Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное агентство по образованию
Нижегородский государственный педагогический университет
ФУНКЦИИ. СВОЙСТВА ФУНКЦИЙ
Рабочая тетрадь по математическому анализу
Учебно-методическое пособие для студентов первого курса
физико-математических и технических специальностей
Нижний Новгород
2007
Печатается по решению редакционно-издательского совета
Нижегородского государственного педагогического университета
Функции. Свойства функций: Рабочая тетрадь по математическому анализу.
Учебно-методическое пособие для студентов первого курса физико-математических
и технических специальностей. – Н. Новгород: НГПУ, 2007. – 79 с.
Работа предназначена для студентов первого курса физико-математических
и технических специальностей и ориентирована на использование в ходе занятий, а также для самостоятельной работы. По каждой теме выделены основные знания и умения, которые должны освоить студенты, сформирована система упражнений; каждый этап усвоения нового учебного элемента предваряется, сопровождается или завершается работой диагностического или проверочного характера. В тетради эти работы обозначены символами: ВД, ТДО, КД, тест.
В данном пособии раскрывается содержание модуля I «Понятие функции одной вещественной переменной», модуль II «Элементарные функции, их свойства и графики» будет рассмотрен во второй части рабочей тетради.
Содержание пособия соответствует ГОС-2005 по дисциплине «Математический анализ».
Автор-составитель: Т. Е. Курапкина, ассистент
Рецензент: Т.П. Пендина, канд. физ.-мат.наук, доцент
Отв. редактор: Л.С. Сперанская, канд. физ.-мат.наук, доцент,
зав. кафедрой математического анализа
СОДЕРЖАНИЕ
Введение ……………………………………………………………………4
Работа 1. ВД ………………………………………………………….......5
Работа 2. Модуль вещественного числа ……………………………. …..10
ТДО 1 ………………………………………………………………….. 19
Работа 3. Метод математической индукции …………………………….. 25
ТДО 2 ……………………………………………………………….. …. 29
Работа 4. Понятие функции одной вещественной переменной.
Арифметические действия над функциями. Равенство двух функций …32
ТДО 3 …………………………………………………………………… 42
Работа 5. Композиция функций. Обратная функция ………………….. 50
ТДО 4 …………………………………………………………………… 61
КД …………………………………………………………………….. 68
Работа 6. Тест по теме «Понятие функции одной вещественной переменной»………………………………………………………………… 71
Ответы ……………………………………………………………………. 74
ВВЕДЕНИЕ
Содержание изучаемого материала на практических занятиях по математическому анализу раскрывается в рабочей тетради через совокупности конкретных действий, выполнение которых способствует не только их закреплению студентами, но и помогает им осмысливать общий ход рассуждений, обосновывать свои действия.
Каждый новый учебный элемент представлен в тетради в соответствии с основными этапами его усвоения: актуализация (повторение теоретического материала лекции); выполнение новых действий с изучаемым объектом, их распознавание, осмысление и закрепление; применение знаний, полученных на лекции, в знакомой по обучению или новой ситуации, их обобщение и систематизация.
Выделенные этапы усвоения предваряются, сопровождаются или завершаются работами диагностического или проверочного характера. В тетради эти работы обозначены символами: ВД, ТДО, КД, тест. Охарактеризуем назначение названных работ, раскроем их обозначение.
ВД (входная диагностика) – направлена на актуализацию знаний учащихся перед изучением нового модуля (учебного раздела). Результаты ВД позволяют установить степень готовности обучаемых к изучению нового.
ТДО (текущая диагностика обучающего характера) – позволяет выявить степень овладения общеучебными и специфическими операциями и действиями, определить сегмента типичные и индивидуальные ошибки студентов в процессе усвоения конкретного учебного материала.
КД (контрольная диагностика) – диагностика по результатам выполнения заданий комбинированного характера по одной или нескольким работам. В работах КД студентам приходится выполнять усвоенные действия в различных сочетаниях, встречаемых в модуле. Обязательным элементом работы КД являются задания, направленные на выявление степени понимания изученного материала.
Тесты – наборы заданий для диагностики уровня усвоения темы и анализа результатов выполнения заданий по всему модулю (разделу).
Работы КД, ТДО и тесты предназначены для самопроверки учащимися выполненных заданий, поэтому они, как правило, снабжены ответами, приведенными в конце тетради. Работы ВД приведены без ответов и предполагают их проверку преподавателем.
По каждой теме выделены основные знания и умения, которые должны освоить студенты. Задания для диагностики достижения указанных целей приведены в работах ТДО (и обозначены Д.1.1, Д.1.2 и т.д., где первая цифра соответствует номеру работы ТДО, а вторая цифра соответствует номеру соответствующей цели, выделенной в работе).
В основу деления по уровням сложности задач положено наличие или отсутствие алгоритма решения (задания, отмеченные цифрой I в работе КД, – уровень стандарта, характеризуется отметкой “ удовлетворительно”; задания, отмеченные цифрой II,– уровень “хорошо”; задания, отмеченные цифрой III,– уровень “отлично”).
Рекомендуемая литература:
1. Кудрявцев Л.Д. Математический анализ – М.: Высш. школа, 1981.- Т.1.
2. Райхмист Р.Б. Графики функций: Справ. пособие для вузов. – М.: Высш.шк.,1991.
3. Задачник по курсу математического анализа. Учеб. пособие для студентов заочн. отделений физ.-мат. фак-тов пединститутов. Ч.1/ Под ред. Н.Я. Виленкина.
М.: «Просвещение», 1971.
Работа 1. ВД
1) Раскройте геометрический смысл предложения “ Решить неравенство ”. Постройте геометрическую модель и запишите решение.
Геометрический смысл: Найти на числовой прямой такие точки … , которые удалены от точки … на расстояние, ……..
Геометрическая модель: Решение:
Ответ: |
Укажите наименьшее целочисленное решение неравенства из задания 1: ____________
2) Решите уравнение: .
Решение: |
Какой теоретический факт Вы использовали при решении данного уравнения? ___________________________________________________
3) В системе координат (рис.1-6) построены некоторые линии.
1) Из рисунков 1-6 выберите тот, на котором изображен график функции .
__________________________
2) Укажите область определения и множество значений этой функции.
Область определения: _________________________________
Множество значений: ________________________________
3) Какой из приведенных графиков на рис.1-6 не является графиком функции?________________ Почему?________________________
Рис.1 Рис.2
Рис.2
Рис.3 Рис.4
Рис.5 Рис.6
4) Среди рисунков 7-10 выберите рисунок, на котором изображен график функции, обладающий свойствами 1)-8):
1) ;
2)нечетная функция;
3)убывает;
4) не ограничена ни сверху, ни снизу;
5) нет ни наименьшего, ни наибольшего значений;
6) непрерывна;
7);
8) выпукла вверх при x> 0, выпукла вниз при x< 0.
Рис.7 Рис.8
Рис.9 Рис.10
Ответ:_____________________________________
5) На рис. 11 а)-г) изображены графики некоторых функций. Задайте эти функции формулами и укажите их название.
а) б)
в) г)
Рис.11 Ответ: а) у=_____________,_____________________________________
б) у=____________,_____________________________________
в) у=____________,_____________________________________
г) у=____________,______________________________________
6)В системе координат (рис.12) постройте график функции:
Рис.12
7) Прочитайте график функции, построенный в задании 6:
1) Д(f)_____________________________
2) График пересекает оси координат в точках ____________________________
3) Четность
4) Функция убывает на ______________________
Функция возрастает на ________________________
5) унаим= при x _______
унаиб= при x_______
6) Функция ограничена ______________
7) Е(f)________________________
Работа 2. Модуль вещественного числа
В результате изучения темы студенты должны:
Цель 1 (Ц1): знать определение модуля вещественного числа, его аналитическую интерпретацию и уметь аналитически раскрывать знак модуля чисел и выражений;
Ц2: знать геометрический смысл модуля и давать графическую интерпретацию;
Ц3: знать свойства модуля: 1) ; 2) ≥; 3); 4); 5) >0↔-b≤a≤b; 6)≥b↔a≥b, a≤-b, уметь решать уравнения и неравенства, содержащие переменную под знаком модуля и сводящиеся к уравнениям и неравенствам типа а)-г):
а) ≥)b, б) ≥)b, в)≥)d, г) ≥)d
Ц4: знать графики основных элементарных функций (линейной, степенной, показательной, логарифмической, тригонометрических, обратных тригонометрических) и уметь строить графики функций, содержащих знак модуля: а) у=; б) у= ;
в) у=; г) .
1) Запишите аналитическое определение модуля действительного числа.
Выберите верное утверждение.
Модуль любого числа есть число:
а) положительное;
б) отрицательное;
в) неположительное;
г) неотрицательное.
Ответ:_______________________
2) Запишите свойства модуля, поставив вместо многоточия соответствующий знак (>, <, ).
1) |a + b| …. |a| + |b| 2) 3) 4) 5) | a | b, … a … -b 6) | a | … b, a … -b.
|
3) Раскройте модуль , выполнив указанные действия в левом столбце, и заполните пропуски в правом столбце.
1) Найдите значения x, при которых выражение, стоящее под знаком модуля, обращается в 0. |
x =_________________ |
2) укажите, при каких значениях x выражение, стоящее под знаком модуля: а) больше нуля; б) меньше нуля. |
а) б)
x > ___________ x<_______________ |
Следовательно, = |
4) Раскройте модуль:
а) , т. к. _____________________________
б)
в) ………
Укажите свойство модуля, которое Вы использовали в п. в)
Ответ:_____________________________________________
5) Что на геометрическом языке обозначает символ и как его записывают аналитически?
Геометрическое истолкование |
Аналитическая модель |
-
|
=
|
6) Заполните пропуски в таблице, осуществив перевод с алгебраического языка на геометрический и обратно.
Аналитическая модель |
Геометрическое истолкование |
1)
|
1) расстояние на координатной прямой между точками x и 2 равно 0,5
|
2)
|
2) |
|
3) |
4)
|
4) расстояние на координатной прямой между точками x и а меньше ε. |
7)Слева дано описание геометрического способа решения неравенства .
Выполните указанные действия, заполнив пропуски в правом столбце.
Чтобы решить неравенство , надо: 1) изобразить на числовой прямой точку 2; 2)отметить на числовой прямой точки, которые удалены от точки 2 на расстояние, равное 0,5, т. е. найти координаты этих точек; 3)отметить штриховкой все числа x, которые удалены от точки 2 на расстояние, меньшее 0,5, “выколоть” концы полученного отрезка; 4)записать решение неравенства любым из двух способов: а) с помощью числового промежутка; б) с помощью двойного неравенства |
1) х 2)
3) х
4) Решения: а) б) |
8) Дайте описание геометрического способа решения неравенства , заполнив пропуски в левом столбце. Выполните указанные действия в правом столбце.
Чтобы решить неравенство , надо: 1) изобразить на числовой прямой_______________ 2) отметить на числовой прямой точки, которые ____________________________________________, т. е. ________________________________________ 3) отметить штриховкой все числа, которые _____________________________________________ 4) записать решения неравенства любым из двух способов.
|
1) х 2) х
3) х 4) Решения: а)x є ( … ; … ), x є ( … ; … ) б) |
9) Раскройте геометрический смысл предложений 1) и 2), постройте геометрическую модель и запишите решение неравенств:
1) |
2) |
Геометрический смысл: найти на числовой прямой такие точки…, которые удалены от точки… |
|
на расстояние |
|
… |
… |
геометрическая модель:
Решение неравенства : …
|
геометрическая модель:
Решение неравенства : … |
10) Множество точек называется____________________________
Для неравенств 1)-3) запишите окрестность, указав точку и радиус окрестности .
1) U___(_______)= . . . .
2)U___(_________)= . . . .
3)U___(_______)=. . . .
11) Решите уравнения и неравенства из списка 1)-7) и укажите:
а) какие из них не имеют решений;
б) имеют бесконечно много решений;
в) какие уравнения имеют один корень (укажите его);
г) какие уравнения имеют два корня (укажите их).
1); 2) ; 3) ; 4);
5) ; 6) ; 7) .
Ответ обоснуйте.
а)________________, т. к. _________________________________________________________________
б)________________, т. к. _________________________________________________________________
в)________________, т. к. _________________________________________________________________
г)________________, т. к. _________________________________________________________________
|
12) Решите аналитически уравнения и неравенства, записанные в столбце 1, указав выполненные действия в столбце 2 и свойства, которые при этом использовали, в столбце 3 .
столбец 1 |
столбец 2 |
столбец 3 |
1)
|
|
|
2)
|
|
|
3)
|
|
|
4)
|
0 1 2
|
|
13) Заполните пропуски в предложениях:
Для того чтобы по данному графику функции построить график функции
а),нужно ___________________________________________________________________________
б),нужно ___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
14) Из приведенных графиков (рис.1-4) выберите график функции:
а) ; б) ;
в) ; г) .
Ответ: а)рис._____; б) рис._____;
в)рис._____; г) рис._____;
Рис.1 Рис.2
1
-3 -2 -1 0 1 2 3
-1
Рис.3 Рис.4
15) Заполните пропуски и постройте графики функций, указанных в левом и правом столбцах таблицы.
Для того чтобы построить график функции
y=|log2x| |
y=log2|x| |
нужно:1) построить пунктиром график функции y=… |
|
2) часть графика, расположенную________Ox, оставить, а часть графика, расположенную________ Ox, отобразить__________________________ |
2) часть графика, расположенную при х…0, оставить, а при х…0 график будет симметричен относительно оси…. построенной его части для х…0 |
Рис.5 |
Рис.6 |
16) В системе координат (рис.7а)-в)) постройте графики следующих функций, предварительно преобразовав аналитическое выражение и указав область определения этих функций.
а)
,при хє______
ООФ:______________________ y(x)= ,при хє______
б) y=|x-2|+|x+3|+2 ООФ:____________________
x<-3
y=________ , при х_____________
-3x<2 y= , при х_____________
y=_______
, при х_____________
x2
y=
а) б)
Рис.7
в) y=|2x-1|-|2x-2| ООФ:___________
x<__________
y=__________ , при х_____________
______x<_________ , при х_____________
y=_________________ y=
, при х_____________
x__________
y=__________
в)
Рис.7
17) а) На рис.8 построен график функции y=при (сплошными линиями). Укажите свойства этой функции, заполнив пропуски, и достройте график при x<0.
1) D(f)=___________________________
Вертикальные асимптоты: х=_______ и х=__________ (построены пунктиром)
2) f(x) ≠___, f(0)=___
3) f(x)<0 при xє________ и f(x)>0 при xє________
4) Функция убывающая при xє________
5) Функция четная, можно строить график при хє____
При хграфик симметричен относительно __________ построенной его части для х,
б) Заполните пропуски, указав второй способ построения графика функции y=:
График функции у= при получается из графика функции у=_______(при х), который построен пунктиром на рис.8, сдвигом его на___ вдоль оси______________________,или переносом системы координат на ________________________. При хграфик строится так же, как и в п.а).
Y
0
-1 1
-1 X
Рис.8
18) На рис.9 изображен график функции f(x). Запишите аналитическое задание этой функции.
f(x)= ….
у
1
0
х
-1
Рис.9
19) В системе координат (рис.10) постройте график функции:
если,
y=
0, если .
В каком задании Вы уже встречали такой график?_____________________________________
Рис.10
ТДО 1
Д 1.1 (первая цифра указывает номер ТДО, вторая - номер соответствующей цели).
1) Для какого действительного числа существует модуль? ______________________________
Раскройте модуль по определению:
________, при___________
а) | x-3 | = ________, при___________
б) =|___________|= …
Укажите свойство, которое Вы использовали в п. б)_________________
2) Раскройте знак модуля:
а) =
|
|
б) =
|
|
в) = |
|
3) Упростите выражения, записанные в столбце 1, выполнив необходимые действия в столбце 2, и запишите теоретические факты, которые при этом использовали, в столбце 3.
столбец 1 |
столбец 2 |
столбец 3 |
|||
а) , при х >3
|
|
|
|||
б) , при 0< х < 1
|
|
|
Д 1. 2
1) Раскройте геометрический смысл предложений а)-г), постройте геометрическую модель и запишите решения уравнений и неравенств:
а) |x|=3 |
б) |
||||||
Найти на числовой прямой такие точки … , которые удалены от точки … |
|||||||
на расстояние |
|||||||
… |
… |
||||||
геометрическая модель:
Решение уравнения |
геометрическая модель:
Решение уравнения |
||||||
в) |
г) > 0,5 |
||||||
Найти на числовой прямой такие точки … , которые удалены от точки … |
|||||||
на расстояние |
|||||||
… |
… |
||||||
геометрическая модель:
Решение неравенства
|
геометрическая модель:
Решение неравенства > 0,5
|
2) Постройте на числовой прямой множество В, если b>0, ε>0.
а) |
|
|||
б) |
|
|||
в) |
|
|||
г) } |
|
3) Пусть заданы положительное число ε > 0 и действительное число а. Проверьте равносильность неравенств. Укажите геометрический смысл этих неравенств:
а) и ;
|
|
Геометрическое истолкование:
|
б) и
|
|
Геометрическое истолкование:
|
Д 1.3
1) Для следующих уравнений и неравенств 1)-4) укажите:
а) какие из них не имеют решений;
б) имеют бесконечно много решений;
в) имеют одно решение (укажите его);
г) имеют два решения (укажите их).
1) ; 2) ; 3) ; 4)
Ответ обоснуйте.
а)________________, т. к. _________________________________________________________________
б)________________, т. к. _________________________________________________________________
в)________________, т. к. _________________________________________________________________
г)________________, т. к. _________________________________________________________________
|
2) Решите аналитически уравнения и неравенства, записанные в столбце 1, указав выполненные действия в столбце 2 и свойства, которые при этом использовали, в столбце 3 .
столбец 1 |
столбец 2 |
столбец 3 |
1)
|
|
|
2)
|
|
|
3)
|
|
|
4)
|
0 2 3
|
|
3) Решите уравнения и неравенства, записанные в левом столбце таблицы, а в правом столбце обоснуйте выполненные действия, указав соответствующие теоретические факты.
а)
|
|
б)
|
|
в)
|
|
Д 1. 4.
1) Раскройте модуль в записи функции и запишите аналитическое выражение этой функции, постройте график:
y= , если y=
0, если
2) Постройте график функции и найдите , , ,.
= . . .
=____; =___; =__ ; =___
3) В левом столбце таблицы постройте график функции y=, а в правом столбце укажите этапы его построения.
|
|
Работа 3. Метод математической индукции
В результате изучения темы студенты должны:
Ц1: знать принцип математической индукции и свойства числовых неравенств; уметь применять метод математической индукции при доказательстве утверждений (равенств, неравенств, при решении задач, сводящихся к доказательству утверждений).
1) Запишите аксиому индукции:
Если множество М таково, что выполняются следующие условия: 1) ________________________________________________________ 2) ________________________________________________________ 3) ____________________________→ _________________________, то М= ______________
|
2) Сформулируйте принцип математической индукции, заполнив пропуски:
Если имеется множество утверждений, каждому из которых приписано _____________________________ и если доказано, что: 1) справедливо утверждение с номером __________________________ 2) из справедливости утверждения с номером _______ следует справедливость утверждения с номером____, то тем самым доказана справедливость __________________________________________________, т.е. справедливость утверждения с ____________________________________ номером n. |
Как называются условия 1) и 2)?_________________________________________________________________
3) Заполните пропуски, ответив на вопросы а) и б):
а) Как называется способ доказательства с помощью принципа математической индукции?____________________________________________________________________________________
б) Сколько утверждений одновременно доказывается методом математической индукции?________________
4) Зрительные места в одном из секторов цирка расположены так, что образуют прямоугольную трапецию, высота которой состоит из 8 рядов кресел. Число мест в первом ряду равно 12. Сколько кресел в секторе, если в каждом ряду, начиная со второго ряда, на 2 кресла больше, чем в предыдущем?
Сделайте слева рисунок, обозначьте на нем данные и требование задачи, а справа составьте математическую модель и решите задачу.
рисунок |
математическая модель |
|
1) Последовательность, о которой идет речь в задаче, состоит из чисел, показывающих количество . . . . . . . в каждом ряду. Последовательность образует . . . . . . . . .. . . . . . . . . . . прогрессию, т.к. an+1=an+ . . . ., где а1= . . . , 2) по формуле n-го члена an=__________________, где d= . . ., n= . . .
3) Sn= . . . . .
|
5) С помощью метода математической индукции докажите формулы для n-го члена (an) и суммы n-первых членов (Sn) арифметической прогрессии, используемые в предыдущем задании.
a) an=a1+(n-1)d |
1) n=1___________ a1=________________________, a1=a1- верное равенство
|
2) Допустим, что формула верна при n=____ ak=___________________________________
Покажем, что формула верна для члена с номером n=k+1, т.е. покажем, что аk+1=__________________________ По определению арифметической прогрессии: аk+1=__________________________ Тогда по допущению получаем:
аk+1=__________________________
Формула справедлива для члена с номером n=k+1 |
3) Согласно принципу математической индукции формула верна . . . . . . . . . . . . . . . .. . . . . . .. .
|
б) Sn= |
1) Запишите формулу для Sn через a1, d, n, используя формулу n-го члена (an) арифметической прогрессии, доказанную в п.а) Sn= . . . . . . . ..
|
2) Докажите эту формулу, соблюдая все этапы, рассмотренные в п.а). 1) n=______________ S___ = ____________________ S___ = S___ -верное равенство
|
2) Допустим, что формула верна при n=______________
S___ = ____________________ Покажем, что эта формула верна для члена с номером n=_____, т.е. покажем, что
S___ = ____________________
по определению по допущению Sk+1 = . . . . . . . . .= . . . . . . . ..
Формула справедлива для члена с номером n=k+1 |
3) Согласно __________________________________________________ формула верна при ________________________________________________________________________________
|
6) Методом математической индукции докажите утверждения:
а) |
б) ( |
1) n=1 |
|
2) Допустим, что утверждение верно при n =______, т. е. |
|
_________________________верно (гипотеза) |
___________________________верно (гипотеза) |
Докажем, что утверждение верно при n=__________. При n = ___________левая часть равна: |
|
____________________ ______________________________________
Утверждение верно при n= . . . |
___________________________________ ____________________________________ Утверждение верно при n= . . . |
3) Согласно принципу математической индукции утверждение ______________________________________________________________________________.
|
7) Является ли число вида натуральным ?
Ответ обоснуйте:________________________________________________________________
Используя результат, полученный в задании 6а, докажите, что
1) n=1
2) Допустим, что утверждение верно при n =______, т. е. Докажем, что утверждение верно при n=: . . . . . . = + +( . . .
Утверждение верно при n= ____________ 3) Согласно принципу_______________________________________________ утверждение _____________________________________________________________________________
|
8) а) Докажите неравенство: двумя способами:
1) Найдите разность левой и правой части неравенства и сравните ее с нулем |
2) Используйте неравенство |
|
|
б) В случае, когда утверждение выполняется, начиная с некоторого натурального номера , то при его доказательстве используется обобщенный принцип математической индукции, отличие которого состоит в том, что база индукции проверяется при .
Докажите неравенство: при , используя обобщенный принцип математической индукции.
Доказательство: 1)
|
2) Допустим, что неравенство верно при т.е.- гипотеза. Докажем, что неравенство верно с номером :
Утверждение верно при n=_____________. |
3) Согласно принципу математической индукции неравенство_______________________
|
9) Проанализируйте доказательство неравенства а), заполнив пропуски, и, рассуждая аналогично, докажите неравенство б).
а) при всех , если |
б) если и , то при всех |
1) n=_______ левая часть: _________ правая часть: Следовательно, неравенство верно при n= |
1) n=_______ левая часть: = правая часть: = Следовательно,____________________ |
2) Допустим, что неравенство верно при n=k, т. е. _____________________
Покажем, что утверждение верно при n=k+1, т.е.________________________
Преобразуем левую часть:
По допущению . Умножим обе части неравенства, справедливого для n=k, на (1+, сохранив знак неравенства, т.к. .
Сравним полученную правую часть неравенства с требуемым выражением:
т.к. Следовательно, неравенство верно при . |
2) Допустим, что неравенство верно при_____, т.е.____________________________________
Покажем, что утверждение верно при n=_________, т.е.________________________ |
3) Согласно принципу математической индукции неравенство верно при всех , если
|
3) Согласно принципу математической индукции неравенство . . . |
Как называется неравенство, доказанное в п. 9а?
Ответ: _________________________________________________
ТДО 2
Д 2. 1
1) Докажите, что для любого натурального номера n выполняется следующее равенство:
1+2+22+… +2n-1= 2n-1
Доказательство: 1)
|
2) Допустим, что равенство верно при т.е.
Докажем, что утверждение верно для n=…..
Утверждение верно при n=_____________. |
3) Согласно принципу математической индукции неравенство_______________________
|
2)а) Деревья в парке расположены так, что образуют прямоугольную трапецию, высота которой состоит из 5 рядов деревьев. Число деревьев в первом ряду равно 4. Сколько деревьев в парке, если в каждом ряду, начиная со второго ряда, деревьев в два раза больше, чем в предыдущем?
Сделайте слева рисунок, обозначьте на нем данные и требование задачи, а справа составьте математическую модель и решите задачу.
рисунок |
математическая модель |
|
1) Последовательность, о которой идет речь в задаче, состоит из чисел, показывающих количество . . . . . . . в каждом ряду. Последовательность образует . . . . . . . . .. . . . . . . . . . . ……………………………………………….., т.к. bn+1=bn . . . ., где b1= . . . , 2) по формуле n-го члена bn=__________________, где q= . . ., n= . . .
3) Sn= . . . . .
|
б) С помощью метода математической индукции докажите формулы для n-го члена (bn) и суммы n-первых членов(Sn) ……………….прогрессии, используемые в предыдущем задании.
a) bn= … |
1) n=1___________ b1=________________________, b1=b1- верное равенство
|
2) Допустим, что формула верна при n=____ bk=___________________________________
Покажем, что формула верна для члена с номером n=k+1, т.е. покажем, что bk+1=__________________________ По определению геометрической прогрессии: bk+1=__________________________ Тогда по допущению получаем:
bk+1=__________________________
Формула справедлива для члена с номером n=k+1 |
3) Согласно принципу математической индукции формула верна . . . . . . . . . . . . . . . .. . . . . . .. .
|
б) Sn= …
|
1) n=______________
S___ = ____________________ S___ = S___ -верное равенство
|
2) Допустим, что формула верна при n=______________
S___ = ____________________ Покажем, что эта формула верна для члена с номером n=_____, т.е. покажем, что
S___ = ____________________
по определению по допущению Sk+1 = . . . . . . . . . = . . . . . . . ..
Формула справедлива для члена с номером n=k+1 |
3) Согласно __________________________________________________ формула верна при ________________________________________________________________________________
|
3) Докажите следующие утверждения:
а) 3n >n2 при всех |
б) (10n +18n-1) кратно 27 при всех |
1) n=______
Следовательно, |
1) n=______
Следовательно, |
2) Допустим, что утверждение верно при n = _________________, |
|
т. е.
|
т. е. |
Покажем, что утверждение верно при n = ____________________, |
|
т. е.
|
т. е. |
|
|
Утверждение верно при n = |
|
3) Согласно принципу математической индукции утверждения _________________________
|
Работа 4. Понятие функции одной вещественной переменной.
Арифметические действия над функциями. Равенство двух функций
В результате изучения темы студенты должны:
Ц1: знать определения функционального соответствия и функции; уметь определять, являются ли функциями соотношения, заданные формулами; формулировать отрицания к определениям понятий;
Ц2: знать операции умножения функции на число, суммы, произведения, частного двух функций;
Ц3: уметь находить область определения и множество значений функций аналитически и по графику;
Ц4: знать определения равенства двух функций и уметь выяснять равенство двух функций с помощью определения;
Ц5: знать определения основных элементарных функций и вид их графиков, уметь строить графики функций с использованием элементарных свойств и преобразований.
1)Запишите определение отображения множества Х в множество У, заполнив пропуски.
Пусть X и Y – множества произвольной природы. Отображением множества …… во множество ….. называется ………., по которому ___________________________________________________________________________ .
Запишите это определение с помощью кванторов: ____________________________________________________________________________
2) Заполните пропуски:
Отображение f , переводящее любое множество X в множество ,
называется_____________________________ .
Если X …., то функция f: Х называется _______________________________________________________________________________.
Множество X при этом называется _______________________ и обозначается _______.
Если при отображении f элементу соответствует элемент , то называется __________, а называется ____________. Множество всех образов функции называется _________________________________________________и обозначается _______.
3) Выберите соответствия, которые являются отображениями.
1) Пусть X – множество жителей Земли, Х={x}, где x – один из жителей, и
а) f(x)- отец x (т. е. правило f состоит в указании для x его отца)
б) f(x) – дедушка x
в) f(x) – сын x
г) f(x)- старшая дочь x
2) соответствие задано формулой:
а)
б)
в)
1, при х>0
г)
-1, при х<0 Ответ:________________________________________
4) Запишите определение графика числовой функции, заполнив пропуски:
Графиком числовой функции называется ______________________________, y которых первая координата _____ принадлежит __________, а вторая координата ________является соответствующим значением функции:
( ; ) |x___, y= }
График функции обладает следующим свойством: любая вертикальная прямая пересекает его не более чем в одной точке.
Является ли окружность графиком некоторой функции? Почему?
Ответ: ________________________________________________________________________________
5) На рисунках 1 а)-г) изображены графики некоторых функций. Задайте эти функции формулами и укажите их названия.
а) б)
в) г)
Рис.1
Ответ: а) y = _________________,______________________
б) y = _________________,______________________
в) y = _________________,______________________
г) y = _________________,______________________
6) Определите допустимые значения x, при которых выражение f(x) имеет смысл, т. е. определено:
1) |
2) |
3) |
4) |
|
|
|
|
7) Формулы, приведенные в задании 6 ,задают некоторые функции. Поэтому область допустимых значений x, при которых определены названные выражения, совпадает с____________________________________________________________________________.
Запишите область определения функции: |
1) |
2) |
а) указав характеристические свойства множества |
|
|
б) используя специальное обозначение- D(f), принятое для записи области определения функции |
|
|
Запишите область определения функции: |
3) |
4) |
а) указав характеристические свойства множества |
|
|
б) используя специальное обозначение- D(f), принятое для записи области определения функции |
|
|
8) а) В системе координат (рис.2) постройте графики функций, указанных в задании 7.
1) 2)
3) 4)
Рис.2
б) Найдите проекции построенных графиков на ось абсцисс. Выделите построенное множество точек штриховкой (простым карандашом). Как называют выделенное множество точек? ______________________________________________________________________________
в) Найдите проекции построенных графиков на ось ординат. Выделите построенное множество точек штриховкой другого цвета. Как называют выделенное множество точек? ______________________________________________________________________________
г)
Запишите множество значений функции: |
1) |
2) |
Используя специальное обозначение- Е(f), принятое для записи множества значений функции |
|
|
Запишите множество значений функции: |
3) |
4) |
Используя специальное обозначение- Е(f), принятое для записи множества значений функции |
|
|
9) Укажите D(f) , E(f) для функций, заданных графиками на рис. 3 а)-г).
Для этих функций найдите по графику:
а) D(f) =_______; E(f) = ___________; f(0) = ; f(1) =
б) D(f) =_______; E(f) = ___________; g(3) = ; g(0)=
в) D(f) =_______; E(f) = ___________; h(0) = ; h(a) =
г) D(f) =_______; E(f) = ___________; k(b) = ; k(a)=
Y Y
у=f(x) y=g(x)
1
1
0 1 X -1.5 0 3 X
а) б)
Y Y
у=h(x) y=k(x) d
d
a 0 b
a 0 b X
X
c
в) г)
Рис.3
10) Задайте графически функцию по следующим данным:
1) |
y
0 x |
2) |
y
0 x
|
11) Приведите аналитический пример функции, если ООФ есть множество Х:
1) |
2) |
3) |
= |
= |
= |
12) Найдите область определения функции, решив соответствующее неравенство указанным ниже способом:
1) |
2) |
3) |
используя эскиз графика функции, стоящей под корнем |
используя метод интервалов |
решив систему неравенств |
|
|
|
13) Пусть задана функция , где
Найдите:
1) область определения функции _____________
2)……; …….; …….; ……..;
3) , построив график функции в системе координат (рис.4):__________________
Рис.4
14) а) Какие операции над функциями Вам известны? ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
б) Запишите определения умножения функции на число, суммы, произведения, частного двух функций, заполнив пропуски:
Пусть даны две функции: f: Df → R; g: Dg→ R
1) Суммой функций f и g называется _______________________ ,область определения и закон соответствия которой определяются следующим образом:
1) Df+g=_____________
2) (f+g) (x)= ______________ для всех x _____
2) Произведением функции f на число k называется ___________________, для которой __________________________________________________________________________
3)Произведением функций f и g называется __________________________, для которой:
1) Dfg=______________
2) (fg) (x)= ______________ для всех x _____
4) Частным функций f и g называется _______________________________, для которой:
1) _______________
2) _____________ для всех.
15) Даны функции: Запишите в правом столбце выражения для функций, записанных в левом столбце:
а) |
|
б) |
|
в) |
|
16) y=f(x) y=g(x)
а) б)
Рис.5
а) Задают ли графики, построенные на рисунках 5а)-б), одну и ту же функцию на множестве действительных чисел?__________________________________________________________
б) Укажите промежутки, на которых функции f(x) и g(x) равны________________________
в) Задайте аналитически эти функции______________________________________________
17) а) Пусть . Среди следующих пар функций выберите функции, равные на множестве Х.
1) ,
2) ,
3),
4) ,
1) а) Df = ________ |
а)Dg = ________ |
||||||||||||
б)
|
б)
|
||||||||||||
Следовательно, f(x) _____ g(x) на
|
|||||||||||||
2) а) Df = ________ |
а)Dg = ________ |
||||||||||||
б)
|
б)
|
||||||||||||
Следовательно, f(x) _____ g(x) на
|
|||||||||||||
3) а) Df = ________ |
а)Dg = ________ |
||||||||||||
б)
|
б)
|
||||||||||||
Следовательно, f(x) _____ g(x) на
|
|||||||||||||
4) а) Df = ________ |
а)Dg = ________ |
||||||||||||
б)
|
б)
|
||||||||||||
Следовательно, f(x) _____ g(x) на
|
б) Для выбранных функций изобразите графически (в виде кругов) соответствия между множествами Х и Ef
1) X Ef 2) X Ef
3) X Ef 4) X Ef
|
18) Укажите в правом столбце таблице множество Х, на котором функции f и g равны.
1) , |
Решение:
Х=
|
2) , |
Решение:
Х= |
3) , |
Решение:
Х = |
19)Выясните, на каком множестве совпадают функции f(x)=2sinxcos3x и g(x)=sin4x+sin2x, выполнив действия, указанные в левом столбце таблицы, и заполнив пропуски в правом столбце.
1) Преобразуйте выражения, входящие в формулы; найдите все значения аргумента, при которых 2sinxcos3x=2sin3xcosx, решив соответствующее уравнение. |
g(x)=sin4x+sin2x=______________________
|
2) Сравните области определения этих функций. |
|
3) Сделайте вывод. |
Функции совпадают при х= . . .
|
20) Сделайте выводы из заданий 16-19, заполнив пропуски:
а) Чтобы установить, что функции f(x) и g(x) равны, надо проверить, что
1)_______________________
2)_______________________
б) Если функции заданы на конечном множестве X=, то достаточно сравнить_________
________________________________________________________________________________
в) Чтобы найти множество, на котором функции f(x) и g(x) совпадают, надо_______________
________________________________________________________________________________
ТДО 3
Д 3. 1
1) Пусть Х- множество всех выпуклых четырехугольников на плоскости, У- множество точек этой плоскости. Выясните, какие из нижеприведенных соответствий между множествами Х и У являются отображениями, а какие не являются таковыми. Ответ обоснуйте. Найдите области определения этих соответствий.
Четырехугольнику соответствует:
1) точка пересечения диагоналей;
2) множество центров всех окружностей, не пересекающихся с его сторонами;
3) центр вписанной в него окружности.
Ответ: 1)-…………………….., т.к.
2)-………………………., т.к.
3)-………………………., т.к.
|
2)Выясните, является ли функцией соответствие, заданное формулой:
3x+2, - 2x<0
f(x)= x2, 0 x<1
-|x|, 1 x2.
В системе координат (рис.1) постройте график этого соответствия и найдите f(-1), f(0), f(1/2), f(1), f(1,5).
Ответ: данное соответствие________________________________________________________, т.к._____________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________
f(-1)= f(0)=
f(1/2)= f(1)=
f(1,5)=
Рис.1 |
3) Из указанных соответствий выберите те, которые являются функциями.
а) ; x2, -1< x < 0, x2, -2< x ≤ 1,
б) f(x)= -x+1, 0≤ x< , в) f(x)= -x+1, 0≤ x <,
, ≤ x ≤1; , .
В системе координат (рис.2) постройте графики соответствий а)-в). Какие линии, построенные в системе координат, не задают функцию? Ответ обоснуйте около рисунков.
Ответ:
а) б)
в) Рис.2 |
Д 3. 2
1) Даны функции: f(x) =x2, g(x)= x-5.
Составьте их сумму, разность, произведение и частное. Являются ли полученные соответствия функциями? Постройте графики тех из них, которые являются функциями.
f(x)+g(x) |
f(x)-g(x) |
|
|
f(x)g(x) |
|
|
|
2) f(x) = 5x , g(x) = cos2x +3. Запишите выражения для следующих функций:
а) 2f(x) +3g(x) |
б) |
|
|
3) Укажите такие функции и, чтобы соответствие было функцией. Найдите Dh.
Ответ: =
=
Dh=
|
Д 3. 3
1) Задайте графиком функцию, имеющую следующие ООФ и МЗФ:
Х= (0; 2) , .
Рис.3
2)Найдите ООФ: .
Решение:
Ответ: |
3) Дана функция:
, х < 0,
f(x)= 2x+1, 0≤ x <,
, .
Укажите ООФ. Вычислите f(0), f(1), f(0,5). Постройте график. Определите по графику МЗФ.
Ответ: ООФ:_______________________
МЗФ:_______________________
Рис.4 f(0)=_________, f(1)=_________, f(0,5)=_________
|
Д 3.4
1) Пусть Х = {0, 2}.Равны ли следующие пары функций:
а) f(x)=x2, g(x)=(x-1)3; б) f(x)=x, g(x)=.
В системе координат (рис.5 а)-б)) постройте графики этих функций.
а) 1) Df = ________ , Dg =
2) x 0 2 x 0 2 f(x) g(x) Следовательно, f(x) _____ g(x) на Х = {0, 2}.
|
б) 1) Df = ________ , Dg = 2) x 0 2 x 0 2 f(x) g(x) Следовательно, f(x) _____ g(x) на Х = {0, 2}.
|
а) Рис.5 |
б)
|
2) Найдите множество Х, на котором функции совпадают:
h(x)=, v(x)= , k(x)=, p(x)=x.
Ответ обоснуйте.
Ответ:
|
3) В какой точке совпадают графики функций f(x) и g(x),если
f(x)= , g(x)=
1) Df= . . . Dg= . . . 2)
Следовательно, если х= . . . , то функции f(x) и g(x) . . . Графики функций совпадают в точке . . . |
Д3.5
1) Постройте на рисунке 7 графики функций y=cosx, y=cos2x, y=cos, выделив их разным цветом.
Рис.7
2) Постройте график функции и укажите ее ООФ и МЗФ:
3x, если ,
f(x)=
x+2, если >1.
Df=________________; Ef=_________________
Рис.8
3) Покажите, что уравнение х2+2х+1= -1+ не имеет действительных корней, рассмотрев функции f(x)= х2+2х+1 и g(x)= -1+
Доказательство:
Какой метод использовали при выполнении этого задания?____________________________
|
Работа 5. Композиция функций. Обратная функция
В результате изучения темы студенты должны:
Ц1: знать определения композиций двух функций, уметь выделять составляющие композиции функций и выполнять обратную операцию – составлять композиции функций.
Ц2: знать определения биективного отображения и уметь проверять, являются ли функции биективными;
Ц3: знать определения обратимой и обратной функции и уметь аналитически находить обратную функцию; давать графическую интерпретацию понятий обратимая и обратная функция, строить по графику обратимой функции график обратной и по графику обратной функции находить исходную функцию.
Ц4: знать определения и свойства обратных тригонометрических функций; уметь строить графики обратных тригонометрических функций.
1) а) Сформулируйте определение композиции двух функций, заполнив пропуски:
Композицией функций f и g называется функция __________, для которой
1)
2) ________ для всех х____
б) Пусть даны два отображения:и . Какие условия должны выполняться, чтобы можно было определить композицию f и g?
1) __________________________
2) __________________________
2) Для функций f(x) = ln x и g(x) = найдите композиции, и их области определения.
а) Рассмотрите рисунок и записи, приведенные для композиции в левом столбце, и приведите графическую интерпретацию для композиции в правом столбце.
() (х)=х)) |
() (х)=х)) |
|||
f(x) = ln x, Df= Ef=R Df Ef x f f(x)=lnx
Dg= g
g(f(x))= Eg g(f(x))=
: xє Df → g(f(x))=
|
g(x)= . . . , Dg= . . . , Eg= . . .
: xє Dg→ f(g(x))= . . . |
|||
б) Найдите аналитически область определения композиций и |
||||
1) По определению композиции функций f и g область определения функции состоит из тех значений х, для которых выполнены два условия: и .
Получаем систему:
Таким образом, |
1) Для функции область определения находим, исходя из условий:
Получаем систему: …
=….. |
|||
2) Значения функции во всех точках множества Dgof находятся по формуле:
|
2) Значения функции во всех точках множества Dfg находятся по формуле:
|
Выясните, равны ли функции и , сделайте соответствующий вывод о коммутативности композиции функций.
______________________________________________________________________
_______________________________________________________________________
3) Представьте следующие функции в виде композиции основных элементарных функций. Постройте графики функций, являющихся элементами композиции, и с помощью этих графиков найдите множество значений функций f.
1)
|
2) |
|||||||||
_______________ h(x) = ________________ g h
0 0 х x
f
x
Рис.1
g : . . .→ R h : R →. . . R → R
Ef =
|
__________ h(x) = ___________ g h
0 0 x x f
x
Рис.2
g : . . .→ . . . R h : R →. . . . . . → . . .
()(x)=______________________________
Ef = |
Всегда ли можно определить композицию для функций, выделенных в правом столбце? Почему?____________________________________________________________
Запишите условия и найдите значения х, при которых можно определить композицию .
Ответ:
|
4) Сформулируйте определение сужения функции f на множество , заполнив пропуски:
Сужением функции f на множество называется функция ______, для которой 1) 2) для всех |
5) Рассмотрим функции f и g, заданные одной формулой, но на разных множествах (рис.3):
а)f(x)=x2 б)g(x)=x2,x0
Рис.3
Какая из данных функций является сужением другой и на каком множестве? ________________________________________________________________________________
6) Даны функции , .
а) Составьте композицию функций g и f и найдите . Приведите графическую интерпретацию композиции , подпишите множества и заполните пропуски.
f(x)=x+2, g(x)=log2x =f( ) g(x)= . . . . . . , Dg= , Eg= . . . . g
f
(): xє . .. →f(g(x))= . . . ()(2)=f(g(2))= . . . . . = . . .
|
б) Проанализируйте графическую интерпретацию композиции , заполните пропуски. Установите, существует ли композиция функций f и g на R? На каком множестве можно определить композицию ? f(x)=x+2, Df=
Df Ef x f f(x)=x+2
? Dg=, . . . . g
g(f(x))= log2(…..) Eg
Как записать множество, на котором можно определить композицию ?________ ______________________________________________________________________________
Найдите
|
7) Для функции
вычислите f ( f ( f ( f ( f ( 100 ) ) ) ))
Решение:
f(100) = ________________
f ( f (100) ) = ________________
f ( f ( f (100) ) )= ________________
f ( f ( f ( f (100) ) ) ) = ________________
f ( f ( f ( f ( f ( 100 ) ) ) )) = _______________
Где Вы уже встречали эту функцию?________________________________________________
8) Заданы функции:
и
Задайте аналитически функции и , постройте их графики.
|
|
Функция будет задаваться формулой: т.е. Итак,
|
Функция будет задаваться формулой: = =
|
9) Решите уравнение: выполнив указанные действия, если функция
1) Используя результат предыдущего задания, запишите, чему равна функция : а)при ; б) при |
1) а)
б)
|
2) Найдите корни уравнений: а) ;
б) |
2) а)
x1/2=
б)
x1/2=
|
3) Из найденных корней выберите те, которые удовлетворяют условию: а) ; б) |
3)а)
б) |
4) Запишите ответ:
|
4) ответ:
|
10) Запишите определения:
а) инъективной функции;
б) сюръективной функции;
в) биективной функции,
заполнив пропуски:
а) Функция : ХУ называется инъективной, если ___________________ элементам множества Х соответствуют _____________ элементы множества У, т.е.
Каким свойством обладает график инъективной функции? _____________
б) Функция : ХУ называется сюръективной, если ___________________ элементы множества У участвуют в соответствии, т.е. в) Функция : ХУ называется биективной, если она _________________________,
т.е.
Как еще называется биективная функция?______________________________________
11) Разберите пример для соответствия f. Для соответствий g и h выясните (по аналогии с f), являются ли они функциями и биекциями.
Пример: Множества и изображены точками плоскости. Законы соответствия и h между множествами Х и У заданы с помощью стрелок:
: ХУ : ХУ : ХУ
Рис. 4
: ХУ |
: ХУ |
: ХУ
|
Является функцией, т. к. каждому элементу множества Х поставлен в соответствие один элемент множества У (из каждой точки множества Х выходит одна стрелка)
Функция не инъективна, т.к. на схеме имеются две различные стрелки с общим концом
- не сюръективна, т.к. во множестве У нашлась точка, которая не является концом никакой стрелки (на схеме это точка 3, т.е. () : |
|
|
12) На рисунках 5 а)-в) изображены графики функций, заданных на естественной области определения. Выделите цветом часть графика, которая задает указанное отображение. В каких случаях функция является биекцией? Обоснуйте свой ответ.
а) ; б) ;
в)
а) б) в)
Рис.5
13) На рисунках 6 а)-г) изображены графики некоторых функций. Эти функции называются обратными тригонометрическими функциями. Укажите свойства этих функций, заполнив таблицу.
функция |
y=arcsin x |
y=arccos x |
y=arctg x |
y=arcctg x |
область определения |
|
|
|
|
множество значений |
|
|
|
|
монотонность |
|
|
|
|
четность (нечетность) |
|
|
|
|
Рис.6
14) Запишите определение обратной и обратимой функции, заполнив пропуски:
а) Пусть функция - инъективна. Обратной функцией для функции называется функция _________, область определения и закон соответствия которой определяются следующим образом: 1) 2) для всех
б) Функция называется обратимой, если ___________________________________________
______________________________________________________________________________
Продолжите фразу: очевидно, функция обратима в том, и только в том случае, когда она своё значение принимает ровно _______раз, т.е. является ____________
15) Какая симметрия переводит график обратной функции в график первоначальной функции? __________________________________________________________________________
16) Проанализируйте процесс нахождения функции , обратной для функции. Заполните пропуски.
1) Нужно проверить, будет ли функция обратима, т.е. проверить: а) сюръективность:
б) инъективность: |
а)
функция_________________________ б)____________ . функция ___________________ |
Вывод: Каждое своё значение функция принимает ровно _______раз, следовательно, она _____________________________________________________________________________
|
|
2) Нужно найти (у). Для этого из равенства выразите переменную х: |
х=_____________________________ |
3) Нужно переобозначить переменные: |
=________________________________
|
4) Графики функций и =_______________ расположены симметрично относительно ___________________________________________________________(рис.7).
Рис.7
17) Для следующих функций найдите обратную функцию. Постройте график самой функции и обратной ей на одном чертеже.
а) |
б) |
=
|
= |
18) Докажите, что функция обратима, заполнив пропуски. Запишите обратную для неё функцию и постройте её график. Сравните с графиком исходной функции.
Решение: 1)Покажем, что данная функция обратима. Для этого проверим: а) сюръективность:
б) инъективность: Возьмём две произвольные точки: х1, х2 Докажем, что их образы ______и________ не совпадают. Рассмотрим все возможные случаи: 1) Пусть . Тогда если , то _______________________,т.е. 2) Пусть тогда условие влечет__________________,т.е.__________ 3) Пусть (-∞; 1), , тогда Допустим, что , т.е. Отсюда получим, что Сравним с 1.
По условию (-∞; 1), значит, тогда по свойствам неравенств получим, что
Следовательно, Получили противоречие с условием. Значит, допущение о том, что Следовательно, из того, что Таким образом, различным значениям аргумента соответствуют различные значения функции, и функция является ______________________________________________________ Из п.а),б) следует, что функция -__________________________________________________.
|
2) Найдем : Если x, то y=х+3, отсюда х= . . . . и х, получаем у-3, у . . . Если x, то y=3х+1, отсюда х= . . . . и х<1, получаем у< . . . y-3, если y… Следовательно, …. , если y<… Переобозначив переменные, находим функцию: ……., при х …. = ……., при х <….
|
3) В системе координат (рис.8) построен график функции у= f(x). Постройте график функции . Рис.8 |
ТДО 4
Д4.1
1) Для функций f(x)=cos x и g(x)=3x найдите композиции , и их области определения. Найдите ()(), ()().
() (х)=х)) |
() (х)=х)) |
|
|
2) а) Представьте функции f(x)= и g(x)=3cosx+5 в виде композиции основных элементарных функций;
б) Составьте композиции f(g(x)) и g(f(x));
в) Найдите f(g(0)), g(f(3)).
f(x)= |
g(x)=3cosx+5 |
|
|
f(g(x)) |
g(f(x)) |
|
|
f(g(0)) |
g(f(3)) |
|
|
3) Задана функция:
1,
arccos x , <x1
f(x)= 2x-1, 1<<3
(0,5)x, 3<4
lg x, ≥4
а) Вычислите f(f(f(f(f(100)))));
б) В системе координат (рис.1) постройте график f(x).
Решение: а) f(100)=_____________________________, т.к. 100____________ f(f(100))=____________________________,т.к. f(100)____________ f(f(f(100)))=____________________________, т.к. f(f(100))_________ f(f(f(f(100))))=__________________________, т.к. f(f(f(100)))________ f(f(f(f(f(100)))))=________________________, т.к.f( f(f(f(100))))______
|
б)
Рис.1 |
Д4.2
1) Выясните, являются ли следующие функции биекциями, где f(x)=x4. Постройте графики этих функций на указанных множествах.
а) f: (-∞;-1)→(1;+∞)
|
б) f: (-∞;1)→(0;+∞), |
Ответ:
|
2) Укажите функцию f(x): [0;]→[0;1], которая является биекцией.
Постройте ее график в системе координат (рис.2).
Ответ: f(x)=______________________
Рис.2 |
3) Для функции у= укажите промежуток, на котором она является биекцией. Постройте ее график в системе координат (рис.3).
у=
-1 1
у= Функция является биекцией при х……….
|
Рис.3 |
Д4.3
1) Найдите функцию, обратную для функции у=. Постройте графики самой функции и обратной ей на одном чертеже.
1) Нужно проверить, будет ли функция обратима, т.е. проверить: а) сюръективность:
б) инъективность: |
f(x)= а) f:____→_____ f(___)=_______ функция_________________________ ____________ . функция ___________________ |
Вывод: _____________________________________________________________________________
|
|
2) Нужно найти . Для этого из равенства у=нужно выразить переменную х: |
х=_____________________________ |
3) Нужно переобозначить переменные: |
=________________________________
|
4) Графики функций f(x)= и =_______________ расположены симметрично относительно ___________________________________________________________(рис.4).
Рис.4
2) Убедитесь в том, что функция у= совпадает со своей обратной.
Решение:
|
3) Найдите для функции у=ех+2 обратную функцию и ее область определения.
Постройте графики самой функции и обратной ей на одном чертеже (рис.5).
Решение: 1) Нужно проверить, будет ли функция обратима, т.е. проверить: а)
б)
Вывод:
2) Нужно найти :
(х)=
|
График:
Рис.5 |
Д4.4
1) Перечислите известные Вам обратные тригонометрические функции. Постройте их графики, укажите ООФ и МЗФ.
а)y=
|
б)y= |
в)y= |
г)y= |
ООФ: МЗФ: |
ООФ: МЗФ: |
ООФ: МЗФ: |
ООФ: МЗФ:
|
график:
|
график: |
график: |
график: |
2) Представьте функции f(x)и g(x) в виде композиции основных элементарных функций:
f(x)=arcsin33x+5; g(x)= arctg.
Нарисуйте графики основных элементарных функций, являющихся элементами композиции (в одной системе координат), и с помощью этих графиков найдите множество значений функций f(x)и g(x).
а) f(x)=arcsin33x+5 |
б) g(x)= arctg. |
1) Функции, являющиеся элементами композиции: |
1) Функции, являющиеся элементами композиции:
|
2) Графики элементарных функций:
Ef=
|
2) Графики элементарных функций:
Eg=
|
3) Найдите область определения и множество значений функции y=.
область определения:
множество значений:
|
КД
I. 1) Для функции укажите ее область определения и множество значений. Постройте график этой функции. Найдите .
Решение: Df=________________,Ef=_________________ f(1)=________; f()=_______; f(2)=___________; f()=___________
Рис.1 |
2) Используя рисунок 1, постройте график функции в той же системе координат, выделив его другим цветом. Найдите Dg, Eg. Сравните значения g(1), g(), g(2), g() со значениями, полученными в п.1).
Решение: Dg=____________________; Eg=_________________ g(1)=_____________; g()=___________;g(2)=___________; g()=__________________
|
II. Запишите аналитически функции y=f(g(x)) и y=g(f(x)). Укажите их область определения и множество значений и постройте графики этих функций, если:
a) y=f(g(x)) |
б) y=g(f(x)) |
f:______→__________ g:______ →_________ Eg__________Df
|
Df__________________________ Eg
|
Будут ли функции f(g(x)) и g(f(x)) обратимы? Ответ обоснуйте:_________________________
_______________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________
III. Заданы функции:
и .
а) Найдите функции и и постройте графики этих функций.
б) Решите уравнение: =
a) |
|
1) 3-|x|>1
=_______________ 2) 3-|x|1
=_______________
=
|
|
б) Решение: 1) при хє_____________
2) при хє_____________
Ответ:
|
Работа 6. Тест по теме
«Понятие функции одной вещественной переменной»
В заданиях 1- 9 обведите верный ответ в кружочек:
1) Выберите неравенство, содержащее неизвестную под знаком модуля, если на числовой прямой все точки х удалены от точки 3 на расстояние, меньшее 4:
а) |x-4|<3; б) |x-3|>4; в) |x-3|<4; г) |x|<4; д) |x-4|>3.
2) Решением какого неравенства является неравенство: 3<x<5?
a) |x-2|<3; б) |x-3|>2; в) |x-4|<1; г) |x-1|>2.
3) Выберите соответствия, являющиеся отображениями:
а) отрезку соответствует его середина;
б) отрезку соответствует центр окружности, построенной на нем как на радиусе;
в) шару соответствует его объем;
г) треугольнику соответствует центр описанной около него окружности.
4) Отображение из множества книг во множество натуральных чисел ставит в соответствие книге количество страниц в ней. Какими из перечисленных свойств оно обладает:
а) всюду определено;
б) сюръективно;
в) инъективно;
г) биективно?
5) Областью определения функции является множество:
а) б)
в) г).
6) Функции равна функция:
а) ; б) ; в) ; г) .
7) Если то областью определения композиции является множество:
а) б) ; в) ; г) .
8) Функция является сужением функции:
а) ; б) ; в) ; г) .
9) Даны функции: . Их композицию задает формула:
а) б)
в) г)
10) Запишите композицию , если .
Ответ: =
|
В заданиях 11- 12 обведите верный ответ в кружочек:
11) На всей своей области определения обратимы функции:
1, если х>0,
а) б) где (знак числа)= 0, если х=0,
-1, если х<0;
0, если х,
в) , где (функция Дирихле)=
г) ? 1, если х ;
12) Отображение задано формулой:. Тогда обратное к нему отображение можно записать в виде:
а) б)
в) г)
13) Отображение задано графиком (рис. 1). На каком множестве оно определено, какие значения принимает? Является ли оно обратимым и, если да, на каком множестве определено обратное отображение и какие значения оно принимает?
y
7
6
5
4
3
2
1
0 1 2 3 4 5 x
Рис.1
14) Запишите область определения функций, заданных графически на рис. 2 а)-г).
Рис.2
Ответ: а)-_________________; б)-___________________;
в)-_________________; г)-___________________.
|
15) Найдите все натуральные значения n, при которых верно неравенство: ,и докажите его при найденных значениях n. Укажите метод доказательства.
_______________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________
Доказательство: 1)
2)
3) Согласно__________________________________________________________________ неравенство верно для любого номера n__________. |
ОТВЕТЫ:
Ответы к ТДО 1:
Д 1.1 1) для любого действительного числа; а) х-3, при х3; 3-х, при х3;
б) по свойству: .
2) а) х2-3, при х х; 3-х2, при ;
б) 4х-0,25 при х; 0,25-4х при х<-1;
в) log4x-0,5 при х; 0,5- log4x при х<2.
3) а) х-1; б) 3х-1 по опр.модуля.
Д1.2 1) а) х=; б) х1=3,5; х2=2,5; в) 2,5; г) x>3,5; x<2,5
2) а) в)
-b b a-ε a+ε
б) г)
-b b a-ε a+ε
3)а) и , геом. смысл-смотрите п.2в; б) аналогично.
Д1.3 1) а) 4; б) 3; в) 2, х=5; г) 1, х1=5; х2=1.
2) 1) х1=0; х2=3; 2) 3) 4) х=1
3) а) х5; б) х=, при ; , при ; в) х>-2.
Д1.4 1) ; 2) , f(0)=1, f()=1, f(1)=, f(-)=0;
Графики: 1) 2) 3)
Ответы к ТДО 2:
Д 2.1 1) 1) n=1: л.ч.=1, пр.ч.= 1, 1=1-верно
2) n=k, т.е. 1+2+22+…+2k-1=2k-1- верно
n=k+1, т.е. 1+2+22+…+2k-1+2k =2k+1-1-нужно показать
л.ч.= 1+2+22+…+2k-1+2k =2k-1+2k=22k-1=2k+1-1=пр.ч. (подчеркнута гипотеза). Равенство верно при n=k+1. 3) Согласно ПМИ равенство справедливо .
2) а) (геом. прогрессия),
б)
а) |
б) |
1) n=1: , b1= b1-верно
|
1) n=1: л.ч.=S1=b1; пр.ч.= = b1 b1= b1-верно |
2) Допустим, что утверждение верно при n =k, |
|
т. е.
|
т. е. |
Покажем, что утверждение верно при n = k+1, |
|
т. е. |
т. е. |
л.ч.=
=пр.ч.
|
л.ч.== =…==пр.ч.
|
Утверждение верно при n = k+1 |
|
3) Согласно принципу математической индукции утверждения справедливы . |
3)
а) 3n >n2 при всех |
б) (10n +18n-1) кратно 27 при всех |
1) n=1: 3>1-верно |
1) n=1: (10n +18n-1)=10+18-1=2727-верно |
2) Допустим, что утверждение верно при n = k, |
|
т. е. 3k >k2 |
т. е. (10k +18k-1) кратно 27 |
Покажем, что утверждение верно при n = k+1, |
|
т. е. 3k+1 >(k+1)2
|
т. е. (10k+1 +18(k+1)-1) кратно 27 |
л.ч.= 3k+1=33k>3 k2; пр.ч.= (k+1)2= k2+2k+1; сравните 3 k2 и k2+2k+1 при k.
|
л.ч.=10k+1+18(k+1)-1=10k10+18k+17=10k10+18k+ +162k-1+18-10+10-162k=(10k10+180k-10)+27-162k= =10(10k +18k-1)+27(1-6k) кратно 27 27 27
|
Утверждение верно при n = k+1. |
|
3) Согласно принципу математической индукции утверждения справедливы . |
Ответы к ТДО 3:
Д 3.1 1) 1- является отображением; 2, 3 не являются отображениями: в 2 не выполняется функциональность, в 3 – всюду определенность.
2) Функция (по опр.), f(-1)=-1, f(0)=0, f(0,5)=0,25, f(1)=-1, f(1,5)=-1,5
3) а, б.
а) б) в)
Д3.2 1) а); б); в)- функции при ; г)- функция при
а) б) в) г)
2) а) ; б)
Д3.3 1) например, 2) , ; 3) ООФ: , МЗФ:
, ,
1) 3)
Д3.4
1) а), б) на Х
а) б)
2) при
при
3) графики совпадают в точке , если х=0, то f(x)=g(x)
Д3.5 1) 2) Df=, Ef= 3) использовать графический метод
Ответы к ТДО 4:
Д4.1 1)g:, f: , (gf)(x)=g(f(x))=3cosx, (fg)(x)=f(g(x))=cos3x, (gf)(, (fg)
2)a) f(x)=(kh)(x), h(x)=x+3: , k(h)=: , g(x)=(st)(x), t(x)=cosx: , s(t)=3t+5: ; б) f(g(x))=, g(f(x))=3cos; в) f(g(0))=, g(f(0))=3cos
3)a) f(f(f(f(f(100))))=0, т.к. f(100)=lg100=2, f(f(100))=3, f(f(f(100)))=, f(f(f(f(100))))=1.
Д4.2 1) а) биекция, б) не является биекцией; 2) y=sin (x/2)
3) биекция при х х,
Д4.3 1) ; 2) y(x):,
3) ;
Д4.3 1)
Д4.4 1) см.№13, работа5; 2)
h(x)=3x |
h(x)=1/x |
k(h)=arcsin h, t(k)=k3+5 |
k(h)=h3, t(k)=arctgk-5 |
f(x)=(, Ef=(5;+∞) |
g(x)=(, Eg=( |
3) Dy: ; Ey: .
Ответы к КД:
I. 1) , , , ; ;
2) , ,, , ,
II.a) , ; б)
,
f(g(x)) и g(f(x)) необратимы, т.к. не инъективны
2-3, при -2<x<2,
III.а) f(3-)= g(x)=x2-x-3; б) x; x=0, x=-1
5-, при x ;
x=-2; x=2
Ответы к тесту:
1) в; 2) в; 3) а, в, г; 4) а; 5) г; 6) б; 7) в; 8) в, б; 9)г; 10), при ; 11)а, г; 12)б;
13) обл.опр.:, обл.значений:, обратное отображение определено на множестве , его обл.значений :; 14) а) (-)4;+); б) ; в); г) ; 15) метод математической индукции. Указание: представить по свойству степени использовать предположение, что ,и сравнить и , определив знак разности: - , учитывая, что .
Учебное издание
ФУНКЦИИ. СВОЙСТВА ФУНКЦИЙ
Рабочая тетрадь по математическому анализу
Учебно-методическое пособие для студентов первого курса
физико-математических и технических специальностей
Автор-составитель Т. Е. Курапкина
Редактор Л.И. Опарина
___________________________________________________________________________
Подписано в печать 26. 07. 2007 г. Печать оперативная
Заказ 122
Объем 4, 9 п.л. Тираж 50 экз.
___________________________________________________________________________
Нижегородский государственный педагогический университет
Полиграфический участок АНО «МУК НГПУ»
603950, Нижний Новгород, ГСП -37, ул. Ульянова, 1