[Нижегородский государственный педагогический университет
Примная комиссия  >>  Программы вступительных испытаний 2009]

ПРОГРАММА ВСТУПИТЕЛЬНОГО ИСПЫТАНИЯ

ПО ДОШКОЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКЕ

2009 год

Программа вступительного испытания составлена с учетом требований Государственного образовательного стандарта по дошкольной педагогике для педагогических колледжей. В нее вошли основные разделы курса дошкольной педагогики.

Особое место в программе уделено вопросам развития и воспитания ребенка дошкольного возраста. Они дают возможность судить о знании педагогических подходов к решению этих проблем на разных возрастных этапах дошкольного детства, об уровне общей педагогической культуры, наличии собственной позиции и интереса к дальнейшему изучению теоретических и практических проблем дошкольной педагогики.

 

РАЗДЕЛ I

ОБЩИЕ ОСНОВЫ ДОШКОЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ

 

Дошкольная педагогика как наука

 

Предмет и задачи дошкольной педагогики как науки. Основные педа-гогические категории: воспитание, обучение, развитие, образование. Взаимосвязь дошкольной педагогики с другими науками.

Методы научно-педагогических исследований: наблюдение, педагогический эксперимент, беседа и др.

 

Воспитание и развитие личности

 

Характеристика факторов развития личности. Современные подходы к пониманию роли наследственности, среды и воспитания в развитии личности.

Роль педагога в развитии личности ребенка. Общение со взрослым и деятельность как важнейшие условия развития личности.

Профессиональные и личностные качества педагога. Педагогические умения, способности, мастерство. Педагогическое общение.

Предметно-развивающая среда дошкольного учреждения как фактор развития личности. Основные принципы и требования к ее организации и содержанию.

Возрастная периодизация в педагогике. Критерии выделения возрастных периодов.

 

Психолого-педагогические особенности детей раннего возраста

 

Особенности периода раннего детства: общие закономерности развития, специфика воспитания и обучения.

Характеристика этапов развития ребенка от рождения до 3 лет. Ведущие линии развития.

 

Специфические особенности развития детей дошкольного возраста

 

Значение периода дошкольного детства в развитии личности. Психолого-педагогические особенности детей дошкольного возраста. Возрастные и индивидуальные особенности дошкольников.

 

 

РАЗДЕЛ II

ОРГАНИЗАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА В ДОУ

 

Цель и задачи дошкольного образования

 

Понятие «цель воспитания», ее конкретно-исторический характер. Современные подходы к определению цели воспитания детей дошкольного возраста.

Задачи воспитания детей дошкольного возраста: физическое, умственное, социально-нравственное воспитание и т.д.

Особенности воспитательного процесса в дошкольном учреждении, его компоненты. Принципы и модели организации педагогического процесса в ДОУ.

 

Содержание дошкольного образования

 

Типы и виды современных ДОУ. Документы, определяющие деятельность ДОУ. Права и обязанности воспитателя ДОУ.

Содержание дошкольного образования. Программное обеспечение дошкольного образования. Образовательные программы, их значение. Виды образовательных программ (комплексные и парциальные), их структура. Современные требования
к программам дошкольного образования. Характеристика вариативных программ ("Радуга", "Развитие", "Детство", "Истоки" и др.).

 

Физическое воспитание

 

Значение физического воспитания детей дошкольного возраста. Понятие о физическом воспитании, физическом развитии. Актуальность проблемы физического воспитания детей раннего и дошкольного возраста в современных условиях.

Задачи, принципы, содержание и условия организации физического воспитания дошкольников. Подходы к определению средств, форм и методов физического воспитания в дошкольном учреждении. Своеобразие организации режима в ДОУ.

 

Умственное воспитание

 

Понятие об умственном воспитании и умственном развитии. Актуальность проблемы умственного воспитания дошкольников. Особенности развития познавательных процессов в дошкольном возрасте.

Задачи, содержание, средства, формы и методы умственного воспитания детей дошкольного возраста.

Сенсорное воспитание как основа познавательного развития дошкольников. Понятия «сенсорное воспитание», «сенсорное развитие». Характеристика задач, содержания, средств, форм и методов сенсорного воспитания.

 

Социально-нравственное воспитание

 

Понятие о социально-нравственном воспитании, нравственном развитии. Актуальность социально-нравственного воспитания дошкольников на современном этапе. Механизм нравственного становления личности.

Задачи, принципы, содержание, средства и методы социально-нравственного воспитания дошкольников. Особенности приобщения дошкольника к моральным ценностям. Гуманность как показатель социально-нравственной воспитанности ребенка.

 

Художественно-эстетическое воспитание

 

Понятие об эстетическом воспитании, художественном и эстетическом развитии, художественной культуре личности. Значение и принципы художественно-эстетического воспитания дошкольников.

Задачи, содержание, средства, формы и методы художественно-эстетического воспитания в дошкольном возрасте.

Искусство как средство художественного воспитания дошкольников. Специфика детского творчества и особенности развития художественно-творческой деятельности дошкольников.

 

РАЗДЕЛ III

ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКА

 

Игра как ведущая деятельность дошкольника

 

Понятие и значение игры в развитии личности дошкольника. Специфические особенности детской игры. Место игры в педагогическом процессе дошкольного учреждения.

Классификация детских игр. Характеристика сюжетно-ролевой игры: особенности, структура, этапы развития. Методика руководства сюжетно-ролевой игрой в разных возрастных группах.

Своеобразие и воспитательная ценность театрализованных игр. Виды, структура театрализованных игр. Специфика руководства в разных возрастных группах.

Особенности и значение строительно-конструктивных игр. Требования к организации, методика руководства.

Своеобразие и педагогическая ценность дидактических игр. Структура и место дидактической игры в педагогическом процессе. Классификация дидактических игр. Руководство дидактическими играми в разных возрастных группах.

Значение и классификация детских игрушек, психолого-педагогические требования к ним.

 

Учебно-познавательная деятельность

 

Понятие и характеристика учебно-познавательной деятельности.

Структура и специфические особенности учебно-познавательной деятельности детей дошкольного возраста. Характеристика навыков учебной деятельности. Требования к организации учебно-познавательной деятельности в дошкольном учреждении.

Обучение как основное средство умственного воспитания. Принципы, формы организации и методы обучения в ДОУ.

Занятие как основная форма обучения в ДОУ. Классификация занятий. Психолого-педагогические требования к организации. Современные подходы к содержанию и методике проведения занятий с детьми.

 

Трудовая деятельность дошкольников

4

Понятие и структура трудовой деятельности. Своеобразие детского труда. Задачи трудового воспитания детей дошкольного возраста.

Виды, содержание, формы и методы организации трудовой деятельности в дошкольном учреждении. Руководство трудовой деятельностью дошкольников в разных возрастных группах.

Психолого-педагогические требования к организации детского труда.

Ознакомление с трудом взрослых как важное средство формирования трудовой деятельности.

Художественная деятельность

 

Характеристика художественной деятельности детей дошкольного возраста, ее специфика и структура.

Виды, содержание и формы организации художественной деятельности. Условия развития самостоятельной художественной деятельности в ДОУ.

Общение как деятельность

 

Общение как специфический вид деятельности. Особенности общения дошкольника со взрослым. Личностно-ориентированная модель взаимодействия взрослого
с ребенком.

Специфика общения дошкольников со сверстниками. Развитие положительных взаимоотношений в группе ДОУ. Детский коллектив: этапы развития, пути формирования.

 

РАЗДЕЛ IV

ВЗАИМОСВЯЗЬ СЕМЬИ, ДОУ И ШКОЛЫ

 

Взаимодействие семьи и ДОУ

 

Роль семьи в развитии и воспитании личности. Особенности и факторы семейного воспитания. Психолого-педагогические условия воспитания ребенка в семье: родительский авторитет, родительская любовь, благоприятный микроклимат
семьи и др.

Необходимость сотрудничества семьи и детского сада. Задачи, условия, этапы и формы работы ДОУ с семьей.

 

Преемственность ДОУ и школы

 

Сущность и значение преемственности детского сада и школы. Актуальность проблемы преемственности в современных условиях. Содержание и формы взаимодействия ДОУ и школы.

Понятие, виды и содержание готовности к школе. Показатели готовности ребенка к школе.