главная страница

НИЖЕГОРОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

главная  >>  факультеты  >>  естественно-географический факультет

СПРАВОЧНИК СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ

Естественно-географический факультет

Специальность Биология

На протяжении 90 лет на базе педагогического университета осуществляется подготовка специалистов биологического профиля. На очном отделении - с дополнительной специальностью "Химия".

Квалификация выпускника – учитель биологии и химии (очная форма обучения), учитель биологии (заочная форма обучения).

Особенности образовательных программ

В основу образовательных программ подготовки специалистов-биологов положен Государственный образовательный стандарт последнего поколения, отвечающий потребностям современной школы в высококвалифицированных специалистах. Учебный план данной специальности обеспечивает стройную последовательность в изучении цикла общепрофессиональных дисциплин (иностранный язык, психология, педагогика, история, экономика и другие) и дисциплин предметного блока (основы ботаники, зоология, генетика, экология, теория эволюции, микробиология, цитология, анатомия и физиология человека и другие).

Большое внимание уделяется практическим занятиям в специализированных лабораториях, оснащенных соответствующим оборудованием, препаратами, коллекционным и иллюстративным материалом. На них студенты получают навыки организации лабораторных занятий, работы с коллекциями как в лабораториях, так и зоологическом музее при естественно-географическом факультете.

Учебные программы предусматривают большой блок полевых практик по ботанике, зоологии, экологии, генетике, биогеографии и ряду других дисциплин, которые проводятся на базе биостанции в уникальном по природным условиям месте в Краснобаковском районе Нижегородской области.

Выпускники имеют возможность продолжить научно-исследовательскую работу на базе двух аспирантур - по зоологии и физиологии.

Сферы трудовой деятельности

Специальность "Биология" является востребованной, и выпускники педагогического университета трудоустраиваются в самых различных сферах, таких, как:

  • муниципальные и частные образовательные учреждения,
  • высшие учебные заведения,
  • природоохранные структуры при городской и областной администрации,
  • заповедники Российской федерации,
  • противочумная служба Российской федерации,
  • органы Госсанэпиднадзора.

Формы и сроки обучения: очная (5 лет), заочная (5,5 лет).

Специальность Химия
с дополнительной специальностью "Биология"

Особенности образовательных программ

Обучение студентов осуществляется по моно- и многоуровневой системе образования. Срок обучения при моноуровневой системе -5 лет, учеба завершается защитой дипломной работы по профилю основной специальности и двумя государственными экзаменами (по основной и дополнительной специальностям).

Квалификация выпускника- учитель химии и биологии.

Многоуровневая система предусматривает обучение в бакалавриате, магистратуре и аспирантуре. Студент имеет право прервать свою учебу по окончании бакалавриата или магистратуры.

По окончании бакалавриата с 4-летним сроком обучения студенты защищают дипломную работу и сдают два государственных экзамена: по химии и педагогике с психологией.

Квалификация выпускника - бакалавр естественнонаучного направления, профиль "Химия". Как правило, выпускники продолжают обучаться в магистратуре еще в течение 2-х лет.

При обучении в магистратуре основной акцент делается на самостоятельную работу студента и проведение им научных исследований. Аудиторная учебная нагрузка снижена и составляет 14 часов в неделю. По окончании магистратуры студенты защищают магистерскую диссертацию и сдают государственный экзамен по специальности.

Квалификация (степень) выпускника - магистр химического образования естественнонаучного направления.

Магистры, отличившиеся своим стабильным интересом к научной работе, рекомендуются в аспирантуру (очную или заочную, срок обучения соответственно 3 или 4 года) по химическим или педагогическим специальностям. Успешное окончание ее завершается защитой кандидатской диссертации с присвоением ученой степени кандидата химических или педагогических наук.

Предполагаемые специализации: химико-экологическая экспертиза, контроль качества спиртосодержащей продукции.

  • Сферы трудовой деятельности

    Основные виды профессиональной деятельности выпускников:

  • преподавательская, консультативная
  • учебно-методическая, культурно-просветительская
  • научно-исследовательская, организационно-воспитательная
  • коррекционно-развивающая, социально-педагогическая

Подавляющее большинство выпускников трудится в сфере образования преподавателями средних общеобразовательных, специальных или высших учебных заведений, занимают административные должности, а также работают в научно-исследовательских учреждениях и химико-аналитических лабораториях.

ЕГФ НГПУ за время существования подготовил более 3 тыс. учителей химии высокой квалификации. Среди них заслуженные учителя РФ, отличники народного просвещения, учителя высшей и первой категории, руководители разного ранга, ученые.

Формы обучения: очная.

Специальность География

Специальность "География" является традиционной (с 1924 г.) для естественно-географического факультета.

В ее рамках готовят специалистов в области преподавания географии в общеобразовательных учреждениях РФ. На очном отделении - с дополнительной специальностью "Безопасность жизнедеятельности".

Квалификация выпускника - учитель географии и ОБЖ (очная форма обучения), учитель географии (заочная форма обучения).

Особенности образовательных программ

Учебный план по этому направлению содержит около 50 дисциплин гуманитарного, социально-экономического, естественнонаучного, общепрофессионального содержания и 30 дисциплин специальной подготовки. Будущие учителя изучают предметы, расширяющие мировоззренческий потенциал будущего учителя (история, культурология, социология, политология и др.), математические (математика, информатика, статистика) и естественнонаучные дисциплины (физика, химия, экология и др.), дисциплины психолого-педагогического содержания. Большое внимание уделяется преподаванию дисциплин географического цикла (геология, картография, землеведение, физическая география материков, океанов и РФ, экономическая и социальная география мира и РФ, география Нижегородской области и др.)

Много внимания уделяется и преподаванию дисциплин для получения права преподавания в школе и других учреждениях образования предмета "Безопасность жизнедеятельности". Очень популярны у специалистов такие дисциплины, как "Чрезвычайные ситуации природного, техногенного и социального характера", "Способы выживания в природе", "Гражданская оборона", "Основы медицинских и военных знаний" и некоторые другие.

Уникальной особенностью специальности "География" является большое число самых разнообразных полевых практик, особенно дальняя комплексная практика, во время которой студенты имеют возможность посетить и изучить многие популярные и интересные регионы и территории России: Карелию, Урал, Черноморское побережье, Кавказ и др. Особое значение имеют и общепрофессиональные практики (педагогические), которыми руководят доктора и кандидаты педагогических наук.

Сферы трудовой деятельности

По окончании вуза выпускники могут найти работу по специальности в школах г. Нижнего Новгорода или области, занимать разнообразные должности в административных, управленческих и других учреждениях, на предприятиях и в организациях, где требуются умения и навыки профессионального педагога и психолога, коллективного организатора, социального работника и др.

Формы и сроки обучения: очная (5 лет), заочная (5,5 лет).

Специальность География
со специализацией "Краеведение и туризм"

В рамках этой специальности готовят специалистов в области преподавания географии в общеобразовательных учреждениях РФ со специализацией "Краеведение и туризм".

Квалификация выпускника - учитель географии, организатор туристско-краеведческой работы.

Особенности образовательных программ

Специальность с указанной специализацией была введена в учебный процесс с 2003-2004 учебного года. Она направлена на подготовку учителя географии -организатора туристско-краеведческой работы в системе школьного образования, а также на подготовку специалистов экскурсионного дела, организаторов и менеджеров внутреннего и международного туризма всех форм и направлений.

Учебный план и программа включают все дисциплины общеобразовательных циклов по основной специальности с увеличением аудиторных занятий на 20% и 250 часов за счет следующих дисциплин указанной специализации: география и экономика туризма, краеведение, природное и культурное наследие, экскурсионное дело, технология и организация краеведческой и туристической работы, методика краеведческой и туристической работы, экологический туризм и некоторые другие.

Сферы трудовой деятельности

После окончания вуза можно более качественно преподавать географию и некоторые другие дисциплины в школах, колледжах, средних специальных образовательных учреждениях; организовывать и вести туристическую и экскурсионную работу; разрабатывать и проводить туристические походы и экскурсии не только со школьниками, но и со взрослым населением; осуществлять деятельность, связанную с экологическим, сельским, ландшафтным и оздоровительным туризмом; заниматься организационной и руководящей работой в туристических фирмах и других организациях, связанных с туристическим бизнесом.

Формы и сроки обучения: очная (5 лет),заочная (5,5 лет)

только на платной основе.

Специальность География
со специализацией "Туризм, экскурсионное дело, экологический туризм"

Открыта на факультете с 2004-2005 учебного года. Готовятся также к лицензированию специализации "Метеорология и климатология", "Региональный анализ и хозяйственная организация территории".

.Квалификация выпускника – географ.

Обучение основано на учебном плане классического университетского образования и осуществляется по одноуровневой системе.

Учебный план предусматривает изучение как общеобразовательных, так и специальных географических и экономических дисциплин. Это направление является единственным в Нижегородском регионе, поэтому специалист-географ, имеющий широкий спектр подготовки, может найти достойное высокооплачиваемое место работы в образовательных учреждениях региона, может заниматься научно-исследовательской и практической деятельностью в органах управления и планирования социально-экономического развития, организовывать и вести туристический и экскурсионный бизнес, быть высокоподготовленным специалистом в области метеорологии и климатологии.

На базе этой специальности предполагается открытие курсов повышения квалификации и учебно-консультационного пункта переподготовки специалистов со средним специальным образованием.

Формы и сроки обучения: очная (5 лет).

Специальность Экология

Специальность Природопользование

Специальности направлены на профессиональную подготовку высококвалифицированного, разносторонне образованного специалиста в области экологического мониторинга и охраны окружающей среды, управления природопользованием и экологического менеджмента по программе классического университета.

Квалификации выпускника: эколог, эколог-природопользователь.

Предполагаемые должности: эколог, эколог-природопользователь, научный сотрудник, инженер-эколог, экономист-природопользователь.

Особенности образовательных программ

Образовательные программы позволяют обеспечить высокий уровень профессиональной подготовки специалиста, отвечающий современным требованиям устойчивого развития общества.

Учебные программы включают комплекс дисциплин различных направлений: гуманитарного и социально-экономического, математического и естественнонаучного, общепрофессионального и специального. Общепрофессиональная подготовка специалиста обеспечивается инновационными, перспективными, интересными программами по общей экологии, экологии человека, природопользованию, экологическому менеджменту, ГИС-технологиям, дисциплинам эколого-экономической ориентации.

Учебный процесс включает полевые и производственные практики, которые проводятся на специальных базах, в экспедициях, на предприятиях и в учреждениях.

В рамках специальной подготовки предлагаются специализации: экологический аудит и экологическое образование, играющие ключевую роль в реализации региональной экологической политики.

Сферы трудовой деятельности

  • Сферой профессиональной деятельности эколога и эколога-природопользователя являются:
  • федеральные и региональные государственные органы охраны природы и управления природопользованием
  • промышленные, сельскохозяйственные, транспортные предприятия
  • проектные, научно-исследовательские учреждения
  • общеобразовательные и специальные учебные заведения
  • Выпускники по специальностям "Экология" и "Природопользование" готовы:
  • проводить экологический мониторинг на предприятиях и в учреждениях
  • проектировать мероприятия по охране природы
  • проводить экологическую экспертизу и экологический аудит
  • преподавать в школах, техникумах, вузах

Формы и сроки обучения: по специальности "Экология" – очная (5 лет);
по специальности "Природопользование" – очная (5 лет) и заочная (5,5 лет) - только на платной основе.

Все специальности.


Наверх