" главная " абитуриентам |
" карта сайта " контакты |
" библиотека " расписание |
" факультеты " кафедры |
" конкурсные торги " стандарты образования |
|
Естественно-географический факультетКафедра анатомии, физиологии и основ безопасности жизнедеятельностиЗав.кафедрой: Щербаков Виталий Иванович, доктор медицинских наук, профессор. [ Специальности | Сотрудники | Дисциплины | Спецкурсы | История кафедры | Кафедра сегодня | Аспирантура | Внешние связи ] Специальности и направленияНа кафедре осуществляется подготовка дипломированных специалистов по специальностям биологического профиля и по направлению "География с дополнительной специальностью Безопасность жизнедеятельности".
Сотрудники кафедры
ДисциплиныНа кафедре ведется преподавание на всех факультетах университета по дисциплинам блока ОПД: возрастная анатомия и физиология, безопасность жизнедеятельности, основы медицинских знаний. Преподаватели кафедры проводят лекционные и практические занятия по дисциплинам предметной подготовки на следующих факультетах: Естественно-географический факультет Специальность "Биология" с доп.спец. Химия, специальность "Химия" с доп.спец. Биология
Специальность "География" с доп.спец. Безопасность жизнедеятельности
Психолого-педагогический факультет
Факультет физического воспитания
СпецкурсыПреподаватели кафедры обеспечивают учебный процесс по следующим спецкурсам: Естественно-географический факультет
Психолого-педагогический факультет
История и развитие кафедрыС 80-х годов кафедру анатомии, физиологии и гигиены человека возглавил доктор медицинских наук, профессор Валентин Александрович Сосенков. Сферой его интересов и научной компетенции была высшая нервная деятельность, т.е. физиология больших полушарий мозга. Он являлся одним из основных разработчиков метода функционального холодового выключения неокортекса у животных в условиях хронического эксперимента, созданного в лаборатории нейрофизиологии Горьковского медицинского института под руководством члена-корреспондента АМН СССР, профессора Н.Ю.Беленкова. Использование этого метода, о котором в свое время мечтал И.П. Павлов, позволило по-иному взглянуть на механизмы деятельности целого мозга. Вооруженный новыми знаниями, полученными в ходе выполнения докторской диссертации, профессор В.А.Сосенков счел возможным перевести научные исследования кафедры в русло психофизиологической проблемы, сохраняя при этом онтогенетический подход. В рамках курса высшей нервной деятельности студентам естественно-географического факультета стали читаться лекции по психофизиологическим основам профориентации и проводиться спецпрактикум с аналогичным названием. Для усиления научной работы в психо-физиологическом направлении в 1988 году профессор В.А.Сосенков приглашает на кафедру в качестве старшего преподавателя своего ученика и соавтора по методу охлаждения кандидата медицинских наук В.И.Щербакова, который в 1989 году успешно защищает докторскую диссертацию. С 1991 года доктор медицинских наук Виталий Иванович Щербаков становится заведующим кафедрой и руководителем научных исследований. В.А. Сосенков остается профессором кафедры и незаменимым консультантом как по научным, так и по учебно-методическим вопросам. С 1992 года еще больше конкретизируется научная тематика кафедры, исследования приобретают не только теоретический, но и прикладной характер и сосредоточиваются на изучении функций слухового и зрительного анализаторов – основных сенсорных каналов, "питающих" мозг человека информацией о внешнем мире. Важно подчеркнуть, что функция этих сенсорных систем также изучается в онтогенетическом аспекте. К 1995 году на кафедре анатомии и физиологии НГПУ складывается принципиально новое направление, опирающееся на богатые экспериментальные и теоретические традиции нижегородской физиологической школы, у истоков которой был академик П.К.Анохин. Впервые, применив метод дихотической стимуляции, была предпринята попытка проникновения в психофизиологические механизмы субъективного мира человека. Метод дихотической стимуляции в комплексе с современными способами создания интерауральных амплитудно-временных комбинаций позволил формировать искусственную, пока еще примитивную субъективную сферу человека и моделировать в ней самые разнообразные узоры пространственных слуховых ощущений. Представления И.М.Сеченова о том, что нейрофизиологическую основу всех без исключения психических явлений составляют рефлексы, достаточно давно утвердились в физиологии. Однако проблема пространственного слуха до сих пор не подвергалась детальному анализу именно с рефлекторных позиций, что сильно тормозило ее решение. Большинство исследователей и по сей день ищут в мозге механизм, улавливающий и "сличающий" показатели парных улиток (звукоприемников). Вероятно, поэтому имеющиеся модели локализации объясняют лишь возможный способ измерения интерауральных различий сигналов. Другими словами, изучение звуколокализационных механизмов в основном идет только на уровне афферентного звена слухового анализатора. Тогда как, согласно И.М. Сеченову, ответная реакция со стороны лишь афферентных элементов слухового анализатора не может быть доказательством возникновения субъективного образа с определенными пространственными параметрами. Единственно надежным критерием может служить эффекторное проявление, например ориентировочная реакция. Но при дихотической стимуляции (т.е. при стимуляции через наушники) ориентировочная реакция в виде поворота головы утрачивает всякое значение, ибо звуковой образ проецируется внутри головы. Именно поэтому рефлекторный подход игнорируется при изучении механизмов пространственного слуха. Исследования на детях дошкольного возраста выявили рефлекторный компонент при локализации звукового образа (ЗО), движущегося внутри головы с заданной скоростью по интерауральной дуге. При скачкообразном перемещении ЗО у многих детей наблюдались соответствующие (так называемые саккадические) следящие движения глаз, говорившие о том, что дети как бы хотели увидеть виртуальный источник звука. До этих работ, проводимых на кафедре НГПУ, в литературе вообще отсутствовали данные о становлении пространственного слуха в онтогенезе человека, хотя не вызывает сомнения, что звуколокализационные возможности, например, годовалого ребенка и взрослого человека несопоставимы. Поэтому проводимые сотрудниками кафедры исследования привлекли к себе широкое внимание физиологов и психологов, работающих в области психофизиологической проблемы, в области изучения нейрофизиологических эквивалентов психических явлений. Принципиально новые данные о механизмах пространственного слуха могли быть получены только благодаря новым методам исследования, на что неоднократно указывали основатели отечественной физиологии – И.М.Сеченов и И.П.Павлов. Методы психофизиологического тестирования разработанные сотрудниками кафедры (профессором В.И.Щербаковым, доцентом В.А.Алымовым, старшими преподавателями: М.К.Паренко, С.А.Полевой, Н.Н.Шеромовой, аспирантами С.И.Волковой, Т.Д.Воденисовой) позволили не только реабилитировать рефлекторный подход к изучению механизмов локализации звука, но открыли дополнительные возможности для исследования принципов работы мозга в целом и, в частности, принципов межполушарных взаимодействий, межполушарной функциональной асимметрии и т.д. Запатентованные в 90-х годах новые способы психофизиологического исследования пространственного слуха, скорости глазодвигательных реакций, межполушарной сенсорной асимметрии, функционального состояния мозга могут быть использованы в работе медико-психолого-педагогических комиссий для психодиагностики и определения уровня школьной зрелости. АспирантураВ 1995 году при кафедре была открыта аспирантура по специальности "Физиология человека и животных". С 1997 г. были защищены 6 кандидатских диссертаций. Результаты научной работы получили отражение на XV, XVI, XVII, XVIII, XIX, XX съездах Всероссийского физиологического общества, на Всероссийской конференции "Проблемы формирования гармонически развитой личности учащихся в современных условиях" (Чебоксары, 1995), на проводимых ежегодно с 1996 года нижегородских сессиях молодых ученых, на совещании РАН "Физиология слуха и речи" (Санкт-Петербург, 2000), на Всероссийской научно-практической конференции "Актуальные вопросы эволюционной, возрастной и экологической морфологии" (Белгород, 2006), на Всероссийской конференции, посвященной 125-летию академика Л.А.Орбели "Научное наследие академика Л.А.Орбели" (Санкт-Петербург, 2008) и др. Кафедра сегодня
Среди научных публикаций особое место занимает статья в журнале "Успехи физиологических наук" (1994, № 1). Авторам этой работы (В.И.Щербакову, Ю.И.Косюге) удалось аргументированно доказать, что неперекрещенные слуховые пути появляются в процессе эволюции для того, чтобы существенно улучшить звуколокализационные возможности высших животных и человека. Стало ясно, что для более или менее точного определения азимута звука требуется не только бинауральное (двумя ушами) восприятие его, но и биполушарная "нейрофизиологическая" обработка поступающей информации. Это исследование послужило основой для существенной модернизации методов дихотической стимуляции, для разработки новых способов психофизиологического тестирования, для вовлечения в сферу исследования зрительной сенсорной системы и т.д. Результаты научных исследований внедряются в учебный процесс и используются в лекционных курсах и на практических занятиях по физиологии человека, возрастной анатомии и физиологии, психофизиологии, физиологии ВНД. Преподавателями кафедры традиционно ведется научно-исследовательская работа с учащимися школ города (НОУ), эту работу в разные годы осуществляли доценты Е.А.Фатьянова, А.И.Куликова, Ж.И.Зайцева. С 1999 года по инициативе доцента Ю.В.Егоровой на базе кафедры стали проводиться городские конференции учащихся по программе "Экология и здоровье" совместно с Дворцом творчества юных им. В.П.Чкалова. За участие в этих конференциях кафедра была награждена грамотами департамента образования и науки. Учебно-методическое, информационное и библиотечное обеспечениеЗанятия на базе кафедры осуществляются в 6 специально оборудованных аудиториях (2 аудитории по анатомии, 3 - по физиологии, 1 аудитория по безопасности жизнедеятельности). Студенты, выполняющие курсовые и дипломные работы, получают возможность работать в помещении психофизиологической лаборатории, где установлено уникальное оборудование, разработанное сотрудниками кафедры и запатентованное. На кафедре имеется видеопроектор, создается база мультимедийных презентаций по основным разделам анатомии, физиологии, безопасности жизнедеятельности. На кафедре имеются комплекты учебно-методической литературы и методические рекомендации к лабораторным занятиям по основным разделам преподаваемых дисциплин. Создана библиотека электронных изданий, содержащая около 200 наименований по анатомии и физиологии, которой могут пользоваться все студенты, обучающиеся на кафедре. Научно-исследовательская и научно-методическая деятельностьНаучно-исследовательская деятельность профессорско-преподавательского состава осуществляется по следующим основным направлениям - фундаментальные исследования, научно-методическая работа, участие в научных и научно-методических конференциях, подготовка педагогических кадров для высшей школы, привлечение студентов к научно-исследовательской работе, организация НИР школьников, организация и проведение ежегодных научно-практических конференций для школьников. Основная тема научной работы кафедры - "Сенсорные системы", руководитель д.м.н., проф. В.И. Щербаков. Работа ведется по нескольким направлениям. В исследовании слуховой функции принимают участие Паренко М.К., Кузнецова И.А., Неделяева А.В., Шеромова Н.Н. В исследовании зрительного анализатора - Егорова Ю.В., Алымов В.А., Лекомцева А.А. В исследованиях вестибулярной сенсорной системы - Паренко М.К., Егорова Ю.В., Неделяева А.В., Кузнецова И.А., Звонкова М.Б. Кроме изучения различных аспектов функционирования сенсорных систем, на кафедре проводится ряд исследований по другим направлениям физиологии. Так, особым направлением в научно-исследовательской работе кафедры является изучение степени медицинской активности семьи, в свете профилактики заболеваний и укрепления здоровья детей дошкольного и школьного возраста. Работа проводилась доцентом Захаровой Г.А. совместно с институтом детской гастроэнтерологии. Доцент Е.Г. Журавишкина проводит пролонгированное исследование динамики адаптационного процесса у учащихся различного возраста. Зайцева Ж.И. исследует индивидуально-типологические особенности пульсометрии методом компьютерной диагностики ЭКГ. В 2002 году сотрудниками кафедры был выигран грант на проведение молодыми учеными научных исследований в ведущих научно-педагогических коллективах высших учебных заведений и научных организаций Минобразования России (научный руководитель Щербаков В.И., исполнитель М.К. Паренко) по теме "Психофизиологические механизмы формирования единого звукового образа при дихотической стимуляции в онтогенезе". В 2003 году на кафедре создана психофизиологическая лаборатория, изучающая "Влияние вестибулярных раздражений на слуховое и зрительное восприятие". Научно-методическая деятельность преподавателей на кафедре анатомии проводится в рамках постоянно действующего научно-методического семинара по утвержденному на заседании кафедры плану и графику открытых занятий. Публикации сотрудников кафедрыНаучные и учебно-методические работы, опубликованные сотрудниками кафедры анатомии, физиологии и ОБЖ в 2007-2008 гг.
Патенты и заявки на изобретения(кафедра анатомии, физиологии и ОБЖ, 2002-2008 гг.)
Получен приоритет на "Способ определения у детей раннего дошкольного возраста наличия бинаурально и биполушарно организованной системы локализации звука" (авторы: Щербаков В.И., Паренко М.К., Кузнецова И.А., Агеева Е.Л., Алымов В.А., Егорова Ю.В. Заявка на изобретение № 2007104454. Приоритет от 05.02.2007 г.). В ФИПС отправлена заявка на изобретение "Способ исследования цветового зрения" (авторы: Щербаков В.И., Алымов В.А., Лекомцева А.А.). Внешние связи, сотрудничество
Ответственный за обновление информации о кафедре: Егорова Юлия Владимировна, доцент, |
|
|
||
© 2000-2010 | Адрес НГПУ: 603950, г. Н.Новгород, ул. Ульянова, д. 1 | [ наверх ] [ карта сайта ] [ меню сайта ] |