Календарь наблюдателя на февраль 2009 года

Календарь наблюдателя на февраль 2009 года - очередной выпуск ежемесячного периодического издания любителей астрономии. В нем приводится информация о планетах, кометах, астероидах, переменных звездах и астрономических явлениях месяца, а также последние основные новости астрономии. Подробно описываются явления в системе четырех больших спутников Юпитера. Имеются карты поисков комет, астероидов и звезд, покрываемых астероидами. Чтобы всегда иметь при себе сведения о небесных телах и основных явлениях месяца, скачайте архивный файл КН и распечатайте его на принтере. Оперативные сведения об открытиях новых комет и информация о последних новостях из мира астрономии содержится в рассылке Астрономия всех: небесный курьер, выходящей несколько раз в неделю.

ОБЗОР МЕСЯЦА

Основными астрономическими событиями месяца являются: 4 февраля - покрытие Плеяд Луной, 9 февраля - полутеневое лунное затмение, 13 февраля - утренняя элонгация Меркурия, 17 февраля - соединение Марса и Юпитера, 22 февраля - покрытие Меркурия Луной, 23 февраля - покрытие Юпитера Луной, 24 февраля - соединение Меркурия и Юпитера, 25 февраля - Церера в противостоянии с Солнцем. Солнце движется по созвездию Козерога до 16 февраля, а затем переходит в созвездие Водолея. Склонение центрального светила постепенно растет, а продолжительность дня быстро увеличивается, достигая к концу месяца 10 часов 38 минут на широте Москвы. Полуденная высота Солнца за месяц на этой широте увеличится с 17 до 26 градусов. Наблюдения пятен и других образований на поверхности дневного светила можно проводить практически в любой телескоп или бинокль и даже невооруженным глазом (если пятна достаточно крупные). Но не забывайте применять солнечный фильтр, надетый на объектив Вашего инструмента! Луна начнет свой путь по февральскому небу при фазе 0,28 в созвездии Рыб (несколько севернее звезды дельта Водолея и в 16 градусах восточнее Венеры). Она будет видна в вечернее время. Более чем через сутки ночное светило перейдет в созвездие Овна и вступит в фазу первой четверти. Начало февраля - самое благоприятное время наблюдений нашей небесной соседки, т.к. терминатор (граница дня и ночи) быстро смещается, открывая все новые и новые лунные образования. Более того, в февральские вечера угол наклона эклиптики к горизонту достаточно большой, значит, Луна даже в малых фазах задержится на небе на более продолжительное время, чем, скажем, в январе. Постепенно превращаясь в овал, естественный спутник Земли около полуночи (по московскому времени) 4 февраля перейдет в созвездие Тельца, и через несколько часов покроет звездное скопление Плеяды. На Европейской территории России в утренние часы можно будет наблюдать только сближение до 1 градуса, а затем Луна (Ф= 0,62) и М45 зайдут за горизонт. Тем не менее, в северных районах России (выше 63 параллели) в этот день Луна будет незаходящим светилом, поэтому наблюдать покрытие смогут все жители указанных широт. После это явления, ставшего обыденностью (идет многолетняя серия покрытий Плеяд Луной), ночное светило пересечет созвездие Тельца, 6 февраля в фазе 0,83 достигнет созвездия Близнецов, 8 февраля в фазе 0,96 - созвездия Рака, и в этом созвездии примет вид полностью освещенного диска, вступив в фазу полнолуния (вечером 9 февраля). Конец первой и начало второй декады февраля - самый неблагоприятный период наблюдений звездного неба, полностью залитого лунным светом. И сама Луна не является объектом пристального внимания любителей астрономии. Все детали на ней в это период сглажены и малоконтрастны. Яркий диск ослепляет, а усиленный оптической системой телескопа лунный свет не позволяет проводить сколько-нибудь полезные наблюдения. Этот период - своеобразные каникулы любителя астрономии. Даже лунное затмение, которое будет полутеневым, не придаст эффекта ночному небу, т.к. во время этого явления будет наблюдаться лишь легкое потемнение северного края диска Луны. Тем не менее, фотографировать затмение полезно, поскольку последующая компьютерная обработка может придать желаемый эффект снимку 10 февраля Луна вступит в созвездие Льва, а около полуночи 11 февраля на несколько часов зайдет в созвездие Секстанта. К полуночи 12 февраля фаза ночного светила уменьшится до 0,93, и оно приблизится к границе созвездия Девы в 7,5 градусах южнее Сатурна. Для пересечения этого созвездия Луне понадобится более трех суток. При вступлении в созвездие Весов лунная фаза уменьшится до 0,65. К полуночи 17 февраля Луна почти достигнет границы созвездия Скорпиона и примет фазу последней четверти. Виден лунный полудиск будет по утрам, но условия наблюдений далеки от идеальных. Утренний наклон эклиптики к горизонту весьма мал и низкое положение Луны над горизонтом снижает эффектность наблюдений. В созвездии Скорпиона Луна пробудет около полутора суток, а 18 февраля перейдет в созвездие Змееносца при фазе 0,3. За 20 и 21 февраля тающий лунный серп пересечет созвездие Стрельца, а после полуночи 22 февраля при фазе 0,2 вступит в созвездие Козерога, в котором находятся сразу 4 планеты Солнечной системы. Меркурий, Марс и Юпитер соберутся в секторе 5 градусов, а в десятке градусов левее этой группы будет находиться Нептун. В ночь с 22 на 23 февраля Луна покроет Меркурий, а затем Юпитер, но, к сожалению, оба покрытия не будут видны на Европейской территории России и стран СНГ. Пройдя 23 февраля близ Марса, а 24 февраля - близ Нептуна, Луна покинет созвездие Козерога, вступив в созвездие Водолея, приняв фазу новолуния (25 февраля). Растущий серп появится на вечернем небе 26 февраля, а на следующий день сблизится с Ураном при фазе 0,02. Завершит Луна свой путь по февральскому небу в созвездии Рыб близ Венеры, увеличив фазу до 0,14. Вечера конца месяца будут самыми зрелищными благодаря близкому расположению Луны и самой яркой планеты. Из планет в феврале месяце лучшие условия наблюдений будут у Сатурна (в созвездии Льва) и у уже упомянутой Венеры, которая весь месяц находится в созвездии Рыб. Окольцованная планета, которая вновь вернула себе это название благодаря увеличивающемуся углу раскрытия колец, обладает почти максимальной продолжительностью видимости (около полусуток). Венера имеет большую (около 40 градусов) восточную (вечернюю) элонгацию и видна на фоне сумеречного сегмента более трех часов. Блеск ее максимален, поэтому наблюдать ее можно даже днем невооруженным глазом. Лучшее время таких наблюдений после полудня, когда Венера находится над южным горизонтом. Меркурий обладает утренней видимостью, перемещается по созвездию Стрельца, а 14 февраля переходит в созвездие Козерога. Марс также переходит из Стрельца в созвездие Козерога, но гораздо раньше - 4 февраля. Юпитер находится в созвездии Козерога весь месяц, также имея утреннюю видимость. Планета участвует в мини-параде планет, близ Меркурия и Марса, и поскольку является самой яркой из этой троицы, будет служить прекрасным ориентиром поисков двух других планет на фоне утренней зари. Уран (в созвездии Водолея) и Нептун (в созвездии Козерога) видны непродолжительное время по вечерам, а отыскать их можно в бинокль или телескоп с помощью звездных карт, имеющихся в КН за январь 2009 года. В феврале у Нептуна вечерняя видимость заканчивается. На февральском небе будут наблюдаться 3 кометы с расчетным блеском выше 11m. Самой яркой (ожидаемый блеск 6m) и доступной поисков станет Lulin (C/2007 N3), а P/Christensen (P/2003 K2) и P/Kushida (144P) будут иметь блеск около 11m. Из астероидов в феврале блеск 10m превысят 5 небесных тел. Самой яркой среди них будет Церера, которая к концу месяца вступит в противостояние с Солнцем и достигнет звездной величины 6,9m. За месяц с Европейской территории России и СНГ (согласно ) можно будет наблюдать 3 покрытия звезд до 10m астероидами. Сведения о переменных звездах можно узнать на /publications/bulletin/. На данном ресурсе они более точны, а расчетные даты максимумов при помощи софта существенно отличаются от реальных. Оперативные сведения по другим объектам и явлениям имеются на сайте наблюдателей AstroAlert ( -dar.ru/). Ясного неба и успешных наблюдений!

Календарь наблюдателя на февраль 2009 года в формате Word (1Мб)