ПРИМЕРНЫЕ ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЭКЗАМЕНУ

 

Теоретический блок

    1.               

Эволюция психологического знания. Направленность и общее содержание современной зарубежной и отечественной психологии.

    2.               

Педагогика в системе общечеловеческого знания. Общая характеристика современных педагогических теорий и подходов.

    3.               

Психология и педагогика в системе гуманистических наук и профессиональной деятельности специалиста высшей образовательной квалификации. Научные позиции современной отечественной психологии и педагогики.

    4.               

Образование как общечеловеческая ценность. Современные образовательные стандарты и программы.

    5.               

Единство образования и самообразования. Особенности образования взрослых в системе непрерывного образования.

    6.               

Образовательная система Российской Федерации: цели, содержание и виды.

    7.               

Аттестация, лицензирование и аккредитация образовательных учреждений в сфере управления государственной образовательной системой.

    8.               

Общая характеристика современного процесса обучения: понятие, характер, цели и функции.

    9.               

Понятие, классификация и содержание закономерностей и принципов обучения. Реализация дидактических принципов в правилах обучения.

 10.               

Общая характеристика основных теорий и концепций обучения, реализуемых в отечественной образовательной системе.

 11.               

Содержание и особенности объяснительно-иллюстративного и проблемного видов обучения.

 12.               

Понятие, классификация и общая характеристика основных форм обучения, реализуемых в отечественной школе различных образовательных уровней.

 13.               

Понятие, классификация и общее содержание традиционных методов обучения. Условия реализации методов обучения в учебном процессе.

 14.               

Реализация дидактических приемов и средств в активных методах обучения. Сравнительный анализ активных и традиционных методов обучения.

 15.               

Диагностика обучения. Условия реализации функций диагностики обучения в ходе оценки знаний, навыков и умений.

 16.               

Воспитание как конкретно-историческое педагогическое явление. Сущность, содержание и принципы воспитания.

 17.               

Место и педагогические функции воспитателя в личностно-ориентированном (гуманистическом) воспитании.

 18.               

Воспитательная система как социально-педагогическое явление. Понятие и особенности воспитательного взаимодействия в условиях воспитательной системы.

 19.               

Педагогические аспекты совершенствования личности посредством самовоспитания. Основные показатели результативности самовоспитания.

 20.               

Современные воспитательные технологии. Место и специфика проявления воспитательного процесса в воспитательной технологии.

 21.               

Моделирование воспитательной технологии. Влияние результатов целеполагания на направленность воспитательной модели.

 22.               

Общая характеристика методов воспитания. Выбор методов воспитания и техника их применения.

 23.               

Понятие и система педагогического инструментария воспитательной технологии. Содержание и методы диагностики воспитанности.

 24.               

Понятие и общее содержание семейного воспитания. Влияние внутрисемейных отношений на формирование стиля семейного воспитания.

 25.               

Технология семейного воспитания: принципы и правила, методы и средства, виды рациональных воспитательных отношений. Самовоспитание детей в семье.

 

Прикладной блок

    1.               

Проанализируйте роль народной педагогики в становлении педагогической науки. Приведите примеры особенностей воспитания в вашем регионе.

    2.               

Выявите и обоснуйте принципиальные положения, объясняющие взаимосвязь психологии и педагогики в профессиональной деятельности специалиста высшей образовательной квалификации.

    3.               

Выявите и обоснуйте влияние педагогических знаний на формирование стиля профессиональной деятельности специалиста высшей образовательной квалификации. Как вы понимаете идею интеграции  в сфере педагогического знания?

    4.               

Раскройте взаимосвязь и взаимозависимость процессов обучения, воспитания и социализации личности. Каковы, в связи с этим, должны быть требования современного российского общества к государственной образовательной системе?

    5.               

На основе сравнительного анализа оцените и обоснуйте соотношение эффективности отечественной и зарубежных образовательных систем.

    6.               

Проанализируйте, каково влияние среды на обучение, воспитание и развитие растущего человека на различных этапах его личностного становления. Приведите примеры факторов среды, тормозящих или способствующих развитию личности.

    7.               

Выявите и обоснуйте влияние демографических, экономических и социальных особенностей современной России на перспективы развития государственной образовательной системы.

    8.               

Как вы понимаете сущность образования: воздействие на человека с целью его социализации или его самореализации? Опишите целевой спектр образования современного молодого человека.

    9.               

Оцените и обоснуйте целесообразность и особенности применения основных теорий обучения в ходе образовательной профессиональной подготовки по Вашей специальности.

 10.               

Определите и раскройте сферы взаимодействия или противодействия основных функций обучения в условиях современной отечественной школы различных образовательных уровней.

 11.               

На конкретном примере раскройте рефлексивную деятельность учащегося и педагога в процессе обучения. В чем заключается ее особенность и целесообразность?

 12.               

На основе сравнительного анализа оцените возможности реализации объяснительно-иллюстративного и проблемного видов обучения в учебном процессе высших образовательных учреждениях Российской Федерации.

 13.               

Обоснуйте соотношение мотивов и стимулов учения в учебно-познавательной деятельности студентов образовательных учреждений среднего и высшего профессионального образования. На основе анализа собственного опыта приведите наиболее эффективные приемы стимулирования учебно-познавательной деятельности.

 14.               

Сформулируйте основные условия реализации функций диагностики обучения в ходе оценки знаний, навыков и умений учащихся. Оцените целесообразность и возможность применения в отечественной школе среднего и высшего образовательного уровней 10-ти, 50-ти и 100 балльной системы оценки.

 15.               

Оцените и обоснуйте целесообразность формирования андрагогики, как специфической отрасли отечественной педагогики.

 16.               

Оцените и обоснуйте перспективы реализации современных отечественных разработок теоретических проблем личностно-ориентированного воспитания в семейном, школьном и профессиональном воспитании.

 17.               

Раскройте особенности педагогического общения в воспитательном процессе отечественной высшей школы. Конкретным примером проиллюстрируйте типы и стили воспитательной деятельности педагога в общении.

 18.               

Какие, по вашему мнению, принципы воспитания подрастающего поколения наиболее актуальны для реализации в современном российском обществе? Обоснуйте свой выбор.

 19.               

Оцените роль общечеловеческих ценностей в формировании направленности личностной сферы учащихся средних и высших образовательных учреждений.

 20.               

Выявите и обоснуйте значение физического воспитания в жизни человека. Приведите примеры влияния образа жизни на эффективность учебно-познавательной деятельности студентов высшего образовательного учреждения.

 21.               

На основе анализа собственной учебно-познавательной деятельности оцените и обоснуйте перспективность реализации идеи технологичности воспитания в условиях среднего и высшего образовательного учреждения.

 22.               

На основе сравнительного анализа выявите и обоснуйте общие и отличительные черты воспитательного процесса в общеобразовательной школе, среднем и высшем образовательном учреждении профессионального образования.

 23.               

На основе анализа собственного опыта сформулируйте направления реализации теоретических разработок отечественной педагогикой проблем семейного воспитания в условиях современного российского общества.

 24.               

Оцените и обоснуйте влияние сложившихся отношений родителей и детей на формирование и разрешение конфликтов в семейном воспитании.

 25.               

На основе собственного жизненного опыта определите, какие из типичных реакций детей могут проявляться в авторитарном, демократичном и либеральном стиле семейного воспитания.