Календарь наблюдателя на март 2009 года

Календарь наблюдателя на март 2009 года - очередной выпуск ежемесячного периодического издания любителей астрономии. В нем приводится информация о планетах, кометах, астероидах, переменных звездах и астрономических явлениях месяца, а также последние основные новости астрономии. Подробно описываются явления в системе четырех больших спутников Юпитера. Имеются карты поисков комет, астероидов и звезд, покрываемых астероидами. Чтобы всегда иметь при себе сведения о небесных телах и основных явлениях месяца, скачайте архивный файл КН и распечатайте его на принтере. Оперативные сведения об открытиях новых комет и информация о последних новостях из мира астрономии содержится в рассылке Астрономия всех: небесный курьер, выходящей несколько раз в неделю.

ОБЗОР МЕСЯЦА

Основными астрономическими событиями месяца являются: 2 марта - соединение Меркурия и Марса, 3 марта - покрытие Плеяд Луной, 5 марта - соединение Меркурия и Нептуна, 8 марта - соединение Марса и Нептуна, 8 марта - Сатурн в противостоянии с Солнцем, 20 марта - весеннее равноденствие, 22 марта - соединение Меркурия и Урана, 28 марта - нижнее соединение Венеры с Солнцем, 29 марта - соединение Меркурия и Венеры, 30 марта - покрытие Плеяд Луной, 31 марта - верхнее соединение Меркурия с Солнцем. Солнце движется по созвездию Водолея до 12 марта, а затем переходит в созвездие Рыб (27 марта касаясь границы созвездия Кита). Склонение центрального светила постепенно растет, а продолжительность дня быстро увеличивается (на 2 часа 20 минут за месяц), достигая к концу марта 13 часов 03 минут на широте Москвы. Южнее московской параллели день будет короче, а севернее - длиннее, т.к. в северных районах продолжительность дня после весеннего равноденствия будет увеличиваться быстрее, чем в средних и, тем более, в южных широтах. Наблюдения пятен и других образований на поверхности дневного светила можно проводить практически в любой телескоп или бинокль и даже невооруженным глазом (если пятна достаточно крупные), применяя при этом солнечный фильтр(!!), надетый на объектив Вашего инструмента. Начало марта - самое благоприятное время наблюдений нашей небесной соседки за весь месяц. Терминатор близ фазы первой четверти быстро смещается, открывая все новые и новые лунные образования. Более того, в мартовские вечера угол наклона эклиптики к горизонту наибольший за весь год и Луна находится высоко над горизонтом. Луна начнет свой путь по мартовскому небу при фазе 0,15 в созвездии Рыб (в 10 градусах восточнее Венеры). Наблюдать оба светила можно будет на фоне вечерней зари. В первый день месяца растущий серп перейдет в созвездие Овна и пробудет в нем около двух суток, увеличив фазу до 0,33. С 3 по 5 марта Луна будет перемещаться по созвездию Тельца, покрыв (при фазе 0,4) рассеянное звездное скопление Плеяды в утренние часы (по московскому времени) 3 марта. На территории России данное явление будет наблюдаться только на Чукотке. 4 марта наступит первая четверть, а 6 и 7 марта ночное светило пройдет по созвездию Близнецов. К полуночи 9 марта фаза Луны увеличится до 0,94, и почти полный диск достигнет границы созвездия Льва. Ровно через сутки ночное светило перейдет в созвездие Секстанта и наступит полнолуние. Хотя Секстант и не зодиакальное созвездие, но Луна пробудет в нем около суток (благодаря максимальному удалению к югу от эклиптики). 15 марта уменьшающийся овал ночного светила проведет в созвездии Весов, вечером 16 марта перейдет в созвездие Скорпиона, а под утро 17 марта сблизится с Антаресом при фазе 0,65. Миновав южную часть созвездия Змееносца, Луна вступит в фазу последней четверти на границе с созвездием Стрельца. Период последней четверти наименее благоприятный наблюдений нашей небесной соседки, т.к. она находится низко над горизонтом, а севернее широты 63 градуса не восходит вообще. Но в последующие дни Луна поднимается вдоль эклиптики к северу и видимость ее несколько улучшается. В созвездии Стрельца тающий серп пробудет до 21 марта. Затем перейдет в созвездие Козерога и утром 23 марта при фазе 0,13 займет положение между Юпитером и Нептуном. На следующее утро тонкий серп (Ф= 0,07) сблизится с Марсом в созвездии Водолея. 26 марта Луна (Ф=0,0) перейдет в созвездие Рыб и за несколько часов до новолуния займет положение между Меркурием и Нептуном. Перейдя на вечернее небо, растущая Луна устремится к созвездию Овна, по которому пройдет 29 и 30 марта. Завершающий день марта молодой месяц встретит в созвездии Тельца, где при фазе 0,18 вновь покроет Плеяды. Полоса покрытия охватывает почти всю территорию России и СНГ. Закончит Луна свой путь по мартовскому небу при фазе 0,29, не покидая пределов созвездия Тельца. Из больших планет хорошие условия видимости имеют лишь Венера, Юпитер и Сатурн. Венера, перемещаясь попятно по созвездию Рыб, наблюдается в начале месяца по вечерам, а к концу второй декады марта вступает в период двойной видимости. Это значит, что любители астрономии смогут наблюдать планету как вечером, так и в утренние часы перед восходом Солнца. Плавно перейдя с вечернего на утреннее небо, Венера, тем не менее, уменьшает продолжительность видимости, т.к. быстро уменьшает склонение. Юпитер появляется на фоне утренней зари в начале второй декады месяца (в средних широтах). Он движется в одном направлении с Солнцем по созвездию Козерога. Противостояние 2009 года Сатурн встретит в созвездии Льва, недалеко от границы с созвездием Девы. Точку противостояния окольцованная планета пройдет 8 марта в 22 часа 09 минут по московскому времени. Блеск планеты достигает +0,6m, а видимый диаметр придерживается значения 20 угловых секунд. Кольца планеты тонки (угол раскрытия очень мал), но легко различимы в любительские телескопы. Продолжительность видимости достигает 12 часов, а на широте Москвы Сатурн поднимается на высоту 40 градусов. Март - лучшее время наблюдений планеты и спутников. Уран движется до 28 марта по созвездию Водолея, а затем переходит в созвездие Рыб. Наблюдать его можно в начале месяца вечером. Нептун (в созвездии Козерога) виден непродолжительное время по утрам в конце месяца. Отыскать обе планеты можно в бинокль или телескоп с помощью звездных карт, имеющихся в КН за январь 2009 года. Март подарит любителям астрономии несколько ярких комет, среди которых будет, несомненно, выделяться C/2007 N3 (Lulin), которая после сближения с нашей планетой в конце февраля будет постепенно слабеть (от 5 до 8m), передвигаясь по созвездиям Девы, Рака и Близнецов. Практически весь месяц её можно будет наблюдать даже с небольшими биноклями в течение всей ночи. 5-6 марта комета пройдёт в непосредственной близости от РЗС "Ясли", давая любителям астрономии возможность получить прекрасные фотографии сближения. Слабеющая комета Кушиды (144P/Kushida), выйдя из Тельца и задев Орион, далее будет передвигаться по созвездию Близнецов, имея неплохие условия наблюдений в первой половине ночи (блеск на уровне 9m). Комета Кристенсена (C/2006 W3), медленно двигаясь по созвездию Пегаса, будет наблюдаться не очень высоко над горизонтом вечером после захода Солнца и утром перед его восходом при блеске около 9m. Комета Кардинала (C/2008 T2) к марту должна поярчать до 10-11m; она будет двигать по созвездиям Жирафа и Тельца и сможет наблюдаться со средними любительскими инструментами в течение всей ночи. Наконец, комета C/2006 OF2 (Broughton), наблюдаемая по вечерам в созвездии Возничего будет медленно слабеть, имея блеск на уровне 11m (текст по кометам - Артем Новичонок). Из астероидов в марте блеск 10m превысят 6 небесных тел. Самой яркой среди них будет Церера, которая в начале месяца находится близ противостояния с Солнцем и имеет звездную величину 6,9m. За месяц с Европейской территории России и СНГ (согласно ) можно будет наблюдать 4 покрытия звезд до 10m астероидами. Сведения о переменных звездах можно узнать на /publications/bulletin/. На данном ресурсе они более точны, а расчетные даты максимумов при помощи софта существенно отличаются от реальных. Оперативные сведения по другим объектам и явлениям имеются на сайте наблюдателей AstroAlert ( -dar.ru/). Ясного неба и успешных наблюдений!

Календарь наблюдателя на март 2009 года в формате Word (1Мб)