ПРИМЕРНЫЕ ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЭКЗАМЕНУ
Теоретический блок |
|
1. |
Эволюция психологического знания. Направленность и общее содержание современной зарубежной и отечественной психологии. |
2. |
Педагогика в системе общечеловеческого знания. Общая характеристика современных педагогических теорий и подходов. |
3. |
Психология и педагогика в системе гуманистических наук и профессиональной деятельности специалиста высшей образовательной квалификации. Научные позиции современной отечественной психологии и педагогики. |
4. |
Образование как общечеловеческая ценность. Современные образовательные стандарты и программы. |
5. |
Единство образования и самообразования. Особенности образования взрослых в системе непрерывного образования. |
6. |
Образовательная система Российской Федерации: цели, содержание и виды. |
7. |
Аттестация, лицензирование и аккредитация образовательных учреждений в сфере управления государственной образовательной системой. |
8. |
Общая характеристика современного процесса обучения: понятие, характер, цели и функции. |
9. |
Понятие, классификация и содержание закономерностей и принципов обучения. Реализация дидактических принципов в правилах обучения. |
10. |
Общая характеристика основных теорий и концепций обучения, реализуемых в отечественной образовательной системе. |
11. |
Содержание и особенности объяснительно-иллюстративного и проблемного видов обучения. |
12. |
Понятие, классификация и общая характеристика основных форм обучения, реализуемых в отечественной школе различных образовательных уровней. |
13. |
Понятие, классификация и общее содержание традиционных методов обучения. Условия реализации методов обучения в учебном процессе. |
14. |
Реализация дидактических приемов и средств в активных методах обучения. Сравнительный анализ активных и традиционных методов обучения. |
15. |
Диагностика обучения. Условия реализации функций диагностики обучения в ходе оценки знаний, навыков и умений. |
16. |
Воспитание как конкретно-историческое педагогическое явление. Сущность, содержание и принципы воспитания. |
17. |
Место и педагогические функции воспитателя в личностно-ориентированном (гуманистическом) воспитании. |
18. |
Воспитательная система как социально-педагогическое явление. Понятие и особенности воспитательного взаимодействия в условиях воспитательной системы. |
19. |
Педагогические аспекты совершенствования личности посредством самовоспитания. Основные показатели результативности самовоспитания. |
20. |
Современные воспитательные технологии. Место и специфика проявления воспитательного процесса в воспитательной технологии. |
21. |
Моделирование воспитательной технологии. Влияние результатов целеполагания на направленность воспитательной модели. |
22. |
Общая характеристика методов воспитания. Выбор методов воспитания и техника их применения. |
23. |
Понятие и система педагогического инструментария воспитательной технологии. Содержание и методы диагностики воспитанности. |
24. |
Понятие и общее содержание семейного воспитания. Влияние внутрисемейных отношений на формирование стиля семейного воспитания. |
25. |
Технология семейного воспитания: принципы и правила, методы и средства, виды рациональных воспитательных отношений. Самовоспитание детей в семье. |
Прикладной блок |
|
1. |
Проанализируйте роль народной педагогики в становлении педагогической науки. Приведите примеры особенностей воспитания в вашем регионе. |
2. |
Выявите и обоснуйте принципиальные положения, объясняющие взаимосвязь психологии и педагогики в профессиональной деятельности специалиста высшей образовательной квалификации. |
3. |
Выявите и обоснуйте влияние педагогических знаний на формирование стиля профессиональной деятельности специалиста высшей образовательной квалификации. Как вы понимаете идею интеграции в сфере педагогического знания? |
4. |
Раскройте взаимосвязь и взаимозависимость процессов обучения, воспитания и социализации личности. Каковы, в связи с этим, должны быть требования современного российского общества к государственной образовательной системе? |
5. |
На основе сравнительного анализа оцените и обоснуйте соотношение эффективности отечественной и зарубежных образовательных систем. |
6. |
Проанализируйте, каково влияние среды на обучение, воспитание и развитие растущего человека на различных этапах его личностного становления. Приведите примеры факторов среды, тормозящих или способствующих развитию личности. |
7. |
Выявите и обоснуйте влияние демографических, экономических и социальных особенностей современной России на перспективы развития государственной образовательной системы. |
8. |
Как вы понимаете сущность образования: воздействие на человека с целью его социализации или его самореализации? Опишите целевой спектр образования современного молодого человека. |
9. |
Оцените и обоснуйте целесообразность и особенности применения основных теорий обучения в ходе образовательной профессиональной подготовки по Вашей специальности. |
10. |
Определите и раскройте сферы взаимодействия или противодействия основных функций обучения в условиях современной отечественной школы различных образовательных уровней. |
11. |
На конкретном примере раскройте рефлексивную деятельность учащегося и педагога в процессе обучения. В чем заключается ее особенность и целесообразность? |
12. |
На основе сравнительного анализа оцените возможности реализации объяснительно-иллюстративного и проблемного видов обучения в учебном процессе высших образовательных учреждениях Российской Федерации. |
13. |
Обоснуйте соотношение мотивов и стимулов учения в учебно-познавательной деятельности студентов образовательных учреждений среднего и высшего профессионального образования. На основе анализа собственного опыта приведите наиболее эффективные приемы стимулирования учебно-познавательной деятельности. |
14. |
Сформулируйте основные условия реализации функций диагностики обучения в ходе оценки знаний, навыков и умений учащихся. Оцените целесообразность и возможность применения в отечественной школе среднего и высшего образовательного уровней 10-ти, 50-ти и 100 балльной системы оценки. |
15. |
Оцените и обоснуйте целесообразность формирования андрагогики, как специфической отрасли отечественной педагогики. |
16. |
Оцените и обоснуйте перспективы реализации современных отечественных разработок теоретических проблем личностно-ориентированного воспитания в семейном, школьном и профессиональном воспитании. |
17. |
Раскройте особенности педагогического общения в воспитательном процессе отечественной высшей школы. Конкретным примером проиллюстрируйте типы и стили воспитательной деятельности педагога в общении. |
18. |
Какие, по вашему мнению, принципы воспитания подрастающего поколения наиболее актуальны для реализации в современном российском обществе? Обоснуйте свой выбор. |
19. |
Оцените роль общечеловеческих ценностей в формировании направленности личностной сферы учащихся средних и высших образовательных учреждений. |
20. |
Выявите и обоснуйте значение физического воспитания в жизни человека. Приведите примеры влияния образа жизни на эффективность учебно-познавательной деятельности студентов высшего образовательного учреждения. |
21. |
На основе анализа собственной учебно-познавательной деятельности оцените и обоснуйте перспективность реализации идеи технологичности воспитания в условиях среднего и высшего образовательного учреждения. |
22. |
На основе сравнительного анализа выявите и обоснуйте общие и отличительные черты воспитательного процесса в общеобразовательной школе, среднем и высшем образовательном учреждении профессионального образования. |
23. |
На основе анализа собственного опыта сформулируйте направления реализации теоретических разработок отечественной педагогикой проблем семейного воспитания в условиях современного российского общества. |
24. |
Оцените и обоснуйте влияние сложившихся отношений родителей и детей на формирование и разрешение конфликтов в семейном воспитании. |
25. |
На основе собственного жизненного опыта определите, какие из типичных реакций детей могут проявляться в авторитарном, демократичном и либеральном стиле семейного воспитания. |