НИЖЕГОРОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Главная страница сайта НГПУ

Отделы и центры

Центр качества подготовки специалистов

Центр качества подготовки специалистов (далее Центр) создан в НГПУ в 2001 году. Директором Центра назначена доктор педагогических наук, профессор Елена Николаевна Перевощикова, инженером Центра - Анна Владимировна Юхова.

В организационном плане деятельность Центра осуществляется посредством создания и функционирования мобильных творческих коллективов преподавателей университета, в которые входят представители всех факультетов и общеуниверситетских кафедр.

Основные направления деятельности Центра определены задачами выявления и совершенствования качества подготовки специалистов, установления критериев и показателей качества, разработки современных средств оценивания и механизмов мониторинга качества подготовки специалистов в университете.

Первым важным направлением в деятельности Центра с момента его создания стала разработка концепции внутривузовской системы контроля качества подготовки специалистов. Над этой проблемой работали Н.Н.Деменева, Т.Я.Железнова, А.А.Касьян, Н.Н.Ладилова И.В.Лебедева, И.И.Моисеева, Т.Н.Никитина, О.Н.Оболенская, Е.Н.Перевощикова, А.В.Хазина, Т.Л.Шабанова, О.Н.Щепина, А.В.Юхова. Результаты деятельности этого коллектива опубликованы в практико-ориентированном пособии "Внутривузовская система контроля качества подготовки специалистов" (Н.Новгород, 2003). Выделенные в пособии показатели и критерии качества подготовки специалистов послужили основой для разработки единой формы представления результатов ежегодного самообследования кафедр и факультетов. В разработке Положения по организации текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучаемых, наряду с творческим коллективом Центра, принимали участие проректор по учебной работе профессор В.В. Николина и деканы всех факультетов.

В решении проблемы, определяющей второе направление в деятельности Центра- создание педагогических измерительных материалов для аттестации обучаемых, участвовали Е.Н.Перевощикова, Н.Н.Деменева, И В.Лебедева, И.И.Лукичева, Т.Л.Шабанова, А.В.Юхова. Результатом работы этого коллектива стала публикация пособия "Теория и практика создания аттестационных измерительных материалов" (Н.Новгород, 2003). Презентация пособия обеспечивала информированность преподавателей об этой сфере деятельности Центра, о способах и принципах разработки диагностических средств для контроля качества подготовки обучаемых. На основе этого пособия созданы многие аттестационные педагогические материалы на кафедрах университета.

Третье направление в научно-практической деятельности Центра связано с разработкой, адаптацией и апробированием анкет как средства для получения обратной информации от студентов по самым разным аспектам образовательной и воспитательной деятельности университета. В анкетировании студентов участвовали практически все представители факультетов, работающих в Центре (Т.К.Беляева, Н.Н.Ладилова, А.В.Хазина, Г.Н.Никитина, Т.Б.Сингосина, Н.Н.Деменева, Т.Я.Железнова, А.В.Юхова). Благодаря этой работе в Центре накоплен достаточно большой статистический материал, представленный в форме сравнительных таблиц, диаграмм и графиков по следующим видам анкет: "Качество обучения глазами студентов", "Влияние образования в вузе на становление профессионально важных личностных качеств у обучаемых", "Уровень профессиональной готовности к педагогической практике", "Мои ценностные ориентации", "Физическое и эмоциональное здоровье". Информированность преподавателей университета об этой сфере деятельности Центра осуществляется через выступление его представителей на Совете университета, на Советах факультетов и межкафедральных семинарах. В 2004 году для получения среза о качестве воспитательной работы в вузе были разработаны анкеты для преподавателей и студентов (А.В.Юхова, А.В.Хазина, Е.Н.Перевощикова, В.В.Николина, О.Н.Щепина).

С 2002 года Центр приступил к изучению проблемы удовлетворенности внешних потребителей качества. Для этих целей разработана специальная анкета, по которой опрошены представители администраций 48 городских и 17 сельских школ о качестве подготовки выпускников педуниверситета. В сборе данных и их обработке участвовали И.И.Моисеева и Н.Н.Ладилова. Анализ полученных результатов показал, что руководители школ, участвовавшие в опросе, в целом удовлетворены подготовкой выпускников и высоко оценивают их общекультурный, специальный и методический уровень. Вместе с тем данные анкетирования позволили выявить недостаточную практическую направленность психолого-педагогической подготовки выпускников. Таким образом, полученные в результате анкетирования данные представляют несомненный интерес и могут служить основой для совершенствования учебно-воспитательного процесса в университете.

К числу новых направлений в деятельности Центра можно отнести разработку требований к вузовским учебно-методическим изданиям, а также разработку проблем по плану реализации концепции модернизации образования: "Теория и практика студенческого самоуправления", "Здоровый образ жизни студентов", "Современные средства оценивания качества обучения", "Анализ квалификационных требований к специалисту".

©    2000-2008