[ Нижегородский государственный педагогический университет >> Учебные материалы >> Курс "Психология и педагогика" >> Технолого-экономический факультет ]
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1.
1.1. Методика «Корректурная проба с помощью бланков с буквами»
Назначение: определение устойчивости зрительного внимания в условиях работы, требующей его распределения и переключения.
Оборудование: специальные бланки с буквами, карандаш, секундомер.
Порядок применения. Испытуемым раздаются бланки с буквами и зачитывается инструкция: «Вам розданы листы со строчками различных букв. Ваша задача - просматривать буквы построчно, слева направо, как будто читаете, и зачеркивать или подчеркивать те из них, которые я назову. Делать это нужно как можно быстрее, но при этом быть внимательным, не допускать ошибок.
Работать начнете по моей команде: '"Начали!" Сначала будете подчеркивать букву "Н" и зачеркивать букву "Е". Когда через некоторое время я скажу: "Черта!", Вы должны провести вертикальную линию после последней просмотренной буквы и поменять способ работы на противоположный - теперь подчеркивать букву "Е" и зачеркивать букву "Н". При следующей команде "Черта!" снова провести вертикальную линию и вернуться к начальному способу работы - подчеркивать букву "Н" и зачеркивать букву "Е" и т.д. Во время работы разговаривать и задавать вопросы нельзя. Если есть какие-то вопросы, задавайте их сейчас».
При объяснении правил можно проиллюстрировать их мелом на доске или на кодопозитиве с помощью графопроектора и выяснить всё ли поняли изучаемые. Для этого можно продемонстрировать несколько строчек из предлагаемого бланка с буквами. Например:
ЕНГШЩЗХЪЮБЬТИМСЧЯФЫВАПРОЛДЖЭЪХЗЩШГНЕКЯЧСМТЬБЮЭЖ ФЫВАПРОЛДЖЭЪХЗЩШГНЕКУЦЙЯЧСМИТЬБЮЭЖДЛОРПАВЫФЙЦУК СЧЯФЫВАПРОЛДЖЭЪХЗЩШГНЕКЯЧСМТЬБЮЭЖФЫВАПРОЛДЖЭЪМИ ЙЯЧСМИТЬБЮЭЖДЛОРПАВЫФЙЦУКСЧЯФЫВАПРОЛДЖЭЪХЗЩШГНЕ и т.д. |
«Приготовились! Начали!»
По команде "Начали!" включается секундомер и через каждую минуту подается сигнал "Черта!". По истечении отведенного времени подается команда «Стоп» и работа прекращается.
Обработка результатов производится путем их сравнения с шаблоном (ключом), на котором зафиксировано правильное выполнение задания. Полученные данные заносятся в таблицу.
Время (мин.) |
S |
C |
W |
O |
B |
E |
|
S – количество просмотренных букв;C – количество правильно отмеченных букв;W – количество неправильно отмеченных букв;O – количество пропущенных букв;B – коэффициент правильности;E- коэффициент устойчивости внимания |
1-я мин. |
|
|
|
|
|
|
||
2-я мин. |
|
|
|
|
|
|
||
3-я мин. |
|
|
|
|
|
|
||
и т.д. |
|
|
|
|
|
|
По показателям таблицы определяется коэффициент правильности выполненной работы В = (C-W) : (С+О), а затем коэффициент устойчивости зрительного внимания испытуемого Е= SxB для каждой минуты.
Для обоснованного диагностического вывода количественные показатели могут быть подкреплены и раскрыты с помощью качественного анализа динамики внимания. Характер изменений (уменьшение или увеличение, колебание) количества просмотренных букв и количества ошибок по минутам (особенно в начале, середине и в конце выполнения теста) указывает на устойчивость или неустойчивость, усиление или истощаемость внимания. Сопоставление количества просмотренных букв с количеством ошибок на разных стадиях работы позволяет сделать вывод о характере установки изучаемого (установка на точность или на скорость работы). По количеству ошибок можно судить о степени концентрации внимания. Не менее важен качественный анализ ошибок (в связи с тем, что способ работы связан с распределением и сознательным переключением внимания): какие ошибки доминируют на разных этапах выполнения задания, а также в момент перехода от одного способа работы к другому. На основании качественного анализа данных и субъективного отчета изучаемых дается развернутая характеристика динамики их внимания.
Методика "Корректурная проба" имеет много вариантов исполнения (различные буквенные варианты, цифровые, с кольцами Ландольдта), обработки результатов и построения нормативов, к которым можно обратиться в зависимости от конкретных задач познавательных психических процессов человека.
1.2. Методика «Перепутанные линии».
Назначение: измерение степени концентрации и устойчивости зрительного внимания.
Оборудование: секундомер, карандаш, специальные бланки.
Порядок применения. Тестирование может проводиться как индивидуально, так и в группе, с ограничением и без ограничения времени.
Перед началом работы зачитывается инструкция: "Перед Вами на бланке ряд перепутанных между собой линий. Каждая из них начинается слева и заканчивается справа. Ваша задача - глазами проследить каждую линию слева направо и в той клетке, где она заканчивается, проставить номер, с которого она начиналась. Начинать нужно с линии 1, затем перейти к линии 2 и так далее до конца. Обращаю Ваше внимание на то, что следить за линиями нужно только глазами. Помогать себе пальцами или карандашом нельзя. Старайтесь работать быстро и не делать ошибок"
Если тестирование проводится в группе, то в инструкцию добавляют: "Выполнив задание, поднимите руку. Я сообщу Вам время, за которое Вы выполнили задание, а Вы запишете его рядом с просматриваемыми линиями для последующего применения при обработке результатов"
В ходе инструктирования на доске или с помощью кодопозитива можно показать примерный образец таблицы с перепутанными линиями. Например:
1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2 |
|
||||||||||
3 |
|
||||||||||
4 |
|
||||||||||
5 |
|
||||||||||
6 |
|
||||||||||
7 |
|
||||||||||
8 |
|
||||||||||
9 |
|
||||||||||
10 |
|
||||||||||
11 |
|
||||||||||
12 |
|
||||||||||
13 |
|
||||||||||
14 |
|
||||||||||
15 |
|
||||||||||
16 |
|
||||||||||
17 |
|
||||||||||
18 |
|
||||||||||
19 |
|
||||||||||
20 |
|
Другой вариант проведения тестирования - с ограничением времени выполнения задания, после чего дается команда "СТОП!" и работа прекращается (в зависимости от состава испытуемых и цели их изучения можно устанавливать различное время выполнения теста)
При наблюдении за выполнением теста можно следить за тем, что преобладает у испытуемого - установка на скорость или на точность, уверен ли он в себе, проверяет ли себя или нет; испытывает ли трудности при прослеживании линий и где (в начале, середине или конце задания), пытается ли он помочь себе (несмотря на запрет) пальцем, карандашом. При этом можно фиксировать время, за которое испытуемый прослеживает каждые 5 линий по порядку (с 1 по 5, с 6 по 10 и т.д.), что даст возможность судить о влиянии утомления на выполнение задания. После окончания работы можно спросить испытуемого о том, какие трудности он испытывал, считает ли он, что хорошо справился с заданием или нет, и почему он так считает
Обработка результатов.
В варианте с ограничением времени обработка сводится к подсчету (с помощью заранее заготовленного "ключа") числа правильно прослеженных линий (количества ошибок и числа линий, оставшихся не прослеженными). В варианте без ограничения времени добавляется еще и время выполнения задания. В последнем случае можно вычислить показатель концентрации и устойчивости зрительного внимания по формуле:
Y = Т х Nbc : Nпp |
Y - индекс концентрации и устойчивости внимания; Т - время выполнения задания (мин), Nвс - общее количество линий на бланке; N пр - количество правильно прослеженных линий. |
Полученные показатели интерпретируют, исходя из того, что ошибки в прослеживании линий и медленный темп работы (большое время поиска) при нормальной остроте зрения свидетельствует о слабой концентрации внимания. Об устойчивости или, наоборот, истощаемости концентрированного зрительного внимания судят по сохранению (либо снижению) темпа работы от начала к концу задания.
1.3. Методика «Устные задачи»
Назначение - измерение продуктивности мышления.
Оборудование: бланк с математическими задачами, карандаш, секундомер.
Порядок применения. Изучаемым раздаются бланки с задачами и доводится инструкция: «Вам необходимо по моей команде решить несколько несложных математических задач. На решение первой группы задач отводится 2 минуты, второй - 3 минуты. Решая задачи первой группы, выполняйте последовательно все действия, не соблюдая арифметические правила. При решении задач второй группы математические правила необходимо выполнять (вначале выполняются действия в скобках, умножения и деления и т.д.).
Работа начинается по команде «Начали!».
По команде «Время!» необходимо перейти к решению второй группы задач.
По команде «Стоп!» - прекратить выполнение теста.
Если кто-то решит первую группу задач или все задачи ранее установленного времени, то необходимо поднять руку. Я назову время в минутах, которое необходимо записать радом с решенными задачами и самостоятельно перейти к решению задач второй группы или завершить выполнение теста.
Есть ли ко мне вопросы?»
После ответа на вопросы подается команда «Начали!» и по секундомеру контролируется время. Через первые 2 минуты подается сигнал «Время!», а еще через 3 минуты - команда «Стоп!».
Следует учитывать, что сами задачи могут представляться в двух вариантах. Первый вариант предполагает горизонтальный счет и оформляется в виде горизонтально расположенных цифр и математических знаков. Например: «2+2 x 2:6=». Примеры второго варианта предусматривают вертикальный счет. В них цифры и математические знаки располагаются вертикально.
Обработка результатов. Производится по ключу правильных ответов с использованием формулы:
(N - О) х С Р= —————(Н + 1) х Т |
Р - продуктивность мышления; N - общее количество задач, О - общее количество нерешенных задач; С - общее количество правильно решенных задач; Н - общее количество неправильно решенных задач; Т - время выполнения задания в минутах. |
1.4. Методика «Отыскание пропущенных чисел»
Назначение: измерение степени распределения зрительного внимания в условиях однородной деятельности.
Оборудование: секундомер, специальные таблицы. Одна таблица с 25 клетками (5x5), в которых в случайном порядке размещены числа от 1 до 40 (15 чисел пропущено), и другая таблица с 49 клетками (7x7), в которых размещены числа от 1 до 70 (21 число пропущено).
Порядок применения. Тестирование проводится индивидуально или коллективно. При этом можно пользоваться индивидуальными таблицами (размером 70x70 мм) или двумя слайдами и эпидиаскопом, на которых изображены таблицы, форма которых показана ниже.
Возможны три варианта опыта, с таблицей 1, с таблицей 2 и с обеими таблицами. Время работы над тестом может быть ограничено.
Изучаемому доводится инструкция: "Перед Вами две таблицы. В каждой их них в беспорядке расположены цифры, при этом часть цифр пропущена. Ниже таблиц перечислены цифры в нарастающей последовательности. Вам необходимо проверить обе таблицы и внизу зачеркнуть те цифры, которые пропущены в верхней таблице
На просмотр первой таблицы дается 2 минуты, второй - 4 минуты.
Работу начинайте по команде «Начали!». По команде «Время!» перейти к анализу второй таблицы. По команде «Стоп!» завершить выполнение теста.
Если кто-то просмотрит таблицу ранее установленного времени, то необходимо поднять руку и записать рядом с просмотренной таблицей названное мною время и перейти к просмотру следующей таблицы или завершить выполнение теста. Есть ли вопросы?».
|
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Таблица 1 |
Таблица 2 |
После ответа на вопросы дается команда «Начали!». Через 2 минуты подается сигнал «Время!», а еще через 4 минуты - команда «Стоп!».
Обработка результатов. По ключу ответов подсчитывается количество правильно вычеркнутых чисел и количество ошибок (неправильных вычеркиваний и пропусков). При необходимости также может производиться и качественный анализ выполненного теста.
Уровень распределения зрительного внимания определяется по формуле:
(S-N)xK Р = ————— Т |
Р - уровень распределения зрительного внимания; S - количество просмотренных цифр (25 + 49 = 74); N- количество ошибок; К - количество правильно вычеркнутых цифр; Т - время в минутах. |
1.5. Методика «Устные задачи с запоминанием»
Назначение: изучение уровня концентрации слухового внимания.
Оборудование: тексты арифметических задач, карандаши, бланки для записи ответов.
Порядок применения. Испытуемым зачитывается инструкция: "Я прочитаю Вам простые арифметические задачи. Вы должны решить их в уме. Получаемые Вами числа также надо держать в уме. Результаты вычислений записывайте только по моей команде "Пишите!". Переспрашивать и что-либо вслух произносить нельзя. Если Вы не расслышали или забыли пример, то вместо ответа поставьте прочерк. Приготовились. Начали".
Далее руководитель четко, медленно, с короткими паузами, необходимыми для запоминания цифр и выполнения необходимых арифметических действий, излагает условие задачи. Например.
"Даны два числа: 82 и 68 (пауза). Первую цифру второго числа (пауза) умножьте на первую цифру первого числа (пауза) и от полученного произведения отнимите вторую цифру первого числа (пауза). Пишите!.."
Обработка результатов. Полученные результаты сверяются с имеющимся ключом правильных ответов. Далее рассчитывается индекс уровня концентрации слухового внимания. Для этого применяется формула:
J=C:N |
J - индекс уровня концентрации слухового внимания С - количество правильно решенных задач N - общее количество задач |
Полученные данные также позволяют оценить индивидуальные особенности концентрации слухового внимания. Для решения всех задач необходимо быстрое сосредоточение и устойчивость концентрированного внимания. Правильное решение второй и третьей задачи при неправильном решении первой указывает на относительно невысокую скорость сосредоточения внимания и, таким образом, медленную включаемость в работу. Правильное решение первой и второй задачи при неправильном решении третьей говорит о некоторой истощаемости внимания, неспособности сохранять высокую его степень концентрации в процессе работы. Правильное решение первой и третьей задачи при неправильном решении второй, свидетельствует о неустойчивости внимания, отвлекаемости. Следует подчеркнуть, что такая интерпретация результатов имеет смысл только в случае положительной мотивации испытуемых к проводимому опыту.
Также необходимо учитывать, что кроме диагностики устойчивости слухового внимания также можно определять и уровень развития оперативной памяти испытуемого.
2.1. Прогрессивные матрицы Равенна (тест Равенна)
Назначение: измерение уровня интеллектуального развития (интеллекта) - относительно устойчивой структуры умственных способностей индивида, проявляющейся в форме сознательных и подсознательных процессов, обеспечивающих мыслительную переработку и оценку разнокачественной информации.
Коэффициент надежности теста, по данным различных исследований, варьирует от 0,7 до 0,89.
Коэффициент корреляции с аналогичными методиками колеблется в пределах от 0,54 (тест Выгодского – Сахарова) до 0,91 (тест Векслера).
Тест разработан Л.Пенроузом и Дж.Равеном в 1936 году в соответствии с традициями английской психологической школы изучения интеллекта, согласно которым наилучшим способом измерения уровня интеллекта является выявление отношений между абстрактными фигурами. К настоящему времени тест прошел несколько модификаций, последняя из которых осуществлена в 1996 году. Наиболее часто используются черно-белые и цветные матрицы. Первые предназначены для обследования детей и подростков в возрасте от 8 до 14 лет и взрослых от 20 до 65 лет. С помощью вторых обследуются дети в возрасте от 5 до 11 лет, иногда рекомендуется для лиц старше 65 лет.
Оборудование для применения теста Равенна включает специальные таблицы, бланки регистрации результатов решения тестовых задач, карандаши, ключ для обработки результатов тестирования и шкалу оценки уровня интеллектуального развития для интерпретации полученных результатов.
Тест состоит из 60 таблиц (5 серий по 12 таблиц в каждой). Для тестовых заданий каждой серии характерно нарастание трудности решения. В то же время тип задания усложняется от серии к серии.
|
В серии А использован принцип установления взаимосвязи элементов в структуре матриц. Задание заключается в дополнении недостающей части основного изображения одним из приведенных в каждой таблице фрагментов. Его выполнение требует от обследуемого тщательного анализа структуры основного изображения и обнаружения этих же особенностей в одном из приведенных фрагментов. При этом используются следующие функций мышления: а) дифференциация основных элементов структуры и раскрытие связей между ними; б) идентификация недостающей части структуры и сличение ее с представленными образцами. |
Поиск недостающего фрагмента основного изображения осуществляется и при решении задач других серий, однако содержание задач изменяется.
Серия В построена по принципу аналогии между парами фигур. Обследуемый должен найти принцип, соответственно которому построена в каждом отдельном случае фигура и, исходя из этого, подобрать недостающий фрагмент. При этом важно определить ось симметрии, соответственно которой расположены фигуры в основном образце.
Серия С построена по принципу прогрессивных изменений в фигурах матриц. Эти фигуры в пределах одной матрицы все больше усложняются вследствие чего происходит как бы их непрерывное развитие. Обогащение фигур новыми элементами подчиняется четкому правилу, обнаружив которое можно подобрать недостающую фигуру.
Серия D построена по принципу перегруппировки фигур в матрице. Обследуемый должен выявить закономерность этой перегруппировки, происходящей в горизонтальном и вертикальном положении.
Серия E основана на принципе разложения фигур основного изображения на элементы. Процесс решения задач этой серии основывается на аналитико-синтетической мыслительной деятельности и заключается в анализе обследуемым фигур основного изображения и последующей «сборке» недостающей фигуры по частям.
Тест регламентирован по времени и выполняется в течение 20 минут.
БЛАНК регистрации результатов решения тестовых задач |
Результаты решения тестовых задач заносятся в специальный бланк регистрации результатов решения тестовых задач.
|
||||||
Номер тестовой задачи |
Серии тестовых задач |
||||||
A |
B |
C |
D |
E |
|||
1 |
|
|
|
|
|
||
2 |
|
|
|
|
|
||
3 |
|
|
|
|
|
||
4 |
|
|
|
|
|
||
5 |
|
|
|
|
|
||
6 |
|
|
|
|
|
||
7 |
|
|
|
|
|
||
8 |
|
|
|
|
|
||
9 |
|
|
|
|
|
||
10 |
|
|
|
|
|
||
11 |
|
|
|
|
|
||
12 |
|
|
|
|
|
||
Правильных ответов |
В серии |
|
|
|
|
|
|
Всего |
|
КЛЮЧ теста Равена |
Обработка результатов начинается с определения количества правильных решений тестовых задач, которое осуществляется по ключу теста Равенна. Для этого результаты обследуемых сравниваются с ключевыми значениями и определяется количество правильных ответов в каждой серии и всего по тесту.
|
|||||
Номер тестовой задачи |
Серии тестовых задач |
|||||
A |
B |
C |
D |
E |
||
1 |
4 |
2 |
8 |
3 |
7 |
|
2 |
5 |
6 |
2 |
4 |
6 |
|
3 |
1 |
1 |
3 |
3 |
8 |
|
4 |
2 |
2 |
8 |
7 |
2 |
|
5 |
6 |
1 |
7 |
8 |
1 |
|
6 |
3 |
3 |
4 |
6 |
5 |
|
7 |
6 |
5 |
5 |
5 |
1 |
|
8 |
2 |
6 |
1 |
4 |
6 |
|
9 |
1 |
4 |
7 |
1 |
3 |
|
10 |
3 |
3 |
6 |
2 |
6 |
|
11 |
4 |
4 |
1 |
5 |
4 |
|
12 |
5 |
5 |
2 |
6 |
5 |
Правильное решение каждой задачи оценивается в один балл. Затем подсчитывается общее количество баллов по всем таблицам и по отдельным сериям. Полученный общий показатель рассматривается как индекс интеллектуальной силы обследуемого. Суммарный показатель по специальной таблице или формуле переводится в проценты правильных ответов (процентили).
Шкала оценки уровня интеллектуального развития |
Интерпретация результатов осуществляется по специальной шкале с учетом возраста обследуемого. В зависимости от показателя процентиля определяется IQ-показатель, определяющий уровень общего интеллектуального развития человека. |
||
Степень |
Процентиль |
Уровень интеллекта |
|
I |
более 95 |
высокий |
|
II |
75-94 |
выше среднего |
|
III |
25-74 |
средний |
|
IV |
5-24 |
ниже среднего |
|
V |
ниже 5 |
дефект |
Аналогично рассчитываются показатели по каждой серии заданий, что позволяет оценить уровень развития различных функций мышления (дифференциации, выявления связей между предметами и явлениями, идентификации, анализа и синтеза и т.д.), положенных в основу заданий той или иной серии.
ЛИТЕРАТУРА
|
Основы психологии. Практикум. /Ред.-сост. Л.Д.Столяренко. –Ростов н/Д: «Феникс», 2005. |
Практикум по психологии и педагогике. –Часть I. Изучение личности: Учебно-методическое пособие /Авт. сост. А.С.Калюжный. –Н.Новгород:ВМИ ФПС РФ, 2002. |
Словарь-справочник по психологической диагностике /Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. –Киев: Наук. думка, 1989. |