ПРЕДИСЛОВИЕ

 

В образовательной среде Российской Федерации идет активный процесс гуманизации и гуманитаризации системы высшего профессионального образования. В программу подготовки специалистов высшей образовательной квалификации в качестве обязательных включены целый ряд новых дисциплин гуманитарного цикла. В их число также входит «Педагогика и психология». Эта учебная дисциплина призвана сформировать у выпускников высшей школы представление о природе психики человека, вооружить их знанием основных психических функций и их физиологических механизмов, соотношения природных и социальных факторов в формировании личностной сферы человека, ознакомить с основными концептуальными положениями педагогики, а также морально-психологическими и этическими проблемами профессиональной деятельности. Изучение курса предполагает формирование у студентов представления о сущности сознания, его взаимоотношении с бессознательным, роли сознания и самосознания в поведении, общении и деятельности людей, формировании и последовательного развития личности.

Государственный стандарт также требует, чтобы выпускники высших образовательных учреждений, прошедших подготовку по специальности 230600 Домоведение, были подготовлены к профессиональной работе в сфере сервисной деятельности, включающей совокупность средств, форм и методов организации и оказания услуг, направленных на удовлетворение индивидуальных потребностей членов семьи и индивидуумов социума. К тому же, менеджер, освоивший учебную программу по данной специальности, должен быть готовым для продолжения образования в аспирантуре. А это требует достаточных психологических, педагогических и этических знаний для эффективной профессиональной деятельности. Вот почему наиболее важными задачами изучения курса являются формирование у обучаемых знаний индивидуальных особенностей членов семьи и других индивидуумов социума, навыков создания благожелательных межличностных отношений в семье и организации, умений организовывать образовательный и воспитательный процессы.

Весьма важным для выпускника также является понимание соотношение наследственности и социальной среды, роли и значения национальных и культурно-исторических факторов в образовании и воспитании людей. А это невозможно без знания форм, средств и методов педагогической деятельности, владения элементарными навыками анализа учебно-воспитательных ситуаций, определения и решения педагогических задач.

Представляемый курс лекций призван помочь студентам в изучении курса «Педагогика и психология». Он разработан таким образом, чтобы максимально облегчить усвоение программы этой дисциплины и свести к минимуму необходимость их обращения к другим учебным источникам. С этой целью в представленном лекционном материале использованы наиболее распространенные подходы к изложению содержания учебных проблем, а также собственные научные и учебные разработки автора последних лет.

Последовательность изложения содержания учебных тем отражает логику восприятия нового для студентов круга педагогических проблем. Структура представленного курса включает в себя введение и три относительно самостоятельных, но взаимосвязанных раздела. В теме 1 (введение) психология и педагогика рассматриваются как самостоятельные науки и единая учебная дисциплина. В первом разделе (темы 2-4) излагаются теоретические основы обучения, разработанные отечественными и зарубежными учеными. Второй раздел (темы 5-7) раскрывает концептуальные положения воспитательной теории и практики. Содержание третьего раздела (темы 8-9) формирует нравственно-педагогические и этические основы профессиональной педагогической деятельности выпускника отечественной высшей школы.