НИЖЕГОРОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТФилологический ФакультетДекан - кандидат филол.наук, доцент Самойлова Галина Савельевна. КАФЕДРЫВ конце 80-х – начале 90-х годов сложилась современная структура факультета и основные научные направления работы кафедр. В настоящее время в составе факультета функционируют четыре выпускающие кафедры:
СПЕЦИАЛЬНОСТИВ связи с принятием в 1995 году Государственного образовательного стандарта (ГОС) факультетом подготовлена новая профессионально-образовательная программа и новый учебный план по специальности "Филология" с квалификацией "Учитель русского языка и литературы", которые включали четыре цикла дисциплин: общекультурной, медико-биологической, психолого-педагогической и предметной подготовки. Общекультурная подготовка Учитывая важность дисциплин общекультурного цикла для подготовки высокообразованного филолога, факультет включил в учебный план значительное число курсов по выбору, отражающих в целом гуманитарную, историко-социальную и естественнонаучную проблематику и способствующих в целом гуманизации и гуманитаризации филологического образования: "Мифы и тайны древних цивилизаций", "Традиционная русская культура", "История русской интеллигенции", "Женщина в мужском мире", "Основы этикета" и др. Психолого- педагогическая подготовка Курсы по выбору психолого-педагогического цикла предполагают расширение и углубление знаний студента по отдельным проблемам психологии, педагогики, теории и методики преподавания русского языка и литературы, направлены на формирование общепрофессиональных и организационно-деятельностных навыков и умений: "Психология воздействия", "Основы конфликтологии", "Современные концепции воспитания", "Новые технологии обучения литературе", "Литературный музей и школа", "Методика обучения орфографии в школах разного типа", "Экспресс-методика обучения грамотности" и др. Предметная подготовка Кроме того, в предметный блок включены дисциплины, учебные программы которых разработаны ведущими преподавателями факультета: основы русского языкового менталитета, актуальные проблемы лингвистики, актуальные проблемы русской литературы, актуальные проблемы зарубежной литературы, поэтика, практикум по лингвистическому анализу текста; часть из них изучается факультативно. Названные курсы, с одной стороны, отражают характер, особенности современного состояния науки о языке и литературе, позволяют студентам ориентироваться в сложных проблемах современной лингвистики и литературоведения; с другой стороны, начиная с младших курсов, ориентируют студента на формирование и развитие навыков самостоятельного анализа фактов языка и литературы, что дополняет содержание обязательных дисциплин предметного цикла и способствует формированию у обучаемого целостного представления о языковой и художественной картине мира. В предметный блок включается ряд курсов по выбору, которые освещают общие и частные проблемы современной филологии, углубляют и расширяют знания студентов по соответствующим направлениям литературоведения и лингвистики, способствуют формированию и развитию навыков самостоятельной научно-исследовательской деятельности студентов. Это такие курсы, как "Поэтика русского романтизма", "Проза русской эмиграции", "Литература и живопись Серебряного века", "Библейские образы в русском романе ХХ века", "Зарубежная поэзия в русских переводах Х1Х века", "Жанровое своеобразие зарубежной литературы Х1Х века", "Страницы истории английской поэзии", "Проблема искусства в зарубежной литературе", "Духовная культура древних славян по языковым данным", "Аспекты функционального изучения языка", "Человеческий фактор в языке: проблемы антропологической лингвистики", "Системное изучение языка художественных произведений", "Теоретические основы русской пунктуации" и др. МАГИСТРАТУРАОсобое место в подготовке научно-педагогических кадров на филологическом факультете занимает магистратура по направлению "Гуманитарные знания" (магистерская программа "Языковое образование", срок обучения 2 года), первый прием в которую состоялся в 1999 году. При составлении учебного плана по магистерской программе "Языковое образование" факультет опирался на традиции научно-исследовательской работы кафедр, творческий поиск и инициативу преподавателей, оригинальный подход к решению поставленных задач. Учебный план магистратуры включает комплекс дисциплин методологического и методического характера, а также теоретические дисциплины предметного цикла: философия, культурология, методология педагогических исследований, иностранный язык, антропологическая лингвистика, социолингвистика, языковая картина мира, история языкознания, лингвистическое славяноведение, славянские литературы, лингвопоэтика, методика анализа переводных текстов, структура художественного образа, микро- и макротехнологии обучения языку и литературе и др. Подготовка магистров в педагогическом вузе – дело новое и ответственное; право обучаться в магистратуре получают наиболее подготовленные выпускники бакалавриата на основе конкурсного отбора. О качестве подготовки магистрантов свидетельствует тот факт, что из 11 выпускников магистратуры 2001 года 3 продолжают обучение в аспирантуре при кафедрах факультета, остальные работают в вузах, специализированных школах, гимназиях и лицеях. Новые изменения в структуру подготовки специалиста на филологическом факультете были внесены в связи с введением нового Государственного образовательного стандарта (2000 г.) по специальности "Русский язык и литература". При составлении нового учебного плана коллективом факультета были учтены как требования нового ГОС, так и традиции и положительный опыт работы факультета по учебным планам предшествующих периодов.
АУДИТОРНАЯ РАБОТАЗначительные изменения в 80 – 90-е годы претерпели традиционные для вуза формы аудиторной работы: лекции, семинары, практические и лабораторные занятия. Наряду с классической формой проведения лекции практикуется интенсивное обращение к форме проблемной лекции, что способствует активизации познавательной деятельности студентов. Большую роль в процессе преподавания играет лекция-диалог, строящаяся как беседа преподавателя и студентов; теоретическое раскрытие проблемы сопровождается анализом того или иного литературного или языкового явления, сообщением или докладом студента. Особо богатую палитру разнообразных приемов организации диалога дают курсы по выбору. Текущий контроль за усвоением лекционного материала проводится через систему рейтингового контроля, осуществляемую наравне с коллоквиумами, контрольными работами и итоговыми формами контроля – зачетами и экзаменами. Изменилась также технология проведения практических и семинарских занятий. Активизация познавательной деятельности студента достигается в результате применения приемов проблемного обучения (проблемные вопросы, проблемные ситуации), индивидуально-групповой практической работы, установления межпредметных связей с выходом на уровень интеграции, что обеспечивает культурологический подход к обучению словесности. Широко применяются занятия с использованием ТСО: учебные фильмы, учебные видеофильмы, аудиозаписи, а также иллюстрации. Практикуется посещение театральных спектаклей с их последующим обсуждением и рецензированием, посещение художественного музея и др. В результате подобной работы выявляются общие для разных видов искусства черты, вырабатывается культурологический взгляд на ту или иную эпоху.
РАБОТА СТУДЕНТОВБольшое внимание на факультете уделяется самостоятельной учебной работе студентов. Внеаудиторная работа, кроме традиционных коллоквиумов и консультаций, включает написание и защиту рефератов, ведение читательских и критических дневников, аннотирование и конспектирование научно-популярной литературы. Своеобразным продолжением аудиторной учебной работы становятся литературные гостиные, литературные игры-викторины. Интеграционные процессы в системе обучения русскому языку и литературе на факультете принимают форму создания новых учебных дисциплин, составляющих региональный компонент программы. Это "Основы русского языкового менталитета" (цикл предметной подготовки), дисциплины дополнительных специализаций "Фольклор и родное слово" и "Русская словесность". Проблемы интеграционного характера выносятся на рассмотрение в рамках курсов по выбору: "История русского театра", "Философия русского слова", "Литература и культура" и др. Курс по выбору органично соединяет в себе различные формы аудиторной работы (лекция, практическое занятие, семинар и др.) с самостоятельной разработкой студентами научных проблем. Доклад в рамках курса по выбору в большинстве случаев становится основой для научно-исследовательской работы. Итогом интеграционного осмысления материала для студентов могут стать дипломные сочинения, которые вошли в практику самостоятельной научной работы студентов на факультете. При этом в требованиях к дипломным (выпускным квалификационным) сочинениям совмещается научная актуальность с практической направленностью работ, выражающаяся в осмыслении возможности применения научного знания в школе. Данные требования находят выражение в структуре дипломной работы, включающей, наряду с теоретическими, обязательную главу по методике преподавания литературы, русского языка или педагогике. Апробация идей, разрабатываемых в дипломном сочинении, проходит во время педагогических практик в школах города и области. Итоговая форма аттестации – государственный экзамен – включает вопросы интеграционного характера, позволяющие выпускникам продемонстрировать понимание практической направленности теоретических знаний, полученных за время обучения. Успешная подготовка выпускников-филологов напрямую связана с высоким уровнем научно- исследовательской и научно-методической работы преподавательского состава факультета. НАУЧНО- ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТАНаучно- исследовательская работа на кафедрах ведется в рамках аспирантуры по пяти направлениям: "Русская литература", "Литература народов Европы и Америки", "Русский язык", "Теория и методика обучения и воспитания (русский язык)", "Теория и методика обучения и воспитания (литература)". С 1991 по 2000 год в составе факультета функционировал диссертационный совет по специальности "Литература народов Европы, Америки и Австралии" (председатель доктор филологических наук, профессор О.Л.Мощанская, ученый секретарь кандидат филологических наук, доцент Н.М.Ильченко). За время его работы было защищено 34 кандидатских диссертации по английской, американской, немецкой и французской литературе, из них 12 диссертаций защищено преподавателями и аспирантами НГПУ. Высокий уровень квалификации совета, его научная значимость для региона и страны были закреплены фактом открытия в 2001 году диссертационного совета по специальности "Литература народов стран Зарубежья (английская и американская литературы)". Высокий уровень научных исследований нижегородских ученых по всемирной и отечественной литературе был подтвержден на состоявшейся на базе факультета в сентябре 2000 года Х Международной конференции ассоциации преподавателей английской литературы "Литература Великобритании в европейском литературном контексте". ФАКУЛЬТЕТ СЕГОДНЯНа кафедрах факультета в настоящее время работают 46 преподавателей, в числе которых 5 докторов и 36 кандидатов наук; доля преподавателей со степенью составляет около 90%. Для многих работающих на факультете педагогов филологический факультет является аlma mater: в разные годы его окончили профессор О.Л.Мощанская, доценты, кандидаты наук Е.М.Дзюба, Т.И.Торопкина, Л.Л.Легошина, А.В.Курочкина-Лезина, Н.М.Ильченко, В.Н.Девятов, В.Н.Романова, В.А.Ханов, Л.Е.Холодилова, В.В.Федорова, Н.В.Якимец, В.В.Филатова, А.В.Эрастова, Ж.И.Можнова, Е.А.Гутина, Н.Г.Дергунова, Е.В.Сомова, И.Н.Лобанова и др. Для обеспечения качественной подготовки специалистов с учетом современных требований, предъявляемых к учителю- филологу, коллективом факультета ведется планомерная работа по созданию собственных учебных пособий и методических материалов, ориентированных на освещение актуальных проблем современной филологической науки, трудных вопросов лингвистики и литературоведения, на организацию самостоятельной работы студентов, что позволяет расширить и углубить содержание подготовки специалиста соответствующего профиля. За последнее десятилетие факультетом издано более 20 учебных и методических пособий, хрестоматий, словарей и около 40 методических разработок разного типа, адресованных студентам дневного и заочного отделений, учителям-словесникам, абитуриентам. Подготовка бакалавров, специалистов и магистров на факультете осуществляется в тесном контакте с общеуниверситетскими кафедрами и библиотекой НГПУ. ЗАОЧНОЕ ОТДЕЛЕНИЕДавние традиции подготовки учителей-словесников имеет заочное отделение филологического факультета. Постоянно ориентированное на обучение учителей и других педагогических работников, в 80 – 90-е годы оно также претерпевает изменения. Впервые в 1989 году на заочном отделении филологического факультета начинается подготовка специалистов по сокращенным учебным планам на основе базового профильного среднего специального образования (срок обучения 4 года). Изменения, связанные с введением ГОС, коснулись и традиционного учебного плана (срок обучения 5 лет), который в целом стал соответствовать учебному плану дневного отделения. Достигнуто единство требований, предъявляемых к подготовке студента-выпускника на государственных итоговых испытаниях. В последнее десятилетие повысилось качество подготовки учителей-словесников на заочном отделении, выросло количество студентов, защищающих выпускные квалификационные работы по предметам итоговой аттестации. Четкая, организованная, стабильная работа заочного отделения филфака во многом обусловлена общей атмосферой творчества, научного поиска, доброжелательности, присущей филологическому факультету в целом. Этот дух одного из старейших факультетов вуза долгие годы поддерживается методистом заочного отделения, бывшей выпускницей филфака К.А.Глуховой, стаж работы которой на данной должности составляет 45 лет. ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТАВ 80–90-е годы существенные изменения произошли в воспитательной работе студентов-филологов. Пережив анархию свободного посещения занятий, запрет на идеологическое воздействие, распад комсомола и отход от привычных мировоззренческих стереотипов советской эпохи, филологический факультет по-новому осознал значение этой стороны студенческой жизни для формирования специалиста-филолога, учитывая при этом давние традиции и богатый опыт воспитательной работы предшествующего периода. И главное здесь не только в особом контакте студента-филолога и преподавателя, но и в той атмосфере учебной и научной жизни, которой в течение пяти лет живет будущий учитель-словесник. Привычные слова о том, что воспитание прежде всего осуществляется средствами учебных предметов, не являются для коллектива преподавателей филологического факультета декларацией, а составляют главное направление формирования личности педагога, воспитания его общей культуры и патриотизма, эстетического вкуса, нравственных позиций. Прикосновение к прекрасному, тайнам языка и литературы происходит на всех уровнях изучения филологической науки. Изучая загадочную жизнь языка, ее воплощение в художественном тексте как высшей форме функционирования языка, студент-филолог осваивает языковую картину мира личности и этноса, русскую ментальность, воплощенную в устном народном творчестве и художественных произведениях. Студент-филолог не только представляет, как развивался мировой литературный процесс, но может проанализировать самый механизм складывания художественного образа на любом историко-литературном этапе его жизни. Большую роль здесь, безусловно, играет практика проведения лекций и практических занятий в музеях, библиотечных фондах (Областной художественный музей, Центр славянской культуры, музей им. Н.А.Добролюбова, литературный музей им. М.Горького, зал ценных и редких изданий Областной библиотеки им. В.И.Ленина и др.). На филологическом факультете традиционно высок процент студентов, открывающих для себя дорогу в науку уже с младших курсов. Сильный в научном отношении профессорско-преподавательский состав факультета всегда открыт для контактов со студентами. Будущий специалист с первого курса допущен в святая святых науки: он становится участником научного процесса на факультете, что само по себе формирует и воспитывает учителя-словесника. Студенты являются участниками методологических семинаров всех кафедр факультета, выступают с сообщениями и докладами на итоговых научных конференциях университета. В 1999 году, представляя НГПУ на Всероссийской олимпиаде по культурологии в г. Саранске, студенты филологического факультета М.Мельникова, А.Богатырева и Ю.Богаткова стали ее победителями. Дипломами I степени за участие во Всероссийской научной конференции по филологическим наукам (г. Уфа, 2000 г.) были награждены Е.Нечаева и М.Мельникова. СТУДЕНЧЕСКАЯ ЖИЗНЬНачиная с 90 – х годов на факультете заметно оживилась общественная студенческая жизнь. За последние годы факультетская команда КВН дважды становилась лидером конкурса "веселых и находчивых". Студенты-филологи представляют факультет и в составе сборной команды НГПУ "Классный час". Деканат факультета всегда полагается на инициативу, исходящую от студентов. Те отношения, которые сложились в последние годы на факультете, во многом определяются атмосферой доверия между преподавателями филологического факультета и студентами. Организация главных студенческих праздников и мероприятий на факультете (День первокурсника, фестиваль "Свеча", игры КВН, литературные гостиные) – дело самих студентов от замысла до реализации. У студентов много творческих планов: организация своего театра, фестиваль бардовской песни и многое другое.
Летопись жизни филологического факультета хранит лучшие эпизоды высокого эмоционального и эстетического подъема: факультетскую программу фестиваля "Свеча–99", посвященную 200-летию со дня рождения А.С.Пушкина, и программу "Свечи – 2000", основой для которой стали исторические судьбы русской литературной эмиграции. Высокий профессиональный уровень, оригинальность решения обеих программ и мастерство их создателей (автор сценария – М.Мельникова, дизайн – А.Богатырева) были отмечены конкурсной комиссией. Большое значение в последнее время на факультете придается работе с родителями студентов. Оторвавшись от привычной школьной и домашней среды, студент отправляется в самостоятельное плавание. Новая стихия студенческой жизни не сразу осваивается бывшими школьниками. Поэтому общение с родителями, встречи с ними – одна из важных форм воспитательной работы. В любой ситуации учебного и внеаудиторного общения главным принципом воспитательной работы на факультете является открытость и доверие между преподавателями и студентами. Переживая свое 90-летие, коллектив преподавателей и студентов факультета находится в расцвете творческих сил, полон энергии и оптимизма. Около тысячи студентов, инициативных, целеустремленных, талантливых, обучается на дневном и заочном отделениях. Они достойно продолжат традиции отечественной педагогической науки на ниве российского просвещения в новом тысячелетии. ИСТОРИЯ ФАКУЛЬТЕТАПодготовка учителей-словесников в НГПУ имеет давние традиции: она осуществляется с момента открытия в 1911 году Нижегородского учительского института. В течение длительного периода своего существования филологический факультет, как бы он в разные годы ни назывался (литературно- исторический факультет, лингвистическое отделение, факультет языка и литературы и др.), готовит квалифицированных специалистов-филологов. Работая в разных уголках нашей необъятной Родины, они зажигают в душах учеников свет родного слова, оберегают чистоту и правильность русской речи, открывают мир национальной литературы и мировой культуры. Развитие филологического факультета в 80-е годы определяется его выделением в 1986 году из структуры историко-филологического факультета в самостоятельное подразделение вуза.
На развитие и изменения в деятельности факультета в 80 – 90-е годы оказали влияние социальные, экономические и политические процессы, происходящие в жизни государства. Усиление научно-исследовательской работы на кафедрах факультета, предоставленная свобода творческого поиска, энтузиазм коллектива, возникший на волне перестройки, создали условия для изменения структуры факультета. На базе кафедры литературы в 1989 году были сформированы кафедра русской литературы (заведующий кафедрой доктор филологических наук, профессор М.Я.Ермакова) и кафедра всемирной литературы (заведующая кафедрой- доктор филологических наук, профессор О.Л.Мощанская); позднее, в 1991 году, оформилась кафедра методики преподавания литературы (заведующий кафедрой кандидат педагогических наук, доцент Л.В.Шамрей). В связи с прекращением подготовки учителей русского языка для национальной школы кафедра преподавания русского языка в национальной школе была перепрофилирована в кафедру культуры русской речи и стала общеуниверситетской кафедрой. Наиболее радикальные и интенсивные структурные изменения претерпели факультет и подготовка студентов-филологов в связи с введением в начале 90-х годов многоуровневой системы педагогического образования. Филологический факультет, который в этот период возглавляет кандидат филологических наук, доцент Л.И.Кашкина, входит в состав департамента (направления) "Гуманитарные знания" и осуществляет подготовку студентов по специальности "Русский язык и литература". Учебные планы в это время строятся по концентрическому принципу: на I – II курсах предполагается широкая гуманитарная, общекультурная подготовка студентов-филологов и студентов-историков по единым учебным программам; на III – IV курсах осуществляется по преимуществу предметная подготовка по специальности; на V курсе широко представлены дисциплины психолого-педагогического цикла, частные методики, предусмотрено участие студентов в активной педагогической практике. В это же время по заказу департамента образования и науки администрации Нижегородской области начинается подготовка студентов по дополнительным специализациям "Мировая художественная культура", "Религиоведение", "Граждановедение, "Фольклор и родное слово", "Русская словесность". В 1996 году восстанавливается факультетская система управления и организации учебного процесса. Деканом факультета избирается кандидат филологических наук доцент Г.С.Самойлова, заместителями декана назначаются старший преподаватель О.А.Пацюкова и доцент Е.М.Дзюба. В этом же году две методические кафедры факультета реорганизуются в кафедру теории и методики обучения русской словесности (заведующий кафедрой доктор политических наук, профессор Г.П.Любимова).
|