603005, Нижний Новгород, ул. Ульянова, д.1, каф. астрономии и естествознания. Тел. 8-(831) 439-07-52, E-mail: .
|
ПерсоналииНижегородский губернатор Николай Михайлович БарановНижегородский губернатор Н.М. Баранов был почетным председателем отделения и оказывал посильную помощь и реально поддерживал деятельность общества. Он бал по образованию морским офицером и проявлял большой интерес к технике. Сам занимался конструированием инженерных сооружений. На XVI всероссийской выставке в Н. Новгороде в 1896 году он представлял чертежи сконструированных им мостов и был удостоен диплома II разряда. Это был безусловно, одаренный от природы, деятельный и решительный человек, но излишне горячий, торопливый, запальчивый, подверженный неожиданной смене настроения и не чуждый саморекламе. Действовал он без правил нестандартно, но не боялся брать на себя ответственность и вступаться за подчиненных. Н. м. Баранов поддержал открытие в Нижнем Новгороде кружка любителей физики и астрономии. Преподаватель физики и математики Нижегородского дворянского института Всеволод Васильевич Малинин (1835 –1906)Душой нижегородского филиала РТО называли В.В. Малинина. Он был одним из наиболее активных его участников. Он жертвовал книги в библиотеку кружка. Он разрабатывал системы вентиляции в жилых помещениях. Первым его проектом в этой сфере стал предложенный в 1888 г. прибор, удаляющий из жилых помещений продукты горения керосина и доставляющий свежий воздух. В 1889 г. им были разработаны вентиляционные системы, установленные в зданиях Дворянского института, Коммерческого клуба и доме Рукавишникова. В 1890 г. для Нижегородского дворянского института Малинин разработал систему освещения. После ухода в отставку он занялся усовершенствованием городского водопровода. В 1894 г. на Гребешке был установлен аппарат конструкции Малинина для усиления тока воды в водопроводных трубах, что расширяло возможности подачи воды горожанам. Некоторые работы почетного члена, товарища Председателя кружка «Любителей физики и астрономии» В.В.Малинина в астрономическом кружке: Созданный инвентарь: Список сообщений, чтений и публичных лекций 1888 –1892 гг.
Таким образом, среди интересов Малинина, а они простирались от вопросов гидротехники до воздухоплавания, были и проблемы технического развития коммунального хозяйства. Известные фотографы А.О.Карелин и М.П.Дмитриев – члены нижегородского кружка «Любителей астрономии и физики»В конце XIX века понятие «технические дисциплины» трактовались более широко, чем в наши дни и к нему также относилось фотодело. Известные в Нижнем и за его пределами фотографы А.а. Карелин и М.П. Дмитриев были членами РТО и стояли у истоков создания нижегородского кружка «Любителей физики и астрономии». Видный художник академик живописи и фотограф А.О. Карелин запечатлел для истории нижегородцев, а также группу астрономов из Московского университета, прибывших на «Эолине» наблюдать солнечное затмение 7 августа 1887 года. А.О.Карелин свою фотокамеру привинчивал к телескопу и фотографировал звездное небо. Фотографическая камера, привинчиваемая к телескопу вместо окуляра. Объективом камеры служит объектив рефрактора, при камере моментальный пружинный затвор для фотографирования Солнца. А.О. Карелин являлся членом правления кружка в 88-90-х годах. Он выступал с публичной лекцией о фотографировании неба. В состав ревизионной комиссии входил его сын талантливый художник, один из создателей художественного музея в Нижнем Новгороде А.А. Карелин. А в 90-е годы фотографии для кружка «Любителей астрономии и физики сделал М.П. Дмитриев, который являлся членом кружка и оставил для потомков не только астрономические фотографии, но и портреты членов кружка Демидов Платон Александрович (1840-1892)П.А.Демидов принадлежал к известному роду владельцев железных заводов Никите Демидову. Он родился в 1840 году в родовом имение Быковки. Окончил Московский университет, служил в Москве и Ярославле, а потом вернулся в Нижний Новгород. П.А. Демидов был участковым мировым судьёй Васильского округа, потом почётным мировым судьёй и губернским председателем съезда мировых судей. Имел 730 десятин земли при селе Быковка. Женат был на Ольге дочери В.И. Даля, которая была активной участницей кружка любителей астрономии и физики. Его потомки сейчас проживают во Франции Щербаков Сергей Васильевич (1859-1932)Родился в Балашихе, близ Москвы, в семье служащего. Начал свое образование в местном уездном училище. Окончив Ярославскую гимназию, поступил на физико-математический факультет Московского университета и одновременно зарабатывал сначала уроками, а потом службой в магазине оптических инструментов, где и познакомился практически с астрономическими инструментам». В 1884 г. после окончания университета переехал в Н. Новгород и стал преподавать физику и математику В мужской и женской гимназиях. В Н.Новгороде Щербаков проявил себя активным общественным работником, участвуя в целом ряде культурно-общественных начинаний, главным образом в кружке любителей физики и астрономии, одним из инициаторов создания, которого он был, будучи председателем кружка (1891—1906), Щербаков дал ему определенное направление — распространение астрономических знаний среди широких масс населения. С 1888 г. Щербаков печатал популярные статьи на астрономические темы, а также постоянно читал лекции для широкой аудитории. В 1895 г. по инициативе Щербаков в России впервые был издан «Русский астрономический календарь». Кроме выпуска календаря, Щербаков принимал участие в издании «Сборника статей в помощь самообразованию по математике, физике, химии и астрономии», составленного кружком преподавателей. Из научно-исследовательских работ Щербаков следует указать на сочинение по механике «Равновесие и движение твердых материальных прямых», премированное Московским университетом золотой медалью, и исследования «записка о новом методе определения положения поверхности, испускающей Х-лучи». Наиболее крупным трудом Щербакова является «Курс космографии», выдержавшей 12 изданий. В 1906 году Щербаков перешел на службу в Калужскую гимназию, где прошла вторая половина его научной и педагогической деятельности, с 1928 года Щербаков получал персональную пенсию. Умер в Калуге. Педагог и ученый Василий Васильевич Андрианов (1857-1940)«Надо сказать, сто с первых лет пребывания в Нижнем Василий Васильевич активно вошёл в общественную жизнь города, сблизился с прогрессивной частью местной интеллигенции, ввёл большую научную работу как астроном, а в народном образование боролся с сословными и национальными предрассудками». «Вскоре после приезда Василия Васильевича в Нижний Новгород в 1888 году группа местных педагогов организовала кружок физики и астрономии.<э…> После отъезда С.В.Щербакова в течение многих лет кружок возглавлял В.В.Андрианов, совмещавший эту работу с деятельностью редактора «Астрономического календаря». В 1908-1911 гг. он прочёл цикл научно-популярные лекции по астрономии в Народном Доме Сормове и Арзамасе. Об этом периоде хорошо рассказано в книге Козлиной М.М. «Учитель В.В.Андрианов». «Я не однажды слышал от своей бабушки сожаления, что где-то затерялись письма Циолковского, которые, видимо, изредка по делам кружка приходили из Калуги к В.В. Андрианову. С 1895 года кружок начинает выпускать ежегодный «Астрономический календарь». Календарь был популярен в научном мире России, знали о нём и запрашивали его другие страны. Со второго выпуска В.В. становится его редактором и ведёт эту работу до 1919 года. Кроме того, с 1891 года В.В. Андрианов был членом правления кружка, исполняя обязанности казначея и библиотекаря, а после отъезда С.В. Щербакова с 1906 по 1914 год был его председателем. С Нижегородским астрономическим кружком связан один интересный эпизод, характеризующий личность В.В.Андрианова. В начале 900-ых годов у него обнаружилась серьёзная болезнь (рак языка). После успешной операции в Москве ему было необходимо санаторное лечение, на что требовались немалые средства. В Петербурге у В.В.Андрианова жил родной брат, Григорий Васильевич, известный в ту пору строитель железных дорог <э…> Григорий Васильевич выслал брату крупную сумму денег, но тот не поехал на лечение, а заказал у одной из иностранных фирм небольшой телескоп, который был прислан в Нижний Новгород в адрес астрономического кружка, как дар от неизвестного лица. Телескоп долгие годы служил кружковской обсерватории и лишь в советское время был заменён более совершенным прибором. Кроме жены, В.В. никого не посвятил в эту историю, которая открылась лишь после его смерти». Крестьянин–астроном К.И.Каплин-ТезиковОдним из активных наблюдателей кружка стал крестьянин К.И.Каплин-Тезиков из села Богородского Нижегородской губернии. Известный французский астроном Камилл Фламмарион основатель первой в мире организации астрономов любителей помог ему, бывшему крепостному, получить из Парижа телескоп и успешно вести наблюдение за звездами. К.И.Каплин-Тезиков сделал ряд ценных наблюдений и организовал у себя в селе что-то вроде филиала кружка. Участие Максима Горького в Нижегородском кружке любителей физики и астрономииДеятельность кружка любителей физики и астрономии; как высококультурной просветительной организации, интересовала Горького. Горький вошел в состав кружка и с интересом посещал его заседания, а позднее даже оказывал некоторое влияние на его деятельность. Следует отметить, что в составлении плана многих лекций, как и вообще в организации работы кружка А.М.Горький принимал активное участие. В Нижнем Новгороде он жил с перерывами с 1896 по 1904 год. Его внимание к кружку любителей физики и астрономии было обусловлено, кроме общего интереса к культурным мероприятиям в городе, еще и большой дружбой со С.В.Щербаковым. На квартире у Пешковых часто собирались его друзья, в том числе и семья Щербакова. Здесь любили вести беседы по астрономии. Один из частых участников этих бесед А.Е.Богданович, близкий друг Горького, вспоминает, что, «...ряд выступлений Щербакова от имени кружка проходил после предварительных обсуждений с Алексеем Максимовичем — это был голос представителя трудового народа, голос заказчика к науке». Особенно советовал Горький шире проводить публичные наблюдения в телескоп. Горький сам часто наблюдал звездное небо в «бредихинский» телескоп, регулярно посещал публичные лекции и отчетные собрания кружка. О внимательном отношении Горького к кружку свидетельствует его письмо к В.О.Миролюбову, редактору и издателю популярного «Журнала для всех», выходящего в Петербурге. Письмо это было написано из Нижнего Новгорода в конце ноября или начале декабря (середина декабря) 1898 года. А. М.Горький писал: «Вот что: здесь, в Нижнем, есть удивительное учреждение — Общество любителей физики и астрономии. Душой его является Сергей Васильев Щербаков, очень хороший человек и очень знающий. Спросите о нем у Поссе. Вот этого Щербакова Вы и должны привлечь к делу по части писания популярных статей по астрономии, физике, метеорологии и т. д. Это прекрасный популяризатор. Я послал Поссе отчет о деятельности общества физиков и астрономов за десять лет и единственный в России астрономический календарь, издаваемый этим обществом. Из отчета Вы увидите, сколько работает Щербаков, а как он работает — смотрите рецензии в «Русской школе», «Научном обозрении», «Новом времени», «Сборнике в помощь самообразованию». Вот он, я думаю, мог бы быть для журнала полезным. Я говорил с ним по этому поводу, и он сказал, что хорошо бы из ряда статей, но астрономии создать курс астрономии для среднего читателя, курс физики и т. д. Подумайте над этим; ей богу, дело славное...» Знакомство Горького с Щербаковым произошло во второй половине 90-х годов и в дальнейшем перешло в большую дружбу. После революции М.Горький помог Щербакову получить персональную пенсию. (Луцкий «История астрономических организаций в СССР»., М. 1982 стр.23). Василий Иванович Калашников (1849—1908)Механик и теплотехник изобретатель, родился в городе Угличе, работал чертежником на механическом заводе в Рыбенске. Ему принадлежат заслуги в усовершенствовании нефтяной форсунки, разработки новых типов машин. Калашников принял участие в постройке и налаживании первого в мире завода по производству смазочных масел. Он содействовал открытию в Н.Новгороде первого речного училища – Нижегородской речной школы, где потом многие годы преподает механику и геометрию. По его инициативе издается первый в мире журнал по речному делу. У Калашникова была природная тяга к знаниям, разбуженная то ли немудреными первыми книжками, то ли добрыми людьми. Но это была только начальная посылка для достижения высокой цели. У Василия хватило разума и терпения изучить законы физики, овладеть высшей математикой, начать разбираться в иностранных языках. Увлеченный идеей усовершенствовать паровые машины, с которыми стал иметь дело, работая в чертежной мастерской, он преодолел дебри термодинамики – об этом свидетельствует его первая, еще юношеская работа по перестройке силовой установки на пароходе рыбинского купца Духинова. Знание законов науки, которая и нынешним студентам дается нелегко, очень пригодилось ему в будущем. И все это Василий изучал самостоятельно. Можно лишь предположить, что направление в учебе ему помогали выбирать работавшие временами на заводе Журавлева иностранцы. Самообразованием Калашников обеспечил себе – вероятно, и не стремясь осознанно к этому, – более сильные и перспективные позиции, по сравнению со многими русскими механиками того времени, не владевшими, как правило, высотами науки и пользовавшимися при обслуживании машин и даже при их проектировании лишь смекалкой да личным опытом. Кстати, общительный молодой чертежник-конструктор при решении практических вопросов часто обращался за советами к работавшим рядом умельцам. В частности, многим он был обязан главному механику завода Александру Сергеевичу Муфтелеву: поручая Василию, решение важных и трудных задач, тот охотно рассказывал, как сам решал подобные задачи. Судьба Калашникова сложилась так, что в 1870 году он переехал в Нижний Новгород, где стал работать на заводе Колчина, перешедшего позднее к Курбатову. Сначала был чертежником-конструктором, затем механиком и, наконец, главным механиком. Этот переезд тоже нельзя назвать случайным. Уже в те годы в Нижнем Новгороде усиленно развивалось речное судоходство. Самым мощным пароходством было «По Волге», основанное еще в 1843 году. Паровой флот, насчитывавший к тому времени на Волге более 400 единиц, постоянно пополнялся новыми судами, а строились эти суда, как правило, тоже в Нижнем Новгороде или неподалеку от него. Ну, как было не направиться из заштатного Рыбинска в город, являющийся центром и судоходства и судостроения! Поистине здесь, в Нижнем Новгороде, Василий Иванович Калашников обрел новую родину. Уезжая на время в Москву, Петербург и Казань, откуда получал лестные деловые приглашения, он неизменно возвращался сюда: вдали от Нижнего он тосковал по заводу, по пароходам, ждавшим его ума и рук, по тому громкоголосому кипению жизни у причалов, которое не прекращалось с весны до глубокой осени. И была еще одна нерасторжимая связь с Нижним: здесь он женился на исконной нижегородке Александре Александровне Смирновой, ставшей ему преданной помощницей до конца дней. Здесь родились его дети, а их было ни много ни мало пятеро – четыре сына и дочь. Основательный во всех начинаниях, Калашников, работая на Колчинском (Курбатовском) заводе, собрал чертежи существовавших тогда на Волге судовых установок, сделал их описание, проанализировал технические и экономические возможности. Труд назывался «Краткий очерк пароходных машин Волжского бассейна». Оказалось, что он, Василий Иванович Калашников, абсолютно прав, часто применяя в разговорах едкое выражение о деньгах, вылетающих через топки и пароходные трубы. Трудно было найти два судна с однотипными судовыми установками; машины и котлы, часто иностранного происхождения, были неоправданно тяжелыми и громоздкими и при этом крайне ненадежными, а получение необходимой мощности требовало столько топлива, что некоторые пароходы ставились на прикол тут же после постройки. Было выгоднее их не эксплуатировать, чем на них работать. Опираясь на авторитет и возможности Курбатовского завода, одного из крупнейших судостроительных предприятий Поволжья (завод находился у подножия Откоса, недалеко от ныне расположенного там трамплина), Калашников начал преобразование волжского флота. На заводе впервые стали строить машины с многократным расширением пара высокого давления, ушли в прошлое цилиндры чудовищно больших диаметров, форсунки новой, калашниковской конструкции разбрызгивали топливо так эффективно и экономично, что удалось уменьшить объемы и самих топок, и котлов. Вызов был брошен: экономичность, и надежность курбатовских пароходов били в глаза, судовладельцы стали спешно перестраивать свои пароходы, и при проектировании новых судов в ход пошли калашниковские конструкции. Слава Калашникова поднималась, как вода в половодье. Недаром иностранец инженер Джонс, слывший большим авторитетом в пароходских делах, сказал о Василии Ивановиче: «Теперь мне на Волге делать нечего. У вас есть Калашников. Он смотрит в будущее». Какая похвала! Надо заметить, что в этот период своей деятельности Калашников зорко смотрел вперед не только как ученый-конструктор, но и как предприниматель: организованное им производство форсунок он не выпускал из рук, а владельцы тугих кошельков почитали за честь приобрести удивительные изделия, получая к тому же советы от самого изготовителя. Как это часто бывает у подобных людей, природная одаренность и приобретенные знания Калашникова были многосторонними. Он оказал неоценимую помощь городу в налаживании водопроводной сети, был неоспоримым авторитетом в изготовлении оборудования для нефтеперерабатывающих предприятий. Он разработал проект моста через Оку (к сожалению, не осуществленный), его избрали председателем Нижегородского отделения Русского технического общества, под его редакторством выходил «Нижегородский вестник пароходства и промышленности». Перечень дел и должностей можно было бы продолжить. Но все-таки главное в том, что его талант и воля двинули вперед волжское судостроение, стремительно стал подниматься на Волге общий уровень технического прогресса и, как ни парадоксально это прозвучит, деятельность Калашникова способствовала укоренению нового типа судов – теплоходов. Паровая машина оказала дизелю достойное сопротивление, теплоходы в этой борьбе могли победить лишь при постоянном и достаточно быстром их усовершенствовании. Это произошло, но уже за пределами времени, отведенного судьбой Калашникову. Все с тем же Курбатовским заводом связано и признание великого механика Волги на уровне государства. Случилось это в 1896 году на проводившейся в Нижнем Новгороде Всероссийской промышленно-художественной выставке. С этой выставкой Василий Иванович встретился не впервые. Еще в 1882 году, когда выставка проходила в Москве, он был отмечен за свои машины большой серебряной и бронзовой медалями. Но на выставке в Нижнем получил высшую награду – государственный герб за буксирный пароход «Орел», построенный на Курбатовском заводе по проекту Калашникова, а это значило, что высшей награды удостоен и автор проекта. Были и другие награды: за пожарный пароход «Князь Юрий» и за труды «Записки конструктора» и «Атлас пароходных машин Волжского бассейна» он был удостоен Диплома первого разряда и грамоты о почетном потомственном гражданстве. Это было самое высокое отличие в жизни Калашникова. Казалось, можно было бы, и успокоиться на достигнутом. Но его влекло к новым свершениям. К сожалению, следующий шаг Василия Ивановича был омрачен полной неудачей. Стремясь получить возможность строить такие суда, какие нарисует ему творческая фантазия, Калашников потратил свои сбережения и специально взятые в долг деньги на строительство под Нижним Новгородом собственного завода. Построил… и разорился, что произошло из-за охватившего волжское судоходство экономического кризиса. Увы, на этот раз его целеустремленность и предприимчивость оказались бессильными. Ему, потерявшему в свершившейся катастрофе не только достаток, но и здоровье, не было возврата на должности, которые требовали неутомимой энергии и ответственности. Стал работать техником-консультантом страховой компании, и постоянные поездки на суда в любую даль и в любую погоду его доконали. Василий Иванович Калашников скоропостижно скончался в 1908 году, прожив немногим более 58 лет. Могила механика попадается на глаза многим людям, приходящим на Красное, а в просторечье – на Бугровское кладбище, так как она находится недалеко от ворот и от церкви Успенья. Нижегородцы, знайте, что тут похоронен замечательный, действительно незаурядный человек, сделавший много для нашего родного края, для Волги и для всей России. И он был нашим земляком. Федор Александрович Бредихин (1831 –1904 )Ф.А.Бредихин был академиком Петербургской АН (1890), директором обсерватории московского университета (1873-1890), а затем директором Пулковской обсерватории (1890-1895). Ф.А. Бредихин являлся членом нижегородского кружка любителей физики и астрономии (НКЛФА). Его научные исследования охватывают общие разделы астрономии, он является создателем Московской астрофизической школы. При его непосредственном участии были начаты систематические наблюдения хромосферы Солнца в протуберанц-спектроскопом, фотографирование солнечных пятен и факелов, исследование поверхности Луны, Марса, Юпитера. Ф.А. Бредихин изучал химический состав газовых туманностей. Однако главное направление его исследований изучение комет. Он развил и усовершенствовал теорию кометных форм Бесселя, создал механическую теорию кометных форм, которая позволила описать движение вещества не только вблизи головы, но и в хвосте кометы. Создал классификацию форм хвостов, которая принята в настоящее время. Развил и расширил теорию, выдвинутую Дж. В. Скиапарелли образование метеоритных потоков в результате распада ядер комет. Участие Циолковского в деятельности Нижегородского кружка любителей физики и астрономииВ 1898 году в члены кружка был принят К.Э. Циолковский. Кружок рассмотрел и рекомендовал для печати присланную Циолковским работу «Всемирное тяготение как главный источник мировой энергии». А в 1896 году направил для публикации в журнале «Научное обозрение» его работу «Продолжительность лучеиспускания Солнца». В одном из своих писем, поздравляя кружок с 25-летием, Циолковский пишет: «… Когда-то общество поддержало мои слабые силы. Никогда этого не забуду. Сначала через кружок, а потом самостоятельно с помощью друзей я стал печатать свои работы в журналах «Научное обозрение», «Наука и жизнь», «Вокруг света» и прочие». Когда Щербаков становится директором мужской гимназии, у него возникает план создания учебника по космографии, его горячо поддерживает К.Э. Циолковский. И вскоре такой учебник появился и выдержал вплоть до 1925 года 12 изданий. Два учебника с дарственными надписями автора находились в библиотеке Циолковского К.Э., и те пометки, какими они испещрены, свидетельствуют о том, что их владелец часто ими пользовался. Константин Эдуардович до конца своей жизни оставался членом кружка и ввел с ним переписку». Камиль Фламмарион (1842–1925)Фламмарион (Flammarion) Камиль (1842–1925), французский астроном. Исследовал Марс, Луну, двойные звезды. Основатель Французского астрономического общества (1887). Автор научно-популярных книг по астрономии, в т.ч. всемирно известной «Популярной астрономии» (1879), первого астрономического учебника. Основал «народную» астрономическую обсерваторию в Жювизи. Юбилейный день рождения Н.И. ЛобачевскогоЧлены кружка установили, что родиной И.Е. Лобачевского является Нижний Новгород. «В целях предварительного ознакомления нижегородцев с личностью и значением их знаменитого земляка от кружка были помещены в местной газете «Волгарь» краткие заметки о жизни и значение Н.И. Лобачевского». 23 октября 1893 года члены кружка провели торжественное заседание по случаю столетия со дня рождения ученого, а на собранные средства в сумме 216 рублей пошли на постройку в Казани памятника. От имени нижегородцев на открытии монумента выступал Щербаков. |
Содержание: |
Главная | История НКЛФА | Астрономическое образование | Нижегородский планетарий
Хронография | Астрономический календарь | Галерея | Карта сайта | Музей НКЛФА