НИЖЕГОРОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТФакультет физической культурыДекан - кандидат психол. наук, доцент Скитневский Виталий Львович.
СПЕЦИАЛЬНОСТИ
НАУКАНа факультете ведется научно-исследовательская работа. О научном росте факультета можно судить хотя бы по такому факту: в 1967 году в педагогическом коллективе работал лишь один кандидат наук, в настоящее время работает 10 человек, имеющих ученую степень и (или) звание. Кафедры возглавляются кандидатами наук, доцентами, мастерами спорта СССР. Большую роль в становлении исследовательской работы на факультете сыграла научная лаборатория по проблемам мышечной деятельности в норме и патологии, открытая в 1967 году под руководством профессора Б.В.Сермеева. сотрудниками факультета подготовлен и опубликован ряд монографий, методических пособий, программ по физическому воспитанию. Вышли книги "Здоровье на всю жизнь", "Физическая подготовленность школьников", "Физическое воспитание в специальных школах". Преподаватели факультета регулярно печатаются в республиканских и международных изданиях. Широк круг научных интересов преподавателей: вопросы теории и методики физического воспитания, педагогики, психологии, биомеханики, лечебной физической культуры, спортивной медицины. За последние годы преподаватели факультета были защищены 3 докторские диссертации. Докторами наук и профессорами стали преподаватели факультета С.В.Дмитриев, В.А.Кручинин, В.Т.Чичикин. Член-корреспондент МАГО (Международная академия гуманизации образования), доктор педагогических наук, профессор С.В.Дмитриев защитил докторскую диссертацию на тему "Совершенствование систем движений спортсменов в контексте теории решения двигательных задач". В настоящее время он продолжает активно работать в этом направлении. Им опубликовано около 500 работ, наиболее значительные из них признаны за рубежом. Краткая биография С.В.Дмитриева опубликована Кембриджским и Нью-Йорским библиографическими центрами. Доктор педагогических наук, профессор В.Т.Чичикин защитил докторскую диссертацию на тему "Теоретические основы формирования профессиональной подготовки специалиста в системе физкультурно-педагогического образования". Им опубликовано около 100 научных и методических работ. В.Т.Чичикин в настоящее время является сотрудником Нижегородского института развития образования. Ежегодно студенты под руководством преподавателей факультета готовят дипломные работы по наиболее актуальным научным проблемам. Дипломные работы студентов ФФК удостаиваются наград областного смотра- конкурса на лучшую научную студенческую работу. Под руководством заведующего кафедрой спортивных игр и гимнастики, профессора С.В. Дмитриева на факультете работает учебно-научная лаборатория по педагогической кинезиологии, позволяющая научные разработки внедрять в спортивно- педагогическую практику. Сотрудники лаборатории и студенты участвуют в республиканских и международных конференциях, публикуют результаты своих исследований в журналах и сборниках. На основании решения Ученого совета Нижегородского государственного педагогического университета и заключения экспертной комиссии приказом Министерства образования России в 1999 году на кафедре спорта факультета физической культуры открыта аспирантура по специальности 13.00.04. "Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры" од руководством доктора биологических и педагогических наук, профессора Е.А.Анисимова. СПОРТИВНЫЕ ДОСТИЖЕНИЯ ВЫПУСКНИКОВ ФАКУЛЬТЕТАФакультету есть чем гордиться. Участниками и призерами Олимпийских игр были: Галина Быстрова (легкая атлетика), Александр Майоров (двоеборье), Римма Кошелева (легкая атлетика), Альберт Макеев (современное пятиборье), Евгений Аникин (легкая атлетика), Нина Авдонина (конькобежный спорт), Рудольф Моисеев (легкая атлетика), Сергей Брезин (конькобежный спорт). Среди чемпионов мира, победителей международных встреч, чемпионов и призеров первенств России и СССР имена выпускников факультета: Александр Кулибин (велоспорт), Гарий Напалков (прыжки на лыжах с трамплина), Юрий Федоров (хоккей с шайбой), Александр Рычагов (хоккей с мячом), Наталья Сергеева (художественная гимнастика), Фаина Кулакова (легкая атлетика), Михаил Фельдгун (акробатика), Владимир Ометов (легкая атлетика), Юрий Тихомиров (гимнастика), Вадим Сидоров (марафон), Юрий Тарабарин (легкая атлетика), Герман Карпов (лыжный спорт), Михаил Червяков (бадминтон), Юрий Мялик (городки), Сергей Сусликов (прыжки на лыжах с трамплина), Вадим Захаров (прыжки на лыжах с трамплина), Николай Несытов (легкая атлетика), Юрий Карпов (легкая атлетика), Николай Маринин (легкая атлетика), Владимир Шишкин (легкая атлетика), Сергей Солдатов (прыжки на лыжах с трамплина), Сергей Петрушин (легкая атлетика), Виталий Шмаков (бадминтон), Владимир Дегтярев (бадминтон), Александр Сумароков (бадминтон), Светлина Червякова (бадминтон), Сергей Макаров (бадминтон), Сергей Севрюков (бадминтон), Борис Квашнин, Ирина Овчинникова, Валентина Симонова и др. За годы существования факультета из его стен вышло более 170 мастеров спорта СССР. Это ученики заслуженных тренеров РСФСР С.М.Быстрова, В.Г.Рамильцевой, В.Н.Червякова, тренеров В.И.Давыдова, Г.А.Карпова, В.Ф.Лощилова, Ю.В.Лебединского, И.И.Музюкина, Д.А.Титишева, А.Г.Хасина, В.А.Ярославцева, Н.Крупина, Н.И.Маринина и др. В 1998 году, за заслуги в учебной, научной и спортивной работе, преподаватели В.Л.Суконников, В.К.Насимович, С.В.Дмитриев, удостоились звания "Заслуженный работник физической культуры Российской Федерации". Преподаватели В.И.Давыдов, В.Ф.Муравьев, В.А.Ярославцев награждены Почетным знаком "За заслуги в развитии физической культуры и спорта". В 1997 году на факультете была создана флорбольная команда "ФФК-97", которая регулярно принимает участие в международных (открытый чемпионат Чехии, турнир на призы телекомпании "Волга") и российских соревнованиях. Команда является бронзовым призером Чемпионата России сезона 1999-2000 г.г. и бронзовым призером Кубка России сезона 2000-2001 г. Игроки "ФФК-97" (Н.Тугунов, Н.Глебов, М.Иванов) в составе сборной России, принимали участие в Чемпионате Мира 2000 года в Норвегии (Осло). В настоящее время на факультете обучается около 50 мастеров спорта России. Среди них: 6 победители и призеры мировых первенств (М.В.Кооль, А.В.Мазунов, О.В.Полянин, Д.Д.Романов, А.В.Баюков, В.А.Мелихов ), 6 победитей и призеров европейских первенств (М.Л.Пятерикова, А.В.Шашкова, С.В.Тихомирова, С.В.Королева, Н.В.Яшина, А.П.Кривоногов), 52 победителя и призера Российских первенств. Студенты факультета защищают честь университета на областных и городских соревнованиях. НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ(в связи с гармоническим развитием школьников) Тараканов Александр Александрович, аспирант кафедры спортаВ работе будущего преподавателя по ФК в школе для воспитания гармонично развитой личности педагог должен владеть различными методиками физического воспитания, учитывая, что определяющую роль в физической подготовке школьников играют выносливость, координационные способности и своевременность сенсо-моторных реакций, быстрота, которая глубоко взаимодействует с подвижностью нервных процессов, определяющих силовую подготовку. В решении одной из основных задач педагогики развитие гармонически развитой личности особенно первоочередным является укрепление и совершенствование здоровья школьников - повышение резистентности организма детей. В этом плане общеизвестно, особое влияние на формирование и укрепление здоровья является хорошо развитые сердечно-сосудистая и дыхательная системы. В практике физического воспитания считается, что для развития данных систем положительное влияние оказывают упражнения циклического характера, направленные на развитие выносливости организма (бег, лыжи, плавание, велосипед и т.п.). В тоже время, мы считаем, что развивать выносливость можно и при использовании ациклических упражнений. Многократные повторения игровых и других ациклических упражнений и элементов с различной интенсивностью способствуют развитию не только выносливости, но и координации движений с определенной точностью. Данную задачу можно решить, несколько пересмотрев организационную структуру урока. В подготовительную часть урока, при выполнении поточных упражнений, включать упражнения на внимание, на координацию и точность движений. Например, в разминочном беге выполнение прыжка с поворотом на 180 градусов по сигналу и дальнейшее продолжение движения в противоположном направлении. При проведении основной части уделять больше внимания увеличению моторной плотности. Так, например, в уроках по спортивным играм следует уделить больше времени на упражнения в парах, тройках, четверках и т.д. Это создаст условия многократного повторения одних и тех же движений. Например, если при игре в волейбол каждый играющий делает с мячом одно-три движения в минуту, то при выполнении упражнений в парах количество выполненных движений увеличивается в 10-12 раз. На уроках гимнастики, при групповой организации проведения занятий, можно формировать большее количество отделений или давать дополнительные задания между повторениями основного упражнения, носящие характер аэробной нагрузки. Например, при выполнении упражнений на перекладине, свободные от задания учащиеся, могут работать со скакалкой. Энергоемкая двигательная нагрузка в гимнастике обеспечивается и при выполнении опорных прыжков. Целесообразно в уроке применять фронтальный метод организации занятий в отделениях. Например, выполнение кувырков на индивидуальном гимнастическом мате. Кроме вышеперечисленных условий, большое влияние на развитие выносливости и координационных способностей оказывают новые нетрадиционные средства физической культуры такие как: прыжки со скакалкой на узкой опоре (скамейка или бревно), ведение мяча, с передвижением по узкой или меняющей высоту опоре, передачи мяча, с выполнением дополнительных двигательных действий и т.д. Поскольку все новое вызывает дополнительный интерес учащихся. Огромную роль в освоении многообразия средств и методов студентами ФФК должна играть учебная и педагогическая практика. Поэтому на данных учебных дисциплинах следует уделять должное внимание на особенности применения различных методик развития двигательных качеств школьника. ИСТОРИЯ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ И КАФЕДР ФАКУЛЬТЕТАСпециальностиС учетом потребностей жизни изменялись специальности, по которым велась подготовка на факультете.
Кафедры
|