ПРЕДИСЛОВИЕ

 

В образовательной среде Российской Федерации идет активный процесс гуманизации и гуманитаризации системы высшего профессионального образования. В программу подготовки специалистов высшей образовательной квалификации в качестве обязательных включены целый ряд новых дисциплин гуманитарного цикла. В их число также входит «Педагогика и психология». Эта учебная дисциплина призвана сформировать у выпускников высшей школы представление о природе психики человека, вооружить их знанием основных психических функций и их физиологических механизмов, соотношения природных и социальных факторов в формировании личностной сферы человека, ознакомить с основными концептуальными положениями педагогики, а также морально-психологическими и этическими проблемами профессиональной деятельности. Изучение курса предполагает формирование у студентов представления о сущности сознания, его взаимоотношении с бессознательным, роли сознания и самосознания в поведении, общении и деятельности людей, формировании и последовательного развития личности.

Государственный стандарт также требует, чтобы выпускники высших образовательных учреждений, прошедших подготовку по специальности 230600 Домоведение, были подготовлены к профессиональной работе в сфере сервисной деятельности, включающей совокупность средств, форм и методов организации и оказания услуг, направленных на удовлетворение индивидуальных потребностей членов семьи и индивидуумов социума. К тому же, менеджер, освоивший учебную программу по данной специальности, должен быть готовым для продолжения образования в аспирантуре. А это требует достаточных психологических, педагогических и этических знаний для эффективной профессиональной деятельности. Вот почему наиболее важными задачами изучения курса являются формирование у обучаемых знаний индивидуальных особенностей членов семьи и других индивидуумов социума, навыков создания благожелательных межличностных отношений в семье и организации, умений организовывать образовательный и воспитательный процессы.

Весьма важным для выпускника также является понимание соотношение наследственности и социальной среды, роли и значения национальных и культурно-исторических факторов в образовании и воспитании людей. А это невозможно без знания форм, средств и методов педагогической деятельности, владения элементарными навыками анализа учебно-воспитательных ситуаций, определения и решения педагогических задач.

Представляемый курс лекций призван помочь студентам в изучении курса «Педагогика и психология». Он разработан таким образом, чтобы максимально облегчить усвоение программы этой дисциплины и свести к минимуму необходимость их обращения к другим учебным источникам. С этой целью в представленном лекционном материале использованы наиболее распространенные подходы к изложению содержания учебных проблем, а также собственные научные и учебные разработки автора последних лет.

Последовательность изложения содержания учебных тем отражает логику восприятия нового для студентов круга педагогических проблем. Структура представленного курса включает в себя введение и три относительно самостоятельных, но взаимосвязанных раздела. В теме 1 (введение) психология и педагогика рассматриваются как самостоятельные науки и единая учебная дисциплина. В первом разделе (темы 2-4) излагаются теоретические основы обучения, разработанные отечественными и зарубежными учеными. Второй раздел (темы 5-7) раскрывает концептуальные положения воспитательной теории и практики. Содержание третьего раздела (темы 8-9) формирует нравственно-педагогические и этические основы профессиональной педагогической деятельности выпускника отечественной высшей школы.

 

Длительное время теоретики и практики психологии и педагогики спорят: что же является первичным в структуре психолого-педагогического знания. Даже в названиях учебников нередко можно обнаружить различные подходы – в одном случае «Психология и педагогика», в другом – «Педагогика и психология». Кто же прав?

Оставляя за каждым из спорящих право на отстаивание своей точки зрения все же следует заметить, что эти две науки существуют в интересах друг друга. Смысл существования психологии теряется без педагогики – именно в ней преимущественно используются ее научные результаты. В то же время, теоретические и практические разработки педагогики были бы менее эффективными без учета результатов психологических исследований. Следовательно, психология питает педагогику необходимой информацией о ее объектах и создает условия для повышения результативности педагогических разработок. В свою очередь педагогика во многих случаях указывает направления психологических исследований. Следовательно, это две самостоятельные, но взаимообогащающиеся науки, входящие в структуру общечеловеческого (гуманитарного) знания.

 

Требования к психолого-педагогической подготовке менеджера

Курс «Психология и педагогика» представляет собой целостную систему психолого-педагогических знаний о содержании, методике и особенностях профессиональной деятельности выпускника высшей школы, прошедшего подготовку по специальности 230600 - Домоведение. Его изучение осуществляется на лекционных, семинарских, практических и групповых видах учебных занятий. Существенная роль отводится самостоятельной работе студентов с научной, учебной и методической литературой в часы самостоятельной работы.

Цель курса рассчитана на выпускников образовательных учреждений, в чью профессиональную деятельность психология и педагогика войдет как одна из общеобразовательных дисциплин, которая будет способствовать:

- повышению общей и психолого-педагогической культуры,

- формированию целостного представления о психологических особенностях человека как факторах успешности его деятельности,

- умению самостоятельно мыслить и предвидеть последствия собственных действий,

- самостоятельно учиться и адекватно оценивать свои возможности,

- самостоятельно находить оптимальные пути достижения цели и преодоления жизненных трудностей.

 

Задачи курса

 

- ознакомление с основными направлениями развития психологической и педагогической наук;

- овладение понятийным аппаратом, описывающим познавательную, эмоционально-волевую, мотивационную и регуляторную сферы психического, проблемы личности, мышления, общения и деятельности, образования и саморазвития;

- приобретение опыта анализа профессиональных и учебных проблемных ситуаций, организации профессионального общения и взаимодействия, принятия индивидуальных и совместных решений, рефлексии и развития деятельности;

- приобретение опыта учета индивидуально-психологических и личностных особенностей людей, стилей их познавательной и профессиональной деятельности;

- усвоение теоретических основ проектирования, организации и осуществления современного образовательного процесса, диагностики его хода и результатов;

- усвоение методов воспитательной работы с обучающимися, производственным персоналом;

- формирование навыков подготовки и проведения основных видов учебных занятий с персоналом;

- ознакомление с методами развития профессионального мышления, технического творчества.

Усвоение содержания курса организуется с преобладанием форм и методов контекстного обучения, моделирующих предметно-технологическое и социальное содержание профессиональных, учебных и жизненных ситуаций: проблемных лекций, практических аудиторных занятий и внеаудиторной самостоятельной работы студентов, анализа ситуационных задач, ролевой, деловой или оргдеятельностной игры и др.

Курс разработан для студентов, чья психологическая культура и педагогическая компетентность войдут органичными составными частями в структуру их будущей профессиональной деятельности. Знания по психологии и педагогике помогут формированию целостного представления студента о личностных особенностях человека как факторе успешности овладения и осуществления им учебной и профессиональной деятельностями, будут способствовать развитию умений учиться, культуры умственного труда, самообразования; позволят более эффективно принимать решения с опорой на знание психологической природы человека и общества.

 

Требования к уровню освоения содержания курса

 

Эти требования определены государственным стандартом:

- знать основные категории и понятия психологической и педагогической наук;

- иметь представление о предмете и методе психологии и педагогики, о месте психологии и педагогики в системе наук и их основных отраслях;

- знать основные функции психики, ориентироваться в современных проблемах психологической науки;

- иметь представление о роли сознания и бессознательного в регуляции поведения;

- иметь представление о мотивации и психической регуляции поведения и деятельности;

- знать основы социальной психологии, психологии межличностных отношений, психологии больших и малых групп;

- владеть понятийно-категориальным аппаратом педагогической науки, инструментарием педагогического анализа и проектирования;

- владеть системой знаний о сфере образования, сущности образовательных процессов;

- знать объективные связи обучения, воспитания и развития личности в образовательных процессах и социуме;

- владеть современными образовательными технологиями, способами организации учебно-познательной деятельности, формами и методами контроля качества образования.