[Нижегородский государственный педагогический университет
Примная комиссия >> Программы вступительных испытаний 2009]
ПРОГРАММА ВСТУПИТЕЛЬНОГО ИСПЫТАНИЯ
ПО ДОШКОЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКЕ
2009 год
Программа вступительного испытания составлена с учетом требований Государственного образовательного стандарта по дошкольной педагогике для педагогических колледжей. В нее вошли основные разделы курса дошкольной педагогики.
Особое место в программе уделено вопросам развития и воспитания ребенка дошкольного возраста. Они дают возможность судить о знании педагогических подходов к решению этих проблем на разных возрастных этапах дошкольного детства, об уровне общей педагогической культуры, наличии собственной позиции и интереса к дальнейшему изучению теоретических и практических проблем дошкольной педагогики.
РАЗДЕЛ I
ОБЩИЕ ОСНОВЫ ДОШКОЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ
Дошкольная педагогика как наука
Предмет и задачи дошкольной педагогики как науки. Основные педа-гогические категории: воспитание, обучение, развитие, образование. Взаимосвязь дошкольной педагогики с другими науками.
Методы научно-педагогических исследований: наблюдение, педагогический эксперимент, беседа и др.
Воспитание и развитие личности
Характеристика факторов развития личности. Современные подходы к пониманию роли наследственности, среды и воспитания в развитии личности.
Роль педагога в развитии личности ребенка. Общение со взрослым и деятельность как важнейшие условия развития личности.
Профессиональные и личностные качества педагога. Педагогические умения, способности, мастерство. Педагогическое общение.
Предметно-развивающая среда дошкольного учреждения как фактор развития личности. Основные принципы и требования к ее организации и содержанию.
Возрастная периодизация в педагогике. Критерии выделения возрастных периодов.
Психолого-педагогические особенности детей раннего возраста
Особенности периода раннего детства: общие закономерности развития, специфика воспитания и обучения.
Характеристика этапов развития ребенка от рождения до 3 лет. Ведущие линии развития.
Специфические особенности развития детей дошкольного возраста
Значение периода дошкольного детства в развитии личности. Психолого-педагогические особенности детей дошкольного возраста. Возрастные и индивидуальные особенности дошкольников.
РАЗДЕЛ II
ОРГАНИЗАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА В ДОУ
Цель и задачи дошкольного образования
Понятие «цель воспитания», ее конкретно-исторический характер. Современные подходы к определению цели воспитания детей дошкольного возраста.
Задачи воспитания детей дошкольного возраста: физическое, умственное, социально-нравственное воспитание и т.д.
Особенности воспитательного процесса в дошкольном учреждении, его компоненты. Принципы и модели организации педагогического процесса в ДОУ.
Содержание дошкольного образования
Типы и виды современных ДОУ. Документы, определяющие деятельность ДОУ. Права и обязанности воспитателя ДОУ.
Содержание дошкольного образования. Программное обеспечение дошкольного образования. Образовательные программы, их значение. Виды образовательных программ (комплексные и парциальные), их структура. Современные требования
к программам дошкольного образования. Характеристика вариативных программ ("Радуга", "Развитие", "Детство", "Истоки" и др.).
Физическое воспитание
Значение физического воспитания детей дошкольного возраста. Понятие о физическом воспитании, физическом развитии. Актуальность проблемы физического воспитания детей раннего и дошкольного возраста в современных условиях.
Задачи, принципы, содержание и условия организации физического воспитания дошкольников. Подходы к определению средств, форм и методов физического воспитания в дошкольном учреждении. Своеобразие организации режима в ДОУ.
Умственное воспитание
Понятие об умственном воспитании и умственном развитии. Актуальность проблемы умственного воспитания дошкольников. Особенности развития познавательных процессов в дошкольном возрасте.
Задачи, содержание, средства, формы и методы умственного воспитания детей дошкольного возраста.
Сенсорное воспитание как основа познавательного развития дошкольников. Понятия «сенсорное воспитание», «сенсорное развитие». Характеристика задач, содержания, средств, форм и методов сенсорного воспитания.
Социально-нравственное воспитание
Понятие о социально-нравственном воспитании, нравственном развитии. Актуальность социально-нравственного воспитания дошкольников на современном этапе. Механизм нравственного становления личности.
Задачи, принципы, содержание, средства и методы социально-нравственного воспитания дошкольников. Особенности приобщения дошкольника к моральным ценностям. Гуманность как показатель социально-нравственной воспитанности ребенка.
Художественно-эстетическое воспитание
Понятие об эстетическом воспитании, художественном и эстетическом развитии, художественной культуре личности. Значение и принципы художественно-эстетического воспитания дошкольников.
Задачи, содержание, средства, формы и методы художественно-эстетического воспитания в дошкольном возрасте.
Искусство как средство художественного воспитания дошкольников. Специфика детского творчества и особенности развития художественно-творческой деятельности дошкольников.
РАЗДЕЛ III
ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКА
Игра как ведущая деятельность дошкольника
Понятие и значение игры в развитии личности дошкольника. Специфические особенности детской игры. Место игры в педагогическом процессе дошкольного учреждения.
Классификация детских игр. Характеристика сюжетно-ролевой игры: особенности, структура, этапы развития. Методика руководства сюжетно-ролевой игрой в разных возрастных группах.
Своеобразие и воспитательная ценность театрализованных игр. Виды, структура театрализованных игр. Специфика руководства в разных возрастных группах.
Особенности и значение строительно-конструктивных игр. Требования к организации, методика руководства.
Своеобразие и педагогическая ценность дидактических игр. Структура и место дидактической игры в педагогическом процессе. Классификация дидактических игр. Руководство дидактическими играми в разных возрастных группах.
Значение и классификация детских игрушек, психолого-педагогические требования к ним.
Учебно-познавательная деятельность
Понятие и характеристика учебно-познавательной деятельности.
Структура и специфические особенности учебно-познавательной деятельности детей дошкольного возраста. Характеристика навыков учебной деятельности. Требования к организации учебно-познавательной деятельности в дошкольном учреждении.
Обучение как основное средство умственного воспитания. Принципы, формы организации и методы обучения в ДОУ.
Занятие как основная форма обучения в ДОУ. Классификация занятий. Психолого-педагогические требования к организации. Современные подходы к содержанию и методике проведения занятий с детьми.
Трудовая деятельность дошкольников
4
Понятие и структура трудовой деятельности. Своеобразие детского труда. Задачи трудового воспитания детей дошкольного возраста.
Виды, содержание, формы и методы организации трудовой деятельности в дошкольном учреждении. Руководство трудовой деятельностью дошкольников в разных возрастных группах.
Психолого-педагогические требования к организации детского труда.
Ознакомление с трудом взрослых как важное средство формирования трудовой деятельности.
Художественная деятельность
Характеристика художественной деятельности детей дошкольного возраста, ее специфика и структура.
Виды, содержание и формы организации художественной деятельности. Условия развития самостоятельной художественной деятельности в ДОУ.
Общение как деятельность
Общение как специфический вид деятельности. Особенности общения дошкольника со взрослым. Личностно-ориентированная модель взаимодействия взрослого
с ребенком.
Специфика общения дошкольников со сверстниками. Развитие положительных взаимоотношений в группе ДОУ. Детский коллектив: этапы развития, пути формирования.
РАЗДЕЛ IV
ВЗАИМОСВЯЗЬ СЕМЬИ, ДОУ И ШКОЛЫ
Взаимодействие семьи и ДОУ
Роль семьи в развитии и воспитании личности. Особенности и факторы семейного воспитания. Психолого-педагогические условия воспитания ребенка в семье: родительский авторитет, родительская любовь, благоприятный микроклимат
семьи и др.
Необходимость сотрудничества семьи и детского сада. Задачи, условия, этапы и формы работы ДОУ с семьей.
Преемственность ДОУ и школы
Сущность и значение преемственности детского сада и школы. Актуальность проблемы преемственности в современных условиях. Содержание и формы взаимодействия ДОУ и школы.
Понятие, виды и содержание готовности к школе. Показатели готовности ребенка к школе.