Нижегородский государственный
педагогический университет

english version of the sitefrench version of the sitegerman version of the sitevietnamese version of the siteturkish version of the sitechinese version of the sitearabian version of the site
главная новости абитуриенту контакты факультеты кафедры библиотека учебный процесс заочное обучение второе высшее курсы повышения квалификации приказы фотоальбом конкурсные торги стандарты образования

Заочное обучение |Кафедра культуры русской речи

Календарно-тематическое планирование (1 курс, 2011/2012 уч.г.)

Дисциплина: «Культура речи»

Преподаватель: Немова Альбина Николаевна

Специальности:

  • «биология» с дополнительной специальностью «химия»
  • «биология» с дополнительной специальностью «география»
Дата проведения занятия Тема практического занятия Домашнее задание
16.08.2011 Структурные и коммуникативные свойства языка. Язык и речь. Ответить на вопросы по теме практического занятия.
16.08.2011 Понятие культуры речи. Грамматические нормы литературного языка. Работать с учебной и справочной ' литературой. Выписать примеры из словарей.
17.08.2011 Функциональные стили современного русского языка. "оздать тексты на сходную тему, но исполненные в азных «стилевых ключах».
17.08.2011 Логичность и точность речи. Экстралингвистические и лингвистические условия, которые способствуют созданию логичной и точной речи. Прочитать и законспектировать главы из учебного пособия «Русский язык и культура речи» /Под ред. В.Д. Черняк. М., 2010. (главы по выбору студентов)

Приложение. Планы практических занятий

Занятие 1. «Структурные и коммуникативные свойства языка. Язык, речь, речевая деятельность»

  1. Понятие языковой системы. Язык - знаковая система.
  2. Формы существования языка (территориальные диалекты, просторечие, социальные жаргоны, литературный язык).
  3. Язык, речь, речевая деятельность. Основные единицы общения (речевое событие, речевая ситуация, речевое взамодействие).

Занятие 2. «Понятие культуры речи. Грамматические нормы литературного языка»

  1. Истоки «культуры речи» как научной дисциплины.
  2. Определение нормы языка - центрального понятия культуры речи.
  3. Разграничение понятий норма, кодификация, узус. Императивная и диспозитивная нормы языка. Грамматические нормы литературного языка.
  4. Правильность и культура речи - две ступени освоения литературного языка.
  5. Нормативные, коммуникативные, этические и эстетические аспекты устной и письменной речи.
  6. Культура речи и совершенствование грамотного письма и говорения.
  7. Природа и истоки пуризма и антинормализаторства.

Занятие 3. «Функциональные стили современного русского языка»

  1. Функциональный стиль как разновидность литературного языка, объединенная определенным назначением системы языковых элементов, способами их отбора, употребления, взаимного сочетания.
  2. Логико-лингвистическая специфика научного стиля. Характеристика подстилей: собственно научного, научно-учебного, научно-популярного.
  3. Определение делового стиля, сфера его функционирования. Подстили: законодательный, дипломатический, административно-канцелярский.
  4. Жанровая дифференциация (репортаж, воззвание, информационное сообщение, интервью, газетная статья, очерк и т.д.) и отбор языковых средств в публицистическом стиле. Сфера функционирования, основные стилеобразующие черты, лексические, фразеологические и грамматические особенности публицистического стиля.
  5. Разговорная речь в системе функциональных разновидностей русского литературного языка. Сфера и условия функционирования, жанровые разновидности, основные стилеобразующие черты, лексические, фразеологические и грамматические особенности разговорной речи, роль внеязыковых факторов в реализации разговорной речи.
  6. Особенности художественного стиля.

Занятие 4. «Логичность и точность речи»

  1. Логичная речь и законы логики.
  2. Условия логичности: экстралингвистические и собственно лингвистические.
  3. Речевые ошибки, которые возникают в результате нарушения логичности речи.
  4. Точность речи. Экстралингвистические условия, которые способствуют созданию точной речи.
  5. Лингвистические условия, которые способствуют созданию точной речи: знание системы лексических значений, знание и чёткое разграничение полисемии, четкое разграничение синонимов, омонимов, паронимов, понимание лексической сочетаемости слов.
  6. Речевые ошибки, которые возникают в результате нарушения точности речи.

Последнее обновление: 4 августа 2011 г.


Адрес НГПУ: 603950, г. Н.Новгород, ул. Ульянова, д. 1 наверх ]