Вышел 5-й номер "Земли и Вселенной"

В номере:

СЕМЕНОВ Ю.П. Орбитальный пилотируемый комплекс "Мир" - основные итоги программы

Статья подводит итог 15-летней верной службе орбитального комплекса "Мир". Это был вызов человечества бесконечному и всемогущему космосу. Будучи созданным умом и руками многих сотен тысяч создателей, "Мир" стал воплощением высочайших достижений науки и техники ХХ века. Беспрецендентная работа комплекса "Мир" ознаменовалась рядом мировых космических достижений. Так, российские космонавты установили рекорды по продолжительности пребывания человека в космосе: 437 суток непрерывного космического полета и 747 суток суммарного присутствия на орбите. На комплексе поставлено более 31 тыс. экспериментов.

Работа ОК "Мир" регулярно освещалась на страницах журнала "Земля и Вселенная" (1986, N 6; 1988, N 5; 1990, N 3; 1991, N 2; 1994, N 1; 1995, N 5; 1996, NN 3, 5; 1997, NN 3, 6; 1998, NN 2, 6; 1999, NN 3, 6; 2000, N 1; 2001, N 1.)

Автор статьи Ю.П. Семенов - Президент Ракетно-космической корпорации "Энергия" им. С.П. Королева, доктор технических наук, профессор, заслуженный деятель науки Российской Федерации, действительный Российской академии наук и других российских и международных обществ, автор более 300 научных работ и изобретений. Он руководитель основных современных российских проектов освоения космоса. Ю.П. Семенов удостоен многих премий и наград.

ГЕРАСЮТИН С.А. Новости о научных спутниках и межпланетных станциях

Продолжают работу посланцы человека в космосе. Вообразите себе такое творение: восьмигранная призма диаметром 2,25 м и высотой 1,52 м с антеннами-усами длиной 500 м! Это американский научный спутник "IMAGE", исследующий влияние солнечного ветра на магнитосферу Земли.

В апреле этого года возобновилась связь с АМС "Pioneer-10", запущенной 3 марта 1972 года. Станция находится в гелиопаузе, и сигнал от нее идет более 10 часов.

Публикация продолжает обзор новостей о научных спутниках и межпланетных станциях (1996, N 3; 1997, N 2; 2000, N 4).

ЧУРЮМОВ К.И. Аномально яркая комета Хейла-Боппа в конце второго тысячелетия

Известный и всеми любимый исследователь комет профессор К.И.Чурюмов (Киевский национальный университет) написал всеобъемлющую и увлекательную статью о комете Хейла-Боппа. Он поведал об основных загадках космической гостьи: как открыли эту необыкновенную комету, когда и почему она стала аномально яркой, угрожала ли комета Хейла-Боппа Земле, а также рассказал о новых открытиях в физике комет, сделанных при изучении этого неординарного объекта.

К.И Чурюмов высказывает совершенно здравую и гуманистическую мысль о том, что просто грех не оставить миллионам людей чудесную память об этой уникальной комете ХХ столетия. Ведь в следующий раз земляне смогут ее увидеть только через 2400 лет. Для издания красочного "Атласа кометы Хейла-Боппа" есть десятки тысяч отличных фотографий кометы, полученных наблюдателями во всем мире, которые имеют как научное, так и художественное значение. Дело за "малым" - нет средств. Спонсоры, откликнитесь!

ЛЮДИ НАУКИ

Владимир Вячеславович Радзиевский (к 90-летию со дня рождения)

Выдающемуся ученому, организатору и педагогу 30 июня этого года исполнилось 90 лет. Радзиевский - один из основателей фотогравитационной небесной механики. Его именем за успехи в изучении небесной механики, космогонии и происхождения комет назван астероид. Вадимир Владимирович внес неоценимый вклад и в астрономическое образование в нашей стране.

Памяти Бориса Викторовича Раушенбаха

27 марта этого года ушел из жизни замечательный ученый, один из пионеров освоения космоса, мыслитель, общественный деятель, педагог Б.В. Раушенбах. Это был удивительно разносторонний человек. Он был одним из тех, кто создавал новую космическую эру человечества, проектируя первые космические аппараты. Раушенбах - автор оригинальных и незаурядных работ по космонавтике, ракетной технике, теории перспективы, искусству, религии, философии. Познакомьтесь с наследием одного из самых выдающихся людей ХХ века.

ИСТОРИЯ НАУКИ

КУЗНЕЦОВ В.В., НЬЮИТТ Л.Р. По следам магнитных полюсов Земли

Авторы статьи рассказывают об истории исследования магнитного поля Земли и высказывают предположение, что структура геомагнитного поля, возможно, не так проста, как это принято считать. Еще в XVI веке картограф Гералдус Меркатор предположил, что существует два северных магнитных полюса. Может быть, эта версия заслуживает большего внимания?

В РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ КОСМОНАВТИКИ

РАКЦ: первое десятилетие деятельности

Российская академия космонавтики имени К.А.Циолковского отметила в этом году свое десятилетие. РАКЦ - научно-общественная организация, которая проводит исследовательскую, научную, образовательную работу в сфере космонавтики, разрабатывает космические программы и предложения по направлениям космической деятельности государственных и международных структур, решает задачи использования достижений космонавтики в интересах России и международного сотрудничества.

К 40-ЛЕТИЮ ПОЛЕТА Ю.А. ГАГАРИНА

ГЕРАСЮТИН С.А., ЛЕВИТАН Е.П. Отечественные космонавты (продолжение)

Журнал продолжает серию публикаций о российских космонавтах, начатую в этом году и приуроченную к 40-летию полета Ю.А. Гагарина. В 5-м номере даются биографические о следующих космонавтах: Ю.И.Онуфриенко, Г.И. Падалка, В.И. Пацаев, А.Ф. Полищук, В.В.Поляков, Л.И. Попов, П.Р. Попович, В.И. Рождественский, Ю.В.Романенко, Н.Н. Рукавишников, В.В. Рюмин, В.П. Савиных, С.Е. Савицкая, Г.В. Сарафанов, В.И. Севастьянов, А.А. Серебров.

МЕЖДУНАРОДНАЯ КОСМИЧЕСКАЯ СТАНЦИЯ

ЛЫНДИН В.И. Первая основная экспедиция

Более 140 суток провел на борту Международной космической станции экипаж первой основной экспедиции МКС-1 в составе Ю.П. Гидзенко, С.К. Крикалева (РФ) и У. Шепарда (США). В основные задачи экипажа входили расконсервация, дооснащение и профилактика блока "Заря" и модуля "Звезда", прием двух кораблей "Прогресс", трех кораблей "Спейс-Шаттл" и корабля "Дискавери", на котором прибыл экипаж МКС-2. Кроме того, в программу работы экспедиции входила серия экспериментов.

АЭРОКОСМИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Гулютин Д.А. Звездолеты стартуют из "Орленка"

Очень необычно и увлекательно прошла в "Солнечном" - одном из лагерей Всероссийского детского центра "Орленок" - 10-я юбилейная смена Всероссийского молодежного аэрокосмического общества (ВАКО) "Союз".

Открыл смену 12 августа 2000 года летчик-космонавт, герой России А.И. Лазуткин. В "Орленок" прибыли и специалисты в области аэрокосмического и астрономического образования. Юбилейная смена была отмечена великолепно поставленной сюжетно-ролевой игрой "Звездные странники", согласно которой ее участники отправлялись в "исследовательские экспедиции к 12 звездным системам". Организована эта игра в "Орленке" была на высшем уровне: подготовки ребят центр располагает обсерваторией, космическим музеем (в котором, между прочим, хранится подлинный космический аппарат "Космос-47"), отличной тренажерной базой при Доме авиации и космонавтики, компьютерным классом, кабинетом космической медицины...

Смена запомнилась ее участникам благодаря насыщенной, интересной, творческой программе и ярким, красивым эпизодам, связанным с разнообразными романтичными традициями и ритуалами. И, конечно же, ребят ждала масса фантастических приключений в других мирах...

ЛЮБИТЕЛЬСКАЯ АСТРОНОМИЯ

Небесный календарь: ноябрь - декабрь 2001 года

КНИГИ О ЗЕМЛЕ И НЕБЕ

ЛЕВИТАН Е.П. Попытка разгадать замысел Бога

В этом году издательством "Амфора" (Санкт-Петербург) была издана книга знаменитого физика-теоретика Стивена Хокинга - "Краткая история времени от Большого взрыва до черных дыр". Ее автора, без сомнения, можно назвать настоящим человеком - будучи практически лишенным возможности двигаться и говорить из-за ряда тяжелейших болезней, он посвятил всю свою жизнь теоретической физике и самым большим ее загадкам и оказался способным силой мысли победить немощь. Книга поражает умением Хокинга просто и увлекательно рассказывать о самых сложных, но вместе с тем и самых интересных и волнующих тайнах мироздания, о его "архитрудных" понятиях (пространстве, времени, принципе неопределенности Гейзнберга, черных дырах, теории сингулярности, теории струн, многомерности пространства...). Хокинг ищет полную единую теорию Вселенной, которая смогла бы объяснить "не только что есть Вселенная, но и почему она есть". Вслед за Эйнштейном Хокинг пытается ответить на знаменитый вопрос: а был ли у Бога какой-нибудь выбор, когда он создавал Вселенную?

Книгу Хокинга должны, по возможности, прочитать все, кто серьезно интересуется глубинными проблемами бытия.

ДОВЖЕНКО В.А. К юбилею Центра подготовки космонавтов им. Ю.А. Гагарина

В 2000 году в издательстве "Кладезь-Букс" (Москва) к 40-летнему юбилею Центра подготовки космонавтов вышла книга "Российский государственный научно-исследовательский испытательный Центр подготовки космонавтов им. Ю.А. Гагарина" (под редакцией начальника ЦПК дважды Героя Советского Союза генерал-полковника П.И. Климука).

Центр подготовки космонавтов (Звездный городок) был создан в 1960 году по инициативе Главного конструктора ракетно-космической техники С.П. Королева и ныне известен во всем мире.

В книге много фактического материала, связанного с историей подготовки космонавтов к пилотируемым полетам и современной деятельностью ЦПК; кроме того, книга прекрасно иллюстрирована уникальными фотографиями.

НОВОСТИ НАУКИ И ДРУГАЯ ИНФОРМАЦИЯ

Солнце в апреле-мае 2001 года

В.Н. Ишков (ИЗМИРАН) отслеживает динамику солнечной активности за апрель-май 2001 года. Текущее состояние солнечной активности и ее прогноз на русском языке можно узнать в Интернете по адресу: i.ru/space/solar/forecast.html каждый понедельник. За развитием текущего 23-го цикла солнечной активности можно следить по адресу: /WDCB/cycle23.html Страница обновляется в течение каждого месяца.
Комета Хейла-Боппа. Снимок получен на Европейской Южной Обсерватории с помощью 3.5-м Телескопа Новых Технологий. Это композиция трех изображений в желто-зеленом (экспозиция 60 с), красном (30 с) и инфракрасном (30 с) участках спектра. Угловой размер комы - 3'.

Еще один снимок удаленной кометы

Один из снимков кометы Хейла-Боппа был получен в июне 1999 г. на Европейской Южной Обсерватории в Чили. Комета привлекла внимание астрономов размерами комы. <

Комета Хейла-Боппа все еще активна

Астрономы продолжают следить за кометой Хейла-Боппа, которая уже удалилась от Солнца на расстояние 13 а.е. Комета относительно яркая, а ее ядро по-прежнему (спустя четыре года после прохождения через перигелий) остается активным, что довольно необычно комет.

Что же обнаружено в "марсианском метеорите"

Почти все аргументы в пользу того, что на метеорите ALH 84001 действительно обнаружены следы жизни, оказались несостоятельными. Почти, но не все. Так что сенсация 1996 года пока не отменяется.

Новые книги

Недавно издательство "Слово" выпустило очередную книгу детей из научно-популярной серии "Что есть что". Книга С.Н. Зигуненко "Орбитальные станции" в доступной форме повествует об истории создания пилотируемых космических станций, об их сегодняшнем дне и о перспективах развития в будущем.

Новая проблема звездной космогонии

В феврале этого года японские астрономы открыли в одной из звездообразующих частей неба более 400 объектов, которые трудно отнести к какому-нибудь известному типу небесных тел. Дело в том, что эти тела не обращаются вокруг звезд, подобно планетам, но вместе с тем обладают слишком малой массой, чтобы отнести их к звездам (примерно 5-10 масс Юпитера).

Попытка предотвратить катастрофу

В озере, расположенном в кратере одного из наиболее опасных вулканов в Индонезии Келут (о. Ява), зарегистрированы заметные изменения, что говорит об усилении активности вулкана.

Проект первого индийского астрономического спутника

После 2005 года планируется запуск индийской астрофизической обсерватории Astrosat, производящей наблюдения в рентгеновском и ультрафиолетовом диапазонах.

Открытие на Марсе плитовой тектоники

До сих пор считалось, что Земля - единственная из планет, обладающая плитовым строением коры. Однако данные, полученные АМС "Mars Global Surveyor", позволили американским ученым выдвинуть предположение, что поверхность планеты по крайней мере частично была сформирована процессами плитовой тектоники, и связать эти процессы с исчезновением магнитного поля Марса.

Околоземная астрономия XXI века

По инициативе института астрономии РАН в Звенигороде 21-25 мая 2001 года состоялась конференция "Околоземная астрономия XXI века". Под определение "околоземных" попали достаточно обширные области пространства - от поверхности Земли до границ Солнечной системы. Основными темами конференции являлись растущая загрязненность пространства "космическим мусором" и возможность столкновения Земли с космическим телом и его последствия.

"Первый свет" ОБТ-интерферометра

В марте этого года проведены первые пробные наблюдения с использованием интерферометра Очень Большого Телескопа Европейской Южной Обсерватории. Испытания показали, что сложнейшая оптико-механическая система интерферометра с большим количеством зеркал и электронных устройств работает безупречно. В конце года с системой интерферометра будут работать самые большие зеркала ОБТ; при расстоянии между зеркалами в 200 метров разрешающая способность ОБТ-итерферометра достигает 0,0005", что соответствует 2 м на поверхности Луны.

Там, где мантия граничит с ядром

Характер распространения сейсмических волн в нижней мантии свидетельствует о необычных физических свойствах этой области. Американские ученые выдвинули гипотезу, согласно которой на границе ядра и мантии образуется тонкий проводящий слой, объясняющий сейсмические эффекты и способный вызывать нутации земной оси.

Озеро Чад может исчезнуть

За последние 35 лет озеро Чад, по данным космических снимков, потеряло около 95% своей акватории. Причиной иссушения ученые считают хозяйственную деятельность населения.

Иридий на границе мелового и третичного периодов

Образцы пород, взятых в пограничном слое между отложениями мелового и третичного периодов, содержат повышенное содержание гидроксидов железа и его сульфатов и необычно высокий процент иридия. Считается, что этот слой сформирован породами, выброшенными в воздух при падении на Землю гигантского метеорита, которое произошло примерно 65 миллионов лет назад на нынешнем побережье полуострова Юкатан в Мексике.

Изучение кораллов раскрывает тайну Эль-Ниньо

Коллектив британских, австралийских и американских ученых под руководством У. Тадхона (Эдинбургский университет) исследовали коралловые постройки в экваториальной части Тихого океана, образовавшихся еще во времена ледниковых периодов. На основании этих данных ученые попытались определить, как общие изменения климата воздействуют на периодичность до сих пор остающегося загадочным феномена Эль-Ниньо - резкого колебания температуры вод центральной и восточной акваторий Тихого океана.

Гигантские снежные дюны Антарктиды

В ряде регионов Антарктиды имеются нигде более не встречающиеся образования - огромные снежные дюны (или заструги). Они могут достигать в длину 100 км при высоте в несколько метров. С помощью радиометров AVHRR снежные дюны Антарктиды были исследованы из космоса, что позволило пролить свет на их природу и процессы их формирования.