Нижегородский государственный
педагогический университет

english version of the sitefrench version of the sitegerman version of the sitevietnamese version of the siteturkish version of the sitechinese version of the sitearabian version of the site
главная новости абитуриенту контакты факультеты кафедры библиотека учебный процесс заочное обучение второе высшее курсы повышения квалификации приказы фотоальбом конкурсные торги стандарты образования

Факультеты | Филологический факультет

Кафедра теории и методики обучения русской словесности

Зав.кафедрой: Можнова Жанна Игоревна, кандидат филологических наук, доцент,
тел.: (831) 436-39-87 (добавочный 298), ауд.: 406/3, e-mail: .

Новости | Специальности  | Сотрудники  | Дисциплины  | Спецкурсы  | История кафедры  | Кафедра сегодня  | Аспирантура  | Внешние связи ]

Новости

  • 28.04.2011: Всероссийская научно-практическая конференция «Интеграционные технологии в преподавании русской словесности». >>…

    9.00-10.00: регистрация участников
    10.00-13.00: Торжественное открытие конференции. Пленарое заседание (читальный зал)

Специальности и направления

Код специальности
(направления)
Название
050301 филологический Русский язык и литература
050300 бакалавриат Филологическое образование
магистратура Программа «Литературное образование»

Сотрудники кафедры

Ф.И.О. Должность
Штатный профессорско-преподавательский состав
Можнова Жанна Игоревна кандидат филологических наук, доцент, зав.кафедрой
Гаврий Маргарита Степновна старший преподаватель
Зимицкая Марина Львовна кандидат педагогических наук, доцент
Латухина Анна Леонидовна кандидат филологических наук, старший преподаватель
Моисеева Ирина Ильинична старший преподаватель
Русова Наталья Юрьевна кандидат филологических и доктор педагогических наук, профессор
Ханов Вениамин Анатольевич кандидат филологических наук, доцент
Шевцова Диана Михайловна кандидат филологических наук, доцент
Учебно-вспомогательный состав
Соколова Марина Викторовна лаборант

Дисциплины

Теория и методика преподавания литературы, Технология и методика обучения русскому языку, Технология и методика обучения литературе, Методика анализа текста, Микро- и макротехнологии в преподавании русской словесности, Современные технологии в науке и образовании, Языковая коммуникация и прагматика текста, Практическая журналистика, Методика преподавания русской словесности, Русская словесность, Методика преподавания фольклора, Фольклор и родное слово, История русской литературной критики.

Спецкурсы

«Введение в профессию», «Изучение орфографии в семантико-функциональном аспекте», «Основы семиотического анализа литературного произведения», «Терминология литературоведения», «Словари-тезаурусы гуманитарного профиля», «Терминологическая культура гуманитарного образования», «Методика написания письменных работ школьниками», «Мой любимый Серебряный век», «Экспресс-методика обучения грамотности», «Особенности изучения литературных произведений в специфике рода и жанра», «Речевая коммуникация и прагматика текста», «Дидактические возможности учебно-методических комплексов по русскому языку, риторике, словесности», «Введение в учебно-воспитательную лингвометодику», «Культура речи учителя», «Учебные тексты: психолого-педагогическая семантика».

История и развитие кафедры

Кафедра была основана в 1996 г. До образования кафедры теории и методики обучения русской словесности методику преподавания литературы на филологическом факультете читали преподаватели кафедры литературы: кандидат филологических наук, доцент А.А.Тиховодов, кандидат педагогических наук, доцент Л.В.Шамрей, которая затем возглавила кафедру методики литературы. Методику русского языка преподавала кандидат педагогических наук, доцент Е.Ф.Глебова, ставшая впоследствии заведующей кафедрой методики русского языка. После объединения кафедры методики литературы и кафедры методики русского языка кафедру теории и методики обучения русской словесности стала возглавлять доктор политологических наук, профессор Г.П.Любимова. В 2001 г. на должность заведующего кафедрой был избран кандидат филологических наук, доцент В.А.Ханов. Сейчас кафедру возглавляет кандидат филологических наук, доцент Ж.И. Можнова.

Кафедра сегодня

Научно-исслеловательская работа

Преподаватели кафедры работают над научным направлением «Функция интеграционных процессов в преподавании русской словесности». Методология и методика разработки интегративных курсов, дидактического материала и технологических систем для образовательной области «Филология» с выходом на формирование научной школы интегрированных методик обучения русскому языку и литературе.

В процессе исследования ставятся задачи:

Научные руководители темы - зав.кафедрой, кандидат филологических наук, доцент Можнова Ж.И., доктор педагогических наук, профессор Русова Н.Ю.

Исполнители: Зимицкая М.Л., Шевцова Д.М., Ханов В.А., Латухина А.Л., Моисеева И.И., Гаврий М.С.

Избранная тема исследования актуальна, так как вызвана существенными изменениями в педагогической и методической теории и практике учебно-воспитательного процесса. Содержание образования, в том числе и филологического, обогащается новыми процессуальными умениями, развитием способностей быстро оперировать информацией, творческим решением проблем науки и рыночной практики с акцентом на интеграцию образовательных факторов (школы, семьи, микро- и макросоциума) и образовательных дисциплин через идею «интеллектуальной мобильности» и идею универсальности знаний. В этом направлении идет прогресс образования в целом: разработка различных вариантов его содержания, использование возможностей современной дидактики в повышении эффективности образовательных структур, научная разработка и практическое обоснование новых идей и технологий.

Новизна полученных результатов обусловлена новым подходом к восприятию и школьному анализу литературных текстов в специфике рода и жанра.

Научно-исследовательская работа кафедры идет по следующим направлениям: концептуальное, диагностическое, прогнозирующее, интеграционное, методическое.

К началу работы Всероссийской научно-практической конференции «Интеграционные технологии в преподавании русской словесности» был издан сборник статей ее участников (научный редактор - доктор педагогических наук, профессор Н.Ю.Русова, составитель и технический редактор - кандидат филологических наук, доцент Д.М.Шевцова), тираж 200 экз., 328 страниц, 20 п.л. В нем рассмотрены актуальные вопросы преподавания гуманитарных дисциплин: использование макро- и микро-технологий (в том числе информационных и мультимедийных) преподавания русской словесности; формирование ключевых компетенций участников образовательного процесса; разработка принципов культурологического анализа художественных текстов; моделирование дидактического материла по филологическому анализу текста; совершенствование терминологического аппарата интеграционных технологий; методические аспекты проведения интегративых уроков.

По итогам конференции создан CD-диск компьютерных презентаций докладчиков пленарного заседания. На базе кафедры теории и методики обучения русской словесности готовится информационная образовательная среда для изучения и освоения дидактических возможностей современных информационно-коммуникационных технологий и основ педагогического дизайна, который включает весь диапазон различных организационных форм, методов и средств обучения.

В результате исследований созданы и опубликованы теоретические, практические и методические материалы профессора Н.Ю.Русовой, доцента В.А.Ханова, доцента И.Н.Лобановой, доцента М.Л.Зимицкой, доцента Д.М.Шевцовой, старшего преподавателя А.Л.Латухиной, старшего преподавателя И.И.Моисеевой, старшего преподавателя М.С.Гаврий.

Общее научное направление кафедры - «Интеграционные технологии в преподавании русской словесности».

Актуальность поименованного научного направления обусловлена новой гуманитарной парадигмой с ее ориентацией на свободную и развивающуюся личность, а также новыми образовательными задачами, возникающими в изменяющемся социокультурном контексте. Именно интеграционные процессы и соответствующие методологические установки позволяют методической науке решать задачи, ставящиеся перед ней образовательным сообществом. Интеграция касается как содержания учебного процесса, так и его целей и приемов осуществления.

Основные задачи научного направления видятся в разработке:

Работа сотрудников кафедры в рамках научного направления тесно связана с образовательной практикой учебных заведений Нижнего Новгорода и области.

Охарактеризованное научное направление развивается на кафедре давно, с 1990-х годов, в его развитии принимали и принимают участие все сотрудники. В рамках этого направления под руководством профессора Н.Ю.Русовой защищены 4 кандидатские диссертации (Е.В.Егоршиной, Л.Н.Казаковой, Л.А.Веселовой, Л.В.Седых), работает аспирантура по методике русского языка и литературы, опубликовано множество учебных и методических пособий. В 2008-2009 гг. проведены две Всероссийских научно-практических конференции «Интеграционные технологии в преподавании русской словесности», «Интеграционные технологии в преподавании филологических дисциплин».

Ж.И.Можнова (кандидат филологических наук, доцент) активно и плодотворно занимается научно-исследовательской работой сама, а также руководит научной работой студентов филологического и психолого-педагогического факультетов. Область ее научных интересов - язык писателя, индивидуально-авторская языковая картина мира. Ж.И.Можнова активно работает в Центре качества НГПУ.

Круг научных интересов профессора Н.Ю.Русовой необычайно широк: здесь терминография, в том числе методология и методика построения новых учебных словарей для школьников и студентов; общая дидактика - теория моделирования дидактического материала; стилелогия - анализ дидактического потенциала текстов разной стилевой и жанровой специфики; методика преподавания русской словесности и ее терминологическое обеспечение; культурология - культурологический комментарий художественных текстов в учебных целях; практическая журналистика - методика написания и рецензирования креативных текстов.

Приоритетные направления научной деятельности доцента В.А.Ханова - новейшие образовательные технологии, интеграция предметов в современной школе, особенности изучения литературных произведений в специфике рода и жанра. Пристальное внимание В.А.Ханов уделяет изучению фольклорно-мифологических истоков творчества нашего земляка М.Горького 1890-1910-х годов. Не обходит он стороной и литературное краеведение, отдавая должное изучению творчества писателей-нижегородцев в вузе и в школе.

В число научных интересов доцента М.Л.Зимицкой входят проблемы эколого-педагогической методологии обучения словесности: презентация национальной языковой картины мира как способ мотивации личности к самоидентификации в этнокультурном и социокультурном пространствах, к формированию ценностного отношения к истинным ценностям, к саморегулятивным жизненным установкам (в том числе формирование защитно-информационных механизмов) и к самоактуализации и саморазвитию в национальном социокультурном пространстве.

Доцент Д.М.Шевцова ведет научную работу над жанровой и стилистической спецификой русской литературы и ее православными истоками, методологическим и методическим обеспечением изучения стиля писателя, дидактическим потенциалом эпиграфов к произведениям русской литературы.

Старший преподаватель А.Л.Латухина занимается исследованием использования мультимедийных технологий в преподавании русской словесности. Сферой ее научных интересов является также текстоцентрический подход в обучении русскому языку и методика анализа текста.

Научная работа старшего преподавателя М.С.Гаврий направлена на реализацию следующих целей: повышение и расширение качества лингвистической и общефилологической подготовки учащихся путем интенсификации и активизации обучения, воспитание общей, интеллектуальной, эмоциональной и коммуникативной культуры как регулятора активного взаимодействия человека со средой. Ее исследования проводятся в соответствии с направлением: школа вуз школа.

Область научных интересов старшего преподавателя И.И.Моисеевой - актуальные проблемы методики преподавания литературы в старших классах; особенности изучения литературных произведений в школе в специфике рода и жанра; системный подход в школьном изучении литературной сказки, микротехнологии в школьном преподавании литературы; педагогическая режиссура урока литературы.

Публикации сотрудников

№ п/п Наименование труда Место издания, издающая организация (название издательства) или журнала (год, номер) Кол-во печат. листов Тираж (для журнала не указ.) Фамилии соавторов работ
Можнова Жанна Игоревна
1 Художественная деталь в прозе Е.Замятина Семантика. Функционирование. Текст. Межвузовский сборник научных трудов с межд. участием. – Киров: изд-во Вятского ГГУ, 2008. 0,3    
2 Научно-методическое издание «Мониторинг качества подготовки специалистов в НГПУ» Н. Новгород: НГПУ, 2008. 7,3/0,3 70 Перевощикова Е.Н., Деменева Н. Н. и др.
Ханов Вениамин Анатольевич
1 «Интерпретация жития святого Алексея – человека Божия  в творчестве М.Горького» Человек и мир в творчестве М.Горького: Горьковские чтения 2006 года. Материалы Международной конференции. Нижний Новгород, ННГУ, 2008. 0,5 п.л.    
Русова Наталья Юрьевна
1. Лексикон власти Словарь-тезаурус политических ассоциаций. Нижний Новгород, НГЛУ, 2008. 14,7 п.л./ 7,4 п.л. 500 Гронская Н.Э.
2. Глава «Культурологический комментарий художественного текста как метод дидактической герменевтики» Герменевтический подход в гуманитарном образовании / Коллективная монография. Под ред. Е.О.Галицких. Киров, 2007. 0,5 п.л. .    
3. Ст. «Парадигматическая структура ассоциативных полей политических терминов» Человек. Русский язык. Информационное пространство. Вып.7. Межвуз. сб. науч. трудов. Ярославль, 2007. 0,2 п.л.    
4. Ст. «Структура филологической компетенции выпускника средней школы» Филологические традиции в современном литературном и лингвистическом образовании. Вып.6. Т.2. Сб. научн. статей. М., 2007. 0,2 п.л.    
5. Тез. «Стихотворение Иосифа Бродского на уроке русской словесности» Интеграционные технологии в преподавании русской словесности: Материалы Всероссийской научно-практической конференции 17-18 апреля 2008 г. Нижний Новгород, НГПУ, 2008. 0,4 п.л.    
6. Тез. «Специфика пейзажных концептов в «Песне о Соколе» и «Песне о Буревестнике»» Человек и мир в творчествеМ.Горького: Горьковские чтения 2006 года. Материалы Международной конференции. Нижний Новгород, ННГУ, 2008. 0,4 п.л    
7. Тез. «Конец прекрасной эпохи Иосифа Бродского: попытка культурологической интерпретации» Русская словесность в контексте мировой культуры. Материалы Международной научной конференции РОПРЯЛ. Нижний Новгород, ННГУ, 2007. 0,3 п.л.    
8. Ст. «Христианские мотивы в лирике И.Бродского и их репрезентация на школьном уроке» Филологические традиции в современном литературном и лингвистическом образовании. Вып.7. Т.2. М., 2008. 0,3 п.л.    
9. Тез «Союз культурологии, литературы и лингвистики в средней школе» Русская литература в мировом культурном и образовательном пространстве. Материалы конгресса. Т I. Ч. 2. СПб., МИРС, 2008. 0,5 п.л.    
10 Ст. «Интерпретация стихотворения И.Бродского «Портрет трагедии»» Жанры в историко-литературном процессе: сборник научных статей. СПб., ЛГУ им. А.С.Пушкина, 2008. 0,5 п.л    
Зимицкая Марина Львовна
1. Тез. «Пространство «систематизированного аксиологического знания»» Риторика и культура речи в современном информационном обществе: Материалы докладов участников II Международной научно-методической конференции 29-31 января 2007 г. Ярославль, 2007. Т.1. 0,2 п.л.    
2. Ст. «Образ территории» Человек. Русский язык. Информационное пространство: Межвузовский сборник научных трудов. Ярославль, 2007. Вып. 7. 0,3 п.л.    
3. Тез. «Концептуализация семантики детства: интеграция смыслов в дидактическом материале» Интеграционные технологии в преподавании русской словесности: Материалы Всероссийской научно-практической конференции 17-18 апреля 2008 г. Нижний Новгород, НГПУ, 2008. 0,5 п.л.    
4. Ст. «Мысль семейная: отцовство, отечество, отчество» Светлое Рождество: Ученые записки Волго-Вятского отделения Международной славянской академии наук, образования, искусств и культуры. Вып. 2. Нижний Новгород, изд-во фонда «Народный памятник», 2008. 0.3 п.л.    
Шевцова Диана Михайловна
1. Тез. «Функционирование образа Енисея в художественной структуре книги В.П.Астафьева «Последний поклон»» Русская словесность в контексте мировой культуры. Материалы Международной научной конференции РОПРЯЛ. Нижний Новгород, ННГУ, 2007. 0,5 п.л.    
2. Тез. «Своеобразие жанра волшебной сказки Антония Погорельского «Черная курица, или Подземные жители»» IV Сургучевские чтения: «Локальная литература и мировой литературный процесс»: Сборник материалов Международной научно-практической конференции. Ставрополь, 2007. 0,3 п.л.    
3. Тез. «Методические возможности применения компьютерной презентации на уроках литературы в средней школе» Интеграционные технологии в преподавании русской словесности: Материалы Всероссийской научно-практической конференции 17-18 апреля 2008 г. Нижний Новгород, НГПУ, 2008. 0,7 п.л.    
4. Тез. «Интегрированный урок «Лермонтов в музыке»» Интеграционные технологии в преподавании русской словесности: Материалы Всероссийской научно-практической конференции 17-18 апреля 2008 г. Нижний Новгород, НГПУ, 2008. 0,4 /0,2 п.л.   Бакаева С.С.
5. Методические рекомендации к проведению практических занятий по курсу «Теория и методика обучения литературе». Часть I. Содержание и этапы литературного образования в современной школе Методическое пособие. Нижний Новгород: Изд-во НГПУ, 2008. 7 п.л. 200  
6. Тез. «Хронотоп рассказа В.П.Астафьева «Далекая и близкая сказка» (книга «Последний поклон»)» Жизнь провинции как феномен духовности: Международная научная конференция 27-28 апреля 2006 г. Нижний Новгород, Изд-во «Вектор ТиС», 2008. 0,3 п.л.    
7. Ст. «Заветы отцов в произведениях русских писателей (А.С.Грибоедов, А.С.Пушкин, Н.В.Гоголь, Л.Н.Толстой)» Грехневские чтения: Сборник научных трудов. Вып. 5. Нижний Новгород, Изд. Ю.А.Николаев, 2008. 0,3 п.л.    
8. Ст. «Работа с публицистическими и лирическими текстами на современном уроке литературы» Жанры в историко-литературном процессе: сборник научных статей. СПб., ЛГУ им. А.С.Пушкина, 2008. 0,5 п.л.    
9. Тез. «Формирование у школьников 7 класса представления о романтизме при изучении «Легенды о Данко» М.Горького» Русская литература в мировом культурном и образовательном пространстве. Материалы конгресса. Т I. Ч. 2. СПб., МИРС, 2008. 0,5 п.л.    
10 Методические рекомендации к проведению практических занятий по курсу «Теория и методика обучения литературе». Часть II. Этапы и пути изучения литературного произведения в школе Методическое пособие. Нижний Новгород: Изд-во НГПУ, 2008. 10 п.л. 200  
Латухина Анна Леонидовна
1. Тез. «Использование информационных технологий на уроке словесности» Интеграционные технологии в преподавании русской словесности: Материалы Всероссийской научно-практической конференции 17-18 апреля 2008 г. Нижний Новгород, НГПУ, 2008. 0,5 п.л.    
2. Ст. «Своеобразие композиции «путевых поэм» И.А.Бунина «Тень птицы»» Грехневские чтения: Сборник научных трудов. Вып. 5. Нижний Новгород, Изд. Ю.А.Николаев, 2008. 0,3 п.л.    
Гаврий Маргарита Степановна
1. Тез. «Урок, посвященный Году русского языка «Слово. Образ. Мысль»» Интеграционные технологии в преподавании русской словесности: Материалы Всероссийской научно-практической конференции 17-18 апреля 2008 г. Нижний Новгород, НГПУ, 2008. 0,3 п.л.    
Моисеева Ирина Ильинична
1. Тез. «Организация исследовательской деятельности школьников при изучении поэзии Серебряного века в XI классе» Интеграционные технологии в преподавании русской словесности: Материалы Всероссийской научно-практической конференции 17-18 апреля 2008 г. Нижний Новгород, НГПУ, 2008. 0,4 п.л.    

Заслуги и достижения

Работа сотрудников кафедры отмечена наградами и дипломами. Приводим лишь некоторые примеры. Учебно-методическое пособие профессора кафедры Н. Ю. Русовой в двух частях («Тайна лирического стихотворения. От Державина до Ходасевича: комментарий поэтических текстов» (8,5 п.л.), «Тайна лирического стихотворения. От Гиппиус до Бродского: комментарий поэтических текстов» (11,7 п.л.)), изданное в Москве, в издательстве «Глобулус - ЭНАС» тиражом по 10000 экземпляров, стало победителем III Всероссийского конкурса произведений для детей и юношества «Алые паруса» в номинации «Познавательная литература».

Профессор Н.Ю.Русова награждена Почетной грамотой Министерства образования и науки Российской Федерации за многолетнюю плодотворную работу по развитию и совершенствованию учебного процесса, значительный вклад в дело подготовки высококвалифицированных специалистов (приказ от 16 августа 2006 г. № 1052/к-н).

Старший преподаватель кафедры, кандидат филологических наук А.Л.Латухина в 2006 году стала победителем конкурса лучших учителей Российской Федерации в рамках приоритетного национального проекта «Образование» за работу учителем русского языка и литературы МОУ СОШ № 156 г. Нижнего Новгорода, награждена грамотой Министерства образования и науки Российской Федерации.

Старший преподаватель кафедры М.С.Гаврий награждена благодарственным письмом Законодательного собрания Нижегородской области за многолетний добросовестный труд, высокий профессионализм, большой личный вклад в обучение и воспитание подрастающего поколения, подготовку высокопрофессиональных педагогических кадров.

Планы на будущее

В планах кафедры остается организация и проведение Всероссийской конференции молодых ученых «Интеграционные технологии в преподавании русской словесности», организация Областной межвузовской олимпиады по русскому языку, а также городской олимпиады по русскому языку для школьников.

Кафедра планирует организовать и провести семинар по новой системе организации процесса образования (в соответствии с требованиями Болонского процесса).

Планируется расширение аспирантуры при кафедре.

Аспирантура

При кафедре работает аспирантура по специальности 13.00.02 - теория и методика обучения и воспитания (литература и русский язык). Научный руководитель - профессор Н.Ю.Русова. (данные на май 2009 г.)

ФИО аспиранта ФИО научного руководителя Отделение
Шелепова Алла Игоревна Русова Наталья Юрьевна Дневное

За последние пять лет успешно защитили кандидатские диссертации 4 аспиранта кафедры.

Закончив очную аспирантуру, Е.В.Егоршина защитила кандидатскую диссертацию на соискание ученой степени кандидата педагогических наук по теме «Интеграция учебной информации как способ формирования общекультурной компетентности учащихся (на примере изучения древнерусской литературы)». За время обучения в аспирантуре Е.В.Егоршина была лауреатом стипендии имени Г.А.Разуваева (2001-2002 уч. год). С 2004 года она работает доцентом кафедры философии и социальных наук Нижегородского института менеджмента и бизнеса.

Закончив заочную аспирантуру, Л.Н.Казакова защитила кандидатскую диссертацию на соискание ученой степени кандидата педагогических наук по теме «Технология формирования логико-понятийной культуры учащихся (на материале историко-литературного курса)». Л.В. Седых защитила диссертацию «Полифункциональность интегративного обзорного урока по русской словесности и его образовательные цели». В октябре 2005 года Л.В.Седых стала дипломантом на нижегородской сессии молодых ученых «Голубая Ока» (гуманитарные науки), получила диплом II степени.

Л.А.Веселовой защитила кандидатскую диссертацию «Технология интегративного культурологического комментария художественного текста на школьном уроке».

Внешние связи, сотрудничество

На кафедре постоянно функционирует научно-методический семинар (руководители - зав.кафедрой, кандидат филологических наук, доцент В.А.Ханов и доктор педагогических наук, профессор Н.Ю.Русова). Тематика семинара - технология и методика разработки интегративных процессов в школьной и вузовской филологии.

В течение года на заседаниях заслушиваются доклады и сообщения членов кафедры, обсуждаются актуальные методические проблемы, авторские концепции лекционных курсов. Особое внимание уделяется впервые апробируемым, инновационным курсам магистратуры и дополнительных профилей «Русская словесность», «Фольклор и родное слово», «Практическая журналистика». Среди наиболее интересных докладов, прозвучавших на семинаре, можно назвать следующие: «Интеграция как важнейший принцип изучения школьных дисциплин», «Фасетно-концептуальный анализ художественного текста» (профессор Н.Ю.Русова), Координационные связи кафедры с подразделениями НГПУ, образовательными учреждениями Нижнего Новгорода и Нижегородской области, вузами России.

Кафедра постоянно расширяет и развивает научное сотрудничество с образовательными учреждениями и организациями России. Традиционно продолжают поддерживаться связи с профильными кафедрами российских вузов: Нижегородского государственного университета им. Н.И.Лобачевского, Нижегородского государственного лингвистического университета, Нижегородского института развития образования, Нижегородского института менеджмента и бизнеса, Гуманитарно-художественного института, Арзамасского государственного педагогического института им. А.П.Гайдара, Волжской государственной инженерно-педагогической академии, Волго-Вятской академии государственной службы, Московского педагогического государственного университета им. В.И.Ленина, Московского гуманитарного педагогического института, Московского городского педагогического университета, Российского государственного гуманитарного университета, Российского государственного педагогического университета, Ленинградского государственного университета им. А.С.Пушкина, Ярославского государственного педагогического университета им. К.Д.Ушинского, Самарского государственного педагогического университета, Ульяновского государственного педагогического университета им. И.Н.Ульянова, Орловского государственного университета, Институтом филологических исследований и образовательных стратегий («Словесник») Уральского государственного педагогического университета, Института правоведения и предпринимательства (Санкт-Петербург, г.Пушкин).

Преподаватели кафедры принимают участие в работе конференций, семинаров, совещаний этих вузов, обмениваясь опытом, повышают свою квалификацию.

Кафедра сотрудничает с НИРО и Нижегородским гуманитарным центром, активно включена в работу по созданию и апробации региональных программ в области интегративных методик обучения русскому языку и литературе, учебно-методических пособий и учебно-методических рекомендаций.

Кафедра активно сотрудничает с экспериментальными базовыми школами, образовательными учреждениями нового типа, средними специальными учебными заведениями в рамках региональной программы научного эксперимента: Лицей - Центр одаренных детей, лицей № 8, гимназия им. А.С.Пушкина, физико-математический лицей № 40, русско-французский лицей № 53, лингвистический лицей № 13, педгимназия № 80, лицей № 165 имени 65-летия ОАО «ГАЗ», технический лицей, школа № 91 - Центр развития личности, школы № 14, 24, 44, 47, 54, 55, 60, 99, 106, 148, 175, 183, 185 г. Нижнего Новгорода; г. Бора (№ 9), Дзержинска (№ 27, 39), Кстова (№ 1, 4), Балахны, Лыскова и др.; Нижегородский педагогический колледж, Дзержинский педагогический колледж, Городецкий педагогический колледж, НВАМТ, ПУ № 26 и др.

Профессор Н.Ю.Русова, являясь членом диссертационного совета Д 212.164.01 в НГПУ, постоянно принимает участие в работе экспертной комиссии совета - к началу 2006 г. дала экспертные заключения на 4 кандидатских и 2 докторских диссертации. Также профессор Н.Ю.Русова была первым оппонентом на защите кандидатских диссертаций Н.М.Черненко «Работа с текстами научной коммуникации (в системе вузовской подготовки студентов технических специальностей)» Ярославль, 2004 г.; О.А.Романенковой «Методика обучения простому предложению русского языка студентов национального (мордовского) отделения на основе поэтического текста» (Нижний Новгород, 2005 г.); Т.Ю.Зотовой «Формирование аргументативной речи учителя в процессе обучения профессионально значимому спору с учащимися» (Ярославль, 2005 г.) по специальности 13.00.02 - теория и методика обучения и воспитания (русский язык). Н.Ю.Русова регулярно проводит встречи с учителями школ города и области, посвященные актуальным методическим проблемам. Кроме того, она выезжает в образовательные учреждения Нижегородской области и педагогические вузы России для чтения лекций по современным технологиям науки и образования (например, Заволжский автомоторный техникум, Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д.Ушинского, Институт правоведения и предпринимательства в Санкт-Петербурге (г.Пушкин)). В 2005 году профессор Н.Ю.Русова дважды читала авторские курсы на филологическом факультете Ярославского государственного педагогического университета им. К.Д.Ушинского. Н.Ю.Русова - постоянный автор творческих заданий для разнообразных конкурсов по русскому языку и литературе, проводимых нижегородской газетой «Биржа + Карьера», и неоднократно награждалась грамотами газеты за эту деятельность.

Доцент Д.М.Шевцова принимала участие в работе курсов повышения квалификации: преподавателей литературы автомеханических техникумов Нижегородской области (лекция «Современные методы и приемы преподавания русской литературы»); преподавателей русского языка медицинских колледжей Нижегородской области (лекция «Актуальные проблемы преподавания русского языка»). Также Д.М.Шевцова рецензировала авторскую программу преподавателя литературы Нижегородского автомеханического техникума.

В рамках сотрудничества с Центром качества подготовки специалистов НГПУ в 2002 году Д.М.Шевцовой была проведена экспертиза деятельности филологического факультета НГПУ, о чем был сделан доклад на Совете факультета и на заседании ЦКПС. Также Д.М.Шевцова выступила с сообщениями перед преподавателями кафедры «Теория и практика создания АПИМ (аттестационных педагогических измерительных материалов)», «Требования к составлению рабочих и учебных программ, принятые в НГПУ».

С 2001 года старший преподаватель И.И.Моисеева участвует в работе Центра качества подготовки специалистов НГПУ. В 2002 году вошла в экспертную группу по изучению проблемы удовлетворенности внешних потребителей качеством подготовки выпускников НГПУ.

Ежегодно преподаватели кафедры участвуют в 10-15 конференциях различного уровня. Стало традиционным участие наших преподавателей в международных конференциях «Горьковские чтения», «Жизнь провинции как феномен духовности» (Нижний Новгород, ННГУ), всероссийских конференциях «Проблемы языковой картины мира на современном этапе» (Нижний Новгород, НГПУ), «Гуманизация и гуманитаризация образования в школе и вузе» (Орел, ОГУ), «Человек в информационном пространстве» (Ярославль, ЯГПУ), межвузовских научно-методических конференциях «Филологические традиции в современном литературном и лингвистическом образовании» (Москва, МГПИ). Естественно, преподаватели кафедры принимают активное участие в конференциях, организуемых НМО НГПУ: «Подготовка педагога в условиях модернизации образования», «Современные технологии воспитательной деятельности в системе непрерывного педагогического образования», «Инновации в системе регионального образования: методология, теория, практика», «Актуальные проблемы обучения культуре русской речи, методике преподавания русского языка и дисциплинам специализации» (2003, 2005, 2007, 2009), «Русская словесность в контексте современной образовательной парадигмы» (доцент М.Л.Зимицкая).

На базе школ г.Нижнего Новгорода и области действуют методические семинары для учителей, где заслушивались доклады «Технология школьного сочинения» (профессор Н.Ю.Русова), «Новое прочтение отечественной классики» (доцент В.А.Ханов), «Актуальные проблемы методики преподавания русской словесности» (доцент Д.М.Шевцова), «Интеграционный анализ текста на школьном уроке» (старший преподаватель М.С.Гаврий), «Теория составления тестов и тестовых заданий и методика проведения тестирования» (старший преподаватель И.И.Моисеева), «Использование мультимедийных средств при обучении русскому языку и литературе».

Семинары для учителей проводились на базе Лицея - Центра одаренных детей, лицея 165 имени 65-летия ОАО «ГАЗ», лицея № 36, лицея № 8, школ № 63, 91, 99, 106, 126, 128, 148, 169, 183 г. Нижнего Новгорода, школы № 27 г. Дзержинска, школы № 4 г. Кстова, Дзержинского педколледжа, Городецкого педколледжа, НАМТ, НМК, НВАМТ, ПУ № 26, Заволжского автомоторного техникума.

Кафедра активно участвует в подготовке и проведении конференций по линии НОУ - в ЦОДе (доцент Д.М.Шевцова, старший преподаватель М.С.Гаврий), лицее № 165 (доцент М.Л.Зимицкая, доцент Д.М.Шевцова), школах № 99 и 106 (доцент Д.М.Шевцова), в МОУ СОШ № 156 (А.Л.Латухина).

Продолжается сотрудничество с негуманитарными вузами: НГСХА (работа на подготовительных курсах - Ж.И.Можнова. Сохраняются координационные связи с Нижегородским институтом развития образования (НИРО) (Л.В.Шамрей, Л.Н.Казакова).

Отзывы о научных трудах

  • отзывы о кандидатских диссертациях: 1
    Ж.И.Можнова - 1 (отзыв ведущей организации о диссертации Гульянц С. М. «Личностно-ориентированный подход на уроках литературы (5-9 классы основной школы)»)
  • отзывы об авторефератах: 1
    А.Л. Латухина - отзыв об автореферате диссертации кандидата филологических наук об автореферате диссертации Алферовой А.А. «Интеграция литературы и фольклора на уроках литературы в школе с этнокультурным компонентом образования (5-9 классы)»

Ответственный за обновление информации о кафедре: Латухина Анна Леонидовна, кандидат филолгических наук, старший преподаватель,
E-mail:

Последнее обновление: 13 октября 2009 г.


Адрес НГПУ: 603950, г. Н.Новгород, ул. Ульянова, д. 1 наверх ]