НИЖЕГОРОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

english version of the sitefrench version of the sitegerman version of the sitevietnamese version of the siteturkish version of the sitechinese version of the sitearabian version of the site
 
главная
абитуриентам
карта сайта 
контакты
библиотека
расписание 
факультеты
кафедры
конкурсные торги
стандарты образования

Факультеты

Естественно-географический факультет

Кафедра анатомии, физиологии и основ безопасности жизнедеятельности

Зав.кафедрой: Щербаков Виталий Иванович, доктор медицинских наук, профессор.
Тел.: (831) 439-18-33, E-mail: .

Специальности  | Сотрудники  | Дисциплины  | Спецкурсы  | История кафедры  | Кафедра сегодня  | Аспирантура  | Внешние связи  ]

Специальности и направления

На кафедре осуществляется подготовка дипломированных специалистов по специальностям биологического профиля и по направлению "География с дополнительной специальностью Безопасность жизнедеятельности".

Код специальности
(направления)
Название
050 102 65 Биология с дополнительной специальностью Химия
050 101 65 Химия с дополнительной специальностью Биология
050 103 65 География с доп.спец.Безопасность жизнедеятельности

Сотрудники кафедры

Ф.И.О. Должность
Штатный профессорско-преподавательский состав
Щербаков Виталий Иванович доктор медицинских наук, профессор, зав.кафедрой
Алымов Виталий Александрович кандидат медицинских наук, доцент
Гришанов Дмитрий Леонидович кандидат медицинских наук, доцент
Зайцева Жанна Ивановна кандидат биологических наук, доцент
Захарова Галина Александровна кандидат медицинских наук, доцент
Шеромова Нина Николаевна кандидат биологических наук, доцент
Паренко Марина Константиновна кандидат биологических наук, доцент
Егорова Юлия Владимировна кандидат биологических наук, доцент
Журавишкина Екатерина Генриховна кандидат биологических наук, доцент
Неделяева Анна Вячеславовна кандидат биологических наук, доцент
Звонкова Мария Борисовна кандидат биологических наук, доцент
Фатьянова Елена Алексеевна кандидат биологических наук, доцент
Кузнецова Ирина Александровна ассистент
Совместители
Прилашкевич Григорий Владимирович Старший преподаватель
Агеева Елена Львовна старший преподаватель
Загреков Валерий Иванович кандидат медицинских наук, доцент
Куприянов Вячеслав Александрович кандидат медицинских наук, доцент
Кошуринова Елена Анатольевна старший преподаватель
Учебно-вспомогательный персонал
Стрюкова Галина Григорьевна Зав.лабораторией
Калинина Екатерина Васильевна лаборант
Кириличева Светлана Владимировна лаборант
Паренко Анастасия Михайловна лаборант
Егоров Андрей Александрович лаборант

Дисциплины

На кафедре ведется преподавание на всех факультетах университета по дисциплинам блока ОПД: возрастная анатомия и физиология, безопасность жизнедеятельности, основы медицинских знаний.

Преподаватели кафедры проводят лекционные и практические занятия по дисциплинам предметной подготовки на следующих факультетах:

Естественно-географический факультет

Специальность "Биология" с доп.спец. Химия, специальность "Химия" с доп.спец. Биология

  • Анатомия и морфология человека
  • Физиология человека
  • Методика анатомии
  • История биологии

Специальность "География" с доп.спец. Безопасность жизнедеятельности

  • Безопасный отдых и туризм
  • Опасные ситуации техногенного характера
  • Гражданская оборона
  • Основы здорового образа жизни
  • Теоретические основы БЖ человека
  • Правовое регулирование и органы обеспечения БЖ
  • Опасные ситуации природного характера и защита от них
  • Основы обороны государства и военной службы
  • Основы медицинских знаний и профилактика болезней
  • Опасности социального характера
  • Охрана труда на производстве и в учебном процессе
  • Единая государственная система предупреждения и ликвидации ЧС
  • Федеральная и региональная программы обеспечения БЖ
  • Информационные технологии в управлении средой обитания

Психолого-педагогический факультет

  • Анатомия центральной нервной системы
  • Физиология центральной нервной системы
  • Физиология ВНД и сенсорных систем
  • Нейрофармакология
  • Психофизиология
  • Психогенетика
  • Основы педиатрии и гигиены детей
  • Этапы формирования здоровья человека
  • Гигиеническая оценка условий обучения и воспитания
  • Основы генетики
  • Основы нейрофизиологии и ВНД
  • Анатомия, физиология и патология органов слуха, зрения и речи
  • Основы нейропсихологии
  • Возрастная анатомия и физиология ребенка
  • Основы педиатрии
  • Основы здорового образа жизни и профилактика болезней

Факультет физического воспитания

  • Физиология общая
  • Физиология возрастная
  • Физиология спортивная
  • Возрастная анатомия
  • Валеология
  • Анатомия человека
  • Физиология физвоспитания и спорта
  • Общая патология и тератология

Спецкурсы

Преподаватели кафедры обеспечивают учебный процесс по следующим спецкурсам:

Естественно-географический факультет

  • Физиология сенсорных систем
  • Методика преподавания анатомии и физиологии

Психолого-педагогический факультет

  • Психофизиология
  • Возрастная анатомия и физиология
  • Этапы формирования здоровья человека

История и развитие кафедры

С 80-х годов кафедру анатомии, физиологии и гигиены человека возглавил доктор медицинских наук, профессор Валентин Александрович Сосенков. Сферой его интересов и научной компетенции была высшая нервная деятельность, т.е. физиология больших полушарий мозга. Он являлся одним из основных разработчиков метода функционального холодового выключения неокортекса у животных в условиях хронического эксперимента, созданного в лаборатории нейрофизиологии Горьковского медицинского института под руководством члена-корреспондента АМН СССР, профессора Н.Ю.Беленкова. Использование этого метода, о котором в свое время мечтал И.П. Павлов, позволило по-иному взглянуть на механизмы деятельности целого мозга. Вооруженный новыми знаниями, полученными в ходе выполнения докторской диссертации, профессор В.А.Сосенков счел возможным перевести научные исследования кафедры в русло психофизиологической проблемы, сохраняя при этом онтогенетический подход. В рамках курса высшей нервной деятельности студентам естественно-географического факультета стали читаться лекции по психофизиологическим основам профориентации и проводиться спецпрактикум с аналогичным названием.

Для усиления научной работы в психо-физиологическом направлении в 1988 году профессор В.А.Сосенков приглашает на кафедру в качестве старшего преподавателя своего ученика и соавтора по методу охлаждения кандидата медицинских наук В.И.Щербакова, который в 1989 году успешно защищает докторскую диссертацию. С 1991 года доктор медицинских наук Виталий Иванович Щербаков становится заведующим кафедрой и руководителем научных исследований.

В.А. Сосенков остается профессором кафедры и незаменимым консультантом как по научным, так и по учебно-методическим вопросам.

С 1992 года еще больше конкретизируется научная тематика кафедры, исследования приобретают не только теоретический, но и прикладной характер и сосредоточиваются на изучении функций слухового и зрительного анализаторов – основных сенсорных каналов, "питающих" мозг человека информацией о внешнем мире. Важно подчеркнуть, что функция этих сенсорных систем также изучается в онтогенетическом аспекте. К 1995 году на кафедре анатомии и физиологии НГПУ складывается принципиально новое направление, опирающееся на богатые экспериментальные и теоретические традиции нижегородской физиологической школы, у истоков которой был академик П.К.Анохин. Впервые, применив метод дихотической стимуляции, была предпринята попытка проникновения в психофизиологические механизмы субъективного мира человека. Метод дихотической стимуляции в комплексе с современными способами создания интерауральных амплитудно-временных комбинаций позволил формировать искусственную, пока еще примитивную субъективную сферу человека и моделировать в ней самые разнообразные узоры пространственных слуховых ощущений.

Представления И.М.Сеченова о том, что нейрофизиологическую основу всех без исключения психических явлений составляют рефлексы, достаточно давно утвердились в физиологии. Однако проблема пространственного слуха до сих пор не подвергалась детальному анализу именно с рефлекторных позиций, что сильно тормозило ее решение. Большинство исследователей и по сей день ищут в мозге механизм, улавливающий и "сличающий" показатели парных улиток (звукоприемников). Вероятно, поэтому имеющиеся модели локализации объясняют лишь возможный способ измерения интерауральных различий сигналов. Другими словами, изучение звуколокализационных механизмов в основном идет только на уровне афферентного звена слухового анализатора. Тогда как, согласно И.М. Сеченову, ответная реакция со стороны лишь афферентных элементов слухового анализатора не может быть доказательством возникновения субъективного образа с определенными пространственными параметрами. Единственно надежным критерием может служить эффекторное проявление, например ориентировочная реакция. Но при дихотической стимуляции (т.е. при стимуляции через наушники) ориентировочная реакция в виде поворота головы утрачивает всякое значение, ибо звуковой образ проецируется внутри головы. Именно поэтому рефлекторный подход игнорируется при изучении механизмов пространственного слуха. Исследования на детях дошкольного возраста выявили рефлекторный компонент при локализации звукового образа (ЗО), движущегося внутри головы с заданной скоростью по интерауральной дуге. При скачкообразном перемещении ЗО у многих детей наблюдались соответствующие (так называемые саккадические) следящие движения глаз, говорившие о том, что дети как бы хотели увидеть виртуальный источник звука. До этих работ, проводимых на кафедре НГПУ, в литературе вообще отсутствовали данные о становлении пространственного слуха в онтогенезе человека, хотя не вызывает сомнения, что звуколокализационные возможности, например, годовалого ребенка и взрослого человека несопоставимы. Поэтому проводимые сотрудниками кафедры исследования привлекли к себе широкое внимание физиологов и психологов, работающих в области психофизиологической проблемы, в области изучения нейрофизиологических эквивалентов психических явлений.

Принципиально новые данные о механизмах пространственного слуха могли быть получены только благодаря новым методам исследования, на что неоднократно указывали основатели отечественной физиологии – И.М.Сеченов и И.П.Павлов. Методы психофизиологического тестирования разработанные сотрудниками кафедры (профессором В.И.Щербаковым, доцентом В.А.Алымовым, старшими преподавателями: М.К.Паренко, С.А.Полевой, Н.Н.Шеромовой, аспирантами С.И.Волковой, Т.Д.Воденисовой) позволили не только реабилитировать рефлекторный подход к изучению механизмов локализации звука, но открыли дополнительные возможности для исследования принципов работы мозга в целом и, в частности, принципов межполушарных взаимодействий, межполушарной функциональной асимметрии и т.д. Запатентованные в 90-х годах новые способы психофизиологического исследования пространственного слуха, скорости глазодвигательных реакций, межполушарной сенсорной асимметрии, функционального состояния мозга могут быть использованы в работе медико-психолого-педагогических комиссий для психодиагностики и определения уровня школьной зрелости.

Кафедра анатомии, физиологии и гигиены человека

Аспирантура

В 1995 году при кафедре была открыта аспирантура по специальности "Физиология человека и животных". С 1997 г. были защищены 6 кандидатских диссертаций. Результаты научной работы получили отражение на XV, XVI, XVII, XVIII, XIX, XX съездах Всероссийского физиологического общества, на Всероссийской конференции "Проблемы формирования гармонически развитой личности учащихся в современных условиях" (Чебоксары, 1995), на проводимых ежегодно с 1996 года нижегородских сессиях молодых ученых, на совещании РАН "Физиология слуха и речи" (Санкт-Петербург, 2000), на Всероссийской научно-практической конференции "Актуальные вопросы эволюционной, возрастной и экологической морфологии" (Белгород, 2006), на Всероссийской конференции, посвященной 125-летию академика Л.А.Орбели "Научное наследие академика Л.А.Орбели" (Санкт-Петербург, 2008) и др.

Кафедра сегодня

Среди научных публикаций особое место занимает статья в журнале "Успехи физиологических наук" (1994, № 1). Авторам этой работы (В.И.Щербакову, Ю.И.Косюге) удалось аргументированно доказать, что неперекрещенные слуховые пути появляются в процессе эволюции для того, чтобы существенно улучшить звуколокализационные возможности высших животных и человека. Стало ясно, что для более или менее точного определения азимута звука требуется не только бинауральное (двумя ушами) восприятие его, но и биполушарная "нейрофизиологическая" обработка поступающей информации. Это исследование послужило основой для существенной модернизации методов дихотической стимуляции, для разработки новых способов психофизиологического тестирования, для вовлечения в сферу исследования зрительной сенсорной системы и т.д.

Результаты научных исследований внедряются в учебный процесс и используются в лекционных курсах и на практических занятиях по физиологии человека, возрастной анатомии и физиологии, психофизиологии, физиологии ВНД.

Преподавателями кафедры традиционно ведется научно-исследовательская работа с учащимися школ города (НОУ), эту работу в разные годы осуществляли доценты Е.А.Фатьянова, А.И.Куликова, Ж.И.Зайцева. С 1999 года по инициативе доцента Ю.В.Егоровой на базе кафедры стали проводиться городские конференции учащихся по программе "Экология и здоровье" совместно с Дворцом творчества юных им. В.П.Чкалова. За участие в этих конференциях кафедра была награждена грамотами департамента образования и науки.

Учебно-методическое, информационное и библиотечное обеспечение

Занятия на базе кафедры осуществляются в 6 специально оборудованных аудиториях (2 аудитории по анатомии, 3 - по физиологии, 1 аудитория по безопасности жизнедеятельности). Студенты, выполняющие курсовые и дипломные работы, получают возможность работать в помещении психофизиологической лаборатории, где установлено уникальное оборудование, разработанное сотрудниками кафедры и запатентованное.

На кафедре имеется видеопроектор, создается база мультимедийных презентаций по основным разделам анатомии, физиологии, безопасности жизнедеятельности. На кафедре имеются комплекты учебно-методической литературы и методические рекомендации к лабораторным занятиям по основным разделам преподаваемых дисциплин.

Создана библиотека электронных изданий, содержащая около 200 наименований по анатомии и физиологии, которой могут пользоваться все студенты, обучающиеся на кафедре.

Научно-исследовательская и научно-методическая деятельность

Научно-исследовательская деятельность профессорско-преподавательского состава осуществляется по следующим основным направлениям - фундаментальные исследования, научно-методическая работа, участие в научных и научно-методических конференциях, подготовка педагогических кадров для высшей школы, привлечение студентов к научно-исследовательской работе, организация НИР школьников, организация и проведение ежегодных научно-практических конференций для школьников.

Основная тема научной работы кафедры - "Сенсорные системы", руководитель д.м.н., проф. В.И. Щербаков. Работа ведется по нескольким направлениям. В исследовании слуховой функции принимают участие Паренко М.К., Кузнецова И.А., Неделяева А.В., Шеромова Н.Н. В исследовании зрительного анализатора - Егорова Ю.В., Алымов В.А., Лекомцева А.А. В исследованиях вестибулярной сенсорной системы - Паренко М.К., Егорова Ю.В., Неделяева А.В., Кузнецова И.А., Звонкова М.Б.

Кроме изучения различных аспектов функционирования сенсорных систем, на кафедре проводится ряд исследований по другим направлениям физиологии. Так, особым направлением в научно-исследовательской работе кафедры является изучение степени медицинской активности семьи, в свете профилактики заболеваний и укрепления здоровья детей дошкольного и школьного возраста. Работа проводилась доцентом Захаровой Г.А. совместно с институтом детской гастроэнтерологии. Доцент Е.Г. Журавишкина проводит пролонгированное исследование динамики адаптационного процесса у учащихся различного возраста. Зайцева Ж.И. исследует индивидуально-типологические особенности пульсометрии методом компьютерной диагностики ЭКГ.

В 2002 году сотрудниками кафедры был выигран грант на проведение молодыми учеными научных исследований в ведущих научно-педагогических коллективах высших учебных заведений и научных организаций Минобразования России (научный руководитель Щербаков В.И., исполнитель М.К. Паренко) по теме "Психофизиологические механизмы формирования единого звукового образа при дихотической стимуляции в онтогенезе".

В 2003 году на кафедре создана психофизиологическая лаборатория, изучающая "Влияние вестибулярных раздражений на слуховое и зрительное восприятие".

Научно-методическая деятельность преподавателей на кафедре анатомии проводится в рамках постоянно действующего научно-методического семинара по утвержденному на заседании кафедры плану и графику открытых занятий.

Публикации сотрудников кафедры

Научные и учебно-методические работы, опубликованные сотрудниками кафедры анатомии, физиологии и ОБЖ в 2007-2008 гг.

№ /№ п/п Автор (авторы) публикации Название работы Где опубликовано
Научные работы
1 Зайцева Ж.И. Состояние функций организма при длительном действии факторов гиподинамии и напряжения Сб. материалов Всероссийской конфер.: Научное наследие академика Л.А.Орбели.

Структурные и функциональные основы эволюции функций, физиология экстремальных состояний. С-Петербург, РАН. 2008. с.45-46
2 Звонкова М.Б., Паренко М.К., Щербаков В.И Влияние положения головы на точность локализации центра субъективного звукового пространства Там же с.53-54
3 Паренко М.К., Щербаков В.И., Антипенко Е.А Использование метода дихотической стимуляции при оценке функционального состояния головного мозга в процессе старения Там же с. 127-128
4 Щербаков В.И., Лекомцева А.А., Паренко М.К., Егорова Ю.В., Алымов В.А. Особенности восприятия аддитивной смеси при введении убывающей межкомпонентной задержки. Там же с. 194-195
5 Зайцева Ж.И. Состояние функций организма как характеристика индивидуальных различий ХХ съезд физиологического общества имени И.П.Павлова. Тезисы докладов. Москва, 2007
6 Журавишкина Е.Г. К вопросу об оценке безопасности жизнедеятельности школьника Межрегиональная научно-практ. конф. «Обеспечение безопасности деятельности образовательного учреждения в современных условиях». – Мичуринск, 2008
7 Журавишкина Е.Г. О некоторых половых особенностях созревания учебной адаптации школьников Альманах современной науки и образования № 11 (1\82). - Тамбов, 2008, с.61–63
8 Журавишкина Е.Г О возрастных аспектах метеоадаптации учеников средней школы Материалы 8-й Всероссийской научно-практической конференции

«Образование в России: медико-психологический аспект»,

Калуга, 2003
9 Звонкова М.Б. Зависимость изменений показателей кардиоритмографии при вестибулярной нагрузке от исходного вегетативного статуса Материалы ХV Международной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Ломоносов». М., МГУ, 2008, с. 213
10 Звонкова М.Б Изменения показателей спектрального и геометрического анализа кардиоритмограммы при вестибулярной нагрузке Тезисы Всероссийской медико-биологической конференции молодых исследователей «Человек и его здоровье». - СПб, 2008, с.133-134
11 Неделяева А.В. Мотивация учебной деятельности студентов на занятиях по безопасности жизнедеятельности 13-я Междунар. научно-практическая конф. «Актуальные проблемы формирования культуры безопасности жизнедеятельности населения». – М., 2008
12 Неделяева А.В. Учебно-исследовательская деятельность студентов при изучении курса «Безопасность жизнедеятельности» // Естествознание и гуманизм. «Современный мир, природа и человек». - Томск, 2007, т.4, № 1
13 Неделяева А.В. Некоторые аспекты формирования культуры безопасности жизнедеятельности Материалы межрегион. науч.- практ. конф. «Экологическое образование: теория и педагогическая реальность». Нижний Новгород, 2007
14 Шеромова Н.Н. Новые подходы к оценке внешнего дыхания у пациентов с хроническим бронхитом Материалы научного ежегодного журнала «Вестник». СГУТ и КД, вып.1, 2008, с.275 – 277
15 Шеромова Н.Н., Штырлина О.В., Землянова Э.В., Штырлин Д.А. Задачи и упражнения по генетике к разделу «Генетика человека» Методическое пособие. Нижний Новгород, НГПУ, 2007
16 Кузнецова И.А. Ощущения детей при введении нарастающего интервала временной задержки Сб. тезисов 12-й Пущинской международной школы-конференции молодых ученых «Биология - наука ХХІ века», Пущино, 2008
17 Кузнецова И.А. Особенности восприятия дихотических стимулов у детей 2,5 – 3 лет. Механизмы регуляции и взаимодействия физиологических систем организма человека и животных в процессах приспособления к условиям среды. Межинститутская конф. молодых ученых, посвященная 100-летию акад. В.Н.Черниговского. СПб: Ин-т физиологии им. И.П.Павлова РАН , 2007
18 Лекомцева А.А. Порог временного межстимульного интервала, при котором последовательные красные и зеленые вспышки воспринимаются слитно VІ Сибирский физиологический съезд, т.1, Барнаул, 2008
19 Лекомцева А.А. Роль факторов длительности временной задержки и очередности следования компонентов красно-зеленой аддитивной смеси в формировании цветовых феноменов Материалы ХV Международной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Ломоносов». - М., МГУ, 2008
20 Щербаков В.И., Алымов В.А., Лекомцева А.А., Паренко М.К., Егорова Ю.В. Особенности восприятия аддитивной красно-зеленой смеси при введении нарастающей межкомпонентной задержки Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Медицина. 2008, № 6
21 Звонкова М.Б., Неделяева А.В., Зайцева Ж.И., Анурина С.А., Коровина Т.Ф. Оценка здоровья учащихся Материалы Междунар. научн.- практ. конференции «Технологии обеспечения безопасности здоровья», Ярославль, 2008, с.77-80
22 Паренко М.К., Агеева Е.Л., Щербаков В.И., Кузнецова И.А., Егоров А.А. Психофизиологическое тестирование методом дихотической стимуляции с использованием латерометра Вестник Нижегородского университета им. Н.И.Лобачевского, серия Биология, 2008, № 2, с.96 - 99
23 Antipenko E.A.,Gusta A.K., Parenko M.K., Kuzneshova I.A. Metabolic therapy and functional condition of the brain in chronic cerebral ischemia International journal of psychophysiology. 2008, v.69, № 3, p.258
Учебно-методические работы
1 Загреков В.И., Зайцева Ж.И., Неделяева А.В., Паренко М.К., Егорова Ю.В., Захарова Г.А., Куприянов В.А. Доврачебная помощь Учебное пособие. Нижний Новгород, НГПУ, 2007
2 Шеромова Н.Н., Паренко М.К., Егорова Ю.В., Неделяева А.В., Агеева Е.Л., Маясова Т.В. Анатомия ЦНС Методические указания по курсу «Анатомия ЦНС» для студентов-психологов. Нижний Новгород, НГПУ, 2007
3 Шеромова Н.Н., Штырлина О.В., Землянова Э.В., Варшав Е.В., Паренко М.К., Неделяева А.В. Методические указания к написанию курсовых и выпускных квалификационных (дипломных) работ Методические указания для студентов биологических специальностей. Нижний Новгород, НГПУ, 2007
4 Звонкова М.Б., Неделяева А.В., Егорова Ю.В., Агеева Е.Л. Практические работы по безопасности жизнедеятельности Учебно-методическое пособие. Н.Новгород, НГПУ, 2008

Патенты и заявки на изобретения

(кафедра анатомии, физиологии и ОБЖ, 2002-2008 гг.)

  1. Щербаков В.И., Паренко М.К., Кузнецова И.А., Агеева Е.Л., Алымов В.А.,Егорова Ю.В. Способ определения у детей раннего дошкольного возраста наличия бинаурально и биполушарно организованной системы локализации звука. Заявка на изобретение № 2007104454. Приоритет от 05.02.2007.г
  2. Щербаков В.И. Способ исследования времени восприятия символьной информации. Патент на изобретение № 2002109816 от 15.04.02. Бюл. № 26 (Соавт. Паренко М.К., Калашников Л.Б., Воденисова Т.Д.).
  3. Щербаков В.И. Способ исследования цветового зрения. Патент на изобретение № 2222250 от 26.04.02. Бюл. № 3. (Соавт. Паренко М.К., Калашников Л.Б., полевая С.А.)
  4. Щербаков В.И. Способ исследования межполушарной сенсорной асимметрии. Патент на изобретение № 2198589 от 20.02.03. Бюл.№ 5. (Соавт. Шеромова Н.Н., Полевая С.А., Паренко М.К.)
  5. Щербаков В.И. Способ исследования межполушарной сенсорной асимметрии. Патент на изобретение № 2207041 от 27.06.03. Бюл. .№ 18. (Соавт. Паренко М.К., Шеромова Н.Н., Полевая С.А.)
  6. Щербаков В.И. Способ исследования цветового зрения человека. Патент на изобретение № 2222250 от 27.01.2004. Бюл.№ 3. (Соавт. Паренко М.К., Калашников Л.Б., Полевая С.А.)
  7. Щербаков В.И. Способ исследования времени глазодвигательных реакций. Патент на изобретение № 2222251 от 27.01.2004. Бюл.№ 3. (Соавт. Паренко М.К., Воденисова Т.Д.)
  8. Щербаков В.И. Способ исследования функционального состояния мозга. Патент на изобретение № 2255649 от 10.07.05. Бюл. 19. (Соавт. Паренко М.К., Егоров А.А.)
  9. Щербаков В.И. Способ исследования межполушарной сенсорной асимметрии. Заявка на изобретение № 2006113912/14. Приоритет от 18.06.2006 г. (Соавт. Паренко М.К., Агеева Е.Л., Кузнецова И.А., Егоров А.А., Антипенко Е.А.)

Получен приоритет на "Способ определения у детей раннего дошкольного возраста наличия бинаурально и биполушарно организованной системы локализации звука" (авторы: Щербаков В.И., Паренко М.К., Кузнецова И.А., Агеева Е.Л., Алымов В.А., Егорова Ю.В. Заявка на изобретение № 2007104454. Приоритет от 05.02.2007 г.).

В ФИПС отправлена заявка на изобретение "Способ исследования цветового зрения" (авторы: Щербаков В.И., Алымов В.А., Лекомцева А.А.).

Внешние связи, сотрудничество

  • Государственный научный центр - институт медико-биологических проблем РАН,
  • Московский государственный университет им. М.В.Ломоносова,
  • Институт эволюционной физиологии и биохимии им. И.М.Сеченова РАН,
  • Институт физиологии им.И.П.Павлова РАН.

Ответственный за обновление информации о кафедре: Егорова Юлия Владимировна, доцент,
Тел: 439-18-33, E-mail: .

 
Последнее обновление: 18 апреля 2009 г.

Реорганизация НГПУ

Выпускникам

Конференции

  • 20.04.2010:
    XI Всероссийская заочная научно-практическая конференция «Интеграция методической (научно-методической) работы и системы повышения квалификации кадров».>>...
  • 22-25.04.2010:
    Всероссийскую научно-практическую конференцию «Интеграционные технологии в преподавании филологических дисциплин».>>...
  • 7-8.10.2010:
    Международная научно-практическая конференция «Труд учителя и педагогическое образование в условиях реформирования общеобразовательной и высшей школы».>>...

Полезные ссылки

  • Информика
  • Минобрнауки
  • Роснаука
  • Официальный портал ЕГЭ
  • Федеральный институт педагогических измерений
  • Рособразование
  • Рособразование (федеральный портал)
  • ИМЦА
  • Matlab.ru - локальная копия сайта matlab.ru
  • Exponenta.ru - локальная копия сайта exponenta.ru

Обращения

Руководителям подразделений

Rambler's Top100 Counter nn.ru

Адрес НГПУ: 603950, г. Н.Новгород, ул. Ульянова, д. 1 наверх ]  [ карта сайта ]  [ меню сайта ]