МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное агентство по образованию |
|
ГОУ ВПО Нижегородский государственный педагогический университет
|
|
|
УТВЕРЖДАЮ Ректор Нижегородского государственного педагогического университета доктор философских наук, профессор
__________________________ В.А.Глуздов «______» _________________ 2005 года |
|
|
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ «ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА»
Раздел «Педагогика» |
|
|
|
Для специальности 230600 Домоведение |
|
Нижний Новгород 2005 |
I. Организационно-методический раздел
1. Цель курса
Программа разработана для студентов НГПУ, обучающихся по специальности 230600 - Домоведение, в чью послевузовскую профессиональную деятельность педагогика войдет как одна из общеобразовательных дисциплин, которая будет способствовать:
- повышению их общей и педагогической культуры;
- формированию целостного представления о педагогических аспектах сервисной, организационно-управленческой, научно-исследовательской и образовательной деятельности;
- умению самостоятельно мыслить и предвидеть последствия собственных действий,
- самостоятельно учиться и адекватно оценивать свои возможности,
- самостоятельно находить оптимальные пути достижения цели и преодоления жизненных трудностей.
Ознакомление студентов с основными направлениями развития современной отечественной и зарубежной педагогической науки;
- овладение понятийным аппаратом, описывающим проблемы обучения, воспитания и саморазвития личности в условиях организации и семьи;
- приобретение опыта анализа профессиональных проблемных ситуаций, организации профессионального общения и взаимодействия, принятия индивидуальных и совместных решений, рефлексии и развития деятельности;
- приобретение опыта учета индивидуально-психологических и личностных особенностей людей, стилей их познавательной и профессиональной деятельности;
- усвоение методов воспитательной работы с обучающимися, производственным персоналом и членами семьи;
- формирование навыков подготовки и проведения основных видов учебных занятий.
Усвоение содержания данной Программы организуется с преобладанием форм и методов контекстного обучения, моделирующих предметно-технологическое и социальное содержание профессиональных, учебных и жизненных ситуаций: проблемных лекций, групповых аудиторных занятий и внеаудиторной самостоятельной работы студентов, анализа ситуационных задач, ролевой, деловой или оргдеятельностной игры и др.
Программа курса разработана для студентов, чья педагогическая компетентность войдут органичными составными частями в структуру их будущей профессиональной деятельности. Знания по педагогике помогут формированию целостного представления студента о личностных особенностях человека как факторе успешности овладения и осуществления им учебной и профессиональной деятельностями, будут способствовать развитию умений учиться, культуры умственного труда, самообразования; позволят более эффективно принимать решения с опорой на знание педагогических законов и закономерностей.
В результате изучения дисциплины студент должен:
- знать основные категории и понятия педагогической науки;
- иметь представление о предмете, объекте и методах педагогики, ее месте в системе наук и основных отраслях;
- владеть понятийно-категориальным аппаратом педагогической науки, инструментарием педагогического анализа и проектирования;
- владеть системой знаний о сфере образования, сущности, образовательных процессов;
- знать объективные связи обучения, воспитания и развития личности в образовательных процессах и социуме;
- владеть современными образовательными технологиями, способами организации учебно-познавательной деятельности, формами и методами контроля качества образования.
II. Объем дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы |
Всего часов |
|
Общая трудоемкость дисциплины |
|
|
Аудиторные занятия |
34 |
|
Лекции |
16 |
|
Групповые занятия (ГЗ): |
Семинары |
|
Практические занятия |
|
|
Коллоквиумы |
|
III. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ЧАСОВ ПО ТЕМАМ И ВИДАМ ЗАНЯТИЙ
№ темы |
Наименование тем и разделов |
Всего часов |
Аудиторные занятия |
Самост. работа |
|
Л |
ГЗ |
||||
Введение |
|||||
1 |
Психология и педагогика как науки и учебная дисциплина |
4 |
2 |
2 |
|
Всего по разделу |
4 |
2 |
2 |
|
|
Раздел 1. Организационно-теоретические основы образования |
|||||
2 |
Социокультурный феномен образования |
4 |
2 |
2 |
|
3 |
Обучение как педагогический процесс |
4 |
2 |
2 |
|
4 |
Организационный и педагогический инструментарий учебного процесса |
4 |
2 |
2 |
|
Всего по разделу |
12 |
6 |
6 |
|
|
Раздел 2. Концептуальные положения теории воспитания |
|||||
5 |
Воспитание в образовательном процессе |
4 |
2 |
2 |
|
6 |
Технология воспитания |
4 |
2 |
2 |
|
7 |
Семья как субъект педагогического взаимодействия |
4 |
2 |
2 |
|
Всего по разделу |
12 |
6 |
6 |
|
|
Раздел 3. Основы профессиональной педагогики |
|||||
8 |
Нравственно-педагогический и этический образ менеджера сервисной сферы общества |
4 |
2 |
2 |
|
9 |
Место педагогики в профессиональной деятельности специалиста сервисной сферы общества |
2 |
|
2 |
|
Всего по разделу |
6 |
2 |
4 |
|
|
Итого по курсу |
34 |
16 |
18 |
|
Форма итогового контроля – зачет.
IV. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Тема 1. Психология и педагогика как науки
и учебная дисциплина
Психология и педагогика в системе общечеловеческого знания. Исторические и теоретические предпосылки формирования психологии и педагогики. Сущность, объект, предмет, задачи, функции и методы, направления, школы и отрасли. Взаимосвязь психологии и педагогики. Место в системе гуманистических наук. Научные позиции отечественной психологии и педагогики.
Структура, содержание и методика изучения курса. Цель и задачи. Требования к уровню освоения содержания курса. Структура курса. Методические особенности изучения. Учебно-исследовательская работа студентов. Промежуточный и итоговый контроль. Общая характеристика основной и дополнительной литературы.
Тема 2. Социокультурный феномен образования
Организационно-дидактические основы образования. Образование как общечеловеческая ценность. Главные идеи образования. Образовательные стандарты и программы. Особенности образования взрослых. Единство образования и самообразования. Цели, содержание и структура непрерывного образования.
Характеристика российской образовательной системы. Цели образования. Содержание и система. Аттестация, лицензирование и аккредитация образовательных учреждений. Управление государственной образовательной системой.
Тема 3. Обучение как педагогический процесс.
Общая характеристика процесса обучения. Понятие и гуманистический характер. Цели обучения. Образовательная, воспитательная и развивающая функции. Мотивация в учебном процессе. Факторы обучения.
Методологические основы обучения. Понятие закономерностей и принципов. Классификация и содержание. Соотношение принципов и правил обучения. Реализация дидактических принципов в правилах обучения. Основные теории и концепции обучения.
Тема 4. Организационный и педагогический инструментарий
учебного процесса
Виды и общие формы организации учебной деятельности. Объяснительно-иллюстративный и проблемный виды обучения. Понятие и классификация форм обучения. Общая характеристика основных форм обучения: урок, лекция, семинар, практикум, факультативные занятия.
Методы, приемы и средства управления учебно-познавательным процессом. Понятие и классификация методов обучения. Общее содержание традиционных методов обучения: лекция, рассказ, объяснение, беседа, семинар, показ, упражнение, самостоятельная работа. Активные методы обучения: конкретных ситуаций, инцидента, мозговой атаки, челночный, синектический, деловой игры, погружения. Приемы и средства обучения. Диагностика обучения. Оценка знаний, навыков и умений.
Тема 5. Воспитание в образовательном процессе
Сущность и содержание воспитания. Воспитание как конкретно-историческое педагогическое явление. Сущность и содержание воспитания. Особенности личностно-ориентированного воспитания. Место и педагогические функции воспитателя. Принципы воспитания.
Организационно-педагогические основы воспитания. Воспитательная система как социально-педагогическое явление. Воспитательное взаимодействие. Возрастной подход в воспитании. Самоопределение, самосознание и самооценка личности как результат воспитания. Самовоспитание как направление совершенствования личности.
Тема 6. Технологии воспитания
Теоретические основы воспитательной технологии. Понятие «технология» в педагогике. Воспитательная технология. Воспитательный процесс и воспитательная технология. Целеполагание в воспитательной технологии. Моделирование воспитательной технологии.
Педагогический инструментарий воспитательных технологий. Понятие и система педагогического инструментария. Методы формирования и коррекции сознания. Методы организации деятельности и формирования опыта поведения. Методы стимулирования поведения и деятельности. Методы воспитания в зарубежной педагогике. Выбор методов воспитания и техника их применения. Диагностика воспитанности.
Тема 7. Семья как субъект педагогического взаимодействия
Понятие и особенности семейного воспитания. Эволюция семьи и семейного воспитания. Понятие и общее содержание семейного воспитания. Внутрисемейные отношения в семейном воспитании. Проявление отношений родителей и детей в семейном воспитании. Конфликты в семейном воспитании. Стиль семейного воспитания.
Технология семейного воспитания. Принципы и правила семейного воспитания. Методы и средства семейного воспитания. Модели семейных отношений. Виды рациональных воспитательных отношений в семье. Самовоспитание детей в семье. Координация педагогической деятельности семьи, школы и общественных организаций.
Тема 8. Нравственно-педагогический и этический образ
менеджера сервисной сферы общества
Нравственные начала педагогической деятельности менеджера. Педагогические аспекты профессиональной деятельности менеджера сервисной сферы. Нравственно-педагогические требования к личности менеджера. Мастерство и оптимальность педагогического общения в сервисной сфере современного общества.
Этические проблемы обучения и воспитания. Современная педагогика в поисках новой модели. Ступени осуществления культурно-исторического призвания человека. Этические принципы педагогической деятельности менеджера высшей образовательной квалификации: человек в центре, полифонизм позиций, сотрудничество, другодоминантность, иерархизм. Этические требования к педагогической деятельности менеджера.
V. ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ КОНТРОЛЬНЫХ ВОПРОСОВ И ЗАДАНИЙ
ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ
№ темы |
Содержание контрольных вопросов и заданий |
|
1. |
· |
Каковы источники формирования и развития отечественной психологии и педагогики? |
· |
В чем заключается сущность понятий «Педагогический процесс», «Педагогическая деятельность», «Педагогическое взаимодействие», «Педагогическая технология», «Педагогическая задача»? |
|
· |
Оцените перспективность реализации идеи педагогического взаимодействия в отечественной педагогике. |
|
· |
Выявите и обоснуйте принципиальные положения, объясняющие взаимосвязь психологии и педагогики. |
|
· |
Каково значение знания психологии и педагогики для эффективной профессиональной деятельности менеджера сервисной сферы общества? |
|
2. |
· |
В чем заключается общечеловеческая ценность образования? |
· |
Проанализируйте соответствие содержания и структуры отечественной образовательной системы главным идеям образования. |
|
· |
Оцените соотношение эффективности отечественной и зарубежных образовательных систем. |
|
· |
Раскройте структуру образования в нашей стране, его направления и конкурентоспособность. |
|
· |
Каковы основные функции Государственного образовательного стандарта? |
|
3. |
· |
Что общего и в чем сущностное различие понятий «обучение», «преподавание» и «учение»? |
· |
В чем заключается двойственный характер и каково содержание основных целей обучения? |
|
· |
Определите сферу взаимодействия или противодействия основных функций и факторов обучения в условиях современной отечественной школы различных образовательных уровней. |
|
· |
Выявите механизм влияния закономерностей обучения на формирование сущности, содержания и требований к учебному процессу принципов обучения. |
|
· |
Оцените целесообразность и особенности применения основных теорий обучения в ходе образовательной профессиональной подготовки по вашей специальности. |
|
4. |
· |
Изложите основания для принципиального отличия объяснительно-иллюстративного и проблемного видов обучения. |
· |
Чем объясняется необходимость выделения в отечественной школе различных уровней классно-урочной и лекционно-семинарской системы обучения? |
|
· |
По какому основному признаку выполняется классификация методов обучения в отечественной дидактике? |
|
· |
Определите взаимозависимость реализации приемов и средств обучения. |
|
· |
Каковы условия реализации функций диагностики обучения в ходе оценки знаний, навыков и умений.
|
|
5. |
· |
В чем заключается личностная сущность ученика, студента и педагога как субъектов и объектов воспитания? |
· |
Обоснуйте целесообразность формированная андрогогики, как специфической отрасли отечественной педагогики. |
|
· |
Оцените перспективы реализации теоретических разработок проблемы личностно-ориентированного воспитания в семейном, школьном и профессиональном воспитании. |
|
· |
Выявите соответствие принципов природосообразности, культуросообразности, ориентации на развитие личности и дополнительности воспитания другим систематизациям принципов воспитания, представленных в современной отечественной педагогике. |
|
· |
Почему самоопределение, самосознание и самооценка личности рассматривается как результат воспитания? |
|
6. |
· |
Каково соотношение понятий «технология», «педагогическая технология» и «технология воспитания»? |
· |
Определите место и роль целеполагания в модели воспитательной технологии. |
|
· |
Оцените практическую целесообразность объединения методов воспитания в три группы: формирования и коррекции сознания, организации деятельности и формирования опыта поведения, стимулирования поведения и деятельности. |
|
· |
Какова значимость диагностики воспитанности для совершенствования модели воспитательной технологии? |
|
· |
Раскройте основные направления реализации комплексного подхода в воспитательной технологии. |
|
7. |
· |
На основе сравнительного анализа общего и семейного воспитания определите специфические особенности последнего. |
· |
Как влияют сложившиеся отношения родителей и детей на формирование и разрешение конфликтов в семейном воспитании? |
|
· |
Какие из типичных реакций ребенка могут проявляться в авторитарном, демократичном и либеральном стиле семейного воспитания? |
|
· |
Выявите и обоснуйте взаимосвязь методов и средств семейного воспитания с его принципами и правилами. |
|
· |
Оцените возможность реализации изученных видов рациональных воспитательных отношений в моделях семейных отношений. |
|
8. |
· |
На основе сравнительного анализа общего и семейного воспитания определите специфические особенности последнего. |
· |
Как влияют сложившиеся отношения родителей и детей на формирование и разрешение конфликтов в семейном воспитании? |
|
· |
Какие из типичных реакций ребенка могут проявляться в авторитарном, демократичном и либеральном стиле семейного воспитания? |
|
· |
Выявите и обоснуйте взаимосвязь методов и средств семейного воспитания с его принципами и правилами. |
|
· |
Оцените возможность реализации изученных видов рациональных воспитательных отношений в моделях семейных отношений. |
VI. ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА РЕФЕРАТОВ
1. |
Педагогика как наука и ее связь с другими науками о человеке. |
2. |
Сущность и уровни проблемного обучения в вузе. |
3. |
Ценности и цели современного образования. |
4. |
Основные направления реформирования российского образования на современном этапе. |
5. |
Педагогическая инноватика в системе общего и профессионального образования. |
6. |
Принцип природосообразности образования. |
7. |
Направления гуманизации образовательной среды высшей школы. |
8. |
Проблема личностной ориентации образовательного процесса современной российской высшей школы. |
9. |
Личностная ориентация организационно-педагогической сферы профессиональной деятельности менеджера. |
10. |
Личностное формирование и развития ребенка в семье. |
11. |
Пути индивидуализации обучения в условиях средней (высшей) отечественной школы. |
12. |
Моделирование предметного и социального контекстов усваиваемой профессиональной деятельности в основных формах учебы студентов высших образовательных учреждений. |
13. |
Обучение и воспитание как условие и источники личностного развития человека. |
14. |
Диагностика успешности обучения и интеллектуального развития. |
15. |
Пути целенаправленного педагогического воздействия на социальные установки человека. |
16. |
Педагогические факторы внутрисемейного воспитания. |
17. |
Нравственные, педагогические и этические аспекты профессиональной деятельности менеджера сферы услуг общества. |
VII. Примерный перечень вопросов, ВЫНОСИМЫХ НА ЗАЧЕТ
1. |
Эволюция психологического знания. Общая характеристика современной зарубежной и отечественной психологии. |
2. |
Педагогика в системе общечеловеческого знания. Общая характеристика современных педагогических теорий и подходов. |
3. |
Психология и педагогика в системе гуманистических наук и профессиональной деятельности социального педагога. Научные позиции современной отечественной психологии и педагогики. |
4. |
Образование как общечеловеческая ценность. Современные образовательные стандарты и программы. |
5. |
Единство образования и самообразования. Особенности образования взрослых в системе непрерывного образования. |
6. |
Общая характеристика образовательной системы Российской Федерации. Цели, содержание и виды образования. |
7. |
Аттестация, лицензирование и аккредитация образовательных учреждений в сфере управления государственной образовательной системой. |
8. |
Общая характеристика современного процесса обучения: понятие, характер, цели и функции. |
9. |
Понятие, классификация и содержание закономерностей и принципов обучения. Реализация дидактических принципов в правилах обучения. |
10. |
Общая характеристика основных теорий и концепций обучения, реализуемых в отечественной образовательной системе. |
11. |
Общая характеристика объяснительно-иллюстративного и проблемного видов обучения. |
12. |
Понятие, классификация и общая характеристика основных форм обучения, реализуемых в отечественной школе различных образовательных уровней. |
13. |
Понятие, классификация и общее содержание традиционных методов обучения. Условия реализации методов обучения в учебном процессе. |
14. |
Реализация дидактических приемов и средств в активных методах обучения. Сравнительный анализ активных и традиционных методов обучения. |
15. |
Диагностика обучения. Условия реализации функций диагностики обучения в ходе оценки знаний, навыков и умений. |
16. |
Воспитание как конкретно-историческое педагогическое явление. Сущность, содержание и принципы воспитания. |
17. |
Место и педагогические функции воспитателя в личностно-ориентированном (гуманистическом) воспитании. |
18. |
Воспитательная система как социально-педагогическое явление. Понятие и особенности воспитательного взаимодействия в условиях воспитательной системы. |
19. |
Педагогические аспекты совершенствования личности посредством самовоспитания. Основные показатели результата воспитания. |
20. |
Современные воспитательные технологии. Место и специфика проявления воспитательного процесса в воспитательной технологии. |
21. |
Моделирование воспитательной технологии. Влияние результатов целеполагания на направленность воспитательной модели. |
22. |
Общая характеристика методов воспитания. Выбор методов воспитания и техника их применения. |
23. |
Понятие и система педагогического инструментария воспитательной технологии. Содержание и методы диагностики воспитанности. |
24. |
Понятие и общее содержание семейного воспитания. Влияние внутрисемейных отношений на формирование стиля семейного воспитания. |
25. |
Технология семейного воспитания: принципы и правила, методы и средства, виды рациональных воспитательных отношений. Самовоспитание детей в семье. |
VIII. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КУРСА
1. Основная литература
1. |
Гребенюк О.С. Общие основы педагогики: Учеб.для студентов вузов, обуч-ся по спец.031000 "Педагогика и психология": Допущено М-вом образования РФ/ О.С. Гребенюк, М.И. Рожков. -М.: Владос, 2003. -160 с. |
2. |
Григорович Л.А. Педагогика и психология: Учеб. пособие для студентов вузов: Рек.М-вом образования РФ/ Л.А. Григорович, Т.Д. Марцинковская. -М.: Гардарики, 2003. -475 с. |
3. |
Харламов И.Ф. Педагогика: Учеб.для студентов вузов, обуч-ся по пед.спец./ И.Ф. Харламов. -4-е изд., перераб.и доп. -М.: Гардарики, 2002. -517 с. |
2. Дополнительная литература
1. |
Андреев В.И. Педагогика: Учеб.курс для творч. саморазвития: Учеб.пособие для студентов вузов по спец."Педагогика"/ Андреев Валентин Иванович. -2- е изд. -Казань: Центр инновационных технологий, 2000. -607 с. |
2. |
Бордовская Н.В. Педагогика: Учеб.для вузов/ Н. В. Бордовская, А.А. Реан. -СПб.: Питер, 2001. -299 с. |
3. |
Вульфов Б.З. Словарь педагогических ситуаций: Учимся воспитанию/ Б.З. Вульфов. -М.: Пед.о-во России, 2001. -191 с. |
4. |
Калюжный А.С. Педагогика: Курс лекций для студентов, обуч-ся по спец. 230600 – Домоведение. [Электронный ресурс]. –Н.Новгород: НГПУ, 2005. –Режим доступа: https://nnspu.ru/materials/tef/kaluzhny/pedagogics.html |
5. |
Коротов В.М. Введение в педагогику/Ун-т РАО.-Учеб.изд.-М.:УРАО, 1999.-256 с.
|
6. |
Лихачев Б.Т. Педагогика:Учеб.пособие для студентов вузов и слушателелй ин-тов и фак.повышения квалификации и переподготовки науч.-пед.кадров: Рек.Комитетом по высш.шк.М-ва науки России/ Б.Т. Лихачев. -4-е изд., перераб.и доп. -М.:Юрайт, 2003. -607 с. |
7. |
Педагогика и психология высшей школы: Учеб.пособие для студентов и аспирантов вузов: Рек.М-вом образования РФ/ С.И. Самыгин, М.В. Буланова-Топоркова, А.В. Духавнева и др. -2-е изд., доп.и перераб. -Ростов н/Д: Феникс, 2002. -543 с. |
8. |
Педагогика: Учеб.пособие для студентов пед. учеб.заведений/ В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, Е.Н. Шиянов. -4-е изд. -М.: Школьная Пресса, 2002. -512 с. |
9. |
Педагогика: Учеб.пособие для студентов пед. учеб.заведений: Допущено М-вом образования РФ/ Под ред.П.И.Пидкасистого. -М.: Пед.о-во России, 2004. -604 с. |
10. |
Пуйман С.А. Педагогика. Основные положения курса:Пособие для студентов пед.спец.вузов:Рек.Науч. -метод.центром учеб.книги и средств М-ва образвания Республики Беларусь/ С.А. Пуйман. -3-е изд., стереотип. -Минск:ТетраСистемс, 2002. -255 с. |
11. |
Подласый И.П. Педагогика: 100 вопросов-100 ответов: Учеб.пособие для студентов вузов/ И.П. Подласый. -М.: Владос-Пресс, 2001. -365 с. |
12. |
Подласый И.П. Педагогика: Новый курс: Учеб.для студентов вузов, обуч-ся по пед.спец.: В 2 кн.Кн.1: Общие основы.Процесс обучения/ И.П. Подласый. -М. : Владос, 2001. |
13. |
Подласый И.П. Педагогика:Новый курс:Учеб.для студентов вузов, обуч-ся по пед.спец.:В 2 кн.Кн.2: Процесс воспитания.-М.:Владос, 2000.-256 с. |
14. |
Сидоров А.А. Педагогика: Учеб.для студентов, аспирантов, преподавателей и тренеров по дисциплине "Физ.культура"/ А.А. Сидоров, М.В. Прохорова, Б.Д. Синюхин. -М.: Терра-Спорт, 2000. -272 с. |
15. |
Сластенин В.А. Общая педагогика: Учеб.пособие для студентов вузов, обуч-ся по пед.спец.: Допущено М-вом образования РФ: В 2 ч.Ч.1/ В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов; Под ред.В.А.Сластенина. -М.: Владос, 2002. -287 с. |
16. |
Сластенин В.А. Общая педагогика: Учеб.пособие для студентов вузов, обуч-ся по пед.спец.: Допущено М-вом образования РФ: В 2 ч.Ч.2/ В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов; Под ред.В.А.Сластенина. -М.: Владос, 2002. -253 с. |
17. |
Степанов Е.Н. Педагогу о современных подходах и концепциях воспитания/ Е.Н. Степанов, Л.М. Лузина. -М.: Сфера, 2002. -159 с. |
18. |
Столяренко Л.Д. Педагогика: Учеб.пособие для студентов образоват.учреждений сред.проф.робразования: Рек.М-вом образования РФ/ Л.Д. Столяренко. -Ростов н/Д: Феникс, 2003. -445 с. |
19. |
Харламов И.Ф. Педагогика: Учеб.для студентов пед.спец.вузов. -6-е изд.-Минск:Университетское, 2000.-560 с. |
Автор программы
профессор кафедры общей педагогики доктор педагогических наук |
|
А.С.Калюжный |