НИЖЕГОРОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Главная страница сайта НГПУ

Психолого-педагогический факультет

Справочник специальностей

Психолого-педагогический факультет Нижегородского государственного педагогического университета в 2008-2009 учебном году предлагает обучение по следующим специальностям:

Специальность "Специальная психология" с дополнительной специальностью "Логопедия"

Уникальное гуманитарное образование по данной специальности существует в Нижегородском регионе с 1996 года.

Квалификация выпускника: специальный психолог и учитель-логопед.

Особенности образовательных программ

Образовательная программа сочетает в себе вековые традиции обучения психологии в ведущих европейских университетах, особенности российских условий оказания квалифицированной помощи лицам с проблемами психологического развития и современные эффективные подходы психодиагностики, психотерапии и психолого-медико-педагогической реабилитации.

Специальная психология изучает психологические особенности детей с проблемами развития, обеспечивает их психодиагностику, психокоррекцию и социальную интеграцию. Это позволяет в условиях общеобразовательных (дошкольных и школьных), специальных и лечебных учреждений решать проблемы неуспеваемости; нарушения общения со сверстниками, родителями, учителями; агрессивного, отклоняющегося поведения; эмоционально-личностных особенностей развития и т.д.

Учебная программа включает в себя следующий комплекс общих и специальных психологических дисциплин: общая психология; экспериментальная психология; психолого- педагогическая диагностика; методы психологической коррекции; основы психотерапии; организация и содержание специальной психологической помощи; коррекционная педагогика с основами специальной психологии; психопатология; специальная педагогика; специальная психология; нейропсихология; патопсихология; психологические системы обучения и воспитания детей с отклонениями развития. Выпускники получают, в целом, базисную квалификацию психолога и могут работать в широком диапазоне специальностей данной сферы знаний: возрастная психология; социальная психология; педагогическая психология; психологическое консультирование и т.д.

Кроме того, студенты получают дополнительную специальность по логопедии, в связи с чем изучают дисциплины: основы логопедии; психология детей с нарушениями речи; психолингвистика; развитие речи в норме и недоразвитие речи; логопедические технологии и др. Так как студенты овладевают знаниями по коррекционной педагогике в целом, то они могут работать не только логопедами, но и тифлопедагогами, сурдопедагогами, учителями общеобразовательных школ.

Сферами деятельности выпускников являются:

  • общеобразовательные учреждения (школы, детские сады);
  • коррекционные учреждения (спецшколы и сады, реабилитационные, психологические центры);
  • диагностические учреждения (психолого-медико-педагогические консультации, больницы);
  • психологические консультации (бизнеса, маркетинга и т.п.).

Формы и сроки обучения: очная (5 лет).

Специальность "Олигофренопедагогика" с дополнительной специальностью "Специальная психология"

С 1996 года в Нижнем Новгороде предоставляется уникальная возможность получения перспективного педагогического образования по данной специальности.

Квалификация выпускника: учитель-олигофренопедагог и специальный психолог.

Особенности образовательных программ

Программа обучения отражает последние достижения психологической науки и практики в области специального образования, отвечает потребностям современной школы в высококвалифицированных специалистах по работе с детьми, имеющими проблемы в развитии.

В процессе обучения студенты получают фундаментальные знания по дисциплинам общепрофессиональной и предметной подготовки. Учебный план данной специальности обеспечивает стройную последовательность в изучении таких общепрофессиональных дисциплин, как психология, педагогика, основы генетики, невропатология, клиника интеллектуальных нарушений, специальная педагогика и психология, психолингвистика.

Студенты осваивают дисциплины предметной подготовки, которые обеспечивают качественную систему знаний об особенностях развития, обучения и воспитания детей с особыми образовательными потребностями. Среди них можно выделить следующие: психология лиц с нарушениями речи, психология детей с нарушениями слуха, психология детей с нарушениями зрения, психология детей с нарушениями в интеллектуальном развитии, методы психологической коррекции, психолого-педагогическая диагностика и консультирование, основы психотерапии.

Большое внимание уделяется практическим занятиям, на которых студенты овладевают знаниями о специфике организации учебно-воспитательного и коррекционного-развивающего процесса в учреждениях различного типа для детей с проблемами в развитии. Учебный план предполагает включение студентов в профессиональную деятельность уже в период обучения - во время ежегодной практики .

Сферы трудовой деятельности

Специальность "Олигофренопедагогика" является востребованной в Приволжском ф едеральной округе. По окончании университета выпускники имеют возможность трудоустроиться в

муниципальных и частных образовательных учреждениях,

специальных дошкольных и школьных образовательных учреждениях,

медико-педагогических и социально-реабилитационных центрах,

п сихолого-медико-педагогических комиссиях,

а также продолжить научно-исследовательскую работу в действующей аспирантуре.

Формы и сроки обучения: очная (5 лет).

Специальность Иностранный (английский) язык

Специальность "Иностранный язык" существует в НГПУ с 1992 года. И на сегодняшний день уже имеет свою историю и свои традиции, именно традиции, без которых нет качественного обучения.

Потребность в знании иностранных языков появилась еще у древних народов, а в настоящее время стала жизненной необходимостью любого специалиста с высшим образо ванием. Специальность "Иностранный язык" гармонично сочетается с любой другой специальностью, а хорошее знание иностранного языка всегда служило подспорьем как в материальном, так и в образовательном плане, расширяя возможности поиска новой учебной информации на иностранном языке.

Квалификация выпускника: учитель иностранного языка.

Особенности образовательных программ

С 2000 г. в нашем университете специальность "Иностранный язык" из разряда дополнительных переведена в самостоятельную, основную. Этот шаг был основательно продуман и подготовлен в предшествующий период существования данной специальности, так как обучение иностранным языкам - дело сложное, требующее наличия хорошо подготовленных преподавательских кадров по дисциплинам лингвистического цикла на иностранном языке, таких, как теоретическая фонетика, лексикология, зарубежная литература, стилистика, теоретическая грамматика, теория перевода, сравнительная типология и, естественно, практический курс английского языка, а также - учебной литературы и обустройства технических средств обучения (лингафонных кабинетов и компьютерных классов).

С 2004 г. обучение иностранному языку ведется по новому госстандарту, который существенно увеличивает количество учебных часов вышеперечисленных дисциплин лингвистического цикла, что ставит НГПУ в один ряд с Нижегородским государственным лингвистическим университетом по качеству подготовки специалистов иностранного языка на языковых специальностях ("Учитель иностранного языка"). Кроме этого, по новому госстандарту к основной специальности педуниверситет предлагает обучение по одной из специализаций (по выбору вуза).

Учебная программа рассчитана на 5 лет обучения и включает весь комплекс общих и специальных дисциплин, изучаемых на филологических специальностях в любом вузе. Занятия проводятся опытными преподавателями, закончившими в свое время Нижегородский государственный лингвистический университет, многие из которых прошли стажировку за рубежом и имеют научные степени кандидатов и докторов наук.

Сферы трудовой деятельности

Специалист со знанием иностранного языка может осуществлять свою трудовую деятельность, в первую очередь, в качестве учителя иностранного языка в любых образовательных учреждениях, кроме того, он подготовлен к таким видам деятельности, как научно-методическая, социально-педагогическая, воспитательная, культурно-просветительская, коррекционно-развивающая, управленческая.

Формы и сроки обучения: очная (5лет).

Специальность Дошкольная педагогика и психология

Нижегородский государственный педагогический университет - единственный вуз в городе, который более 70 лет готовит специалистов для системы дошкольно го образования.

Уникальность нашей специальности состоит в том, что выпускники, освоив комплекс психолого-педагогических дисциплин, смогут реализовы вать себя в различных сферах народного образования: дошкольных образовательных учреждениях, центрах развития детей, педагогических колледжах, органах управления образованием.

Квалификация выпускника: преподаватель дошкольной педагогики и психологии.

Особенности образовательных программ

Образовательная программа сочетает в себе давние традиции обуче ния общей и дошкольной педагогике и психологии и современные подходы к воспитанию дошкольников.

Учебная программа представляет собой комплекс общих и специаль ных дисциплин: история, политология, культурология, правоведение, эконо мика, педагогика, психология, анатомия, педиатрия, теория и методика до школьного образования, основы педагогического менеджмента и др.

Обучение по специальности проводится профессорско - преподавательским составом общеуниверситетских кафедр, кафедры дошкольной педагогики, преподавателями Нижегородского института развития об разования.

С 2007-2008 г. на заочном отделении введены специализации: "Управление дошкольным образованием" и "Развитие и коррекция речи".

Учебно-исследовательская работа студентов

Выпускники имеют возможность поступить в аспирантуру НГПУ. На кафедре идет работа по следующим научно-исследовательским направлениям: лингвопедагогические основы социокультурного воспитания детей, профессиональная культура будущего специалиста дошкольного образования, подготовка управленческих кадров для системы дошкольного образования и т.д.

Сферы трудовой деятельности

Особенности учебной программы таковы, что по окончании вуза выпускники овладевают различными видами профессиональной деятельности: научно-методической, организационно-управленческой, преподавательской, социально-педагогической, воспитательной, культурно-просветительской.

Формы и сроки обучения: очная (3 г. – для выпускников педколледжей, работающих по совмещенным с НГПУ учебным планам), заочная (4 г. и 5,5 л. – в зависимости от года окончания – для выпускников педколледжей и абитуриентов, имеющих среднее профессиональное образование по родственной специальности, 5,5 л. – для других категорий абитуриентов).

Специальность Психология

С 2000 года в Нижегородском государственном педагогическом университете можно пройти программу обучения и получить уникальное образование по специальности "Психология".

Квалификация выпускника: психолог.

Особенности образовательных программ

Программа обучения основывается на отечественных и зарубежных традициях обучения психологии; сочетает в себе классическое психологическое образование с использованием современных образовательных технологий.

Учебная программа включает в себя следующий цикл общих гуманитарных и специальных дисциплин: логика, история религии, социология, этика, эстетика, философия, отечественная история, культурология; политология, правоведение, педагогика, русский язык и культура речи, социология, философия, экономика, общая психология, экспериментальная психология, общий психологический практикум, история психологии, зоопсихология и сравнительная психология, психогенетика, психология личности, психодиагностика, методологические основы психологии, математические методы в психологии, психология развития и возрастная психология, педагогическая психология, социальная психология, психология труда, клиническая психология, специальная психология, психофизиология, методика преподавания психологии, а также систему дисциплин по специализациям "Социальная психология", "Психология развития", "Специальная психология". Кроме того, в программу включен 2-летний курс иностранного языка.

Обучение по специальным дисциплинам проводят специалисты высшей квалификации: доктора и кандидаты психологических наук.

Сферы трудовой деятельности

Объектом профессиональной деятельности специалиста-психолога являются психические процессы, свойства и состояния человека, предметом - их проявления в различных областях человеческой деятельности, межличностных и социальных взаимодействиях, способы и формы их организации и изменения при воздействии извне. В соответствии с полученными знаниями, умениями и навыками специалист может участвовать в решении комплексных задач в производственной сфере, в бизнесе, в сфере образования, здравоохранения, управления, социальной помощи населению и может осуществлять следующие виды профессиональной деятельности: диагностическую и коррекционную; экспертную и консультативную; учебно-воспитательную; научно-исследовательскую; культурно-просветительскую, в том числе преподавать комплекс психологических дисциплин в высших и средних учебных заведениях.

Формы и сроки обучения: очная (5 лет), заочная (5,5 лет – только на платной основе ).

Также проводится набор в магистратуру по специальности "П сихология развития". Срок обучения 2 года.

Специальность Педагогика и методика начального образования

Специальность существует в НГПУ с 1960 года. Ее уникальность заключается в том, что подготовка высококвалифицированных специалистов по работе с детьми младшего школьного возраста на психолого-педагогическом факультете имеет богатейшие многолетние традиции. Качественное и перспективное педагогическое образование по специальности отвечает актуальным потребностям современной начальной школы, позволяет выпускникам работать по разнообразным вариативным системам, программам и учебно-методическим комплексам.

Квалификация выпускника: учитель начальных классов.

Особенности образовательных программ

Подготовка специалистов ведется по интегрированным программам, отражающим новейшие достижения в области педагогики, психологии и предметных методик начального образования. Программа обучения включает комплекс общих и специальных дисциплин: философия, культурология, социология, политология; общая, возрастная, педагогическая и социальная психология; теория обучения и воспитания, педагогические теории и системы, педагогические технологии; математика, русский язык, естествознание; система методических дисциплин: методика обучения русскому языку и литературе, методика преподавания математики, методика преподавания естествознания; методика трудового обучения, методика музыкального воспитания, методика преподавания ИЗО и т. д.

Занятия проводятся профессорско-преподавательским составом общеуниверситетских и факультетских кафедр. В ыпускающей является кафедра социальной педагогики, психологии и предметных методик начального образования, большинство преподавателей которой имеют не только ученые степени докторов и кандидатов педагогических и психологических наук, но и опыт практической работы в качестве учителей начальных классов.

Студенты заочного отделения получают специализацию "Экологическое воспитание учащихся", а студенты отделения ЦИПС специализацию "Коррекционно-педагогическая деятельность учителя начальных классов".

Сферы трудовой деятельности

По окончании университета выпускники могут работать в начальных классах муниципальных и частных общеобразовательных школ, в комплексах "детский сад-школа", в сельских малокомплектных школах. Выпускники являются учителями-многопредметниками, классными руководителями, воспитателями группы продленного дня, специалистами в области подготовки детей к обучению в школе, могут работать гувернерами.

Формы и сроки обучения: очная (3 года – для выпускников педколледжей, работающих по совмещенным с НГПУ учебным планам, только на платной основе), заочная (4 года или 5,5 лет - в зависимости от года окончания – для выпускников педколледжей и абитуриентов, имеющих среднее профессиональное образование по родственной специальности, 5,5 лет – для других категорий абитуриентов).

Специальность Педагогика и методика начального образования с дополнительной специальностью "Иностранный (английский) язык"

Специальность "Педагогика и методика начального образования" существует в НГПУ с 1960 года. Ее уникальность заключается в том, что подготовка высококвалифицированных специалистов по работе с детьми младшего школьного возраста на психолого-педагогическом факультете имеет богатейшие многолетние традиции. Качественное и перспективное педагогическое образование по специальности отвечает актуальным потребностям современной начальной школы.

Квалификация выпускника: учитель начальных классов и учитель иностранного языка.

Особенности образовательных программ

Подготовка специалистов ведется по интегрированным программам, отражающим новейшие достижения в области педагогики, психологии и предметных методик начального образования. Программа обучения включает комплекс общих и специальных дисциплин: философия, культурология, социология; общая, возрастная, педагогическая и социальная психология; теория обучения и воспитания, педагогические теории и системы, педагогические технологии; математика, русский язык, естествознание; система методических дисциплин: методика обучения русскому языку и литературе, методика преподавания математики, методика преподавания естествознания; методика трудового обучения, методика музыкального воспитания, методика преподавания ИЗО и т. д.

Занятия проводятся профессорско-преподавательским составом общеуниверситетских и факультетских кафедр. В ыпускающей является кафедра социальной педагогики, психологии и предметных методик начального образования, большинство преподавателей которой имеют не только ученые степени докторов и кандидатов педагогических и психологических наук, но и опыт практической работы в качестве учителей начальных классов.

По дополнительной специальности студенты изучают практический курс английского языка, теоретическую фонетику и грамматику, теорию и практику перевода, лингвострановедение, методику обучения иностранному языку в начальной и средней школе и др. Занятия проводятся опытными преподавателями, закончившими в свое время Нижегородский государственный лингвистический университет, многие из которых прошли стажировку за рубежом.

Сферы трудовой деятельности

По окончании университета выпускники могут работать в начальных классах муниципальных и частных общеобразовательных школ, в комплексах "детский сад-школа". Выпускники являются учителями-многопредметниками, классными руководителями, воспитателями группы продленного дня, специалистами в области подготовки детей к обучению в школе, могут работать гувернерами. Студенты, получившие дополнительную специальность "Иностранный язык", имеют право работать учителями английского языка в начальной и средней школе. Специалист со знанием иностранного языка востребован и в других сферах деятельности.

Формы и сроки обучения: очная (5 лет, только на платной основе).

Специальность Логопедия с дополнительной специальностью "Дошкольная педагогика и психология""

Специальность открыта в 2000 году. Логопедическая подготовка обеспечивает специалисту возможность работать с детьми, имеющими различные речевые нарушения.

Квалификация выпускника: учитель-логопед и преподаватель дошкольной педагогики и психологии.

Особенности образовательных программ

Программа обучения включает комплекс общих и специальных дисциплин: философия, культурология, социология; общая, возрастная и педагогическая психология; специальная (коррекционная) педагогика и психология; основы медицинских знаний, невропатология; психопатология; логопедия, логопсихология, логопедические технологии, основы сурдопедагогики, олигофренопедагогики, система специальных методик обучения детей в коррекционной (речевой) школе: методика обучения русскому языку, литературе, методика развития речи, методика преподавания математики и т.д.

Большое внимание уделяется практическим занятиям, на которых студенты получают профессиональные умения по коррекции различных нарушений речи у детей дошкольного возраста и школьников. Широкая логопедическая подготовка обеспечивает возможность работы с детьми, развивающимися в норме, но имеющими общее недоразвитие речи или легкие речевые дефекты, а также с детьми, имеющими индивидуальные особенности развития, с тяжелыми нарушениями речи.

К дисциплинам дополнительной специальности относятся дошкольная педагогика, детская психология, теория и методика дошкольного образования, педагогика и технологии среднего профессионального образования и другие.

Подготовка ведется высококвалифицированными преподавателями общеуниверситетских и факультетских кафедр.

Сферы трудовой деятельности

По окончании университета выпускники могут работать логопедами в дошкольных образовательных учреждениях, комплексах "детский сад-школа", на логопунктах при общеобразовательных школах, в специальных (коррекционных) школах, а также учителями начальных классов в коррекционных школах для детей с тяжелыми нарушениями речи, в коррекционных классах общеобразовательных школ.

Дополнительная специальность "ДПиП" дает возможность работать в качестве воспитателей и методистов в дошкольных образовательных учреждениях, в качестве преподавателей в педагогических училищах и колледжах.

Формы и сроки обучения: очная (5 лет), заочная (5,5 лет, без дополнительной специальности, только на платной основе).

Специальность Социальная педагогика с дополнительной специальностью "Педагогика и методика начального образования"

Очная форма обучения по специальности "Социальная педагогика" существует с 2000 года. Подготовка социальных педагогов отвечает актуальным потребностям российского общества: необходимость оказания помощи детям, попавшим в трудные жизненные ситуации, и детям "группы риска", обеспечение психолого-педагогического сопровождения учебно-воспитательного процесса в общеобразовательных учреждениях, консультирование и профессиональная помощь семьям; социальная реабилитация детей, организация досуга школьников.

Квалификация выпускника: социальный педагог и учитель начальных классов.

Особенности образовательных программ

Программа обучения включает комплекс общих и специальных дисциплин: философия, культурология, социология, политология; общая, возрастная, педагогическая и социальная психология; теория обучения и воспитания, педагогические технологии; социальная педагогика, история социальной педагогики, основы социальной работы, основы психологии семьи и семейного консультирования, педагогическая антропология, психолого-педагогическая диагностика, методика и технологии работы социального педагога и т.д.

Подготовка по дополнительной специальности предполагает изучение педагогики и психологии начального образования, педагогических теорий и систем, математики, русского языка, естествознания; системы методических дисциплин: методики обучения русскому языку и литературе, методики преподавания математики, методики преподавания естествознания; методики трудового обучения, методики музыкального воспитания, методики преподавания ИЗО и т.д.

Выпускающей по обеим специальностям является кафедра социальной педагогики, психологии и предметных методик начального образования, большинство преподавателей которой имеют ученые степени докторов и кандидатов педагогических и психологических наук.

Сферы трудовой деятельности

По окончании университета выпускники могут работать в качестве социальных педагогов в общеобразовательных и социально-реабилитационных учреждениях, в детских домах, приютах, в учреждениях Министерства внутренних дел, в детских клубах, сфере социальной защиты населения, а также в качестве учителей начальных классов, воспитателей группы продленного дня, классных руководителей в муниципальных и частных общеобразовательных школах, комплексах "детский сад-школа", гувернерами.

Формы и сроки обучения: очная (5 лет).

  Rambler's Top100
  ©    2000-2008 Адрес НГПУ: 603950, г. Н.Новгород, ул. Ульянова, д. 1 карта сайта     меню сайта