НИЖЕГОРОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

главная  >>  факультеты  >>  естественно- географический факультет

Кафедра анатомии, физиологии и гигиены человека

С 80-х годов кафедру анатомии, физиологии и гигиены человека возглавил доктор медицинских наук, профессор Валентин Александрович Сосенков. Сферой его интересов и научной компетенции была высшая нервная деятельность, т.е. физиология больших полушарий мозга. Он являлся одним из основных разработчиков метода функционального холодового выключения неокортекса у животных в условиях хронического эксперимента, созданного в лаборатории нейрофизиологии Горьковского медицинского института под руководством члена-корреспондента АМН СССР, профессора Н.Ю.Беленкова. Использование этого метода, о котором в свое время мечтал И.П. Павлов, позволило по-иному взглянуть на механизмы деятельности целого мозга. Вооруженный новыми знаниями, полученными в ходе выполнения докторской диссертации, профессор В.А.Сосенков счел возможным перевести научные исследования кафедры в русло психофизиологической проблемы, сохраняя при этом онтогенетический подход. В рамках курса высшей нервной деятельности студентам естественно-географического факультета стали читаться лекции по психофизиологическим основам профориентации и проводиться спец- практикум с аналогичным названием.

Для усиления научной работы в психо- физиологическом направлении в 1988 году профессор В.А.Сосенков приглашает на кафедру в качестве старшего преподавателя своего ученика и соавтора по методу охлаждения кандидата медицинских наук В.И.Щербакова, который в 1989 году успешно защищает докторскую диссертацию. С 1991 года доктор медицинских наук Виталий Иванович Щербаков становится заведующим кафедрой и руководителем научных исследований.

Щербаков Виталий Иванович  

В.А. Сосенков остается профессором кафедры и незаменимым консультантом как по научным, так и по учебно-методическим вопросам.

С 1992 года еще больше конкретизируется научная тематика кафедры, исследования приобретают не только теоретический, но и прикладной характер и сосредоточиваются на изучении функций слухового и зрительного анализаторов – основных сенсорных каналов, "питающих" мозг человека информацией о внешнем мире. Важно подчеркнуть, что функция этих сенсорных систем также изучается в онтогенетическом аспекте. К 1995 году на кафедре анатомии и физиологии НГПУ складывается принципиально новое направление, опирающееся на богатые экспериментальные и теоретические традиции нижегородской физиологической школы, у истоков которой был академик П.К.Анохин. Впервые, применив метод дихотической стимуляции, была предпринята попытка проникновения в психофизиологические механизмы субъективного мира человека. Метод дихотической стимуляции в комплексе с современными способами создания интерауральных амплитудно-временных комбинаций позволил формировать искусственную, пока еще примитивную субъективную сферу человека и моделировать в ней самые разнообразные узоры пространственных слуховых ощущений.

Представления И.М.Сеченова о том, что нейрофизиологическую основу всех без исключения психических явлений составляют рефлексы, достаточно давно утвердились в физиологии. Однако проблема пространственного слуха до сих пор не подвергалась детальному анализу именно с рефлекторных позиций, что сильно тормозило ее решение. Большинство исследователей и по сей день ищут в мозге механизм, улавливающий и "сличающий" показатели парных улиток (звукоприемников). Вероятно, поэтому имеющиеся модели локализации объясняют лишь возможный способ измерения интерауральных различий сигналов. Другими словами, изучение звуколокализационных механизмов в основном идет только на уровне афферентного звена слухового анализатора. Тогда как, согласно И.М. Сеченову, ответная реакция со стороны лишь афферентных элементов слухового анализатора не может быть доказательством возникновения субъективного образа с определенными пространственными параметрами. Единственно надежным критерием может служить эффекторное проявление, например ориентировочная реакция. Но при дихотической стимуляции (т.е. при стимуляции через наушники) ориентировочная реакция в виде поворота головы утрачивает всякое значение, ибо звуковой образ проецируется внутри головы. Именно поэтому рефлекторный подход игнорируется при изучении механизмов пространственного слуха. Исследования на детях дошкольного возраста выявили рефлекторный компонент при локализации звукового образа (ЗО), движущегося внутри головы с заданной скоростью по интерауральной дуге. При скачкообразном перемещении ЗО у многих детей наблюдались соответствующие (так называемые саккадические) следящие движения глаз, говорившие о том, что дети как бы хотели увидеть виртуальный источник звука. До этих работ, проводимых на кафедре НГПУ, в литературе вообще отсутствовали данные о становлении пространственного слуха в онтогенезе человека, хотя не вызывает сомнения, что звуколокализационные возможности, например, годовалого ребенка и взрослого человека несопоставимы. Поэтому проводимые сотрудниками кафедры исследования привлекли к себе широкое внимание физиологов и психологов, работающих в области психофизиологической проблемы, в области изучения нейрофизиологических эквивалентов психических явлений.

Принципиально новые данные о механизмах пространственного слуха могли быть получены только благодаря новым методам исследования, на что неоднократно указывали основатели отечественной физиологии – И.М.Сеченов и И.П.Павлов. Методы психофизиологического тестирования разработанные сотрудниками кафедры (профессором В.И.Щербаковым, доцентом В.А. Алымов, старшими преподавателями. М.К.Паренко, С.А.Полевой, Н.Н.Шеромовой, аспирантами С.И.Волковой, Т.Д.Воденисовой) позволили не только реабилитировать рефлекторный подход к изучению механизмов локализации звука, но открыли дополнительные возможности для исследования принципов работы мозга в целом и, в частности, принципов межполушарных взаимодействий, межполушарной функциональной асимметрии и т.д. Запатентованные в 90-х годах новые способы психофизиологического исследования пространственного слуха, скорости глазодвигательных реакций, межполушарной сенсорной асимметрии, функционального состояния мозга могут быть использованы в работе медико-психолого-педагогических комиссий для психодиагностики и определения уровня школьной зрелости.

АСПИРАНТУРА

В 1995 году при кафедре была открыта аспирантура по специальности "Физиология человека и животных". С 1997 по 2000 год были защищены 4 кандидатские диссертации. Результаты научной работы получили отражение на XV, XVI, XVII съездах Всероссийского физиологического общества, на Всероссийской конференции "Проблемы формирования гармонически развитой личности учащихся в современных условиях" (Чебоксары, 1995), на проводимых ежегодно с 1996 года нижегородских сессиях молодых ученых (Нижний Новгород, 1997, на совещании РАН "Физиология слуха и речи" (Санкт-Петербург, 2000) и др.

НАУЧНО- ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА

С 1987 по 2000 год опубликовано около 100 печатных работ, в том числе и в центральной печати. Издано свыше 15 методических пособий. Среди научных публикаций последних лет особое место занимает статья в журнале "Успехи физиологических наук" (1994, №1). Авторам этой работы (В.И.Щербакову, Ю.И.Косюге) удалось аргументированно доказать, что неперекрещенные слуховые пути появляются в процессе эволюции для того, чтобы существенно улучшить звуколокализационные возможности высших животных и человека. Стало ясно, что для более или менее точного определения азимута звука требуется не только бинауральное (двумя ушами) восприятие его, но и биполушарная "нейрофизиологическая" обработка поступающей информации. Это исследование послужило основой для существенной модернизации методов дихотической стимуляции, для разработки новых способов психофизиологического тестирования, для вовлечения в сферу исследования зрительной сенсорной системы и т.д.

Результаты научных исследований внедряются в учебный процесс и используются в лекционных курсах и на практических занятиях по физиологии человека, возрастной анатомии и физиологии, психофизиологии, физиологии ВНД.

Преподавателями кафедры традиционно ведется научно-исследовательская работа с учащимися школ города (НОУ), эту работу в разные годы осуществляли доценты Е.А. Фатьянова, А.И.Куликова, Ж.И.Зайцева. С 1999 года по инициативе доц. Ю.В.Егоровой на базе кафедры стали проводиться городские конференции учащихся по программе "Экология и здоровье" совместно с Дворцом творчества юных им. В.П.Чкалова. За участие в этих конференциях кафедра была награждена грамотами департамента образования и науки.

Кафедра анатомии, физиологии и гигиены человека
    Наверх