[ Нижегородский государственный педагогический университет >> Учебные материалы >> Курс "Педагогика" >> Технолого-экономический факультет ]
Лекция 2. |
СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ ФЕНОМЕН ОБРАЗОВАНИЯ |
Учебные вопросы
1. Организационно-дидактические основы образования.
2. Характеристика российской образовательной системы.
Образование представляет собой многоаспектное явление, рассматриваемое в различных областях научного знания и человеческой мысли. Его научные и теоретические проблемы исследуются одной из отраслей педагогики – дидактикой. В настоящее время она представляет собой теорию образования и обучения. Ее предметом является обучение как средство образования человека, т.е. взаимодействие преподавания и учения в их единстве, обеспечивающее организованное педагогом усвоение учащимися содержания образования.
1 вопрос. |
Организационно-дидактические основы образования |
В самом общем виде образование представляет собой процесс педагогически организованной социализации личности. При этом в Законе Российской Федерации "Об образовании" это положение конкретизируется и трактуется как «целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства...". Следовательно, рассмотрение образования в виде педагогической системы, направленной на достижение определенных целей формирования и развития личности, предполагает, прежде всего, его анализ как общечеловеческой ценности.
Образование как общечеловеческая ценность
Следует подчеркнуть, что рассмотрение образования как единства обучения и воспитания обеспечивает культурную преемственность поколений и готовность человека к выполнению социальных и профессиональных ролей. В этом случае индивид осваивает систематизированную совокупность нравственных и культурных ценностей, соответствующих его интересам и общественным ожиданиям.
Образование в соответствии с интересами и способностями личности — одно из фундаментальных прав человека. Общественная значимость культуры и нравственных ориентиров деятельности и поведения человека делают его предметом интереса не только индивида, но также общества и государства, которые, в связи с этим, активно влияют на образование, поддерживая те или иные образовательные институты, определенные модели учебно-воспитательного процесса.
Особенность культурно-исторической преемственности образования заключается в том, что социально ценные качества личности формируются и развиваются не стихийно, а целенаправленно. Многообразие отраслей и направлений деятельности человека в обществе, интеллектуальная насыщенность современного квалифицированного труда и сложность осваиваемых пластов культуры требуют от государства и общества соответствующей организации целостной образовательной среды. К тому же в образовании непосредственное бытие человека соединяется с достигнутым уровнем культуры общества, осмысляется и упорядочивается в системе нравственных категорий и научных понятий, социально одобряемых образцов поведения и т. п. Однако, развивающаяся личность способна самостоятельно приобретать и перестраивать опыт, знания и навыки деятельности, выработанные обществом в результате его эволюционного развития.
Классификация видов образовательной практики осуществляется по критериям формируемых и развиваемых в ее системе знаний, навыков и умений (общее или профессиональное образование) и по уровням сложности образовательных программ (дошкольное, основное школьное, среднее, высшее). Вот почему представления об образовании, его теоретическое осмысление историчны и зависят от ряда целеполагающих идей, в том числе этических, социально-философских и педагогических. Следовательно, образование выступает важной категорией целого ряда наук. Основополагающее значение имеет эта категория и для педагогической науки.
Главные идеи образования соотносятся с исторически и социально варьируемыми идеалами личности и образованного человека. Цели общества и цели учащихся связаны друг с другом: чем менее образован растущий человек, тем более расходятся его спонтанные цели с общественными и педагогическими. Снятие этого противоречия предполагает постепенное сближение и, в конечном счете, совпадение личностных смыслов деятельности участвующих в образовательном процессе сторон.
Важно отметить, что в современной педагогической науке преодолевается отношение к знаниям, навыкам и умениям как к конечным целям образования. В последние годы большинством ученых и практиков они рассматриваются как его важнейшие средства, обеспечивающие полноценное развитие личности и ее включение в социально-значимую деятельность, предполагающую различные возможности самообразования в интересах конкретного человека.
В современном образовании необходимо соотносить педагогическое руководство человеком с его активностью и самостоятельностью в преодолении постепенно нарастающих и все-таки посильных трудностей обучения и воспитания. Формирование и поддержание образовательных мотивов личности — одна из основных задач педагогов и психологов. Недооценка мотивационных факторов, манипулирование межличностными отношениями способны не только замедлить развитие и профессиональное становление учащихся, нанести вред их физическому здоровью, но и сформировать искаженную картину мира, вызвать отвращение к интеллектуальной деятельности и науке, что неизбежно негативно скажется на поведенческих установках молодежи и нанесет ущерб социально-экономическому развитию общества и государства.
Обучение и воспитание — стороны единого процесса образования. В то же время обучение предполагает усвоение знаний, умений и навыков, позволяющих тому, кто обучает, и тому, кто обучается, говорить на одном языке объективных значений элементов культуры. Воспитание же предполагает усвоение нравственных ценностей и норм общественного и профессионального поведения. Но такое усвоение невозможно без обучения.
Мотивированность учащихся проявляется в их интересах и склонностях, обеспечивающих внимание к содержанию образования и способам его приобретения. Но собственно образование развивает в человеке необходимую способность к самокритике мышления, рефлектирующей проверке и самокорректировке. Эти процессы имеют важное значение для становления творческих установок личности, движущих не только индивидуальное, но и общее культурное развитие.
Отвечая различной возрастной структуре потребностей и способностей, содержание образования разворачивается от преимущественно эмоционально переживаемых представлений к активно осваиваемой системе знаний о мире и отношений с людьми, которая расширяется в учебно-воспитательном процессе концентрически и линейно. Педагогически обоснованные отбор и представление такого материала проводятся по критериям полноты и системности видов деятельности, необходимых для развития интеллектуально-познавательных, эмоционально-ценностных, волевых и физических качеств личности, и соответствующего этим видам деятельности культурного содержания на различных уровнях сложности.
В перспективе развития человека содержание образования призвано обеспечить полноценное «проживание» отдельных возрастных этапов (детства, отрочества, юношества, зрелости и др.), психологически обоснованную последовательность усвоения компонентов культуры и видов деятельности, а также для развития различных способностей в целях самоопределения индивидов в мире труда, межличностных и общественных отношений. Эта задача в современном российском обществе решается посредством разработки и принятия образовательных стандартов и соответствующих образовательных программ.
Образовательные стандарты и программы
Образовательные стандарты раскрывают цели обучения и воспитания, обязательные требования к образованию, закрепленные в особых нормативных документах. В Российской Федерации они введены по Закону об образовании (1992 г.). Согласно Закону, устанавливаются государственные образовательные стандарты, включающие федеральный и национально-региональный компоненты. Они определяют обязательный минимум содержания основных образовательных программ, максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, требования к уровню подготовки выпускников, а также являются основой для объективной оценки уровня образования и квалификации выпускников независимо от форм получения образования.
Для обучающихся, имеющих нарушения в психофизическом развитии, могут быть установлены специальные образовательные стандарты, на основе которых разрабатываются учебно-методические документы, ориентированные на соответствующие технологии обучения.
На основе требований образовательного стандарта государственными органами управления образованием разрабатываются примерные образовательные программы, которые определяют содержание образования всех уровней и направлений. Образовательное учреждение на договорной основе также может реализовывать и дополнительные образовательные программы.
В то же время Законом об образовании предусмотрено обучение и по авторским образовательным программам. В отличие от примерных программ они разрабатываются образовательными учреждениями самостоятельно, что позволяет реализовывать в них оригинальные концепция и содержание. Однако их использованию в образовательном процессе предшествует экспертиза, апробация, сертификация и т.п. При этом эксперты должны ответить на следующие вопросы: почему возникла потребность в создании новой учебной программы; что лежит в основе ее создания; в чем отличие от существующих программ; обеспечивает ли реализация предложенной программы требования государственных образовательных стандартов и т.д.
В Российской Федерации образовательные программы подразделяются на общеобразовательные и профессиональные. К общеобразовательным относятся программы дошкольного образования, начального, основного и среднего (полного) общего образования. При этом каждая последующая программа базируется на предыдущей.
Профессиональные образовательные программы направлены на решение задач повышения профессионального и общеобразовательного уровней, подготовку специалистов. К ним относятся программы начального, среднего, высшего и послевузовского профессионального образования.
Образовательные программы реализуются во всех типах образовательных учреждений и учреждений профессионального образования. В их число также включены специальные (коррекционные) образовательные учреждения и образовательные учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (детские дома, школы-интернаты и др.). Учащиеся, не освоившие программы учебного года и имеющие академическую задолженность по двум и более предметам, по усмотрению родителей оставляются на повторное обучение, переводятся в классы компенсирующего обучения с меньшим числом обучающихся или продолжают обучение в форме семейного образования.
Все содержательные и процессуальные аспекты образования интегрируются в учебном плане. Современный план отличается вычленением инварианта базового образования, как основы последующей или сопровождающей общее образование специализации. Вот почему общее и специальное образование взаимно предполагают друг друга.
Организационная система образования призвана обеспечить доступ к нему всем, способным его усвоить. Его же дифференцированность может иметь своим основанием только разворачиваемые во времени способности конкретной личности.
Начало XXI в. отличается тем, что непрерывность и так называемая поликультурность образования становятся основными принципами образовательной политики современного цивилизованного государства. Оно не ограничивается стенами учебных заведений, предполагая слияние учебы с трудом и досугом людей. Обучение детей раннего возраста организуется на гибкой основе, с тем, чтобы семья и общественность совместно участвовали в этом и совместно несли необходимые расходы. Обучение в начальной и средней школе приобретает комплексный характер, все более нацеливается на обеспечение молодежи и взрослых широкой общей подготовкой, дающей возможность овладевать различными специальностями. К тому же развитие современных образовательных систем планируется с учетом возможностей, предоставляемых новыми информационными технологиями. При этом особое внимание уделяется проблеме образования взрослых.
Особенности образования взрослых
Образование взрослых - направление в образовании, обеспечивающее удовлетворение образовательных потребностей лиц, занятых самостоятельной профессиональной деятельностью. С учетом их образовательных интересов и возрастных особенностей создается и действует система специализированных учреждений общего и профессионального образования, культурно-образовательных, досуговых и т. п.
Необходимость образования взрослых обусловлена динамикой социального и научно-технического прогрессов, переменами в содержании и характере труда и общественной деятельности людей, увеличением свободного времени и, следовательно, возможностей его рационального использования. В современной России его значение усиливается происходящей структурной перестройкой экономики, обусловленной этим необходимостью переквалификации и переобучения значительного числа лиц трудоспособного возраста, а также активным включением многих граждан в общественно-политическую жизнь.
Исторически зарождение образования взрослых (XVIII в.) связано с необходимостью для работающих компенсировать недостаточность полученных до вступления в трудовую деятельность элементарных общеобразовательных и начальных профессиональных знаний, адаптироваться к менявшимся условиям жизни, повысить уровень культуры. Его современное состояние в возрастающей степени ориентируется на удовлетворение индивидуальных образовательных интересов личности.
В образовании взрослых преобладает обучение в свободное от работы время. Как повышение квалификации оно осуществляется в рабочее время, с отрывом или без отрыва от работы. Занятия под руководством преподавателей (лекторов, инструкторов) сочетаются с самообразованием.
Единство образования и самообразования
Самообразование современной педагогической наукой рассматривается в двух аспектах:
1. Как целенаправленная познавательная деятельность, управляемая самой личностью;
2. Как самостоятельное приобретение человеком систематических знаний в какой-либо области науки, техники, культуры, политической жизни и т. п.
В любом из этих подходов в основе самообразования находится непосредственный личный интерес занимающегося в органическом сочетании с самостоятельностью изучения материала. Оно также рассматривается как одно из важных средств самовоспитания.
К числу основных видов самообразования отнесены общее, специальное (профессиональное) и политическое самообразование. Его основной формой выступает изучение научной, научно-популярной, учебной, художественной и др. литературы. Источниками новых знаний также выступают прослушивание лекций, докладов, концертов и фонозаписей, консультации специалистов, просмотр спектаклей, кинофильмов, посещение музеев, выставок, различные виды практической деятельности - опыты, эксперименты, моделирование и др. При этом самообразование всегда имело целью получение необходимой квалификации или повышение образовательного уровня.
Многие крупные деятели науки, литературы, искусства, общественных организаций помогали другим в решении этой задачи: создавали народные библиотеки, читальни, народные дома и др. Например, в 1863—1866 гг. в Петербурге издавался учебно-литературный журнал «Самообразование». В 1893 г. в Москве была создана комиссия по организации домашнего чтения при ученом отделе Общества распространения технических знаний, которая разработала специальные программы по многим предметам, изучавшимся в университетах, выпускала «Библиотеку для самообразования», проводила письменные консультации. Облегченные программы для самообразования выпускал Отдел для содействия самообразованию, созданный в Петербурге (1891 г.) при Педагогическом музее военно-учебных заведений. В начале XX в. большое распространение получили книги Н. А. Рубакина - «Письма к читателям о самообразовании» (1913 г.), «Практика самообразования» (1914 г.) и др. Значительную роль в развитии играли различные общества, курсы и народные университеты.
С 20-х гг. прошедшего столетия организованная и систематическая работа проводилась главным образом в области политического самообразования. В области общего самообразования, направляемого политпросветами Наркомпросов и профсоюзами, была реализована широкая программа образования трудящихся до уровня требований неполной средней школы.
В середине 30-х гг., в связи со значительным развитием сети общеобразовательных школ, техникумов и вузов, самообразование стало основным способом самостоятельного углубления и расширения знаний, полученных в учебных заведениях.
В условиях научно-технической революции (с 50-х гг. XX в.) широкое развитие получили системы образования взрослых и повышения квалификации. Эту потребность усиливает и развитие средств массовой информации. Их развитие, с одной стороны, обогащает процесс самообразования, а с другой - делает человека причастным к совершающимся в мире событиям, вызывает потребность разобраться в них.
Начало XXI в. характеризуется гуманистической коррекцией самообразования - направленностью на развитие личности, раскрытие способностей человека, его творческого потенциала, самовыражение, реализацию духовных интересов.
Важную роль в формировании навыков самообразования играет школа различных уровней, которая рассматривает его как обязательный компонент современного обучения. Оно также может развиваться как сопутствующее обучению, расширяя, дополняя, углубляя изучаемый в учебном заведении материал, а может быть и автономно по отношению к обучению, включаясь в изучение новых, не представленных в учебном заведении курсов. В этом случае самообразование, обогащая учение, находит в нем поддержку, апробируя самостоятельно полученные знания, систематизирует их.
В то же время обучение дает возможность обогатить самообразование коллективным поиском, снять некоторые трудности самостоятельного познания. Развиваясь в системе обучения, самообразование получает новые стимулы для своего утверждения. При этом навыки самообразования вырабатываются в первую очередь в процессе проведения различных видов самостоятельной работы учащихся, предусмотренных учебными программами (выбор необходимой литературы, конспектирование, реферирование прочитанного, составление тезисов, подготовка докладов и др.). Учащиеся пользуются справочной литературой, словарями; в процессе экскурсионной, лабораторной и экспериментальной работы приобретают необходимые для самообразования умения наблюдать, сравнивать, обобщать жизненные явления.
Навыки самообразования, полученные в школе, углубляются и совершенствуются в процессе учебной работы в средних специальных и высших образовательных учреждениях. Важную роль в этом, помимо самостоятельной работы с учебной и научной литературой, играют занятия в семинарах, научных студенческих обществах и конструкторских бюро, участие в исследовательских работах и др.
Самообразование в последние годы рассматривается как составная часть системы непрерывного образования, выступающего связующим звеном между базовым образованием (общим и профессиональным) и периодическим повышением квалификации или переподготовки специалистов.
Цели, содержание и структура непрерывного образования
Непрерывное образование представляет собой философско-педагогическую концепцию, согласно которой образование рассматривается как процесс, охватывающий всю жизнь человека. В то же время это также аспект образовательной практики, представляющий ее как непрекращающееся целенаправленное освоение человеком социокультурного опыта с использованием всех звеньев имеющейся образовательной системы государства и один из важнейших принципов образовательной политики Российской Федерации.
В теории и практике непрерывного образования особо акцентируется образование взрослых за пределами базового образования — приобретение и повышение профессиональной квалификации, переподготовка в процессе смены профессий, образование в ходе адаптации к меняющимся социальным условиям, досуговое образование и т. д.
В мировой педагогике понятие непрерывного образования выражается рядом терминов, среди которых: «продолжающееся образование», «пожизненное образование», «пожизненное учение», «перманентное образование» и др. К этому понятию тесно примыкает «возобновляющееся образование», означающее получение образования «по частям» в течение всей жизни, отход от практики длительного образования в учебном заведении, оторванной от трудовой деятельности человека, чередование образования с другими видами деятельности, главным образом с работой.
В психолого-педагогическом аспекте характерной является тенденция опоры на самообразование, освоение умений и навыков учения, развитие ценностных ориентации в духе «учения через всю жизнь», широкое использование активных форм и методов обучения, подход к обучению как процессу преобразования жизненного и профессионального опыта.
Важной чертой практики непрерывного образования в последние годы становится самостоятельный выбор образовательных целей и средств их достижения. В связи с этим идея непрерывного образования связана с переходом образовательной теории и практики от парадигмы преподавания, в рамках которой человек выступает как «объект обучающих воздействий», к парадигме, предполагающей гуманистический тип отношений участников образовательного процесса (обучающих и обучающихся), саморазвитие обучающихся.
В личностном плане непрерывное образование реализуется не только за счет функционального включения человека в образовательный процесс или организационных мер, обеспечивающих «преемственность звеньев», но и благодаря формированию внутренней личностной позиции, обеспечивающей преемственность образования во внутреннем мире личности. В этом случае оно является способом выработки ее смысловых, жизненных ориентиров, включая и профессионально-образовательный, одной из жизненно важных линий самореализации личности, которая осуществляется средствами образования.
Непрерывное образование также выступает как путь и средство творческого роста личности, конструктивного преодоления ситуаций социального и профессионального жизненного кризиса. Вот почему для психолого-педагогической практики важнейшей областью его проблематики является процесс самоактуализации человеком своих ценностей и творческого потенциала в образовательном процессе.
Разработка в Российской Федерации проблематики непрерывного образования отличается остротой, связанной с изменениями в жизни общества в условиях перехода к рыночным отношениям, социокультурной ситуацией, в которой профессиональная гибкость и мобильность не сводятся только к области производственной деятельности человека, но становятся как социальной, так и личностной проблемой и непосредственно отражаются на образовательной сфере общества. Особое значение приобретают социально-практические и научно-прикладные подходы к непрерывному образованию, которые направлены на его гуманизацию, переориентацию с обезличенных потребностей государства или ведомств на образовательные потребности человека, включение образовательного процесса в контекст социальной и производственной жизни человека, его личностного роста. К тому же разработка его теоретических и прикладных проблем обусловлена отходом от жесткой централизации государственного регулирования образования, социальной потребностью переключения в режим широкой и гибкой системы образовательных услуг.
Рассмотренная характеристика образования отражает его концептуальные позиции, реализуемые в Российской Федерации. Они соответствуют эволюции отечественной образовательной системы. Однако в образовании зарубежных стран зачастую просматриваются иные подходы. Главную роль в них играют вузы, средние и профессиональные учебные заведения, курсы и центры образования, национальные культурные центры и т. п. В них люди, имеющие неполное среднее или среднее образование, могут повысить в желаемом направлении уровень своей общеобразовательной или общекультурной подготовки, приобрести новую специальность или повысить профессиональную квалификацию. Эти учреждения также оказывают помощь в подготовке к сдаче экзаменов за курс средней школы или к приемным экзаменам в средние профессиональные и высшие учебные заведения.
Многие обучающиеся занимаются в свободное от работы время (part-time education) или заочно. Имеются краткосрочные курсы интернатного типа (главным образом для сельских жителей) с отрывом от работы (full-time education). В большинстве случаев они находятся в ведении муниципальных органов или профсоюзных, религиозных, различных общественных и частных организаций. В ряде стран имеются также классы для взрослых в средних общеобразовательных и профессиональных школах и в вузах, где обучающиеся (в свободное от работы время или заочно) могут получить документ о среднем или высшем образовании. Значительные масштабы при помощи телевидения приобрело так называемое образование для досуга.
Во многих странах Азии, Африки и Латинской Америки основную роль в образовании играют курсы и школы грамоты. Часто обучение грамоте сочетается в них с практическим обучением для получения специальности. В некоторых странах по мере ликвидации неграмотности и малограмотности создается сеть государственных начальных школ для взрослых, а также технических школ. В некоторых средних учебных заведениях и колледжах имеются классы для взрослых, где, обучаясь в свободное от работы время, можно получить неполное среднее или среднее образование. Этим странам оказывает существенную помощь ЮНЕСКО.
Изложенная характеристика образования с точки зрения отечественной дидактики позволяет перейти к подробному рассмотрению российской образовательной системы.
2 вопрос. |
Характеристика российской образовательной системы |
Образовательная система Российской Федерации сформирована на основе рассмотренных концептуальных позиций. Она представляет собой совокупность методологических, теоретических и организационных элементов государства, позволяющих решать образовательные задачи различного уровня и направленности. Ее основополагающим и системоформирующим элементом выступают цели, на достижение которых направлена существующая образовательная система.
Цели образования
Образовательный процесс в значительной степени носит целенаправленный характер. Он предполагает определенное направление педагогических усилий обучающих и обучаемых, осознание их конечных результатов, а также включает в себя содержательную сторону и средства достижения этих целей.
Следует отметить, что проблема целей образования прослеживается еще со времен античности, но всегда оставалась сложной и противоречивой. К настоящему времени в отечественной дидактике в ней обозначилось три основных подхода.
1. Определение целей образования в интересах передачи накопленного человечеством опыта из поколения в поколение.
2. Цели образования предусматривают формирование личности, полезной конкретному обществу.
3. Включает в себя элементы двух предыдущих и видит главную цель образования в формирование всесторонне развитой личности, полезной для общества на основе реализации богатого социо-культурного опыта человечества.
В педагогической и психологической литературе последних лет также нередко встречается характеристика цели образования, как передачи лишь социального опыта от старшего поколения к младшему. Однако такое определение страдает большой обобщенностью и похоже, скорее, на рамочное условие построения системы образования.
Истинные цели образования должны ставиться более конкретизировано. Они всегда носят конкретно-исторический характер и формируются с учетом многих социальных и культурных реалий. Сложность здесь состоит в том, что эти реалии подчас сами являются очень противоречивыми. Современное цивилизованное общество, научно-технический прогресс требует от человека более широкого диапазона знаний и профессиональных навыков. Отсюда образование становиться направленным на развитие познавательного потенциала человека. Цель его смещается с простой передачи опыта на формирование личности с точки зрения ее полезности обществу. Акцент делается на специальность. Однако при таком подходе к определению целей образования практически не учитываются интересы личности, ее скрытые задатки и способности.
В связи с этим в последние десятилетия в Российской Федерации все более утверждается личностно-ориентированный подход к выявлению сущности целей образования. Его основной смысл заключается в формировании всесторонне (гармонично) развитой личности, подготовленной к воспроизведению и развитию материальной и духовной культуры общества. При таком подходе к рассматриваемой проблеме главная цель любого социального института рассматривается как развитие человека на основе личностно-формирующего знания.
Вместе с тем следует отметить, что в системе образования нашей страны длительное время реализовывались принципы государственной идеологии. Это позволяло формировать единую для всех образовательных учреждений идеологическую платформу, определяющую цели образования. Однако в условиях нынешней деполитизации образовательных учреждений это становится просто невозможным. К тому же в мировой педагогической теории и практике уже давно сложилось мнение, что образовательный процесс не может быть заложником конъюнктурных устремлений руководящей в данный исторический отрезок времени партии. Образование должно базироваться на постоянных непреходящих идеях и ценностях. Одной из них должен быть выработанный и проверенный многовековой практикой принцип гуманизма.
При таком подходе в отечественном образовании акцент делается на целостное, универсальное становление личности, гармоничное развитие ее интеллектуальных и духовно-нравственных составляющих. Вот почему с позиций гуманизма ведущей целью образования выступает необходимость формирования человека как полноценного субъекта всякой деятельности, к тому же ответственного за результаты своего труда.
Имея в виде целей образования конкретный ценностный ориентир, дидактика далее исследует и разрабатывает собственно процесс его достижения и выявляет существенные связи между действующими в его рамках элементами. Сам образовательный процесс в общем виде представляет собой согласованное взаимодействие многих организационных, теоретических, методических, социальных, материальных и других элементов. Однако они во многом определяются содержанием и самой системой образования.
Содержание и система образования
Для успешного осуществления профессиональной подготовки, как важного средства формирования и развития личности, необходимо уяснить не только то, чему ее учить, но и, прежде всего, то, как должна решаться эта задача. Ответ на этот вопрос как раз и определяет содержание образования. Что же следует понимать под понятием "содержание образования"?
При ответе на этот вопрос необходимо иметь в виду ту систему научных знаний и связанных с ними практических умений, которыми необходимо овладеть обучаемым в интересах развития их умственных и творческих способностей. Но фактический материал каждого учебного предмета органически включает в себя мировоззренческие и нравственные идеи, а также выводы, которые оказывают большое формирующее влияние на личность. Естественно, что эти идеи и выводы одновременно являются важной частью содержания образования. Поэтому в общем плане под содержанием образования можно понимать ту систему научных знаний, практических навыков и умений, а также мировоззренческих и нравственных идей, которыми необходимо овладеть обучаемым.
Определение содержания образования - задача непростая. История педагогики показывает, что при ее решении допускалось немало ошибок, отрицательно сказывающихся на качестве обучения. Вот почему в педагогической науке такое большое значение придается разработке тех исходных теоретических идей, которые должны определять содержание современного образования. Основными из них выступают объективные (потребности общества, развитие науки и техники и др.) и субъективные (политика и идеология государства, методологические позиции ученых и др.) факторы. К тому же образование должно обеспечивать овладение обучаемыми социальным опытом, основу которого составляют научные знания, умения и способы творческой деятельности, их мировоззренческая и морально-нравственная направленность. Это, в свою очередь, обусловливает необходимость обеспечения полноценного научного образования всех категорий граждан, его постоянного совершенствования в связи с социально-экономическими преобразованиями и потребностями общества в повышении качества подготовки людей на различных образовательных уровнях (начальном, среднем или высшем).
Следует отметить, что конкретное содержание образования достаточно динамично. То, что его формировало вчера - сегодня уже может выглядеть по-другому, а завтра вновь измениться. Вот почему в дидактике сформулирована и действует система научных требований к определению содержания образования. Рассмотрим основные из них.
1. Содержание образования на всех ступенях должно быть направлено на достижение главной цели общества - формирование современной гармонично развитой личности. Из этого требования следует, что содержание образовательной работы должно обеспечивать умственное развитие обучаемых, их техническую и трудовую (служебную) подготовку, физическое, нравственное и эстетическое воспитание.
2. Содержание образования должно строиться на строго научной основе и объяснять обучаемым сущность общественной жизни, способствовать формированию их гражданско-патриотической позиции. Это требование имеет ряд аспектов.
Во-первых, в содержание образования должны включаться только твердо устоявшиеся в науке теоретические положения.
Во-вторых, содержание учебного предмета должно соответствовать современному состоянию науки и включать в себя новейшие ее достижения.
В-третьих, содержание образования должно характеризоваться четкостью выводов по изучаемым вопросам.
3. Содержание образования по каждому учебному предмету должно соответствовать логике и системе, свойственным той или иной науке. Отработка такой системы - достаточно сложная задача. Однако именно она позволяет обучаемым успешно продвигаться по пути усвоения необходимого учебного знания и формирования соответствующих навыков и умений.
4. Содержание образования должно строиться на основе взаимосвязи между отдельными учебными дисциплинами (учебными предметами). Это требование обусловлено двумя основными факторами. Первый из них заключается в том, что изучение большинства предметов невозможно без предварительной подготовки по другим. Второй обусловлен тем, что конкретный учебный предмет отражает лишь какую-то одну сторону целостной деятельности человека. Следовательно, эффективность его деятельности всецело зависит от полноты и качества знаний по всем ее составляющим.
Необходимо отметить, что конкретное содержание образования, формируемое рассмотренными требованиями, конкретизируется на каждом из его этапов, обусловливающих структуру образовательной системы государства. Согласно Закону "Об образовании" в образовательной системе Российской Федерации выделяется три вида образования:
1. Дошкольное образование, имеющее целью осуществление образовательного процесса путем обеспечения преемственности между дошкольным и начальным общим образованием, оптимальных условий для охраны и укрепления здоровья, физического и психического развития детей в семьях и дошкольных детских учреждениях.
2. Общее образование включает в себя три ступени, соответствующие уровням образовательных программ: начальное общее, основное общее и среднее (полное) общее образование. Его главной целью является вооружение обучаемого системой знаний, навыков и умений, а также формирование у него качеств личности, позволяющих успешно осваивать различные виды профессиональной деятельности в соответствии с потребностями государства, общества или самой личности.
3. Профессиональное образование также включает в себя три уровня: начальный, средний и высший. К тому же, оно может быть как основным, так и дополнительным. Целью профессионального образования является подготовка специалиста соответствующего профиля и уровня для деятельности в конкретной области (гуманитарной, производственной, медицинской, военной и т.д.).
Закон, помимо рассмотренных видов образования, также предусматривает и профессиональную подготовку, направленную на ускоренное приобретение и совершенствование обучаемыми знаний, навыков и умений для выполнения определенной профессиональной деятельности. Однако необходимо учитывать, что профессиональная подготовка не сопровождается повышением образовательного уровня обучающегося. В то же время она выступает важным элементом государственной системы непрерывного образования.
К числу форм, в рамках которых граждане Российской Федерации могут получить образование определенного уровня, относятся очное, очно-заочное (вечернее) и заочное обучение, а также семейное образование, самообразование и экстернат. Допускается сочетание различных форм, однако в пределах конкретных общеобразовательных или профессиональных образовательных программ действует единый государственный образовательный стандарт. К тому же по ряду профессий (например, медицинским) очно-заочная и заочная формы обучения, а также экстернат не допускаются.
В последние годы в российской образовательной системе широкое распространение получило дистанционное обучение, представляющее собой технологию целенаправленного и методически организованного руководства учебно-познавательной деятельностью учащихся (независимо от уровня получаемого ими образования), проживающих на расстоянии от образовательного центра. Оно осуществляется с помощью средств (как правило электронных) и методов педагогического общения преподавателя и обучаемого при минимальном количестве обязательных занятий. По методам организации учебного процесса дистанционное обучение близко к заочной форме, а по насыщенности и интенсивности учебного процесса - к очной форме обучения.
Для реализации образовательных программ различного уровня учебное заведение должно пройти специальные процедуры - аттестацию, лицензирование и аккредитацию.
Аттестация, лицензирование и аккредитация
Аттестация (от лат. attestatio - свидетельство) образовательных учреждений в Российской Федерации является основной формой государственно-общественного контроля за образовательной деятельностью. Она устанавливает соответствие содержания, уровня и качества подготовки выпускников всех образовательных учреждений (независимо от ведомственной подчиненности и форм собственности) требованиям государственных образовательных стандартов.
Образовательное учреждение может пройти аттестацию только при условии положительных результатов итоговой аттестации не менее половины его выпускников в течение 3 последних лет. Она проводится один раз в 5 лет по заявлению образовательного учреждения государственной аттестационной службой либо по ее поручению органами государственной власти, органами управления образованием и органами местного самоуправления с привлечением ведущих образовательных учреждений и общественности.
Для проведения аттестации создается комиссия из педагогов и представителей органов здравоохранения, министерств, ведомств и т.д. Заключение комиссии является основанием для получения государственной аккредитации либо ее лишения.
Лицензирование образовательных учреждений - процедура, включающая проведение экспертизы, принятие решения, оформление и выдачу учреждению профессионального образования лицензии на право ведения образовательной деятельности по зафиксированным направлениям (специальностям), уровням профессионального образования, а также дополнительного образования взрослых. Ее целями являются обеспечение и защита прав граждан Российской Федерации на получение профессионального образования, создание правовых гарантий для свободного функционирования и развития учреждений профессионального образования различных организационно-правовых форм.
Решение о выдаче лицензии принимается соответствующим органом управления образованием, осуществляющим лицензирование, и оформляется его распорядительным документом на основании заключения экспертной комиссии. Для каждого направления (специальности), уровня подготовки или программы дополнительного образования срок действия лицензии указывается отдельно. В случае реорганизации учреждения (изменения организационно-правовой формы, статуса) его лицензия утрачивает силу.
Предметом и содержанием лицензионной экспертизы является установление соответствия условий осуществления образовательного процесса, предлагаемых учреждением профессионального образования, государственным и местным требованиям в части строительных норм и правил, санитарных и гигиенических норм, охраны здоровья обучающихся и работников, оборудования учебных помещений, обеспеченности учебного процесса (материально-технической и финансовой), образовательного ценза педагогических работников и укомплектованности штатов.
Аккредитация образовательных учреждений Российской Федерации предполагает осуществление процедуры признания типа образовательного учреждения (среднее или высшее профессиональное) и его вида (университет, академия, институт, колледж, техникум и т.д.). Ее целями являются контроль за эффективностью образовательного процесса и защита прав граждан на получение образования.
Аккредитационное обследование осуществляется государственным органом управления образованием в форме экспертизы. При положительном решении образовательному учреждению выдается свидетельство о государственной аккредитации.
Положительное прохождение процедур аттестации, лицензирования и аккредитации дает образовательному учреждению право осуществлять самостоятельную образовательную деятельность определенного уровня. Вместе с тем контролирующие государственные и общественные органы вправе осуществлять дополнительный контроль над ней, что является одним из элементов управления образовательной системой Российской Федерации.
Управление образовательной системой
Управление образовательной системой представляет собой специфический вид социального управления, который поддерживает целенаправленность и организованность учебно-воспитательных, инновационных и обеспечивающих их процессов в системе образования. Подчиняясь общим закономерностям социального управления, оно имеет специфические особенности, обусловленные способами постановки и достижения социально значимых целей в конкретных условиях организованного учебно-воспитательного процесса.
Зарождение теории управления образовательной системой государства связано с распространением массового обучения. Во 2-й половине XIX в. в рамках традиционной педагогики выделился особый раздел - «училищеведение». В начале XX в. внутренняя организация различных образовательных учреждений, их взаимодействие с государством и обществом стали рассматриваться с позиций теории административного управления, впервые систематизированной А. Файолем (Франция, 1916). К основным принципам управления им были отнесены: разделение труда, власть и ответственность, дисциплина, единство распорядительства и руководства, подчинение частных интересов общим, вознаграждение, централизация, иерархия, порядок, справедливость, постоянство состава исполнителей, инициатива, единение персонала.
В России теория управления образованием изначально развивалась как школоведение. После Октябрьского переворота 1917 г. была создана централизованная государственная система учебных заведений, но в специальной литературе вопросы управления рассматривались главным образом применительно к сфере общего образования. Первые документы советской власти о школе опирались на демократические идеи и предусматривали децентрализацию управления школой, частную инициативу в школьном деле, ученическое самоуправление, широкое участие местных обществ и органов в деле просвещения. Однако с середины 20-х гг. объем и содержание общего образования стали определяться программами Наркомпроса. Ужесточалось и внутреннее управление школой. В начале 30-х гг. Наркомпрос фактически превратился в орган исполнения партийных директив. Формировалась административно-командная система, которая хотя в дальнейшем и эволюционировала, но, по сути, не изменялась почти 50 лет.
С конца 80-х гг. в Российской Федерации предпринимаются усилия по обновлению научной базы управления образовательной системой. Итогом комплексной научной работы стала принятая Правительством в 1991 г. «Программа стабилизации и развития российского образования в переходный период». Законом РФ «Об образовании» (1992, новая ред. 1995) разграничена компетенция органов управления различных уровней, создана правовая основа для формирования децентрализованной системы управления. К компетенции государственных органов управления образованием были отнесены: разработка и реализация целевых федеральных и международных программ в области образования; разработка государственных образовательных стандартов и установление эквивалентности документов об образовании; государственная аккредитация образовательных учреждений; установление порядка аттестации и требований к образованию специалистов образовательных учреждений; формирование структуры системы образования и др. Эти подходы конкретизированы применительно к системе вузов в Законе «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» (1996).
Отечественная дидактика исходит из того, что образовательная система может работать одновременно в 2 режимах: функционирования и развития. Соответственно различаются и виды управления образовательной системой. В первом случае объектом управления оказываются учебно-воспитательные процессы и обеспечивающие их программно-методические, кадровые, материально-технические и нормативно-правовые условия, а целью - эффективное использование имеющегося в образовательной системе потенциала. Во втором случае объектом управления выступают собственно изменения в содержании, организации и технологиях учебно-воспитательного процесса с целью наращивания образовательного потенциала, повышения его эффективности.
Для реализации и обеспечения управленческих функций - планирования, организации, руководства, контроля - создаются системы управления. В рамках каждой из них возможно рассмотрение взаимосвязанных, но относительно самостоятельных компонентов: человеческих, материальных, технических, информационных, нормативно-правовых и др. К тому же управление специфично на различных уровнях: общегосударственном (федеральном), региональном, муниципальном (местном) и на уровне образовательного учреждения.
В Российской Федерации органы управления образованием сформированы на трех уровня - государственном, общественном и смешанном и имеют достаточно сбалансированные полномочия. В то же время в зарубежных странах с исторически сложившимся централизованным образованием (Греция, Нидерланды и др.), ведущую роль в решении его вопросов играют высшие административно-государственные органы. В странах же с децентрализованной системой (США, Канада, Германия, Великобритания, Швеция и др.) местные органы обладают достаточно широкой автономией.
Понимание принципиальных положений, определяющих содержание отечественного образования, его построение и управление, дает основание сделать вывод о том, что к настоящему времени в Российской Федерации сложилась стройная образовательная система, позволяющая решать задачи подготовки высококвалифицированных кадров, отвечающих требованиям современного цивилизованного общества. Ее основные усилия направлены на решение задач гуманизации образовательной среды, всестороннее и гармоничное развитие обучающихся в интересах личности, общества и государства.
Задания на самостоятельную работу |
|
1. |
С использованием рекомендованной литературы углубить и закрепить знание учебного материала. |
2. |
Самостоятельно уяснить проблему обеспечения единства образования и самообразования в современной отечественной образовательной системе. |
Вопросы и задания для самоконтроля знаний |
|
1. |
В чем заключается общечеловеческая ценность образования? |
2. |
Проанализируйте соответствие содержания и структуры отечественной образовательной системы главным идеям образования. |
3. |
Оцените соотношение эффективности отечественной и зарубежных образовательных систем. |
4. |
Раскройте структуру образования в нашей стране, его направления и конкурентоспособность. |
5. |
Каковы основные функции Государственного образовательного стандарта? |
Литература |
|
1. |
Гребенюк О.С. Общие основы педагогики: Учеб.для студентов вузов, обуч-ся по спец.031000 "Педагогика и психология": Допущено М-вом образования РФ/ О.С. Гребенюк, М.И. Рожков. -М.: Владос, 2003. -160 с. - (Учеб.для вузов). -Библиогр.в конце гл. - Осн.понятия: с.146. -ISBN 5-305-00043-2 |
2. |
Григорович Л.А. Педагогика и психология: Учеб. пособие для студентов вузов: Рек.М-вом образования РФ/ Л.А. Григорович, Т.Д. Марцинковская. -М.: Гардарики, 2003. -475 с. -Библиогр.: с.454. -Глоссарий: с.471-475. -ISBN 5-8297-0096-4 |
3. |
Харламов И.Ф. Педагогика: Учеб.для студентов вузов, обуч-ся по пед.спец./ И.Ф. Харламов. -4-е изд., перераб.и доп. -М.: Гардарики, 2002. -517 с. -Библиогр.в конце гл. -ISBN 5-8297-0004-2. |