[Нижегородский государственный педагогический университет
Примная комиссия  >>  Программы вступительных испытаний 2009]

ПРОГРАММА ВСТУПИТЕЛЬНОГО ИСПЫТАНИЯ

ПО ДОШКОЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ

2009 год

 

Предмет дошкольной психологии

 

Предмет, задачи дошкольной психологии. Связь дошкольной психологии с философией, возрастной физиологией, общей, возрастной и педагогической психологией, педагогикой и частными методиками. Актуальные проблемы дошкольной психологии в современном обществе.

 

Специфика использования методов психологии

для изучения детской психики

 

Специфика изучения детской психологии. Методы, используемые в детской психологии. Наблюдение: его виды. Достоинства и недостатки метода наблюдения. Требования к проведению наблюдения. Метод эксперимента. Виды эксперимента. Метод тестов и его использование в детской психологии. Метод беседы. Изучение предметов детской деятельности в детской психологии. Социометрический метод.

 

Закономерности психического развития

 

Биогенетические и социогенетические теории психического развития. Наследственные особенности, прирожденные свойства организма, процессы созревания как предпосылки психического развития. Роль деятельности и общения со взрослыми в психическом развитии ребенка. Ведущая деятельность. Роль обучения и воспитания в психическом развитии ребенка.

Проблемы возрастной периодизации. Характеристика периодизации психического развития детей.

 

Психологические особенности детей

младенческого возраста

 

Кризис новорожденности. Переход от пренатального развития к постнатальному. Рефлексы (безусловные и ранние условные).

Комплекс оживления как новообразование кризиса новорожденности – переход к младенчеству.

Социальная ситуация развития психики в младенческом возрасте. Ведущий вид деятельности в младенчестве. Роль общения в психической жизни младенца. Феномен госпитализма.

Когнитивное развитие. Динамика сенсорных процессов. Развитие движений глаз. Развитие моторики. Возникновение акта хватания, его роль и значение в психическом развитии на этапе младенчества.

Эмоциональное развитие.

Развитие локомоций и движений.

Развитие пассивной речи как подготовительного этапа в речевом развитии.

Основные новообразования младенчества.

Кризис одного года. Автономная речь.

 

Развитие ребенка от года до трех лет. Раннее детство

 

Социальная ситуация развития в раннем возрасте. Новообразования раннего возраста.

Орудийно-предметная деятельность – ведущая деятельность в раннем детстве.

Развитие речи в совместной деятельности ребенка и взрослого.

Динамика совместной деятельности ребенка и взрослого, опосредованная предметом.

Развитие общения со взрослым и сверстником.

Развитие психики в раннем детстве. Когнитивное и эмоциональное развитие.

Возникновение стремления к самостоятельности.

Кризис трех лет.

 

Психологические особенности детей

дошкольного возраста

 

Социальная ситуация развития в дошкольном возрасте. Новообразования в психике дошкольника.

Виды деятельности (игра, учение, труд) и их формирование в дошкольном возрасте.

Игра – ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте. Гипотеза об историческом происхождении игры. Сюжетно-ролевая игра, ее структура и значение в психическом развитии ребенка. Психологические требования к руководству играми детей. Динамика психологического содержания игровой деятельности.

Когнитивное развитие: особенности развития восприятия, памяти, мышления.

Развитие продуктивных видов деятельности в дошкольном возрасте. Психологические требования к организации изобразительной, конструктивной деятельности в детском саду.

Учебная деятельность в дошкольном возрасте. Отличия учебной деятельности дошкольников от учебной деятельности младшего школьника.

Элементы труда в дошкольном возрасте. Психологические требования к организации труда детей.

Особенности общения со взрослыми и сверстниками.

Развитие личности в старшем дошкольном возрасте. Развитие мотивов поведения, формирование самосознания и самооценки. Развитие эмоционально-волевой сферы. Особенности развития речи.

 

Индивидуально-психологические особенности

дошкольника

 

Особенности свойств темперамента у детей дошкольного возраста.

Характеристика детей с разными типами темперамента.

Учет свойств темперамента в воспитательно-образовательной работе
с дошкольниками.

Становление характера ребенка-дошкольника.

Формирование черт характера у детей дошкольного возраста.

Характер как отражение сложившейся системы воспитания. Психолого-педагогические условия успешного формирования характера.

Формирование общих и специальных способностей в дошкольном возрасте.

Сенсорное развитие дошкольника

 

Особенности развития восприятия. Закономерности развития перцептивных действий. Характерные особенности перцептивных действий дошкольника. Сложные виды восприятия и их особенности у дошкольников.

 

Развитие внимания в дошкольном возрасте

 

Общая характеристика развития непроизвольного внимания детей дошкольного возраста.

Общая характеристика развития произвольного внимания детей дошкольного возраста, закономерности его развития.

Функции произвольного и непроизвольного внимания у детей.

Особенности свойств внимания дошкольника. Типы невнимательных детей.

Пути развития внимания дошкольника.


 

Развитие памяти в дошкольном возрасте

 

Общие закономерности развития памяти дошкольников. Развитие непроизвольной памяти. Значение произвольной памяти в жизни и деятельности развивающейся личности ребенка.

Развитие произвольного запоминания и воспроизведения. Соотношение произвольной и непроизвольной памяти у дошкольников. Пути развития произвольной памяти детей дошкольного возраста.

 

Развитие воображения у детей

дошкольного возраста

 

Общие закономерности развития воображения в дошкольном возрасте. Воспроизводящее воображение. Условия его развития. Творческое воображение и его развитие в дошкольном возрасте. Роль игры и других видов деятельности в развитии воображения у детей.

 

Психологическая готовность детей

к школьному обучению

 

Кризис семи лет и проблема готовности ребенка к школе. Общая и "специальная" готовность ребенка к школьному обучению. Характеристика некоторых психодиагностических методик готовности ребенка к обучению в школе.