Календарь наблюдателя на декабрь 2009 года

Календарь наблюдателя на декабрь 2009 года - очередной выпуск ежемесячного периодического издания любителей астрономии. В нем приводится информация о планетах, кометах, астероидах, переменных звездах и астрономических явлениях месяца, а также последние основные новости астрономии. Подробно описываются явления в системе четырех больших спутников Юпитера. Имеются карты поисков комет, астероидов и звезд, покрываемых астероидами. Чтобы всегда иметь при себе сведения о небесных телах и основных явлениях месяца, скачайте архивный файл КН и распечатайте его на принтере. Оперативные сведения об открытиях новых комет и информация о последних новостях из мира астрономии содержится в рассылке Астрономия всех: небесный курьер, выходящей несколько раз в неделю.

ОБЗОР МЕСЯЦА

Основными астрономическими событиями месяца являются: 13 декабря - максимум действия метеорного потока Геминиды 18 декабря - вечерняя элонгация Меркурия 21 декабря - зимнее солнцестояние 21 декабря - соединение Юпитера и Нептуна 29 декабря - покрытие звезды HIP 20268 (5,8m) астероидом 5290 Langevin 31 декабря - частное лунное затмение

Солнце до 18 декабря движется по созвездию Змееносца, а затем переходит в созвездие Стрельца. Склонение центрального светила к 21 декабря в 20 часов 45 минут по московскому времени достигает минимума (23,5 градуса к югу от небесного экватора), поэтому продолжительность дня в северном полушарии Земли минимальна. В начале месяца она составляет 7 часов 22 минуты, 21 декабря составляет 6 часов 56 минут, а к концу описываемого периода вновь увеличивается до 7 часов 03 минут. Приведенные выше данные по продолжительности дня справедливы широты Москвы, где полуденная высота Солнца почти весь месяц придерживается значения 10 градусов. В короткие зимние дни на поверхности дневного светила можно наблюдать вновь образующиеся пятна, но помните, что при наблюдениях Солнца в оптические инструменты нужно обязательно (!!) применять солнечный фильтр.

Луна начнет свой путь по декабрьскому небу при фазе 0,97 в созвездии Овна недалеко от границы с созвездием Тельца. В первый день зимы ночное светило покроет звездное скопление Плеяды. Видимость данного явления нельзя назвать удовлетворительной, даже в полосе видимости. Полная Луна ярким светом будет затмевать относительно слабые звезды Плеяд, поэтому наблюдений покрытий и открытий их необходим телескоп. Увидеть явление смогут жители восточной части страны. 2 и 3 декабря Луна будет перемещаться по созвездию Тельца, пересечет границу с созвездием Близнецов и к полуночи (по всемирному времени) 4 декабря уменьшит фазу до 0,96.

В созвездие Рака ночное светило вступит 5 декабря, а после полуночи 6 декабря приблизится к звездному скоплению Ясли (М44), пройдя южнее его при фазе 0,8. Полночь 7 декабря Луна (0,7) встретит уже в созвездии Льва, пройдя в 6 градусах южнее Марса. Это будет первое сближение ночного светила с планетой в декабре. В последующие дни естественный спутник Земли будет продолжать уменьшать фазу и склонение, посетив созвездие Секстанта и вновь выйдя на просторы созвездия Льва, приняв фазу последней четверти 9 декабря. В этот же день Луна перейдет в созвездие Девы и пойдет на сближение с Сатурном, в 8 градусах южнее которого пройдет утром 10 декабря, уменьшив фазу до 0,35.

На следующее утро тающий серп будет находиться южнее Спики, а до полуночи 13 декабря перейдет в созвездие Весов при фазе 0,12. Утром 15 декабря тонкий месяц можно будет наблюдать в созвездии Скорпиона близ Антареса, а на следующий день наступит новолуние и новая Луна перейдет в созвездие Стрельца на вечернее небо. Первой планетой, с которой повстречается молодой месяц после новолуния, будет Меркурий. Луна пройдет в градусе севернее планеты при фазе 0,03. В этот период склонение светил будет близко к минимальному, поэтому наблюдать их станет возможным лишь в средних и южных широтах.

19 декабря растущий серп перейдет в созвездие Козерога, где пробудет более двух суток. Здесь в день зимнего солнцестояния Луна вступит в соединение с Юпитером и Нептуном при фазе 0,22, а затем пересечет границу с созвездием Водолея. Благополучно миновав его, ночное светило 24 декабря пройдет севернее Урана при фазе 0,44, а затем примет фазу первой четверти. В созвездии Рыб лунный овал задержится на три дня, поднимаясь все выше по эклиптике и улучшая видимость.

Незадолго до полуночи 27 декабря Луна (Ф= 0,7) перейдет в созвездие Овна, а через двое суток выйдет на просторы созвездия Тельца, вновь покрыв Плеяды. В отличие от предыдущего покрытия, видимость явления распространится на Европу. 31 декабря Луна перейдет в созвездие Близнецов и закончит свой путь по декабрьскому небу при фазе 1,0. В новогоднюю ночь произойдет частное лунное затмение, как небесный подарок любителями астрономии в уходящем году. Вид такого затмения можно посмотреть на замечательном рисунке Александра Леушканова из Вологды

Большие планеты в декабре предстанут в полном составе. Наихудшие условия наблюдений будут у Венеры, которая находится близ верхнего соединения с Солнцем. Наилучшие - у Марса, который наоборот приближается к своему противостоянию. Меркурий в начале месяца не виден, но уже со второй половины декабря появляется на вечернем небе в лучах заходящего Солнца. До 3 декабря быстрая планета движется по созвездию Змееносца, а затем переходит в созвездие Стрельца и остается в нем до конца месяца. Видимый диаметр Меркурия постепенно увеличивается, но блеск (-0,6m - +2,2m) и фаза (0,9 - 0,1) уменьшаются. Восточной элонгации (20 градусов) Меркурий достигнет 18 декабря, а 26 декабря пройдет точку стояния и сменит прямое движение на попятное. Продолжительность его видимости в средних широтах не превысит получаса, а с завершением месяца завершится и эта видимость.

Венера в первые дни месяца еще видна в лучах восходящего Солнца, а затем исчезает на фоне зари. 4 декабря Утренняя Звезда переходит из созвездия Весов в созвездие Скорпиона, 8 декабря - в созвездие Змееносца и 23 декабря в созвездие Стрельца, оставаясь в нем до конца месяца.

Марс весь месяц находится в созвездии Льва. При возрастающем блеске (до -0,7m) и видимом диаметре (до 12 угловых секунд) максимальная продолжительность видимости (около 13 часов) придется на конец месяца. 20 декабря Марс пройдет точку стояния и сменит прямое движение на попятное.

Юпитер весь месяц находится близ звезды дельта Козерога, максимально сближаясь с ней и Нептуном в начале третьей декады декабря. Газовый гигант имеет прямое движение, а наблюдается в первой половине ночи около 5 часов в начале месяца и около 3,5 часов - в конце. Невооруженному глазу он представляется звездой с блеском около -2,2m в южной и юго-западной части неба. В телескоп виден диск диаметром около 37 секунд дуги с легко различимыми деталями. Большие спутники планеты участвуют во взаимных покрытиях, т.к. плоскости их орбит направлены к наблюдателю на Земле.

Сатурн (+1,0m) имеет быстро увеличивающуюся видимость, достигающую 8 часов в конце месяца. Весь месяц планета наблюдается в созвездии Девы, обладая прямым движением. В телескоп виден диск планеты (18 угловых секунд). Кольцо Сатурна имеет весьма тонкий вид.

Уран (+6m) перемещается прямым движением по созвездию Водолея. Он может быть найден невооруженным глазом в отсутствие Луны.

Нептун (+8m) наблюдается в созвездии Козерога севернее Юпитера. Самые далекие планеты видны первую половину ночи, а найти их среди звезд помогут карты в КН_01_2009 или АК_2009.

Интересными кометами месяца являются P/Wild (81P) в созвездии Льва и Девы и Siding Spring (C/2007 Q3) в созвездии Волос Вероники и Волопаса. Из астероидов ярче других (до 7,2m) будет Веста (в созвездии Льва).

Среди ярких долгопериодических переменных звезд (до 8m) максимума блеска достигнут: S Her (7,6m) 1 декабря, S CMi (7,5m) 2 декабря, R Sgr (7,3m) 5 декабря, V Boo (7,0m) 9 декабря, R Crv (7,5m) 14 декабря, RR Sco (5,9m) 19 декабря, R Gem (7,1m) 26 декабря, V Cnc (7,9m) 28 декабря, xi Cyg (5,2m) 29 декабря и R Vir (6,9m) 30 декабря. Данные о других переменных имеются в таблице КН. Оперативные сведения о явлениях и новых объектах имеются на AstroAlert ( -dar.ru/). Ясного неба и успешных наблюдений!

Календарь наблюдателя на декабрь 2009 года в формате Word (0,5Мб)