[Нижегородский государственный педагогический университет
Примная комиссия >> Программы вступительных испытаний 2009]
2009 год
Предмет, задачи дошкольной психологии. Связь дошкольной психологии с философией, возрастной физиологией, общей, возрастной и педагогической психологией, педагогикой и частными методиками. Актуальные проблемы дошкольной психологии в современном обществе.
Специфика изучения детской психологии. Методы, используемые в детской психологии. Наблюдение: его виды. Достоинства и недостатки метода наблюдения. Требования к проведению наблюдения. Метод эксперимента. Виды эксперимента. Метод тестов и его использование в детской психологии. Метод беседы. Изучение предметов детской деятельности в детской психологии. Социометрический метод.
Биогенетические и социогенетические теории психического развития. Наследственные особенности, прирожденные свойства организма, процессы созревания как предпосылки психического развития. Роль деятельности и общения со взрослыми в психическом развитии ребенка. Ведущая деятельность. Роль обучения и воспитания в психическом развитии ребенка.
Проблемы возрастной периодизации. Характеристика периодизации психического развития детей.
Кризис новорожденности. Переход от пренатального развития к постнатальному. Рефлексы (безусловные и ранние условные).
Комплекс оживления как новообразование кризиса новорожденности – переход к младенчеству.
Социальная ситуация развития психики в младенческом возрасте. Ведущий вид деятельности в младенчестве. Роль общения в психической жизни младенца. Феномен госпитализма.
Когнитивное развитие. Динамика сенсорных процессов. Развитие движений глаз. Развитие моторики. Возникновение акта хватания, его роль и значение в психическом развитии на этапе младенчества.
Эмоциональное развитие.
Развитие локомоций и движений.
Развитие пассивной речи как подготовительного этапа в речевом развитии.
Основные новообразования младенчества.
Кризис одного года. Автономная речь.
Социальная ситуация развития в раннем возрасте. Новообразования раннего возраста.
Орудийно-предметная деятельность – ведущая деятельность в раннем детстве.
Развитие речи в совместной деятельности ребенка и взрослого.
Динамика совместной деятельности ребенка и взрослого, опосредованная предметом.
Развитие общения со взрослым и сверстником.
Развитие психики в раннем детстве. Когнитивное и эмоциональное развитие.
Возникновение стремления к самостоятельности.
Кризис трех лет.
Социальная ситуация развития в дошкольном возрасте. Новообразования в психике дошкольника.
Виды деятельности (игра, учение, труд) и их формирование в дошкольном возрасте.
Игра – ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте. Гипотеза об историческом происхождении игры. Сюжетно-ролевая игра, ее структура и значение в психическом развитии ребенка. Психологические требования к руководству играми детей. Динамика психологического содержания игровой деятельности.
Когнитивное развитие: особенности развития восприятия, памяти, мышления.
Развитие продуктивных видов деятельности в дошкольном возрасте. Психологические требования к организации изобразительной, конструктивной деятельности в детском саду.
Учебная деятельность в дошкольном возрасте. Отличия учебной деятельности дошкольников от учебной деятельности младшего школьника.
Элементы труда в дошкольном возрасте. Психологические требования к организации труда детей.
Особенности общения со взрослыми и сверстниками.
Развитие личности в старшем дошкольном возрасте. Развитие мотивов поведения, формирование самосознания и самооценки. Развитие эмоционально-волевой сферы. Особенности развития речи.
Особенности свойств темперамента у детей дошкольного возраста.
Характеристика детей с разными типами темперамента.
Учет свойств темперамента в воспитательно-образовательной работе
с дошкольниками.
Становление характера ребенка-дошкольника.
Формирование черт характера у детей дошкольного возраста.
Характер как отражение сложившейся системы воспитания. Психолого-педагогические условия успешного формирования характера.
Формирование общих и специальных способностей в дошкольном возрасте.
Особенности развития восприятия. Закономерности развития перцептивных действий. Характерные особенности перцептивных действий дошкольника. Сложные виды восприятия и их особенности у дошкольников.
Общая характеристика развития непроизвольного внимания детей дошкольного возраста.
Общая характеристика развития произвольного внимания детей дошкольного возраста, закономерности его развития.
Функции произвольного и непроизвольного внимания у детей.
Особенности свойств внимания дошкольника. Типы невнимательных детей.
Пути развития внимания дошкольника.
Общие закономерности развития памяти дошкольников. Развитие непроизвольной памяти. Значение произвольной памяти в жизни и деятельности развивающейся личности ребенка.
Развитие произвольного запоминания и воспроизведения. Соотношение произвольной и непроизвольной памяти у дошкольников. Пути развития произвольной памяти детей дошкольного возраста.
Общие закономерности развития воображения в дошкольном возрасте. Воспроизводящее воображение. Условия его развития. Творческое воображение и его развитие в дошкольном возрасте. Роль игры и других видов деятельности в развитии воображения у детей.
Кризис семи лет и проблема готовности ребенка к школе. Общая и "специальная" готовность ребенка к школьному обучению. Характеристика некоторых психодиагностических методик готовности ребенка к обучению в школе.