НИЖЕГОРОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТФизический факультет |
|||||||||||||||||||||||
Декан физического факультета - кандидат физико-математических наук, доцент, Владимир Николаевич Горшенков.
В астрономической обсерватории трудятся: директор, Заслуженный учитель России, Лауреат премии Нижнего Новгорода А.П.Порошин, учебный мастер Д.Н.Ефимов. Физический факультет имеет сильный профессорско-преподавательский состав, в котором штатные сотрудники с высшей квалификацией составляют более 80% от общего числа преподавателей. Это позволяет осуществлять интенсивную научно- методическую работу. СпециальностиОбучение студентов на факультете идет по специальности "Учитель физики" с дополнительными специальностями: "учитель естествознания" (III-V курсы); "учитель информатики" (IV-V курсы) и специализацией "астрономия" (III-V курсы). Прием на I курс осуществляется на специальность "учитель физики и естествознания". С 1992 года ведется подготовка по многоуровневой системе педагогического образования, в связи с чем на факультете была разработана профессиональная образовательная программа (ПрОП) по направлению "Естествознание" (специальность 010400-Физика). В связи с появлением в 1995 году Государственного образовательного стандарта (ГОС), подготовлена новая ПрОП и новый учебный план, прием и обучение, по которому осуществляется с 1996 года. Действующая профессиональная образовательная программа обеспечивает подготовку студентов по специальности 0104001-Физика с квалификацией "Учитель физики". Нормативный срок обучения пор дневной форме 5 лет. ПрОП включает несколько блоков дисциплин, обеспечивающих общекультурную, психолого-педагогическую, и методическую подготовку, медико-биологический и предметный циклы дисциплин. Подробнее о специальностях смотрите здесь.
Сказанное про кафедры факультета позволяет надеяться, что в ближайшее время на факультете возможно открытие Диссертационного совета по защите кандидатских диссертаций. Материальная база факультетаСледует отметить, что материально-техническая база специальности "Физика" достаточная для ведения образовательной деятельности и подготовки квалифицированных кадров. лаборатории и кабинеты специальности оснащены достаточным по кол-ву и качеству оборудованием, приборами, материалами. Факультет располагает следующими лабораториями: механики, оптики, электричества, квантовой физики, молекулярной физики, школьного эксперимента, радиотехники и новых технологий, электротехники, а так же демонстрационным физическим кабинетом и астрономической обсерваторией. Астрономическая обсерватория имеет ряд дорогостоящих оптических приборов: телескоп АВР – 3, телескоп Менискас, телескопы Миуар и школьные телескопы, трубы ТЗК и теодолиты и другое учебно-наглядное оборудование. Лаборатории "Радиотехники и новых технологий" и "Электротехника" оборудованы осциллографами С1 – 75, С1 – 482, генераторами ТЗ – 33, ГЧ – 18А, вольтметрами ампульными цифровыми В4 – 13, стендами лабораторными см источниками питания, стендом универсальным ОАВТ, учебно-отладочными устройствами "Электроника - 580" и другим оборудованием. Лаборатории школьного физического эксперимента имеют в достаточном кол-ве осциллографы ОДШ-2, электронные осциллографы, комплект оборудования кабинета физики средней школы, выпрямители, генераторы звуковые, приборы по оптике и другое необходимое для учебного процесса оборудование. Физические лаборатории кафедры ОФ оборудованы модернизированными установками "Атвуда" в собственном изготовлении; лабораторным комплексом по электричеству, разработанным преподавателями кафедры; промышленным радиофизическим оборудованием; осциллографами, а также другим необходимым оборудованием и материалами. Кроме того, для обучения студентов-физиков используются другие кабинеты НГПУ: педагогики, общественных наук и компьютерный центр. Таким образом, условия, обеспечивающие качество подготовки выпускников физического факультета (кадры, материальная база и др.) соответствуют выполнению требований ГОС и являются достаточными для подготовки высококвалифицированных специалистов-физиков. Организация учебного процесса за более чем 80-летний период существования в НГПУ на факультете подготовлено более двух тысяч шестисот учителей физики. Мы гордимся своими выпускниками, среди которых: Н.Ю.Бармин и Н.А.Демин – руководившие департаментом образования и науки администрации Нижегородской области; А.А.Рудов, В.И.Островский, В.С.Пермитин, А.Д.Мартьянов, А.П.Порошин, Л.С.Авербух – заслуженные учителя РСФСР и России; А.А.Янкина – профессор НГПУ; В.М.Воробьев – доцент ННГУ, В.И.Голубев – доцент НГТУ; Б.В.Аквилев, О.В.Аквилева, Н.И. Павлов, А.И. Емельянов, А.М.Шутов – доценты НГПУ; многие выпускники – физики награждены знаком "Отличник образования" и другими правительственными наградами. Наши выпускники работают директорами школ, работниками органов управления образования, преподавателями вузов, техникумов, средних образовательных учреждений не только Нижегородской области, но и далеко за ее пределами. На образовательную деятельность по специальности "учитель физики" имеется лицензия. В 1997 году по направлению 540100 "естествознание" разработана магистерская программа "Физическое образования", получившая лицензию Министерства образования РФ. Обучение в магистратуре начинается с 2000/2001 учебного года. Открытие магистратуры по программе "Физическое образование " позволит осуществить подготовку кадров для исследовательской деятельности и преподавания в высшей школе и средних специальных учебных заведениях (техникумах, лицеях, колледжах, гимназиях). Физики уже имеют опыт подготовки магистров образования. В 1993-1996 годах состоялось, по специальному разрешению Министерства образования РФЫ, три выпуска магистров образования по направлению "Естествознание".
Учебный план специальности "Физика" включает следующие циклы дисциплин (по ГОС-95):
Приоритетными среди дисциплин общекультурной подготовки по специальности "Физика" являются философия, иностранный язык, экономика, информатика. Кроме того, в учебный план подготовки студента-физика входят социология, мировая художественная культура, этнология, физическая культура и другие дисциплины общекультурного блока. Как обязательные дисциплины ГОС в учебный план подготовки физика включены следующие дисциплины: психология человека, возрастная психология, социальная психология, специальная психология и коррекционная педагогика, педагогические системы и технологии, философия и история образования, теория и методика обучения физике. В соответствии с ГОС в учебный лан внесены обязательные дисциплины предметной подготовки: высшая математика (математический анализ, алгебра и геометрия, элементы дискретной математики, математически методы физики), теория вероятности, общая физика, теоретическая физика, астрофизика, экспериментальная физика, физическая электроника. Кроме того, в предметный бок включены дисциплины, учебные программы которых разработаны ведущими преподавателями факультета: основы моделирования дисциплин, экспериментальные основы школьного курса физики, научные основы школьного курса физики, кабинет физики средней школы, методология и история физики. Названные дисциплины, с одной стороны, отражают особенности современного состояния физической науки, с другой стороны, формируют и развивают у студентов навыки самостоятельного анализа физических фактов и явлений, что дополняет содержание обязательных дисциплин предметного блока и в совокупности с ними способствует формированию у обучаемых целостной естественнонаучной картины мира. Курсы по выбору предполагают расширение и углубление знаний студента по отдельным проблемам теории и методики обучения физике, педагогики и психологии, направлены на формирование обще профессиональных и организационно - деятельностных навыков и умений, включают общие и частные проблемы современной физики, способствуют формированию и развитию навыков самостоятельной научно-исследовательской деятельности студентов. Это курсы: "Инновационные урока", "Нетрадиционные материалы", "Подготовка руководителя школьного астрономического кружка", "Волны в космической плазме", "Решающие эксперименты в физике" и др. Кроме того, ГОС – 95 включает в себя блок дисциплин медико-биологической подготовки. Студенты проходят педагогическую практику в 20 недель и выполняют 4 курсовые работы – по общей физике на II курсе, теоретической физике и дополнительной специальности на IV курсе, по теории и методике обучения физике на V курсе. Выпускные аттестационные испытания бакалавриата проходят по физике, по педагогике и психологии. Студентам предоставляется возможность написания выпускной квалификационной работы. Пятикурсники держат три квалификационных испытания: по теории и методике обучения физике, по дополнительной специальности, итоговое междисциплинарное испытание по дисциплинам общекультурного бока (философия, социология, экономика, мировая художественная культура). Многие пятикурсники выполняют дипломные работы. Материалы курсовых и дипломных работ часто публикуются в печати и докладываются на конференциях самого высокого уровня. Это подтверждает высокий научно-методический уровень их выполнения. Работа с абитуриентамиОсновным заказчиком на подготовку учителей физики в НГПУ является Департамент образования и науки администрации нижегородской области и Управление образованием г. Нижнего Новгорода. Профориентационную работу коллектив физического факультета осуществляет в рамках многопрофильного учебного комплекса НГПУ, обеспечивая научно-методические основы подготовки и непосредственную учебную работу с абитуриентами. По специальности "Физика" в НГПУ в течении последних лет наблюдается стабильный конкурс при поступлении 2-2,2 человека на место. Конкурсный отбор абитуриентов осуществляется по трем предмета: русский язык, физика, математика. Прием с 1998 года осуществляется в количестве 35 человек ежегодно. Программы вступительных экзаменов соответствуют программа общеобразовательной средой школы. Для абитуриентов преподавателями физфак подготовлен ряд пособий. Ежегодно на специальность "Физика" ведется набор по целевым направлениям Департамента образования и науки администрации нижегородской области. НГПУ имеет образование общеобразовательное учреждение – лицей-центр обучения и развития одаренных детей. История факультетаДо 1967г. в Горьковском государственном педагогическом институте (ГГПИ) им. М.Горького существовал единый физико-математический факультет. Приказом № 143 от 23.05.1967г. по ГГПИ с 1 сентября образуются два самостоятельных факультета – физический и математический. Этому событию предшествовал приказ № 284 от 22.11.1966г. по Министерству просвещения РСФСР. Физический факультет составили кафедры: общей физики (ОФ), теоретической физики (ТФ), астрономии (КА), технических дисциплин (ТД) (с 1969г. – общетехнических дисциплин (ОТД)). Заведовали кафедрами, соответственно: ОФ – доцент Б.Я.Шарапов; ТФ – профессор С.В.Беллюстин; КА – профессор В.В.Радзиевский; ТД – доцент Н.Н.Серебряков. Первым деканом факультета стал известный методист С.В.Ковальский, которого на следующий год сменил доцент Б.Я.Шарапов. В 1967/1968 учебном году на кафедрах факультета работало 39 преподавателей (ОФ – 17, ТФ – 9, КА – 4, ОТД - 9), из которых 12 человек имели ученые степени и звания. Это профессора С.В.Беллюстин и В.В.Радзиевский, доценты и кандидаты наук Ф.Г.Серова, М.С.Фадеева, Н.М.Каринкин, Б.Я.Шарапов, В.С.Бабушкин, П.М.Григорьев, П.П.Вышеславцев, А.А.Янкина, Н.Н.Серебряков, Р.С.Лебедев. В аспирантуре училось 11 человек (ОФ – 2, ТФ – 6, КА – 3). Учебный процесс на факультете обслуживало 29 человек вспомогательного персонала (учебные мастера, лаборанты). В данном учебном году сотрудниками факультета было опубликовано 24 научные и научно-методические работы. Научная работа преподавателей и аспирантов группировалась по направлениям: люминесценция, спектроскопия, проблемы электроники, наблюдения искусственных спутников Земли, вопросы неклассической небесной механики, методики преподавания дисциплин. В первый год существования на факультете обучалось (на конец учебного года) 446 студентов, из которых 254 обучались на отделении "Физика и астрономия", 192 - "Общетехнические дисциплины". Для студентов было организованно 6 научных кружков, в которых занималось около 70 человек. Таковы основные показатели физфака, когда он начал функционировать как самостоятельный факультет. Развитие любого учебно-научного заведения, в том числе педагогического вуза, не может осуществляться без интенсивной научной работы его персонала. Конечно, педагогический вуз имеет свою специфику в осуществлении научных исследований. Здесь определяющими должны быть разработки проблем, обеспечивающих подготовку учителя. Таковыми являются, в первую очередь, психолого-педагогические проблемы и проблемы методик обучения. При этом не сбрасываются со счетов, не умаляются и работы в области частных наук, определяющих направление (специализацию) учителя, будь то химия, математика, биология и т.д. В противном случае, как показывает опыт, неизбежно произойдет снижение научного потенциала преподавательского корпуса, что, в конечном счете, приведет к падению качества подготовки специалиста-учителя. Не случайно, что основная задача, которую руководство факультета решало в конце шестидесятых и в семидесятых годах – это значительное усиление состава преподавателей кафедрами высшей квалификации – докторами и кандидатами наук. Приглашались ученые из других вузов, молодые преподаватели направлялись в аспирантуру. Появление на факультете крупных ученых давало новый импульс в научных исследованиях, возникали новые научные направления. Так, доктор технических наук, профессор В.Л.Коньков (кафедра ТФ) развернул работы по методам исследования электрофизических свойств полупроводников. Под руководством Василия Леонтьевича кандидатские диссертации защитили А.И.Емельянов и Н.И.Павлов, ныне работающие в НГПУ доцентами, а так же В.И.Голубев, А.П.Касаткин, Н.Н.Поляков, Н.А.Денисова и другие. Заведующий кафедрой ОФ доктор технических наук, профессор Н.А.Фролов с сотрудниками активно занимались исследованиями физических свойств материалов твердотельной электроники. Значительный вклад в развитие научных исследований на факультете внес доктор физико-математических наук, профессор, Заслуженный деятель науки РСФСР, заведующий кафедрой астрономии В.В Радзиевский. Под руководством Владимира Вячеславовича выполнена серия крупных исследований по небесной механике. Отметим, что В.В.Радзиевский является основателем физико-астрономического направления, открытого на физфаке в 1967г. Специальность "учитель физики и астрономии" была на факультете до 1997г. Усилия руководства пединститута и физического факультета не прошли даром. В 1982г., впервые в истории института число преподавателей со степенью превысило 50%. По данным на 1986 г. учебный процесс по физике обслуживался 23 преподавателями; из них имели ученые степени доктора наук 3 человека и кандидата наук – 13 человек. Большой вклад в развитие факультета внес доктор технических наук, профессор И.Е.Куров. Игорь Евгеньевич пришел в ГГПИ в 1980 г. ректором института из ГГУ им. Н.И.Лобачевского. Несколько лет он был профессором кафедры теоретической физики, открыв при кафедре функционирующую до настоящего времени аспирантуру по физике твердого тела. Под его научным руководством работы по исследованию механических свойств твердых тел стали одним из важнейших направлений в деятельности кафедры ТФ. В связи с организацией в 1984 г. в ГГПИ индустриально-педагогического факультета от физфака отделилась кафедра ОТД. Приведем фамилии деканы и заведующих кафедрами физического факультета с 1967г., то есть с момента его образования. Каждый из них внес определенный вклад в развитие факультета, но полный их список нигде не публиковался (в скобках указаны годы деятельности на данной должности). Деканы факультета: доцент С.В.Ковальский (1967 –1968); к.ф.-м.н., доцент Б.Я.Шарапов (1968 – 1971); к.п.н., доцент В.И.Решанов (1971 – 1972); к.ф.-м.н., доцент А.В.Артемьев (1972 – 1979); к.ф.-м.н., доцент Б.В.Аквилев (1979 – 1986); к.ф.-м.н., доцент С.Н.Нагорных (1986 – 1987); д.ф.-м.н., профессор Б.И.Фесенко (1987 – 1989); к.ф.-м.н., доцент Н.А.Бархатов (1989 – 1996); к.ф.-м.н., доцент В.Н.Горшенков (с 1996). Заведующие кафедрой общей физики - к.ф.-м.н., доцент М.С.Фадеева (1967 – 1972); к.ф.-м.н., доцент Р.С.Лебедев (1972 – 1978); к.ф.-м.н., доцент П.А.Путилов (1978 – 1980); к.т.н., доцент Н.И. Павлов (1980 – 1981); д.т.н., профессор И.А.Фролов (1981 – 1986); к.ф.-м.н., доцент Б.В.Аквилев (1986 - 1991); д.ф.-м.н., профессор Ю.М.Урман (с 1991). Заведующие кафедрой теоретической физики - д.ф.-м.н., профессор С.В. Беллюстин (1967 - 1968); к.ф.-м.н., доцент Ф.Г.Серова (1968 - 1976); к.т.н., доцент А.И.Емельянов (1976 - 1981); к.ф.-м.н., доцент А.А.Янкина (1981 - 1984); к.ф.-м.н., доцент С.Н. Нагорных (1984 – 1996); д.ф.-м.н., профессор Г.Ф.Ефремов (1996-2000); к.ф.-м.н., доцент Ю.Г.Шондин (с 2000). Заведующие кафедрой астрономии - д.ф.-м.н., профессор В.В.Радзиевский (1967 - 1983); д.ф.-м.н., профессор Б.И.Фесенко (1983 – 1989); к.ф.-м.н., доцент А.В.Артьемьев (1989 - 1996). В 1996г. кафедра астрономии преобразовалась в кафедру астрономии и истории естествознания и получила статус общеуниверситетской. Возглавил кафедру к.ф.-м.н., доцент С.М.Пономарев. В 1991 году приказом № 114-у от 26 декабря в НГПУ создается кафедра методики преподавания физики (позднее, с 1997г, ставшая кафедрой теории и методики обучения физике (ТиМОФ)). На конкурсной основе первым заведующим кафедрой был избран к.ф.-м.н., доцент В.Н.Горшенков, возглавляющий кафедру по настоящее время. |
|||||||||||||||||||||||