МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное агентство по образованию

ГОУ ВПО

Нижегородский государственный педагогический университет

 

 

УТВЕРЖДАЮ

Ректор Нижегородского государственного

педагогического университета

доктор философских наук, профессор

 

__________________________ В.А.Глуздов

«______» _________________ 2005 года

 

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА»

 

Раздел «Педагогика»

 

 

 

 

Для специальности 230600 Домоведение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Нижний Новгород

2005

 

 

I. Организационно-методический раздел

 

1. Цель курса

 

Программа разработана для студентов НГПУ, обучающихся по специальности 230600 - Домоведение, в чью послевузовскую профессиональную деятельность педагогика войдет как одна из общеобразовательных дисциплин, которая будет способствовать:

- повышению их общей и педагогической культуры;

- формированию целостного представления о педагогических аспектах сервисной, организационно-управленческой, научно-исследовательской и образовательной деятельности;

- умению самостоятельно мыслить и предвидеть последствия собственных действий,

- самостоятельно учиться и адекватно оценивать свои возможности,

- самостоятельно находить оптимальные пути достижения цели и преодоления жизненных трудностей.

 

2. Задачи курса

 

Ознакомление студентов с основными направлениями развития современной отечественной и зарубежной педагогической науки;

- овладение понятийным аппаратом, описывающим проблемы обучения, воспитания и саморазвития личности в условиях организации и семьи;

- приобретение опыта анализа профессиональных проблемных ситуаций, организации профессионального общения и взаимодействия, принятия индивидуальных и совместных решений, рефлексии и развития деятельности;

- приобретение опыта учета индивидуально-психологических и личностных особенностей людей, стилей их познавательной и профессиональной деятельности;

- усвоение методов воспитательной работы с обучающимися, производственным персоналом и членами семьи;

- формирование навыков подготовки и проведения основных видов учебных занятий.

Усвоение содержания данной Программы организуется с преобладанием форм и методов контекстного обучения, моделирующих предметно-технологическое и социальное содержание профессиональных, учебных и жизненных ситуаций: проблемных лекций, групповых аудиторных занятий и внеаудиторной самостоятельной работы студентов, анализа ситуационных задач, ролевой, деловой или оргдеятельностной игры и др.

 

3. Место курса в системе социо-гуманитарного образования

 

Программа курса разработана для студентов, чья педагогическая компетентность войдут органичными составными частями в структуру их будущей профессиональной деятельности. Знания по педагогике помогут формированию целостного представления студента о личностных особенностях человека как факторе успешности овладения и осуществления им учебной и профессиональной деятельностями, будут способствовать развитию умений учиться, культуры умственного труда, самообразования; позволят более эффективно принимать решения с опорой на знание педагогических законов и закономерностей.

 

 

 

 

4. Требования к уровню освоения содержания курса

 

В результате изучения дисциплины студент должен:

- знать основные категории и понятия педагогической науки;

- иметь представление о предмете, объекте и методах педагогики, ее месте в системе наук и основных отраслях;

- владеть понятийно-категориальным аппаратом педагогической науки, инструментарием педагогического анализа и проектирования;

- владеть системой знаний о сфере образования, сущности, образовательных процессов;

- знать объективные связи обучения, воспитания и развития личности в образовательных процессах и социуме;

- владеть современными образовательными технологиями, способами организации учебно-познавательной деятельности, формами и методами контроля качества образования.

 

II. Объем дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Всего часов

Общая трудоемкость дисциплины

 

Аудиторные занятия

34

Лекции

16

Групповые занятия (ГЗ):

Семинары

 

Практические занятия

 

Коллоквиумы

 

 

 

III. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ЧАСОВ ПО ТЕМАМ И ВИДАМ ЗАНЯТИЙ

 

№ темы

Наименование тем и разделов

Всего часов

Аудиторные занятия

Самост. работа

Л

ГЗ

Введение

      1               

Психология и педагогика как науки и учебная дисциплина

4

2

2

 

Всего по разделу

4

2

2

 

Раздел 1. Организационно-теоретические основы образования

      2               

Социокультурный феномен образования

4

2

2

 

      3               

Обучение как педагогический процесс

4

2

2

 

      4               

Организационный и педагогический инструментарий учебного процесса

4

2

2

 

Всего по разделу

12

6

6

 

Раздел 2. Концептуальные положения теории воспитания

      5               

Воспитание в образовательном процессе

4

2

2

 

      6               

Технология воспитания

4

2

2

 

      7               

Семья как субъект педагогического взаимодействия

4

2

2

 

Всего по разделу

12

6

6

 

Раздел 3. Основы профессиональной педагогики

      8               

Нравственно-педагогический и этический образ менеджера сервисной сферы общества

4

2

2

 

      9               

Место педагогики в профессиональной деятельности специалиста сервисной сферы общества

2

 

2

 

Всего по разделу

6

2

4

 

Итого по курсу

34

16

18

 

 

Форма итогового контроля – зачет.

 

IV. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

 

Тема 1. Психология и педагогика как науки

и учебная дисциплина

 

Психология и педагогика в системе общечеловеческого знания. Исторические и теоретические предпосылки формирования психологии и педагогики. Сущность, объект, предмет, задачи, функции и методы, направления, школы и отрасли. Взаимосвязь психологии и педагогики. Место в системе гуманистических наук. Научные позиции отечественной психологии и педагогики.

Структура, содержание и методика изучения курса. Цель и задачи. Требования к уровню освоения содержания курса. Структура курса. Методические особенности изучения. Учебно-исследовательская работа студентов. Промежуточный и итоговый контроль. Общая характеристика основной и дополнительной литературы.

 

Тема 2. Социокультурный феномен образования

 

Организационно-дидактические основы образования. Образование как общечеловеческая ценность. Главные идеи образования. Образовательные стандарты и программы. Особенности образования взрослых. Единство образования и самообразования. Цели, содержание  и структура непрерывного образования.

Характеристика российской образовательной системы. Цели образования. Содержание и система. Аттестация, лицензирование и аккредитация образовательных учреждений. Управление государственной образовательной системой.

 

Тема 3. Обучение как педагогический процесс.

 

Общая характеристика процесса обучения. Понятие и гуманистический характер. Цели обучения. Образовательная, воспитательная и развивающая функции. Мотивация в учебном процессе. Факторы обучения.

Методологические основы обучения. Понятие закономерностей и принципов. Классификация и содержание. Соотношение принципов и правил обучения. Реализация дидактических принципов в правилах обучения. Основные теории и концепции обучения.

 

Тема 4. Организационный и педагогический инструментарий

учебного процесса

 

Виды и общие формы организации учебной деятельности. Объяснительно-иллюстративный и проблемный виды обучения. Понятие и классификация форм обучения. Общая характеристика основных форм обучения: урок, лекция, семинар, практикум, факультативные занятия.

Методы, приемы и средства управления учебно-познавательным процессом. Понятие и классификация методов обучения. Общее содержание традиционных методов обучения: лекция, рассказ, объяснение, беседа, семинар, показ, упражнение, самостоятельная работа. Активные методы обучения: конкретных ситуаций, инцидента, мозговой атаки, челночный, синектический, деловой игры, погружения. Приемы и средства обучения. Диагностика обучения. Оценка знаний, навыков и умений.

 

Тема 5. Воспитание в образовательном процессе

 

Сущность и содержание воспитания. Воспитание как конкретно-историческое педагогическое явление. Сущность и содержание  воспитания. Особенности личностно-ориентированного воспитания. Место и педагогические функции воспитателя. Принципы воспитания.

Организационно-педагогические основы воспитания. Воспитательная система как социально-педагогическое явление. Воспитательное взаимодействие. Возрастной подход в воспитании. Самоопределение, самосознание и самооценка  личности как результат воспитания. Самовоспитание как направление совершенствования личности.

 

Тема 6. Технологии воспитания

 

Теоретические основы воспитательной технологии. Понятие «технология» в педагогике. Воспитательная технология. Воспитательный процесс и воспитательная технология. Целеполагание в воспитательной технологии. Моделирование воспитательной технологии.

Педагогический инструментарий воспитательных технологий. Понятие и система педагогического инструментария. Методы формирования и коррекции сознания. Методы организации деятельности и формирования опыта поведения. Методы стимулирования поведения и деятельности. Методы воспитания в зарубежной педагогике. Выбор методов воспитания и техника их применения. Диагностика воспитанности.

 

Тема 7. Семья как субъект педагогического взаимодействия

 

Понятие и особенности семейного воспитания. Эволюция семьи и  семейного воспитания. Понятие и общее  содержание семейного воспитания. Внутрисемейные отношения в семейном воспитании. Проявление отношений родителей и детей в семейном воспитании. Конфликты в семейном воспитании. Стиль семейного воспитания.

Технология семейного воспитания. Принципы и правила семейного воспитания. Методы и средства семейного воспитания. Модели семейных отношений. Виды рациональных воспитательных отношений в семье. Самовоспитание детей в семье. Координация педагогической деятельности семьи, школы и общественных организаций.

 

Тема 8. Нравственно-педагогический и этический образ

менеджера сервисной сферы общества

 

Нравственные начала педагогической деятельности менеджера. Педагогические аспекты профессиональной деятельности менеджера сервисной сферы. Нравственно-педагогические требования к личности менеджера. Мастерство и оптимальность педагогического общения в сервисной сфере современного общества.

Этические проблемы обучения и воспитания. Современная педагогика в поисках новой модели. Ступени осуществления культурно-исторического призвания человека. Этические принципы педагогической деятельности менеджера высшей образовательной квалификации: человек в центре, полифонизм позиций, сотрудничество, другодоминантность, иерархизм. Этические требования к педагогической деятельности менеджера.

 

 

V. ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ КОНТРОЛЬНЫХ ВОПРОСОВ И ЗАДАНИЙ

ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

 

№ темы

Содержание контрольных вопросов и заданий

       1.            

·                     

Каковы источники формирования и развития отечественной психологии и педагогики?

·                     

В чем заключается сущность понятий «Педагогический процесс», «Педагогическая деятельность», «Педагогическое взаимодействие», «Педагогическая технология», «Педагогическая задача»?

·                     

Оцените перспективность реализации идеи педагогического взаимодействия в отечественной педагогике.

·                     

Выявите и обоснуйте принципиальные положения, объясняющие взаимосвязь психологии и педагогики.

·                     

Каково значение знания психологии и педагогики для эффективной профессиональной деятельности менеджера сервисной сферы общества?

       2.            

·                     

В чем заключается общечеловеческая ценность образования?

·                     

Проанализируйте соответствие содержания и структуры отечественной образовательной системы главным идеям образования.

·                     

Оцените соотношение эффективности отечественной и зарубежных образовательных систем.

·                     

Раскройте структуру образования в нашей стране, его направления и конкурентоспособность.

·                     

Каковы основные функции Государственного образовательного стандарта?

       3.            

·                     

Что общего и в чем сущностное различие понятий «обучение», «преподавание» и «учение»?

·                     

В чем заключается двойственный характер и каково содержание основных целей обучения?

·                     

Определите сферу взаимодействия или противодействия основных функций и факторов обучения в условиях современной отечественной школы различных образовательных уровней.

·                     

Выявите механизм влияния закономерностей обучения на формирование сущности, содержания и требований к учебному процессу принципов обучения.

·                     

Оцените целесообразность и особенности применения основных теорий обучения в ходе образовательной профессиональной подготовки по вашей специальности.

       4.            

·                     

Изложите основания для принципиального отличия объяснительно-иллюстративного и проблемного видов обучения.

·                     

Чем объясняется необходимость выделения в отечественной школе различных уровней классно-урочной и лекционно-семинарской системы обучения?

·                     

По какому основному признаку выполняется классификация методов обучения в отечественной дидактике?

·                     

Определите взаимозависимость реализации приемов и средств обучения.

·                     

Каковы условия реализации функций диагностики обучения в ходе оценки знаний, навыков и умений.

 

       5.            

·                     

В чем заключается личностная сущность ученика, студента и педагога как субъектов и объектов воспитания?

·                     

Обоснуйте целесообразность формированная андрогогики, как специфической отрасли отечественной педагогики.

·                     

Оцените перспективы реализации теоретических разработок проблемы личностно-ориентированного воспитания в семейном, школьном и профессиональном воспитании.

·                     

Выявите соответствие принципов природосообразности, культуросообразности, ориентации на развитие личности и дополнительности воспитания другим систематизациям принципов воспитания, представленных в современной отечественной педагогике.

·                     

Почему самоопределение, самосознание и самооценка личности рассматривается как результат воспитания?

       6.            

·                     

Каково соотношение понятий «технология», «педагогическая технология» и «технология воспитания»?

·                     

Определите место и роль целеполагания в модели воспитательной технологии.

·                     

Оцените практическую целесообразность объединения методов воспитания в три группы: формирования и коррекции сознания, организации деятельности и формирования опыта поведения, стимулирования поведения и деятельности.

·                     

Какова значимость диагностики воспитанности для совершенствования модели воспитательной технологии?

·                     

Раскройте основные направления реализации комплексного подхода в воспитательной технологии.

       7.            

·                     

На основе сравнительного анализа общего и семейного воспитания определите специфические особенности последнего.

·                     

Как влияют сложившиеся отношения родителей и детей на формирование и разрешение конфликтов в семейном воспитании?

·                     

Какие из типичных реакций ребенка могут проявляться в авторитарном, демократичном и либеральном стиле семейного воспитания?

·                     

Выявите и обоснуйте взаимосвязь методов и средств семейного воспитания с его принципами и правилами.

·                     

Оцените возможность реализации изученных видов рациональных воспитательных отношений в моделях семейных отношений.

       8.            

·                     

На основе сравнительного анализа общего и семейного воспитания определите специфические особенности последнего.

·                     

Как влияют сложившиеся отношения родителей и детей на формирование и разрешение конфликтов в семейном воспитании?

·                     

Какие из типичных реакций ребенка могут проявляться в авторитарном, демократичном и либеральном стиле семейного воспитания?

·                     

Выявите и обоснуйте взаимосвязь методов и средств семейного воспитания с его принципами и правилами.

·                     

Оцените возможность реализации изученных видов рациональных воспитательных отношений в моделях семейных отношений.

 

 

VI. ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА РЕФЕРАТОВ

 

    1.               

Педагогика как наука и ее связь с другими науками о человеке.

    2.               

Сущность и уровни проблемного обучения в вузе.

    3.               

Ценности и цели современного образования.

    4.               

Основные направления реформирования российского образования на современном этапе.

    5.               

Педагогическая инноватика в системе общего и профессионального образования.

    6.               

Принцип природосообразности образования.

    7.               

Направления гуманизации образовательной среды высшей школы.

    8.               

Проблема личностной ориентации образовательного процесса современной российской высшей школы.

    9.               

Личностная ориентация организационно-педагогической сферы профессиональной деятельности менеджера.

10.               

Личностное формирование и развития ребенка в семье.

11.               

Пути индивидуализации обучения в условиях средней (высшей) отечественной школы.

12.               

Моделирование предметного и социального контекстов усваиваемой профессиональной деятельности в основных формах учебы студентов высших образовательных учреждений.

13.               

Обучение и воспитание как условие и источники личностного развития человека.

14.               

Диагностика успешности обучения и интеллектуального развития.

15.               

Пути целенаправленного педагогического воздействия на социальные установки человека.

16.               

Педагогические факторы внутрисемейного воспитания.

17.               

Нравственные, педагогические и этические аспекты профессиональной деятельности менеджера сферы услуг общества.

 

 

VII. Примерный перечень вопросов, ВЫНОСИМЫХ НА ЗАЧЕТ

 

    1.               

Эволюция психологического знания. Общая характеристика современной зарубежной и отечественной психологии.

    2.               

Педагогика в системе общечеловеческого знания. Общая характеристика современных педагогических теорий и подходов.

    3.               

Психология и педагогика в системе гуманистических наук и профессиональной деятельности социального педагога. Научные позиции современной отечественной психологии и педагогики.

    4.               

Образование как общечеловеческая ценность. Современные образовательные стандарты и программы.

    5.               

Единство образования и самообразования. Особенности образования взрослых в системе непрерывного образования.

    6.               

Общая характеристика образовательной системы Российской Федерации. Цели, содержание и виды образования.

    7.               

Аттестация, лицензирование и аккредитация образовательных учреждений в сфере управления государственной образовательной системой.

    8.               

Общая характеристика современного процесса обучения: понятие, характер, цели и функции.

    9.               

Понятие, классификация и содержание закономерностей и принципов обучения. Реализация дидактических принципов в правилах обучения.

10.               

Общая характеристика основных теорий и концепций обучения, реализуемых в отечественной образовательной системе.

11.               

Общая характеристика объяснительно-иллюстративного и проблемного видов обучения.

12.               

Понятие, классификация и общая характеристика основных форм обучения, реализуемых в отечественной школе различных образовательных уровней.

13.               

Понятие, классификация и общее содержание традиционных методов обучения. Условия реализации методов обучения в учебном процессе.

14.               

Реализация дидактических приемов и средств в активных методах обучения. Сравнительный анализ активных и традиционных методов обучения.

15.               

Диагностика обучения. Условия реализации функций диагностики обучения в ходе оценки знаний, навыков и умений.

16.               

Воспитание как конкретно-историческое педагогическое явление. Сущность, содержание и принципы воспитания.

17.               

Место и педагогические функции воспитателя в личностно-ориентированном (гуманистическом) воспитании.

18.               

Воспитательная система как социально-педагогическое явление. Понятие и особенности воспитательного взаимодействия в условиях воспитательной системы.

19.               

Педагогические аспекты совершенствования личности посредством самовоспитания. Основные показатели результата воспитания.

20.               

Современные воспитательные технологии. Место и специфика проявления воспитательного процесса в воспитательной технологии.

21.               

Моделирование воспитательной технологии. Влияние результатов целеполагания на направленность воспитательной модели.

22.               

Общая характеристика методов воспитания. Выбор методов воспитания и техника их применения.

23.               

Понятие и система педагогического инструментария воспитательной технологии. Содержание и методы диагностики воспитанности.

24.               

Понятие и общее содержание семейного воспитания. Влияние внутрисемейных отношений на формирование стиля семейного воспитания.

25.               

Технология семейного воспитания: принципы и правила, методы и средства, виды рациональных воспитательных отношений. Самовоспитание детей в семье.

 

 

VIII. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КУРСА

 

1. Основная литература

 

       1.            

Гребенюк О.С. Общие основы педагогики: Учеб.для студентов вузов, обуч-ся по спец.031000 "Педагогика и психология": Допущено М-вом образования РФ/ О.С. Гребенюк, М.И. Рожков. -М.: Владос, 2003. -160 с.

       2.            

Григорович Л.А. Педагогика и психология: Учеб. пособие для студентов вузов: Рек.М-вом образования РФ/ Л.А. Григорович, Т.Д. Марцинковская. -М.: Гардарики, 2003. -475 с.

       3.            

Харламов И.Ф. Педагогика: Учеб.для студентов вузов, обуч-ся по пед.спец./ И.Ф. Харламов. -4-е изд., перераб.и доп. -М.: Гардарики, 2002. -517 с.

 

2. Дополнительная литература

    1. 

Андреев В.И. Педагогика: Учеб.курс для творч. саморазвития: Учеб.пособие для студентов вузов по спец."Педагогика"/ Андреев Валентин Иванович. -2- е изд. -Казань: Центр инновационных технологий, 2000. -607 с.

    2. 

Бордовская Н.В. Педагогика: Учеб.для вузов/ Н. В. Бордовская, А.А. Реан. -СПб.: Питер, 2001. -299 с.

    3. 

Вульфов Б.З. Словарь педагогических ситуаций: Учимся воспитанию/ Б.З. Вульфов. -М.: Пед.о-во России, 2001. -191 с.

    4. 

Калюжный А.С. Педагогика: Курс лекций для студентов, обуч-ся по спец. 230600 – Домоведение. [Электронный ресурс]. –Н.Новгород: НГПУ, 2005. –Режим доступа: https://nnspu.ru/materials/tef/kaluzhny/pedagogics.html

    5. 

Коротов В.М. Введение в педагогику/Ун-т РАО.-Учеб.изд.-М.:УРАО, 1999.-256 с.

 

    6. 

Лихачев Б.Т. Педагогика:Учеб.пособие для студентов вузов и слушателелй ин-тов и фак.повышения квалификации и переподготовки науч.-пед.кадров: Рек.Комитетом по высш.шк.М-ва науки России/ Б.Т. Лихачев. -4-е изд., перераб.и доп. -М.:Юрайт, 2003. -607 с.

    7. 

Педагогика и психология высшей школы: Учеб.пособие для студентов и аспирантов вузов: Рек.М-вом образования РФ/ С.И. Самыгин, М.В. Буланова-Топоркова, А.В. Духавнева и др. -2-е изд., доп.и перераб. -Ростов н/Д: Феникс, 2002. -543 с.

    8. 

Педагогика: Учеб.пособие для студентов пед. учеб.заведений/ В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, Е.Н. Шиянов. -4-е изд. -М.: Школьная Пресса, 2002. -512 с.

    9. 

Педагогика: Учеб.пособие для студентов пед. учеб.заведений: Допущено М-вом образования РФ/ Под ред.П.И.Пидкасистого. -М.: Пед.о-во России, 2004. -604 с.

10. 

Пуйман С.А. Педагогика. Основные положения курса:Пособие для студентов пед.спец.вузов:Рек.Науч. -метод.центром учеб.книги и средств М-ва образвания Республики Беларусь/ С.А. Пуйман. -3-е изд., стереотип. -Минск:ТетраСистемс, 2002. -255 с.

11. 

Подласый И.П. Педагогика: 100 вопросов-100 ответов: Учеб.пособие для студентов вузов/ И.П. Подласый. -М.: Владос-Пресс, 2001. -365 с.

12. 

Подласый И.П. Педагогика: Новый курс: Учеб.для студентов вузов, обуч-ся по пед.спец.: В 2 кн.Кн.1: Общие основы.Процесс обучения/ И.П. Подласый. -М. : Владос, 2001.

13. 

Подласый И.П. Педагогика:Новый курс:Учеб.для студентов вузов, обуч-ся по пед.спец.:В 2 кн.Кн.2: Процесс воспитания.-М.:Владос, 2000.-256 с.

14. 

Сидоров А.А. Педагогика: Учеб.для студентов, аспирантов, преподавателей и тренеров по дисциплине "Физ.культура"/ А.А. Сидоров, М.В. Прохорова, Б.Д. Синюхин. -М.: Терра-Спорт, 2000. -272 с.

15. 

Сластенин В.А. Общая педагогика: Учеб.пособие для студентов вузов, обуч-ся по пед.спец.: Допущено М-вом образования РФ: В 2 ч.Ч.1/ В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов; Под ред.В.А.Сластенина. -М.: Владос, 2002. -287 с.

16. 

Сластенин В.А. Общая педагогика: Учеб.пособие для студентов вузов, обуч-ся по пед.спец.: Допущено М-вом образования РФ: В 2 ч.Ч.2/ В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов; Под ред.В.А.Сластенина. -М.: Владос, 2002. -253 с.

17. 

Степанов Е.Н. Педагогу о современных подходах и концепциях воспитания/ Е.Н. Степанов, Л.М. Лузина. -М.: Сфера, 2002. -159 с.

18. 

Столяренко Л.Д. Педагогика: Учеб.пособие для студентов образоват.учреждений сред.проф.робразования: Рек.М-вом образования РФ/ Л.Д. Столяренко. -Ростов н/Д: Феникс, 2003. -445 с.

19. 

Харламов И.Ф. Педагогика: Учеб.для студентов пед.спец.вузов. -6-е изд.-Минск:Университетское, 2000.-560 с.

 

Автор программы

профессор кафедры общей педагогики

доктор педагогических наук

 

 

А.С.Калюжный