|
|
Заочное обучение |Кафедра культуры русской речи
Календарно-тематическое планирование (1 курс, 2011/2012 уч.г.)
Дисциплина: «Культура речи»
Преподаватель: Немова Альбина Николаевна
Специальности:
- «биология» с дополнительной специальностью «химия»
- «биология» с дополнительной специальностью «география»
Дата проведения занятия |
Тема практического занятия |
Домашнее задание |
16.08.2011 |
Структурные и коммуникативные свойства языка. Язык и речь. |
Ответить на вопросы по теме практического занятия. |
16.08.2011 |
Понятие культуры речи. Грамматические нормы литературного языка. |
Работать с учебной и справочной ' литературой. Выписать примеры из словарей. |
17.08.2011 |
Функциональные стили современного русского языка. |
"оздать тексты на сходную тему, но исполненные в азных «стилевых ключах». |
17.08.2011 |
Логичность и точность речи. Экстралингвистические и лингвистические условия, которые способствуют созданию логичной и точной речи. |
Прочитать и законспектировать главы из учебного пособия «Русский язык и культура речи» /Под ред. В.Д. Черняк. М., 2010. (главы по выбору студентов) |
Приложение. Планы практических занятий
Занятие 1. «Структурные и коммуникативные свойства языка. Язык, речь, речевая деятельность»
- Понятие языковой системы. Язык - знаковая система.
- Формы существования языка (территориальные диалекты, просторечие, социальные жаргоны, литературный язык).
- Язык, речь, речевая деятельность. Основные единицы общения (речевое событие, речевая ситуация, речевое взамодействие).
Занятие 2. «Понятие культуры речи. Грамматические нормы литературного языка»
- Истоки «культуры речи» как научной дисциплины.
- Определение нормы языка - центрального понятия культуры речи.
- Разграничение понятий норма, кодификация, узус. Императивная и диспозитивная нормы языка. Грамматические нормы литературного языка.
- Правильность и культура речи - две ступени освоения литературного языка.
- Нормативные, коммуникативные, этические и эстетические аспекты устной и письменной речи.
- Культура речи и совершенствование грамотного письма и говорения.
- Природа и истоки пуризма и антинормализаторства.
Занятие 3. «Функциональные стили современного русского языка»
- Функциональный стиль как разновидность литературного языка, объединенная определенным назначением системы языковых элементов, способами их отбора, употребления, взаимного сочетания.
- Логико-лингвистическая специфика научного стиля. Характеристика подстилей: собственно научного, научно-учебного, научно-популярного.
- Определение делового стиля, сфера его функционирования. Подстили: законодательный, дипломатический, административно-канцелярский.
- Жанровая дифференциация (репортаж, воззвание, информационное сообщение, интервью, газетная статья, очерк и т.д.) и отбор языковых средств в публицистическом стиле. Сфера функционирования, основные стилеобразующие черты, лексические, фразеологические и грамматические особенности публицистического стиля.
- Разговорная речь в системе функциональных разновидностей русского литературного языка. Сфера и условия функционирования, жанровые разновидности, основные стилеобразующие черты, лексические, фразеологические и грамматические особенности разговорной речи, роль внеязыковых факторов в реализации разговорной речи.
- Особенности художественного стиля.
Занятие 4. «Логичность и точность речи»
- Логичная речь и законы логики.
- Условия логичности: экстралингвистические и собственно лингвистические.
- Речевые ошибки, которые возникают в результате нарушения логичности речи.
- Точность речи. Экстралингвистические условия, которые способствуют созданию точной речи.
- Лингвистические условия, которые способствуют созданию точной речи: знание системы лексических значений, знание и чёткое разграничение полисемии, четкое разграничение синонимов, омонимов, паронимов, понимание лексической сочетаемости слов.
- Речевые ошибки, которые возникают в результате нарушения точности речи.
Последнее обновление: 4 августа 2011 г.
|