"Хаббл" будет наблюдать сверхновые по запросу

С весны 2001 космический телескоп "Хаббл" в специально отведенное время будет наблюдать вспышки близких сверхновых. "Близкими" в данном случае считаются сверхновые, взорвавшиеся на расстояниях менее миллиарда световых лет от нас. Впервые по запросу астрономов космический телескоп будет наводиться на эти объекты сразу после открытия сверхновой. Раньше "Хаббл" наводился в основном на объекты, выбранные по программе задолго до момента наблюдений. Исключения делались очень редко, например, некоторых послесвечений гамма-всплесков . А ведь нельзя заранее предсказать, где вспыхнет сверхновая: их наблюдений, так же как и в случае гамма-всплесков, нужно резко изменить наводку телескопа.

В этой программе систематического поиска сверхновых будет использоваться наземная система NEAT (Near Earth Astid Tracking System). Она будет просматривать каждую ночь 500 кв. градусов неба, а через две недели делать повторный снимок. Придется обрабатывать 50 Гигабайт информации каждые сутки, чтобы понять, появилась ли на повторном снимке сверхновая звезда. Как только сверхновая отобрана, "Хаббл" будет наблюдать ее раз в неделю в течение полутора месяцев.

Программа разработана американскими астрофизиками из Беркли и Оклахомы (P.Nugent, D.Kasen, G.Aldering, E.Baron и D.Branch). Наблюдаться будут в основном сверхновые типа Ia (SNIa) - они являются продуктом термоядерных взрывов вырожденных белых карликов. Их кривые блеска очень похожи друг на друга, и их можно использовать в качестве "стандартных свечей" измерения расстояний в космологии. Чем дальше от нас стандартная свеча, тем меньше приходящий к нам от нее поток (по закону обратных квадратов). С другой стороны, чем дальше от нас объект, тем больше его космологическое красное смещение. Из наблюдений SNIa в 1998 году было обнаружено, что красное смещение зависит от расстояния не так, как в простых моделях плоской Вселенной, а соответствует наличию значительной энергии вакуума (Лямбда-у - космологической постоянной - в уравнениях Эйнштейна). Если это верно, то расширение Вселенной не тормозится гравитацией, как в простых моделях, а ускоряется.

Такой важный вывод требует проверки как в теории, так и в наблюдениях, - об этом можно прочесть в работе Е.И.Сорокиной и др. в Интернете (или по русски в "Письмах в Астрономический Журнал", том. 26, 2000 г., стр.90). Близкие SNIa позволят получить спектры сверхновых с хорошим разрешением в ультрафиолетовой области, где очень важны многочисленные линии тяжелых элементов. Тем самым будет проверена теория таких спектров. После этого можно будет лучше понять свойства далеких сверхновых (на расстояниях до 8 млрд. св.лет), по которым и был получен вывод, что Вселенная расширяется с ускорением. На таких расстояниях мы видим объекты в ту эпоху, когда Вселенная была вдвое моложе, чем сейчас. Тогда и тяжелых элементов было меньше. Если по близким SNIa удастся понять, как влияет содержание тяжелых элементов на их свойства, это позволит точнее измерить расстояние до далеких сверхновых и уточнить (или опровергнуть) вывод о возможном ускорении расширения Вселенной.

С.И.Блинников. По материалам