НИЖЕГОРОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

english version of the sitefrench version of the sitegerman version of the sitevietnamese version of the siteturkish version of the sitechinese version of the sitearabian version of the site
 
главная
абитуриентам
карта сайта 
контакты
библиотека
расписание 
факультеты
кафедры
конкурсные торги
стандарты образования

Отделы и центры

Центр качества подготовки специалистов

Обеспечение единой государственной политики в области профессионального образования должно контролироваться не только на государственном уровне в процессе комплексной оценки деятельности вуза, но и самим образовательным учреждением путем создания внутренних механизмов гарантии качества образования. В этом смысле особое значение придается созданию систем качества образовательных учреждений, призванных обеспечивать управление качеством подготовки специалистов. Эта система должна быть ориентирована на постоянное совершенствование организации, определять оценочные показатели качества образования и подготовки специалистов, устанавливать уровень соответствия планируемых и достигнутых результатов. Одним из структурных компонентов системы качества в НГПУ стал Центр качества подготовки специалистов (далее Центр), созданный в университете в 2001 году. Возглавляет работу Центра директор - доктор педагогических наук, профессор Елена Николаевна Перевощикова, заместителем директора назначена доцент Надежда Николаевна Деменева. Научно-исследовательская и организационно-методическая деятельность Центра осуществляется посредством создания мобильных творческих коллективов преподавателей университета, в которые входят представители всех факультетов и общеуниверситетских кафедр.

В 2006 г. университет прошел этап заочной экспертизы в конкурсе «Системы обеспечения качества подготовки специалистов», который проводится под эгидой Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки. Участие в конкурсе послужило основой для совершенствования положений о внутривузовской системы контроля качества подготовки специалистов, принятых в вузе в 2003 году, и разработки системы менеджмента качества в университете.

В 2007 г. университет получил сертификат на участие в проекте «Апробация типовой модели системы качества вуза», который создан по решению Совета по координации управления качеством высшего образования Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки. С учетом специфики высшего педагогического образования в рамках этого проекта разработана концептуальная модель «Обеспечение качества образования в НГПУ». Работа велась под руководством и при личном участии ректора университета, проф. В.А.Глуздова. Над созданием концептуальной модели работали проректор по учебной работе, проф. В.В.Николина и представители Центра качества подготовки специалистов Т.К.Беляева, Н.Н.Деменева, И.В.Лебедева, Е.Н.Перевощикова. В этом документе сформулированы миссия, политика и стратегия НГПУ в области качества образования, определены роль и место НГПУ в развитии сферы образования в Нижнем Новгороде, в регионе, в Приволжском федеральном округе. В нем представлена организационно-управленческая структура СМК во главе с ректором. Ответственным за разработку, внедрение и совершенствование системы менеджмента качества является проректор по учебной работе. Сотрудники Центра качества подготовки специалистов являются уполномоченными по качеству на кафедрах и факультетах. Модель системы управления качеством построена в соответствии с основными направлениями модернизации высшего педагогического образования и Программой развития НГПУ на 2006-2010 гг.

Основные направления деятельности Центра определены следующими задачами: выявление областей улучшения в деятельности вуза; определение критериев качества и измерение показателей качества образовательной деятельности в университете; разработка современных средств оценивания и процедур мониторинга качества подготовки специалистов в университете. В соответствии с названными задачами работа Центра строится по секторам. Сектор мониторинга качества подготовки специалистов в НГПУ возглавляет Н.Н.Деменева. Сектором анкетирования внутренних и внешних потребителей качества руководят М.А.Пыжьянова и М.Б.Батюта. Работа сектора по созданию системы менеджмента качества в университете ведется под руководством проректора по учебной работе В.В.Николиной. Сектор по разработке контрольно-измерительных и аттестационных материалов (КИМы и АПИМы) возглавляет Е.Н.Перевощикова.

Для проведения мониторинга в Центре качества подготовки специалистов разработана специальная форма самооценки деятельности учебных подразделений, которая построена в соответствии с тремя группами критериев.

Первая группа критериев позволяет при анализе информации, полученной при проведении мониторинга, ответить на вопросы о том, как учебное подразделение добивается результатов в области качества, что делается для этого, и каков потенциал учебного подразделения в области обеспечения качества подготовки специалистов. Объектом мониторинга по первой группе критериев является состояние следующих аспектов деятельности структурных подразделений: нормативной документации, структуры и содержания образовательных программ; организации учебного процесса и использования инновационных образовательных технологий; учебно-методического и информационного обеспечения образовательного процесса; кадрового обеспечения учебного процесса; научно-исследовательской и научно-методической деятельности профессорско-преподавательского состава.

Вторая группа критериев характеризует степень влияния образовательного процесса в вузе на воспитание обучаемых и выпускников, т.е. направлена на выявление состояния воспитательной работы в вузе.

Третья группа критериев характеризует единичные показатели качества образования в вузе. Объектами мониторинга по этой группе критериев являются: динамика приема и качества подготовки абитуриентов; качество подготовки обучаемых; качество итоговой аттестации выпускников; востребованность выпускников; удовлетворенность потребителей; удовлетворенность студентов качеством подготовки в вузе.

Результаты мониторинга качества подготовки специалистов опубликованы в виде аналитических материалов в четырех выпусках сборника «Мониторинг качества подготовки специалистов в НГПУ» за 2004/05, 2005/06, 2006/07 и 2007/08 учебные годы. Результаты мониторинга регулярно обсуждаются на кафедрах и факультетах, на заседаниях Ученого совета университета, и служат основой для принятия управленческих решений по обеспечению и повышению качества подготовки специалистов в НГПУ.

Регулярно проводимый в Центре сравнительный анализ результатов экзаменов и «остаточных знаний» обучаемых позволил начать работу по созданию диагностического инструментария и критериев оценки качества подготовки студентов и по разработке контрольно-измерительных и аттестационных педагогических и измерительных материалов. По названной проблеме проводились проектировочные и обучающие семинары в 2003-2008 годах. Содержательные аспекты и практико-ориентированные материалы опубликованы в следующих пособиях: «Создание оценочных средств для итоговой государственной аттестации студентов: учебно-методическое пособие/Под ред. В.В.Николиной, Е.Н.Перевощиковой, Н.Н.Деменевой.» (Н.Новгород, 2008); «Теория и практика создания аттестационных измерительных материалов» (Н.Новгород, 2003); Перевощикова Е.Н. «Теория и практика создания тестов для аттестации студентов по учебной дисциплине» (Н.Новгород, 2008).

Презентация названных пособий и их доступность для преподавателей обеспечивала информированность всех заинтересованных лиц об этой сфере деятельности Центра, о способах и принципах разработки диагностических средств для контроля качества подготовки студентов и выпускников. На основе этих пособий созданы многие аттестационные педагогические материалы на кафедрах университета, разработаны критерии оценок качества подготовки выпускников на итоговой государственной аттестации.

Деятельность сектора анкетирования связана с разработкой, адаптацией и апробированием анкет как средства для получения обратной информации от студентов по самым разным аспектам образовательной и воспитательной деятельности университета. В анкетировании студентов участвовали все представители факультетов, работающие в Центре. Благодаря этой работе в Центре накоплен достаточно большой статистический материал, представленный в форме сравнительных таблиц, диаграмм и графиков по следующим видам анкет: «Качество обучения глазами студентов», «Влияние образования в вузе на становление профессионально важных личностных качеств у обучаемых», «Уровень профессиональной готовности к педагогической практике», «Мои ценностные ориентации», «Физическое и эмоциональное здоровье», «Степень удовлетворенности администрации школы качеством подготовки выпускников НГПУ».

Результаты анкетирования руководителей школ о качестве профессиональной подготовки выпускников НГПУ опубликованы в практико-ориентированном пособии «Внутривузовская система контроля качества подготовки специалистов» (Н.Новгород, 2003 г.). Анализ полученных результатов показал, что руководители 48 городских и 17 сельских школ, участвующие в опросе, в целом, удовлетворены подготовкой выпускников и оценивают на высоком уровне общекультурную, специальную и методическую подготовку выпускников.

Результаты мониторинга удовлетворенности студентов качеством подготовки в НГПУ приведены во втором выпуске издания «Мониторинг качества подготовки специалистов в НГПУ», 2006 г. Анализ результатов анкетирования показал, что студенты высоко оценивают свою удовлетворенность качеством подготовки в педагогическом университете в целом, более критично подходят к деятельности преподавателей, хотя дают высокую оценку качеству преподавания дисциплин предметной и методической подготовки. Так же высоко оценивается студентами «желание учиться на факультете». По результатам анкетирования о ценностных ориентациях студентов НГПУ интересно отметить, что первые три места заняли такие общечеловеческие ценности, как здоровье, счастливая семейная жизнь и наличие верных и хороших друзей. Состояние своего здоровья студенты оценивают в целом как хорошее. На вопрос об изменении состояния здоровья за время учебы в университете большинство студентов ответили «не изменилось», условия обучения в университете для сохранения здоровья оценили как благоприятные (отмечают чуть больше половины студентов).

Информированность преподавателей университета об этой сфере деятельности Центра осуществляется через выступление его представителей на Совете университета, на Советах факультетов и межкафедральных семинарах. Виды анкет и методика их обработки опубликованы в пособии «Мониторинг качества подготовки специалистов в НГПУ (за 2004/05 учебный год).» - Н.Новгород, 2006. В этом же пособии приведены результаты анкетирования студентов разных факультетов по анкете «Влияние образовательного процесса на формирование у студентов профессионально важных личностных качеств учителя».

В 2004 году для получения данных о качестве воспитательной работы в вузе были разработаны анкеты для преподавателей и студентов. В анкетировании приняли участие около 50% студентов третьего и пятого курсов всех факультетов и около 30% преподавателей. Совпадение точек зрения опрошенных (96% и 97%) по вопросу о воспитательном воздействии личности преподавателя, его профессиональной компетентности и отношения к своему делу, свидетельствуют о высоком уровне взаимопонимания по одному из центральных вопросов не только воспитания, но и образования в целом. О качестве организации и осуществлении учебно-воспитательного процесса в НГПУ дают представление и высокие показатели, характеризующие его направленность на формирование профессионально важных личностных качеств. Студенты отмечают влияние учебно-воспитательного процесса на становление и развитие таких профессионально важных личностных качеств, как «желание самосовершенствовать себя и свою деятельность» (от 50% до 78%), «общительность, коммуникативность» (60-78%). Стабильно оценивают студенты «интерес к предмету» (60%). Результаты анкетирования, включающего и вопросы участия опрошенных во внеучебных мероприятиях, роль кураторов и уровень студенческого самоуправления, позволили наметить пути совершенствования воспитательного воздействия на студентов, и положены в основу принятой в НГПУ концепции воспитательной работы.

Университетским Центром качества подготовки специалистов проведена большая работа по вовлечению вузовской общественности в изучение проблем качества образования. В 2005-2008 г. проведены проектировочные и обучающие семинары по проблемам «Виды анкет по качеству учебного занятия, методика анкетирования студентов и обработка результатов», «Создание оценочных средств для итоговой государственной аттестации студентов», «Теория и практика создания тестов для аттестации студентов по учебной дисциплине», в которых приняли участие более 200 преподавателей университета. Материалы семинаров опубликованы в одноименных изданиях и доступны для преподавателей, использовались для разработки фондов контрольных заданий, в частности, в виде тестов по циклам дисциплин обще профессиональной и предметной подготовки студентов по аттестуемым специальностям. В 2008 г. в семинаре-тренинге по теме «Формирование системы менеджмента качества в вузе» (16 час.) приняли участие все руководители вуза и структурных подразделений. Сертификат об участии в тренинге получили 25 чел.

Издания центра

Сертификат: Учебно-методический инновационный проект «Апробация и внедрение типовой модели системы качества учреждения профессионального образования» Обеспечение качества образования в Нижегородском государственном педагогическом университете (концептуальная модель)
Научно-методическое пособие «Удовлетворенность преподавателей и студентов качеством образования в НГПУ» Удовлетворенность преподавателей и студентов качеством образования в НГПУ

В 2007 году НГПУ получил сертификат на апробацию и внедрение типовой модели системы качества учреждения профессионального образования. В рамках этого проекта, с учетом специфики высшего педагогического образования и накопленного в университете опыта подготовки специалистов, сформулированы миссия, политика и стратегия НГПУ в области качества образования, определены роль и место НГПУ в развитии сферы образования в Нижнем Новгороде, в регионе, в Приволжском федеральном округе. Работа велась под руководством и при личном участии ректора университета, профессора В.А. Глуздова. Над созданием концептуальной модели работали проректор по учебной работе, профессор В.В.Николина и представители Центра качества подготовки специалистов Т.К.Беляева, Н.Н.Деменева, И.В.Лебедева, Е.Н.Перевощикова.

Концептуальные положения по созданию системы качества образования в НГПУ опубликованы в издании «Обеспечение качества образования в Нижегородском государственном педагогическом университете (концептуальная модель)» - Н.Новгород: НГПУ, 2008., а также в научно-методическом издании «Мониторинг качества подготовки специалистов в НГПУ: Вып.4.» - Н.Новгород: НГПУ, 2008.

В центре качества подготовки специалистов разработаны и проверены на практике анкеты, направленные на выявление качества образовательной деятельности НГПУ с позиций студентов. По результатам анкетирования издано научно-методическое пособие «Удовлетворенность преподавателей и студентов качеством образования в НГПУ». В настоящем издании представлены модифицированные варианты следующих анкет: «Качество учебного занятия в вузе», «Качество обучения в университете глазами студентов», «Влияние образования в вузе на становление профессионально важных личностных качеств у обучаемых (ПВЛК)», «Удовлетворенность преподавателей и сотрудников деятельностью вуза», - описана методика их обработки, выполнен анализ результатов анкетирования, проведенного в 2008/2009 учебном году. Пособие находится в Центре качества подготовки специалистов.

 
Последнее обновление: 4 февраля 2010 г.

Выпускникам

Полезные ссылки

  • Информика
  • Минобрнауки
  • Роснаука
  • Официальный портал ЕГЭ
  • Федеральный институт педагогических измерений
  • Рособразование
  • Рособразование (федеральный портал)
  • ИМЦА

Обращения

Руководителям подразделений


Адрес НГПУ: 603950, г. Н.Новгород, ул. Ульянова, д. 1 наверх ]  [ карта сайта ]  [ меню сайта ]