"; document.open(); if(navigator.userAgent.indexOf("Firefox")>=0){ document.write(' '); document.write('
главная страница

НИЖЕГОРОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

главная  >>  история

СТАНОВЛЕНИЕ И ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ
ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА В НИЖНЕМ НОВГОРОДЕ

Нижегородский государственный педагогический университет получил университетский статус в 1993 году. До этого он был с 1918 года Нижегородским (Горьковским) государственным педагогическим институтом – высшим учебным заведением, возникшим на базе среднего педагогического учебного заведения – Нижегородского учительского института, существовавшего с 30 октября 1911 года. Таким образом, специальное педагогическое образование в Нижнем Новгороде насчитывает 90 лет.

  1. Наш университет прошел через следующие этапы развития:
  2. Нижегородский учительский институт (1911-1918).
  3. Нижегородский педагогический институт (1918-1919)
  4. Институт народного образования (1919-1921)
  5. Нижегородский педагогический институт (1921-1926)
  6. Педагогический факультет Нижегородского университета (1926-1930)
  7. Нижегородский (Горьковский) государственный педагогический институт (1930-1993)
  8. Нижегородский государственный педагогический университет (с 1993 г.).

Остановимся на становлении высшего педагогического образования в Нижнем Новгороде, а затем на структуре учебного заведения и организации управления им на каждом из этапов развития.

Учительский институт в отличие от учительских семинарий, которые готовили преподавателей для одно-, двухклассных начальных школ, выпускал педагогов- многопредметников для "высших" начальных училищ с четырехклассным образованием, существовавших в городах и уездных центрах. Обучались в институте три учебных года, курсы именовались "классами", а студенты – воспитанниками I, II и III классов. При некоторых институтах имелись базовые высшие начальные училища, где проходили практику воспитанники III класса. Изучались предметы курса городских училищ, где предстояло работать выпускникам, и педагогические дисциплины: педагогика, психология, дидактика, методика всех главных предметов, а также бухгалтерия и гигиена. Так как включение в программы педагогических дисциплин шло за счет уменьшения общеобразовательной программы (в частности, древних и новых языков), то аттестат об окончании института не давал права поступления в университеты.

Выпускники высших начальных училищ имели право работать в начальных школах низшего типа, а также чиновниками государственных и земских учреждений. В пореформенные годы потребность в этих кадрах постоянно росла. Если в 70-х годах в России было открыто 9 учительских институтов, то за первое десятилетие XX века – 8, т.е. произошло почти двойное увеличение. В 1911 году учительские институты были открыты еще в ряде губернских городов, в том числе в Нижнем Новгороде.

В связи с утверждением императором Николаем II государственного бюджета на 1911 год, где были заложены суммы на открытие двух учительских институтов, министр народного просвещения 22 апреля 1911 года сообщил попечителю Московского учебного округа о разрешении открыть в Нижнем Новгороде учительский институт с 1 июля.

В первом годовом отчете института за 1911 год говорилось, что он открыт с 1 июля 1911 года после утверждения росписи доходов и расходов на 1911 год. С этого же времени официально приступил к своим обязанностям директор института Н.Д.Никольский, кандидатура которого заранее была подобрана попечителем Московского учебного округа. Попечитель уже 9 августа 1911 года сообщает директору Нижегородского учительского института о переводе в Нижегородское казначейство на его счет 4000 руб. На бланке института за подписью директора Н.Д.Никольского 30 октября 1911 года попечителю была выслана смета расходов этой суммы.

Первым директором Нижегородского учительского института стал бывший директор учительской семинарии в Ярославской губернии Николай Дмитриевич Никольский, крупный педагог и методист. Он арендовал для института дом купца Наумова на Большой Покровке (в настоящее время дом № 33) и сформировал педагогический совет, который провел подготовительную работу по составлению предметных программ и учебного плана. При институте были созданы фундаментальная и учебная библиотеки, оснащены кабинеты: физический, естественно-исторический, психологии, наглядных пособий, а также классы для рисования и ручного труда. Институт со временем приобрел гимнастические снаряды и музыкальные инструменты, необходимые для подготовки учителей- многопредметников. В подвале была оборудована столовая. В этом же здании были классы для городского четырехклассного училища, где студенты института под руководством его преподавателей проходили практику.

Н.Д.Никольский подобрал для института квалифицированный педагогический персонал. Так, преподаватель истории и географии М.Н.Кутузов окончил историко- филологический факультет Московского университета с дипломом I степени. Все преподаватели имели опыт работы в средних учебных заведениях. Сам Н.Д.Никольский начал преподавательскую работу еще в 1896 году.

На 17 октября (в переводе на новый стиль 30 октября) 1911 года был назначен торжественный акт открытия института. Попечитель Московского учебного округа действительный статский советник А.А. Троицкий призвал воспитанников института быть "верными защитниками идеалов православного русского народа". От деятелей народного просвещения из Москвы, Тулы, Ярославля пришли поздравительные телеграммы: "Рассаднику учительской нивы добрых всходов на многие лета". В этот день появилось в Нижнем Новгороде первое светское специальное педагогическое учебное заведение для подготовки учителей. Таким образом, юридически Нижегородский учительский институт стал существовать с 1(14) июля 1911 года, а торжественный акт открытия с приглашением именитых гостей состоялся 17(30) октября 1911 года.

Воспитанники (студенты) института по своей сословной принадлежности были в основном крестьянами. Так, из 29 человек, принятых в институт на второй год его существования, 20 были крестьянскими детьми, 4 из мещан и 4 из семей священнослужителей, дворян же не было. Треть из них окончили городское училище, более трети – учительскую семинарию. Причем подавляющее большинство – 22 вновь принятых воспитанника работали до этого народными учителями. На 1 января 1914 года во всех трех классах института обучался 81 студент, из которых 56 до этого преподавали в начальных училищах.

Институт располагал 60 казенными стипендиями по 16 рублей в месяц. Кроме казенных стипендиатов, в институте могли быть "своекоштные воспитанники", платившие за обучение по 50 рублей в год. Могли быть также стипендиаты от городских обществ и земств. Например, с 1 января 1913 года Нижегородская городская управа предоставила институту 2 городские стипендии размером в 100 рублей в год (казенная – 166 рублей). Получавшие стипендии от казны обязаны были отслужить учителями не менее 6 лет.

Кроме знаний в объеме программ средних учебных заведений, институт давал солидную педагогическую подготовку. В отчете попечителю Московского учебного округа за 1913/1914 учебный год директор В.В.Соколов писал: "На долю директора и преподавателей института приходится много такого труда, которого совершенно не знают директора и преподаватели гимназий и реальных училищ. Достаточно указать на следующие данные: директор присутствовал на 148 пробных уроках и провел свыше 130 часов на вечерних педагогических конференциях, прочитал 57 работ по педагогике…" (Отчет о деятельности педагогического персонала Нижегородского учительского института за 1913/1914 учебный год. Государственный архив Нижегородской области (далее – ГАНО, ф.527, оп.1, д.92, л.41).

В июле 1914 года состоялся первый выпуск института из 28 человек. Аттестаты об окончании полного курса воспитанников института получили 10 сыновей крестьян, 7 – мещан и 1 – мастерового. После первого года работы в школе один из них написал директору Соколову: "Институту большое спасибо за то, что он приучил к усидчивости, научил заниматься, а для учителя – это главное" (Жизнь и деятельность Нижегородского учительского института за 1914/1915 учебный год. Н.Новгород, 1913. С.95).

Преподаватель русского языка Владимир Владимирович Соколов в августе 1913 года сменил на посту директора Н.Д.Никольского, который за блестящую организацию работы Нижегородского учительского института получил повышение, будучи назначен директором народных училищ Тверской губернии. Соколов проработал два учебных года. В конце 1915 - начале 1916 года обязанности директора исполнял М.Н. Кутузов.

Беллюстин Всеволод КонстантиновичВ конце марта 1916 года директором Нижегородского учительского института стал выдающийся русский педагог-математик и методист обучения в начальной школе Всеволод Константинович Беллюстин (1865-1925). Окончив в 1886 году физико-математический факультет Московского университета, он работал народным учителем, прошел хорошую педагогическую практику и близко узнал жизнь и нужды сельского учительства.

В начале XX века он показал себя инициативным организатором народного просвещения во Владимирской губернии, работая с 1900 года инспектором народных училищ, затем директором учительской семинарии, а с 1912 года директором народных училищ в чине действительного статского советника. В эти годы В.К.Беллюстин активно разрабатывал методику преподавания арифметики, уделяя особое внимание задачам как средству развития у учеников сообразительности и математического мышления. Им составлены арифметические задачники I-V классов, изданы книги "Методика арифметики" и "Очерки методики геометрии в пределах начального курса", а также многочисленные статьи по методическим и общепедагогическим вопросам. Не случайно его неоднократно приглашают руководителем летних курсов народных учителей во многие центральные губернии России. Он читает лекции учителям Москвы, Киева, Харькова, Пскова, Смоленска, Самары, Владимира, Нижнего Новгорода и других городов.

Приход такого директора значительно оживил педагогический процесс в Нижегородском учительском институте. Здесь он читает курсы педагогики, методики математики и истории математики. Один из его студентов, Виктор Репьев, рассказывал впоследствии: "Всеволод Константинович читал лекции неторопливо, доходчиво, он популярно выяснял особенности эпохи и практические потребности общества, которые порождали тот или иной прогресс в развитии математической науки" (За учительские кадры. 1965, 16 марта). Плодом любви к истории математики стала книга "Как постепенно дошли люди до настоящей арифметики".

Война резко изменила жизнь института. В его помещении разместился госпиталь, заниматься приходилось в здании Кулибинского ремесленного училища. Воспитанникам читались лекции на военные темы, например о "воздушных змеях и опытах, производившихся убитым на войне нижегородским летчиком П.Н.Нестеровым". Ученики городского училища ходили на выставку трофейного оружия и снаряжения. Выпуск 1914/1915 учебного года был ускорен, и 11 выпускников тут же отправили в юнкерское училище для ускоренной офицерской подготовки.

Во время войны в Нижнем появилось второе среднее педагогическое заведение, но рангом ниже института – учительская семинария. В связи с угрозой захвата немцами Риги оттуда была эвакуирована женская учительская семинария. Она была переименована в Нижегородскую и в сентябре 1916 года начала прием. Сохранился "Список лиц, ходатайствующих о приеме" в 1917 году. Всего в июле-августе было подано 75 заявлений, но зачислены были 7 октября 1917 года только 23 девушки "ввиду тесноты семинарского общежития". Почти все закончили двухклассное начальное училище. Большинство (18 из 23) составляли дочери крестьян в основном Нижегородской губернии, остальные были из разночинных городских семей.

После свержения самодержавия Временное правительство сделало шаг к превращению в вузы учительских институтов, в которых была введена факультетская структура. С 17 октября 1917 года в Нижегородском учительском институте стали функционировать историко-словесный и физико- математический факультеты.

В связи с предстоящей реорганизацией весной 1918 года состоялся последний выпуск Нижегородского учительского института, который за время своего существования подготовил более 130 педагогов.

Решение о преобразовании учительских институтов в вузы было принято 7 мая 1918 года на Всероссийском съезде делегатов от слушателей 22 учительских институтов, который рассмотрел вопрос "о возведении учительских институтов в статус высших учебных заведений и присвоении реформированным институтам наименования педагогических". Съезд предложил Наркомпросу РСФСР "реформировать учительские институты в высшие специальные педагогические заведения".

Документы съезда были положены в основу работы комиссии Наркомпроса РСФСР по реформе учительских институтов, принятия новых программ и учебников 25 реформируемых институтов. Проект нового устава учительских институтов как высших педагогических учебных заведений и программы обучения были обсуждены и приняты на Всероссийском совещании по подготовке преподавателей, созванном отделом подготовки учителей при Наркомпросе РСФСР 18 августа 1918 года, подтвердившем основные резолюции съезда делегатов учительских институтов.

Вслед за этим последовало телеграфное распоряжение Наркомпроса РСФСР от 11 октября 1918 года о преобразовании Нижегородского учительского института в "высшее учебное заведение – педагогический институт с 4-летним сроком обучения со всеми правами по автономному управлению". По получении этого распоряжения совет Нижегородского учительского института уведомил отдел народного образования при Нижегородском Совдепе "о мерах по реформированию учительского института и о развертывании педагогического института в 3 факультета: словесно- исторический, физико- математический, естественно-географический". Так в октябре 1918 года Нижегородский учительский института получил статус высшего учебного заведения и стал именоваться Нижегородским педагогическим институтом.

Были приняты меры по увеличению численности студентов нового высшего учебного заведения. В газетах было дважды помещено следующее объявление:

"НИЖЕГОРОДСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ.

(Бывший Учительский Институт)

Сим извещает, что он преобразован в высшее учебное заведение с открытием следующих факультетов: 1) физико-математического; 2) литературно-исторического; 3) естественно-географического, каждый факультет допускает еще большую специализацию по циклам. Слушатели обеспечены стипендиями временно до 1-го января в размере 200 руб., а с 1-го января она будет увеличена (по объяснению Центрального Комиссариата) в зависимости от местных условий.

В число студентов принимаются лица обоего пола, с цензом не ниже среднего образования, с учительским стажем и без него, без испытаний, а равно и лица с педагогическим 5-летним стажем с цензом ниже указанного, не по испытанию. Обучавшиеся в высших учебных заведениях принимаются с зачетом прослушанных и зачисленных предметов.

Прием прошений продолжен до 10-го ноября.

Занятия уже начались".

По уставу пединститута, утвержденному заместителем наркома просвещения РСФСР М.Н.Покровским 19 ноября 1918 года, педагогический институт имел целью "дать педагогическую и научную подготовку лицам, желающим посвятить себя педагогической деятельности в единой трудовой школе".

Первые три года предусмотренного уставом 4-летнего срока обучения в институте отводились на теоретическое и практическое изучение научных дисциплин, в течение последнего, 4-го курса студенты должны были заниматься в основном педагогической практикой. Окончившим институт присваивалось звание учителей школы II ступени.

Согласно утвержденным Главпрофобром РСФСР Правилам приема в высшие учебные заведения, за Нижегородским педагогическим институтом были закреплены территории Нижегородской, Симбирской, Пензенской, Владимирской, Иваново-Вознесенской губерний.

Еще весной 1918 года было реорганизовано управление Нижегородского учительского института. Должность директора была упразднена, а "всеми сторонами жизни" стал руководить педагогический совет, который для ведения текущей работы избрал из членов совета президиум, или правление. Общее собрание студентов учительского института единогласно признало необходимым иметь представительство в педагогическом совете по два от каждого курса с правом решающего голоса. В руководящий орган совета избирался один из представителей студентов.

Председателем совета стал бывший директор В.К.Беллюстин, но проработал он на этой должности всего год. В 1919-1921 годах он работал в сельской школе Саранского уезда.

Первый, 1918/1919, учебный год Нижегородский педагогический институт работал, имея в своем составе 39 преподавателей и 89 студентов.

Перед следующим учебным годом педагогический институт подвергся реорганизации. Следуя указанию Комиссариата просвещения, губернский отдел народного образования с 1 сентября 1919 года закрывает педагогический институт и учительскую семинарию, а с 13 ноября сливает их в единое высшее учебное заведение – Институт народного образования (ИНО), которому передавалась и базовая школа бывшего учительского института.

Председателем совета ИНО, выполнявшим тогда функции ректора, был избран в ноябре 1919 года профессор физики, ведущий специалист Нижегородской радиолаборатории В.К.Лебединский, членами совета -профессора химии и математики И.И.Бевад и К.Л.Баев, а также представитель губернского отдела народного образования С.А.Стойчев.

В феврале 1921 года в составе правления вводится должность политического комиссара, на которую был назначен член РКП(б) Давид Лурье. Он в 1917 году окончил Нижегородскую губернскую гимназию с золотой медалью, а в 1920/1921 учебном году учился на первом курсе института. В декабре 1921 года Лурье становится председателем правления института и успешно руководит им, "несмотря на невероятно тяжелые условия работы в области хозяйственной", как отмечалось губоно. В марте 1922 года происходит уникальное событие – ректором вуза становится студент. После окончания Нижегородского педагогического института Д.Г.Лурье был направлен в Институт красной профессуры в Москву, после чего преподавал политэкономию в ННГУ.

По распоряжению Наркомпроса осенью 1921 года Нижегородский институт народного образования снова преобразуется в педагогический институт.

Бывшее высшее городское училище при Нижегородском учительском институте с 1 сентября 1919 года было слито с классами бывшей губернской гимназии и преобразовано в опытно-показательную школу I и II ступеней при ИНО.

Опытно- показательная школа была базовой для проведения педагогической практики студентов института (а затем педагогического факультета университета) за все время ее существования вплоть до 1930 года. "Студенты под руководством методистов и преподавателей проходили в учебных классах педагогическую практику, давали пробные уроки, - вспоминали впоследствии выпускники школы. – Мы, когда учились в выпускном девятом классе, тоже давали пробные уроки в своем же классе с последующим их обсуждением в присутствии методиста-преподавателя" (Горьковский рабочий, 1981, 28 сентября). При школе были деревообрабатывающая и швейная мастерские, физический кабинет с лабораторией, кабинеты математики, химии, биологии и уголок живой природы. Школа размещалась в здании бывшей Нижегородской губернской мужской гимназии, и в ней работали как бывшие учителя городского училища, так и педагоги гимназии.

До 1921 года институт ютился в двух зданиях на Большой Покровке (дома № 32 и 33) бывшего учительского института с 19 комнатами. Для 67 преподавателей и 254 студентов этой площади было мало, тем более что часть аудиторий была занята под жилье для студентов, которые спали прямо на полу. По ходатайству института президиум Нижегородского губисполкома 7 июня 1921 года принимает постановление, по которому ИНО "передается здание бывшей 1-й мужской гимназии, занятое в настоящее время командными курсами всеобуча". Красные командиры из здания гимназии уезжать не хотели. Президиум губисполкома 6 августа принимает новое решение о выселении военных курсов, руководители которого волынили еще месяц с лишним. И лишь 15 сентября 1921 года институт въезжает в здание бывшей Нижегородской губернской гимназии, которое занимает и поныне. В наследство от гимназии ему достается оборудование учебных кабинетов и богатейшая в городе библиотека.

Институтское здание, одно из лучших в городе, состояло из новой и старой части. Новая часть (здание по Тихоновской улице, ныне ул. Ульянова) вмещала 10 аудиторий, большой актовый зал, 5 кабинетов, канцелярию и квартиры технических служащих. Один этаж этого здания (10 комнат) занимала опытно-показательная школа. Старая часть здания, выходящая на Благовещенскую площадь (пл. Минина), включала 6 аудиторий, 11 кабинетов и лабораторий, библиотеку и читальню из 8 комнат, 8 кабинетов опытно-показательной школы и 8 квартир служащих.

В 1921-1922 годах преподавание предметов было организовано по 4 циклам: социально-историческому, физико-химическому, естественно-научному и естественно-географическому, которыми заведовали С.И.Архангельский, В.А.Солонина, А.И.Порхунов и С.Л.Иванов.

В 1923/1924 учебном году институт состоял из пяти отделений: 1) физико-технического; 2) естественно-агрономического; 3) общественно-экономического; 4) политико-просветительского; 5) школьного со специальностями библиотекарей и медицинских работников школ. Вместо школьного в 1924/1925 учебном году было создано лингвистическое отделение с секцией русского языка. В этом же году начал работать "дошкольный кружок", т.е. оформилась специализация работников дошкольных заведений. Число студентов неуклонно росло от одного учебного года к другому: в 1919/1920 году их было 145, в 1920/1921 году – 254, в 1921/1922 году – 299, в 1922/1923 году – 425. Несмотря на лихорадку реорганизаций и ежегодных изменений учебных планов, недостаток средств у института, полуголодное существование студентов и материальную необеспеченность преподавателей, институт выпустил в 1923-1927 годах 237 учителей.

В 1926 году педагогический институт был присоединен к Нижегородскому университету на правах факультета с 5 отделениями (физико- математическим, химико-биологическим, социально-историческим, отделениями языка и литературы, а также политпросветработы). Фактически сохраняя автономию, институт существовал в университете до весны 1930 года, когда НГУ был расформирован, а на его базе возникло 5 новых институтов и восстановлен педагогический институт со следующими отделениями: общественно-экономическим, физико-техническим, лингвистическим, естественно-географическим, политико-просветительским, внешкольным, дошкольным, физического воспитания и курсов иностранных языков. В качестве главного корпуса за ним остался и корпус Нижегородской губернской гимназии. В принятом в 1930 году постановлении ликвидационной комиссии СНК СССР говорилось: "Нижегородский государственный университет расформировать… Педагогический институт оставить в ведении Наркомпроса РСФСР" (ГАНО, ф.2734, оп.2, д.6, лл.1,4). Нижегородский горсовет 16 апреля того же года определяет численность приема в восстанавливаемый пединститут с 1 сентября 1930 года в 460 студентов, а с 1 февраля 1931 года – еще столько же, т.е. институт в конце учебного года должен был насчитывать 920 студентов.

Временно исполняющим обязанности директора Нижегородского педагогического института был назначен бывший ректор НГУ Петр Иванович Шульпин. Через год Шульпин был направлен в Институт красной профессуры, а директором стал доцент Александр Соломонович Бернштейн, выпускник МГУ, до переезда в Нижний Новгород – сотрудник Института истории Коммунистической Академии.

С 1 мая 1930 года вновь стал действовать самостоятельный Нижегородский педагогический институт, и на протяжении 30-х годов шел процесс его расширения и перестроек. В 1932/1933 учебном году институт состоял из 9 отделений (общественно- исторического, общественно- экономического, физического, математического, естественного, химического, биологического, дошкольного и педагогического), на которых учились 775 студентов. Весной 1931 года при институте был создан двухгодичный "вечерний пединститут" для ускоренной подготовки учителей фабрично-заводских училищ и работников дошкольных учреждений.

Существенные структурные изменения произошли в 1934 году. Вместо отделений в августе были введены факультеты, и в институте их стало 5: исторический, языка и литературы, физико-математический, естественный и педагогический. В октябре при пединституте организуется автономный двухгодичный учительский институт с тремя отделениями.

В том же октябре 1934 года к институту был присоединен Сормовский педагогический институт. Он был создан приказом Наркомпроса от 18 сентября 1930 года в составе отделений механико-технического, технологического и политехнического труда с нормой приема по 160 человек в год. По профилю это скорее политехнический институт. Уже тогда Нижегородский крайком ВКП(б), крайисполком и крайоно писали в Москву, что "не считают возможным открытие института в Сормове". Жизнь подтвердила это обоснованное мнение. Приказом Наркомпроса от 26 сентября 1934 года Сормовский пединститут был ликвидирован и слит с Горьковским пединститутом.

В первой половине 30-х годов гимназический корпус был надстроен: над боковыми его частями (бывшими флигелями, соединенными с основным корпусом) было выстроено по два этажа, а над главным корпусом – один. Это существенно пополнило аудиторный фонд. Изменился и внешний вид здания, выходящего на пл. Минина. Что касается примыкающего к старому нового корпуса, выстроенного в 1903 году, то он остался без изменений.

В 30-е годы в институте сменилось семь директоров: П.И.Шульпин, А.С.Бернштейн, А.В.Горев, И.К.Федотов, П.И.Заррин, В.Н.Касаткин и Н.П.Киреев. Пятеро из них занимали пост по году, двое – около двух лет каждый. Такая частая смена директоров затрудняла руководство работой института, но это объясняется сталинскими репрессиями, которым подверглись трое директоров института (Павел Иванович Заррин, Василий Николаевич Касаткин и Иван Кузьмич Федотов). В 1936-1937 годах было арестовано 25 преподавателей и 10 студентов по ложным политическим обвинениям. В их числе был и доцент М.Н.Кутузов, старейший сотрудник, преподававший еще в Нижегородском учительском институте.

В начале 30-х годов уровень знаний студентов был низок, некоторые из них учились на одном курсе по два года, а то и исключались за неуспеваемость. Каждый год в институт принималось на учебу по 300-330 человек, а отчислялось 160, из них – за неуспеваемость по 30-40 человек. С 20-х годов в вузах утвердился так называемый бригадно-лабораторный метод занятий, когда бригада студентов без преподавателя прорабатывала материал, затем от имени всех отчитывался бригадир, а преподаватель ставил зачет всем. Роль лекций фактически сводилась на нет, а индивидуальной ответственности не было никакой. Незанимающийся, но шумливый "общественник" в ряде случаев мог преуспеть больше, чем честно и старательно изучающий программу студент, который иногда третировался как "академист".

После принятого в сентябре 1931 года постановления ЦК ВКП(б) о школе и опубликованного через год постановления ЦИК СССР об учебных программах в вузах положение стало меняться. Лекции и семинары были восстановлены как основной метод преподавания, в лабораториях каждый студент занимался и отчитывался перед преподавателем самостоятельно, вводились экзамены и т.д.

Осенью 1932 года в связи с 40-летием литературной деятельности А.М.Горького Нижний Новгород был переименован в город Горький. За две недели до этого местные власти присвоили имя писателя институту, который стал именоваться Горьковским педагогическим институтом имени М.Горького. Кстати, нижегородский период жизни А.М.Горького никак не связан ни с учительским институтом, ни с гимназией.

К началу Великой Отечественной войны на дневном отделении института обучалось 1350 студентов. Во время войны институт был переведен в здание сельхозинститута. До революции там была духовная семинария, а сейчас это второй корпус НГПУ.

За годы войны из института ушли в ряды Советской армии 287 человек (из них 243 студента). 59 человек были добровольцами, из них 40 девушек. В 1944/1945 учебном году институт по контингенту студентов достиг довоенного уровня.

В годы войны институт функционировал нормально: разрабатывались и читались новые курсы; был открыт ряд учебных кабинетов, систематически осуществлялся прием новых студентов, регулярно выплачивались стипендии, кафедры продолжали вести научную работу, укрепляя связи с производством, в том числе и оборонным.

После войны из здания бывшей Нижегородской гимназии выехал штаб Московского военного округа и госпиталь, был проведен капитальный ремонт, восстановлены лаборатории, кабинеты.

В послевоенное время улучшаются жилищно-бытовые условия студентов, преподавателей и сотрудников института. В январе 1953 года Государственная комиссия приняла реконструированное и достроенное четырехэтажное каменное здание под общежитие по Арзамасскому шоссе.

В 1945/1946 учебному году велись занятия на факультетах языка и литературы, историческом, биологическом, географическом, физико-математическим и педагогическим с дошкольным и школьным отделениями. В 1947 году к ним прибавился факультет физического воспитания и спорта с 4-годичным сроком обучения. При факультете русского языка и литературы в 1949 году создано отделение логики, психологии и русского языка. В 1947 году на факультетах (кроме педагогического и физкультурного) была введена вторая специальность преподавателя, в связи с чем срок обучения увеличен до 5 лет.

В составе Горьковского пединститута работал до 1952 года двухгодичный учительский институт для подготовки учителей 5-7 классов. Он состоял из 4 отделений: естественного, физико-математического, исторического, языка и литературы.

В 1957 году факультет языка и литературы объединился с историческим в один историко-филологический, но в 60-е годы он вновь разделился. Из факультетов естественного и географического был образован биолого-географический. В 1958 году в составе педагогического факультета было открыто новое отделение по подготовке учителей начальных классов с высшим образованием.

Директором института с 1944 года был Т.К.Михайлов, а с января 1953 года – доцент А.Д.Саблин. Алексей Данилович Саблин окончил вечернее отделение исторического факультета Омского педагогического института в 1941 году и работал в Омской области, а в 1950 году стал директором Семеновского учительского института Горьковской области. Двадцать лет был он ректором ГГПИ вплоть до своей кончины в мае 1974 года. Проявил себя талантливым и энергичным руководителем. Благодаря его неутомимой деятельности появилось новое общежитие и дома сотрудников, новые лаборатории и учебные корпуса.

В феврале 1975 года Министерство просвещения РФ назначает на должность ректора НГПИ кандидата исторических наук, доцента А.Г.Карманова, проработавшего на этом посту 5 лет.

Куров Игорь ЕвгеньевичС 1980 по 1995 институт возглавлял прежний проректор университета по образовательной работе, доктор технических наук, профессор Игорь Евгеньевич Куров, сначала директоров и ректоров института с научной степенью доктора наук. В периоде, когда институт возглавлял И.E.Куров, институт был предоставлен с вознаграждением Трудового Красного Знамени, и в 1993 преобразован в педагогический университет и получил название "Нижегородский государственныйп педагогический университет".

В настоящее время Нижегородский государственный педагогический университет по организационно- правовой форме является образовательным учреждением высшего профессионального образования Российской Федерации, имеет лицензию Министерства образования Российской Федерации на право ведения образовательной деятельности в сфере высшего, послевузовского и дополнительного профессионально-педагогического образования. НГПУ аккредитован на статус университета.

Управление университетом осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации. Общим руководством ведает ученый совет, председателем которого является ректор. В наши дни педагогическим университетом руководит ректор Виктор Андреевич Глуздов, доктор философских наук, профессор, избранный на эту должность в 1995 году. Первый проректор – Лев Евгеньевич Шапошников, доктор философских наук, профессор. Проректор по научной работе – Андрей Афанасьевич Касьян, доктор философских наук, профессор. Проректор по учебной работе – Вера Викторовна Николина, доктор педагогических наук, профессор. Проректор по заочному дополнителдьному образованию – Наталья Вениаминовна Якимец, кандидат филологических наук, доцент.

На девяти факультетах педуниверситета по более чем 20 специальностям обучается более семи тысяч студентов.