Нижегородский государственный педагогический университет >> Учебные материалы >> Курс "Психология и педагогика" >> Технолого-экономический факультет ]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЯ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1.

 

 

1. ДИАГНОСТИКА
ПСИХИЧЕСКИХ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ

 

1.1. Методика «Корректурная проба с помощью бланков с буквами»

 

Назначение: определение устойчивости зрительного внимания в условиях работы, требующей его рас­пределения и переключения.

Оборудование: специальные бланки с буквами, карандаш, секундомер.

Порядок применения. Испытуемым раздаются бланки с буквами и зачитывается инструкция: «Вам розданы листы со строчками различных букв. Ваша задача - просматривать буквы построчно, слева направо, как будто читаете, и зачеркивать или подчеркивать те из них, которые я назову. Делать это нужно как можно быстрее, но при этом быть внимательным, не допускать ошибок.

Работать начнете по моей команде: '"Начали!" Сначала будете подчеркивать букву "Н" и зачеркивать бук­ву "Е". Когда через некоторое время я скажу: "Черта!", Вы должны провести вертикальную линию после по­следней просмотренной буквы и поменять способ работы на противоположный - теперь подчеркивать букву "Е" и зачеркивать букву "Н". При следующей команде "Черта!" снова провести вертикальную линию и вернуться к начальному способу работы - подчеркивать букву "Н" и зачеркивать букву "Е" и т.д. Во время работы разговаривать и задавать вопросы нельзя. Если есть какие-то вопросы, задавайте их сейчас».

При объяснении правил можно проиллюстрировать их мелом на доске или на кодопозитиве с помощью графопроектора и выяснить всё ли поняли изучаемые. Для этого можно продемонстрировать несколько строчек из предлагаемого бланка с буквами. Например:

 

ЕНГШЩЗХЪЮБЬТИМСЧЯФЫВАПРОЛДЖЭЪХЗЩШГНЕКЯЧСМТЬБЮЭЖ

ФЫВАПРОЛДЖЭЪХЗЩШГНЕКУЦЙЯЧСМИТЬБЮЭЖДЛОРПАВЫФЙЦУК

СЧЯФЫВАПРОЛДЖЭЪХЗЩШГНЕКЯЧСМТЬБЮЭЖФЫВАПРОЛДЖЭЪМИ

ЙЯЧСМИТЬБЮЭЖДЛОРПАВЫФЙЦУКСЧЯФЫВАПРОЛДЖЭЪХЗЩШГНЕ

и т.д.

 

«Приготовились! Начали!»

По команде "Начали!" включается секундомер и через каждую минуту подается сигнал "Черта!". По ис­течении отведенного времени подается команда «Стоп» и работа прекращается.

Обработка результатов производится путем их сравнения с шаблоном (ключом), на котором зафикси­ровано правильное выполнение задания. Полученные данные заносятся в таблицу.

 

Время (мин.)

S

C

W

O

B

E

 

S – количество просмотренных букв;

C – количество правильно отмеченных букв;

W – количество неправильно отмеченных букв;

O – количество пропущенных букв;

B – коэффициент правильности;

E- коэффициент устойчивости внимания

1-я мин.

 

 

 

 

 

 

2-я мин.

 

 

 

 

 

 

3-я мин.

 

 

 

 

 

 

и т.д.

 

 

 

 

 

 

 

По показателям таблицы  определяется коэффициент  правильности  выполненной  работы В = (C-W) : (С+О), а затем коэффициент устойчивости зрительного внимания испытуемого Е= SxB для каждой минуты.

Для обоснованного диагностического вывода количественные показатели могут быть подкреплены и раскрыты с помощью качественного анализа динамики внимания. Характер изменений (уменьшение или увеличе­ние, колебание) количества просмотренных букв и количества ошибок по минутам (особенно в начале, середине и в конце выполнения теста) указывает на устойчивость или неустойчивость, усиление или истощаемость вни­мания. Сопоставление количества просмотренных букв с количеством ошибок на разных стадиях работы позволя­ет сделать вывод о характере установки изучаемого (установка на точность или на скорость работы). По количест­ву ошибок можно судить о степени концентрации внимания. Не менее важен качественный анализ ошибок (в связи с тем, что способ работы связан с распределением и сознательным переключением внимания): какие ошибки доминируют на разных этапах выполнения задания, а также в момент перехода от одного способа работы к друго­му. На основании качественного анализа данных и субъективного отчета изучаемых дается развернутая характери­стика динамики их внимания.

Методика "Корректурная проба" имеет много вариантов исполнения (различные буквенные варианты, цифровые, с кольцами Ландольдта), обработки результатов и построения нормативов, к которым можно обратить­ся в зависимости от конкретных задач познавательных психических процессов человека.

 

1.2. Методика «Перепутанные линии».

 

Назначение: измерение степени концентрации и устойчивости зрительного внимания.

Оборудование: секундомер, карандаш, специальные бланки.

Порядок применения. Тестирование может проводиться как индивидуально, так и в группе, с ограни­чением и без ограничения времени.

Перед началом работы зачитывается инструкция: "Перед Вами на бланке ряд перепутанных между собой линий. Каждая из них начинается слева и заканчивается справа. Ваша задача - глазами проследить каждую линию слева направо и в той клетке, где она заканчивается, проставить номер, с которого она начиналась. Начинать нужно с линии 1, затем перейти к линии 2 и так далее до конца. Обращаю Ваше внимание на то, что следить за линиями нужно только глазами. Помогать себе пальцами или карандашом нельзя. Старайтесь работать быстро и не делать ошибок"

Если тестирование проводится в группе, то в инструкцию добавляют: "Выполнив задание, подними­те руку. Я сообщу Вам время, за которое Вы выполнили задание, а Вы запишете его рядом с просматриваемыми линиями для последующего применения при обработке результатов"

В ходе инструктирования на доске или с помощью кодопозитива можно показать примерный образец таблицы с перепутанными линиями. Например:

 


1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


2

 

3

 

4

 

5

 

6

 

7

 

8

 

9

 

10

 

11

 

12

 

13

 

14

 

15

 

16

 

17

 

18

 

19

 

20

 

 

Другой вариант проведения тестирования - с ограничением времени выполнения задания, после чего да­ется команда "СТОП!" и работа прекращается (в зависимости от состава испытуемых и цели их изучения можно устанавливать различное время выполнения теста)

При наблюдении за выполнением теста можно следить за тем, что преобладает у испытуемого - уста­новка на скорость или на точность, уверен ли он в себе, проверяет ли себя или нет; испытывает ли трудности при прослеживании линий и где (в начале, середине или конце задания), пытается ли он помочь себе (несмотря на за­прет) пальцем, карандашом. При этом можно фиксировать время, за которое испытуемый прослеживает каждые 5 линий по порядку (с 1 по 5, с 6 по 10 и т.д.), что даст возможность судить о влиянии утомления на выполнение задания. После окончания работы можно спросить испытуемого о том, какие трудности он испытывал, считает ли он, что хорошо справился с заданием или нет, и почему он так считает

Обработка результатов.

В варианте с ограничением времени обработка сводится к подсчету (с помо­щью заранее заготовленного "ключа") числа правильно прослеженных линий (количества ошибок и числа линий, оставшихся не прослеженными). В варианте без ограничения времени добавляется еще и время выполнения зада­ния. В последнем случае можно вычислить показатель концентрации и устойчивости зрительного внимания по формуле:

 

Y = Т х Nbc : Nпp

Y - индекс концентрации и устойчивости внимания;

Т - время выполнения задания (мин), 

Nвс - общее количество линий на бланке;

N пр - количество правильно прослеженных линий.

 

Полученные показатели интерпретируют, исходя из того, что ошибки в прослеживании линий и мед­ленный темп работы (большое время поиска) при нормальной остроте зрения свидетельствует о слабой концен­трации внимания. Об устойчивости или, наоборот, истощаемости концентрированного зрительного внимания судят по сохра­нению (либо снижению) темпа работы от начала к концу задания.

 

1.3. Методика «Устные задачи»

 

Назначение - измерение продуктивности мышления.

Оборудование: бланк с математическими задачами, карандаш, секундомер.

Порядок применения. Изучаемым раздаются бланки с задачами и доводится инструкция: «Вам необхо­димо по моей команде решить несколько несложных математических задач. На решение первой группы задач от­водится 2 минуты, второй - 3 минуты. Решая задачи первой группы, выполняйте последовательно все действия, не соблюдая арифметические правила. При решении задач второй группы математические правила необходимо вы­полнять (вначале выполняются действия в скобках, умножения и деления и т.д.).

Работа начинается по команде «Начали!».

По команде «Время!» необходимо перейти к решению второй группы задач.

По команде «Стоп!» - прекратить выполнение теста.

Если кто-то решит первую группу задач или все задачи ранее установленного времени, то необходимо поднять руку. Я назову время в минутах, которое необходимо записать радом с решенными задачами и самостоя­тельно перейти к решению задач второй группы или завершить выполнение теста.

Есть ли ко мне вопросы?»

После ответа на вопросы подается команда «Начали!» и по секундомеру контролируется время. Через первые 2 минуты подается сигнал «Время!», а еще через 3 минуты - команда «Стоп!».

Следует учитывать, что сами задачи могут представляться в двух вариантах. Первый вариант предполагает горизонтальный счет и оформляется в виде горизонтально расположенных цифр и математических знаков. Например: «2+2 x 2:6=». Примеры второго варианта предусматривают вертикальный счет. В них цифры и математические знаки располагаются вертикально.

Обработка результатов. Производится по ключу правильных ответов с использованием формулы:

 

     (N - О) х С

Р=   —————

                (Н + 1) х Т

Р - продуктивность мышления;

N - общее количество задач,

О - общее количество нерешенных задач;

С - общее количество правильно решенных задач;

Н - общее количество неправильно решенных задач;

Т - время выполнения задания в минутах.

 

1.4. Методика «Отыскание пропущенных чисел»

 

Назначение: измерение степени распределения зрительного внимания в условиях однородной деятель­ности.

Оборудование: секундомер, специальные таблицы.  Одна таблица с 25 клетками (5x5), в которых в слу­чайном порядке размещены числа от 1 до 40 (15 чисел пропущено), и другая таблица с 49 клетками (7x7), в кото­рых размещены числа от 1 до 70 (21 число пропущено).

Порядок применения. Тестирование проводится индивидуально или коллективно. При этом можно пользоваться индивидуальными таблицами (размером 70x70 мм) или двумя слайдами и эпидиаскопом, на которых изображены таблицы, форма которых показана ниже.

Возможны три варианта опыта, с таблицей 1, с таблицей 2 и с обеими таблицами. Время работы над тестом может быть ограничено.

Изучаемому доводится инструкция: "Перед Вами две таблицы. В каждой их них в беспорядке расположе­ны цифры, при этом часть цифр пропущена. Ниже таблиц перечислены цифры в нарастающей последовательности. Вам необходимо проверить обе таблицы и внизу зачеркнуть те цифры, которые пропущены в верхней таблице

На просмотр первой таблицы дается 2 минуты, второй - 4 минуты.

Работу начинайте по команде «Начали!». По команде «Время!» перейти к анализу второй таблицы. По команде «Стоп!» завершить выполнение теста.

Если кто-то просмотрит таблицу ранее установленного времени, то необходимо поднять руку и записать рядом с просмотренной таблицей названное мною время и перейти к просмотру следующей таблицы или завер­шить выполнение теста.  Есть ли вопросы?».

32

25

11

18

38

6

29

14

1

22

9

16

35

4

24

40

20

8

26

33

12

37

3

28

31

 

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

32

33

34

35

36

37

38

39

40

13

53

23

44

65

10

28

67

45

36

17

55

30

47

62

5

21

12

1

49

57

70

51

25

42

39

19

69

7

15

27

34

41

46

68

60

2

64

16

29

43

66

3

26

31

52

58

37

20

 

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

32

33

34

35

36

37

38

39

40

41

42

43

44

45

46

47

48

49

50

51

52

53

54

55

56

57

58

59

60

61

62

63

64

65

66

67

68

69

70

Таблица 1

Таблица 2

 

После ответа на вопросы дается команда «Начали!». Через 2 минуты подается сигнал «Время!», а еще через 4 минуты - команда «Стоп!».

Обработка результатов. По ключу ответов подсчитывается количество правильно вычеркнутых чисел и количество ошибок (неправильных вычеркиваний и пропусков). При необходимости также может производиться и качественный анализ выполненного теста.

Уровень распределения зрительного внимания определяется по формуле:

 

    (S-N)xK

Р = —————

               Т

Р - уровень распределения зрительного внимания;

S - количество просмотренных цифр (25 + 49 = 74);

N- количество ошибок;

К - количество правильно вычеркнутых цифр;

Т - время в минутах.

 

1.5. Методика «Устные задачи с запоминанием»

 

Назначение: изучение уровня концентрации слухового внимания.

Оборудование: тексты арифметических задач, карандаши, бланки для записи ответов.

Порядок применения. Испытуемым зачитывается инструкция: "Я прочитаю Вам простые арифметиче­ские задачи. Вы должны решить их в уме. Получаемые Вами числа также надо держать в уме. Результаты вычис­лений записывайте только по моей команде "Пишите!". Переспрашивать и что-либо вслух произносить нельзя. Если Вы не расслышали или забыли пример, то вместо ответа поставьте прочерк. Приготовились. Начали".

Далее руководитель четко, медленно, с короткими паузами, необходимыми для запоминания цифр и вы­полнения необходимых арифметических действий, излагает условие задачи. Например.

"Даны два числа: 82 и 68 (пауза). Первую цифру второго числа (пауза) умножьте на первую цифру первого числа (пауза) и от полученного произведения отнимите вторую цифру первого числа (пауза). Пишите!.."

Обработка результатов.  Полученные результаты сверяются с имеющимся ключом правильных отве­тов. Далее рассчитывается индекс уровня концентрации слухового внимания. Для этого применяется формула:

 

J=C:N

J - индекс уровня концентрации слухового внимания

С - количество правильно решенных задач

N - общее количество задач

 

Полученные данные также позволяют оценить индивидуальные особенности концентрации слухового внимания. Для решения всех задач необходимо быстрое сосредоточение и устойчивость концентрированного вни­мания. Правильное решение второй и третьей задачи при неправильном решении первой указывает на относи­тельно невысокую скорость сосредоточения внимания и, таким образом, медленную включаемость в работу. Пра­вильное решение первой и второй задачи при неправильном решении третьей говорит о некоторой истощаемости внимания, неспособности сохранять высокую его степень концентрации в процессе работы. Правильное решение первой и третьей задачи при неправильном решении второй, свидетельствует о неустойчивости внимания, отвлекаемости. Следует подчеркнуть, что такая интерпретация результатов имеет смысл только в случае положитель­ной мотивации испытуемых к проводимому опыту.

Также необходимо учитывать, что кроме диагностики устойчивости слухового внимания также можно определять и уровень развития оперативной памяти испытуемого.

 

2. ДИАГНОСТИКА
ПСИХИЧЕСКИХ СВОЙСТВ ЛИЧНОСТИ

 

2.1. Прогрессивные матрицы Равенна (тест Равенна)

 

Назначение: измерение уровня интеллектуального развития (интеллекта) - относительно устойчивой структуры умственных способностей индивида, проявляющейся в форме сознательных и подсознательных процессов, обеспечивающих мыслительную переработку и оценку разнокачественной информации.

Коэффициент надежности теста, по данным различных исследований, варьирует от 0,7 до 0,89.

Коэффициент корреляции с аналогичными методиками колеблется в пределах от 0,54 (тест Выгодского – Сахарова) до 0,91 (тест Векслера).

Тест разработан Л.Пенроузом и Дж.Равеном в 1936 году в соответствии с традициями английской психологической школы изучения интеллекта, согласно которым наилучшим способом измерения уровня интеллекта является выявление отношений между абстрактными фигурами. К настоящему времени тест прошел несколько модификаций, последняя из которых осуществлена в 1996 году. Наиболее часто используются черно-белые и цветные матрицы. Первые предназначены для обследования детей и подростков в возрасте от 8 до 14 лет и взрослых от 20 до 65 лет. С помощью вторых обследуются дети в возрасте от 5 до 11 лет, иногда рекомендуется для лиц старше 65 лет.

Оборудование для применения теста Равенна включает специальные таблицы, бланки регистрации результатов решения тестовых задач, карандаши, ключ для обработки результатов тестирования и шкалу оценки уровня интеллектуального развития для интерпретации полученных результатов.

Тест состоит из 60 таблиц (5 серий по 12 таблиц в каждой). Для тестовых заданий каждой серии характерно нарастание трудности решения. В то же время тип задания усложняется от серии к серии.

В серии А использован принцип установления взаимосвязи элементов в структуре матриц. Задание заключается в дополнении недостающей части основного изображения одним из приведенных в каждой таблице фрагментов. Его выполнение требует от обследуемого тщательного анализа структуры основного изображения и обнаружения этих же особенностей в одном из приведенных фрагментов. При этом используются следующие функций мышления: а) дифференциация основных элементов структуры и раскрытие связей между ними; б) идентификация недостающей части структуры и сличение ее с представленными образцами.

Поиск недостающего фрагмента основного изображения осуществляется и при решении задач других серий, однако содержание задач изменяется.

Серия В построена по принципу аналогии между парами фигур. Обследуемый должен найти принцип, соответственно которому построена в каждом отдельном случае фигура и, исходя из этого, подобрать недостающий фрагмент. При этом важно определить ось симметрии, соответственно которой расположены фигуры в основном образце.

Серия С построена по принципу прогрессивных изменений в фигурах матриц. Эти фигуры в пределах одной матрицы все больше усложняются вследствие чего происходит как бы их непрерывное развитие. Обогащение фигур новыми элементами подчиняется четкому правилу, обнаружив которое можно подобрать недостающую фигуру.

Серия D построена по принципу перегруппировки фигур в матрице. Обследуемый должен выявить закономерность этой перегруппировки, происходящей в горизонтальном и вертикальном положении.

Серия E основана на принципе разложения фигур основного изображения на элементы. Процесс решения задач этой серии основывается на аналитико-синтетической мыслительной деятельности и заключается в анализе обследуемым фигур основного изображения и последующей «сборке» недостающей фигуры по частям.

Тест регламентирован по времени и выполняется в течение 20 минут.

БЛАНК

регистрации результатов решения тестовых задач

Результаты решения тестовых задач заносятся в специальный бланк регистрации результатов решения тестовых задач.

 

Номер тестовой задачи

Серии тестовых задач

A

B

C

D

E

1

 

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

3

 

 

 

 

 

4

 

 

 

 

 

5

 

 

 

 

 

6

 

 

 

 

 

7

 

 

 

 

 

8

 

 

 

 

 

9

 

 

 

 

 

10

 

 

 

 

 

11

 

 

 

 

 

12

 

 

 

 

 

Правильных ответов

В серии

 

 

 

 

 

Всего

 

 

КЛЮЧ

теста Равена

Обработка результатов начинается с определения количества правильных решений тестовых задач, которое осуществляется по ключу теста Равенна. Для этого результаты обследуемых сравниваются с ключевыми значениями и определяется количество правильных ответов в каждой серии и всего по тесту.

 

Номер тестовой задачи

Серии тестовых задач

A

B

C

D

E

1

4

2

8

3

7

2

5

6

2

4

6

3

1

1

3

3

8

4

2

2

8

7

2

5

6

1

7

8

1

6

3

3

4

6

5

7

6

5

5

5

1

8

2

6

1

4

6

9

1

4

7

1

3

10

3

3

6

2

6

11

4

4

1

5

4

12

5

5

2

6

5

Правильное решение каждой задачи оценивается в один балл. Затем подсчитывается общее количество баллов по всем таблицам и по отдельным сериям. Полученный общий показатель рассматривается как индекс интеллектуальной силы обследуемого. Суммарный показатель по специальной таблице или формуле переводится в проценты правильных ответов (процентили).

Шкала

оценки уровня интеллектуального развития

Интерпретация результатов осуществляется по специальной шкале с учетом возраста обследуемого. В зависимости от показателя процентиля определяется IQ-показатель, определяющий уровень общего интеллектуального развития человека.

Степень

Процентиль

Уровень интеллекта

I

более 95

высокий

II

75-94

выше среднего

III

25-74

средний

IV

5-24

ниже среднего

V

ниже 5

дефект

Аналогично рассчитываются показатели по каждой серии заданий, что позволяет оценить уровень развития различных функций мышления (дифференциации, выявления связей между предметами и явлениями, идентификации, анализа и синтеза и т.д.), положенных в основу заданий той или иной серии.

 

 

ЛИТЕРАТУРА

 

Основы психологии. Практикум. /Ред.-сост. Л.Д.Столяренко. –Ростов н/Д: «Феникс», 2005.

Практикум по психологии и педагогике. –Часть I. Изучение личности: Учебно-методическое пособие /Авт. сост. А.С.Калюжный. –Н.Новгород:ВМИ ФПС РФ, 2002.

Словарь-справочник по психологической диагностике /Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. –Киев: Наук. думка, 1989.