна). На выставке побывали преподаватели кафедры философии и студенты философского отделения.
  2. В музее проходят музейную практику студенты-историки.
  3. В музее созданы альбомы, где собрана информация о выпускниках факультетов - заслуженных учителях школ, ученых, руководителях органов народного образования, политических деятелях, музееведах, художественных руководителях театров, детских творческих коллективов.
  4. Наиболее активно сотрудничают с музеем преподаватели кафедры культурологии, педагогики и психологии.
  5. Стала традицией ежегодная организация обзорных экскурсий для первокурсников всех факультетов университета. Активно в этом плане работают исторический, филологический и технолого-экономический факультеты.
  6. На экскурсиях побывали за 2003/04 учебный год более тысячи человек. Кроме студентов, музей посетили участники научной педагогической конференции преподавателей педучилищ, участники Всероссийской конференции "Дети, молодежь, театр, образование", кремлевский отряд школьников (школы № 1 и № 19), зам. главы администрации Нижегородского района С.А.Орехов.

В книге отзывов студенты нередко оставляют трогательные записи. Вот только две из них: "Впечатление необыкновенной гордости от того, что в стенах этого здания, где прошли 5 твоих прекрасных студенческих лет, учились и преподавали столь известные педагоги, писатели, философы, как В.В.Розанов, П.И.Мельников-Печерский, А.Ф.Лосев, В.Т.Илларионов. Они осветили наш путь. И просто здорово, что их имена достойно хранятся в памяти университета. Е.Шубина. 2 октября 2003 г.".

"Потрясающее путешествие в прошлое! Новые, а оказывается, близкие лица, люди, дело которых мы должны продолжить. Новая ответственность и еще большая гордость. Студенты-филологи, 5 курс, 152 гр.".

В своей деятельности музей сотрудничает с вузовскими музеями НГЛУ, НАВТ, НГСХА, со школьными музеями школ № 8 и № 14.

В планах - укрепить позиции музея как учебно-воспитательного центра, способствующего формированию человека, чувствующего свою причастность к историческому и культурному наследию страны, к ценностям и традициям той научной среды, к которой каждый студент может приобщиться в годы учебы в вузе.

©   2000-2007   карта сайта    меню сайта