НГПУ >> Научно исследовательская лаборатория А.С.Макаренко ]

Федеральное агентство по образованию

Нижегородский государственный педагогический университет

____________________________________________________________________

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Педагогика А.С. Макаренко

(наука о взаимодействии поколений)

 

 

 

 

ПРОГРАММА УЧЕБНОГО КУРСА  ПО ВЫБОРУ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Нижний Новгород

2007


 

Печатается по решению редакционно-издательского совета НГПУ

 

 

 

 

 

 

 

Педагогика А.С.Макаренко (наука о взаимодействии поколений). Программа учебного курса по выбору. Н.Новгород: НГПУ, 2007. - 25 с.

 

 

 

 

 

 

 

 

Программа учебного курса предусматривает цели его изучения, формы организации занятий, требования к уровню усвоения курса, вопросы для зачета. Дается тематика рефератов, список рекомендуемой литературы.

Предназначено для студентов педагогических специальностей, II курса, дневного отделения.

 

 

 

 

 

 

 

 

Составитель: А.А.Фролов, докт. пед. наук, профессор

Отв. за выпуск: В.В.Николина, докт. пед. наук, профессор

Рецензент: Ю.Х.Трушина, канд. пед. наук, доцент

 

 

 

 

 

 

 

 

 

I.      Цели и задачи дисциплины

1.   Расширить знания студентов о педагогическом наследии А.С. Макаренко (1888 – 1939 гг.), полемике  вокруг его концепции педагогики

2.   С учетом современных отечественных и зарубежных исследований представить существо макаренковского вклада в педагогику

3.   Дать навыки анализа произведений А.С. Макаренко в контексте педагогической истории и современности

4.   Возбудить интерес к исследованию и практическому использованию его педагогического творчества

 

Концепция программы

          «Воспитание в том и заключается, что наиболее взрослое поколение передает свой опыт, свою страсть, свои убеждения младшему поколению», - говорит А.С. Макаренко (Пед. соч.: В 8 т. Т. 7. – М., 1986, с. 38). Он придерживается традиционного понимания  воспитания прежде всего в его социальной функции: воспитание обеспечивает преемственность поколений, передачу общественно-исторического опыта от одного поколения к другому, без чего существование и развитие общества и человека невозможно.

          Вместе с тем он решительно преодолевает трактовку социальной функции воспитание лишь в одном направлении: от старшего поколения к младшему. В его педагогике этот вектор творчески дополняется другим: от младшего поколения к старшему. А.С. Макаренко вводит в основы педагогики проблему взаимодействия поколений, их исторически закономерной смены.

          В его творчестве ярко проявляется принципиальный отход педагогики от концепции патернализма, безмерной опеки детей и молодежи, на грани авторитаризма. Одновременно это и противостояние концепции «свободного проявления» личности, ее обособленного существования, своеволия и одичания.

          В таком подходе отражаются новые общественные потребности, вызванные интеграцией социальных процессов, ускорением общественно-исторического развития. Активизируется роль «человеческого фактора» в экономике и культуре, существенно изменяется «качество жизни» людей. Воспитание, говорит А.С. Макаренко, должно все более направляться на «воспитание способностей человека, на развитие его созидательного, творческого актива» (т.4, с.286), содействуя «возвышению личности», ее «ценности», человеческого достоинства.

          Фундаментальный социально-этический принцип А.С. Макаренко «Как можно больше уважения к человеку, как можно больше требования к нему» - в его педагогике реализуется путем активного приобщения учащейся молодежи к основе человеческой жизни и культуры – производительному труду. В ходе этого возникают качественно новые требования к старшему поколению. Творческое взаимодействие поколений становится важнейшим условием материального и духовного прогресса общества.

Преодолевается традиционное механистическое разделение воспитания в «узком» и «широком» смысле: как специальной «педагогической деятельности» - и как «социального явления», хаотичного в педагогическом отношении.

          Таким образом А.С. Макаренко расширяет границы педагогики и воспитания, качественно изменяет представление о предмете педагогики и ее методологии, понятийном аппарате, теоретических  основах и практике воспитания. Значительно усиливается эффективность и социальная ответственность педагогической теории и практики, повышается авторитет педагогики в сфере науки.

Понятия «человек-в-поколении», «межпоколенные воспитательные отношения» появляются в современной отечественной педагогической печати.

«… Для каждого поколения цель воспитания должна быть установлена диалектически» (т. 8, с.137); соответственно должны изменяться и средства воспитания каждого поколения.

II.               Требования к уровню усвоения содержания дисциплины

Результатами изучения дисциплины должны стать:

- знание о педагогике А.С. Макаренко как науке о взаимодействии поколений

- навыки сравнительного анализа разных концепций педагогики

- способность к аналитической характеристике современной педагогической теории и практики

- заинтересованность в разработке творческой теории и практики воспитания

III. Объем дисциплины и виды учебной работы

 

Вид учебной работы

Всего часов

Семестры

Общая трудоемкость дисциплины

36

 

Аудиторские занятия

24

4

Лекции

18

4

Семинары

6

4

Самостоятельная работа

12

4

Вид итогового контроля - зачет

 

4

 

IV.    Содержание дисциплины

IV-1. Виды занятий

 

Лекции:

1.       Обзор литературных произведений А.С. Макаренко и материалов его педагогической практики – 2 ч.

2.       Поколение как объект изучения в социально-гуманитарном знании, художественной литературе – 2 ч.

3.        Полемика вокруг педагогики А.С. Макаренко: теоретические предпосылки – 2 ч.

4.       Основы жизненно-ориентированной, воспитательной педагогики А.С. Макаренко - 4 ч.

5.       Взаимодействие поколений в практике трудовой колонии им. М. Горького и трудовой коммуны им. Ф.Э. Дзержинского – 4 ч.

6.       Проблема взаимодействия поколений в произведениях А.С. Макаренко, более полно характеризующих старшее поколение – 4 ч.

 

Семинарские занятия:

1.     Анализ «Очерка работы Полтавской колонии им. Горького» - 2 ч.

2.     Анализ статьи «Педагоги пожимают плечами» - 2 ч.

3.     Анализ «Педагогической логики» - 2 ч.

 

IV – 2. Содержание отдельных тем

Тема 1. Обзор литературных произведений А.С. Макаренко и материалов его педагогической практики. 

          Единство научного, практического и художественного способов познания мира в педагогике А.С. Макаренко. Органическая связь познания и преобразования педагогической действительности. Педагогика как наука о воспитании, «практики целесообразная» и «опытная». Две функции воспитания в контексте связи поколений: закрепление социально-гуманитарных достижений; содействие историческому прогрессу.

          Художественно-педагогические произведения о его творческом опыте: социально-публицистический роман «Педагогическая поэма», повесть «Флаги на башнях»; документальные книги-очерки «Марш 30 года», «ФД-1»; произведения о связи старшего поколения с молодежью – пьеса «Мажор»,  комедия «Ньютоновы кольца».

          Произведения, более полно характеризующие старшее поколение: «Книга для родителей», два киносценария, незавершенная пьеса «Забота о человеке», работа над романами «Ньютоновы кольца» («Пути поколения»),  «Человек». Педагогика социальной действительности: повесть «Честь», рассказы, рецензии на художественные произведения, статьи общественно-политического характера.

          Собственно педагогические труды: Кризис современной педагогики (до июля 1917 г., сочинение утрачено); «книга по педагогике», «педагогический памфлет» (1928-1929 гг., сохранились фрагменты); 1932 г. и далее: Опыт методики работы детской трудовой колонии» (начальные главы), «Методика организации воспитательного процесса», «Проблемы школьного советского воспитания» (лекции в Наркомпросе РСФСР), «Лекции о воспитании детей» (в семье, радиолекции), статьи о колонии им. М.Горького и коммуне им. Ф.Э. Дзержинского,  статьи и выступления на педагогические темы (с 1922-1923 гг.), о детской литературе, по проблемам общественной жизни, этики.

          Материалы педагогической практики А.С. Макаренко. Его многочисленные деловые и личные письма (особое место занимает переписка с А.М. Горьким и Г.С. Салько - Макаренко). Огромный массив документальных материалов: альбом «Наши жизни – Горькому – горьковцы», Книга отзывов посетителей коммуны им. Ф.Э. Дзержинского, часть протоколов совета командиров и педсовета коммуны, приказы по коммуне за многие годы, кино и фотоматериалы, стенгазеты. Свидетельства очевидцев: корреспонденции в отечественной и зарубежной печати, материалы воспоминаний соратников и воспитанников А.С. Макаренко. Публикации об их жизненных судьбах.

          Тема 2. Поколение как объект изучения в социально-гуманитарном знании, художественной литературе.

          Педагогика А.С. Макаренко – не «детская», «школьная». Это социальная педагогика, наука о взаимодействии поколений. В таком контексте она рассматривает воспитание детей и молодежи, деятельность школы и семьи, других воспитательных институтов общества, затрагивая и «элементы педагогики» в ведущих областях жизни и деятельности взрослых. Школа – «сколок общества», как и общество – «сколок школы». Человеческая история, основанная на экономических законах, имеет и гуманитарные закономерности, где огромную роль играет взаимосвязь поколений.

          Поколение – феномен, характеризующий возрастную структуру общества. В ней отражаются существенные особенности всей социально-экономической системы и ее история. Взаимоотношение поколений зависит от общей ситуации общественного развития, его направленности и темпов этого развития. Проблема поколений – органическая часть социальных конфликтов, важный показатель уровня единства и дифференциации общества. Огромные возможности молодежи со всей очевидностью проявляются в периоды общественного подъема.

          Главный ориентир в делении поколений на молодое, среднее и старшее – возраст социальной самостоятельности, включения в производственно-хозяйственную деятельность и управление общественными делами. Так, в Китайской Народной Республике (образована в 1949 г.) сейчас управляющим стало «четвертое поколение»; смена поколений здесь происходит в среднем через 20 лет. Наша отечественная история периода 1917 г. – 90-е гг. включительно - это действие трех-четырех поколений, с отступлением большинства детей от дела отцов и дедов; смена поколений – через 20-30 лет. Яркий пример: Аркадий П. Гайдар - Тимур А. Гайдар, - Егор Т. Гайдар.

          При постепенном переходе к всеобщему среднему образованию и все более массовом высшем образовании, без введения продуктивного труда в систему образования, - молодое поколение не могло и не может своевременно и полноценно проявить себя в сфере производства, науки и культуры, социального управления. Современное непрерывное образование имеет тенденцию развития по двум направлениям: связь образования молодежи с производством и соединение труда старших с образованием.

          А.С. Макаренко в ходе работы над романом «Пути поколения», обобщая свои жизненные наблюдения,  среди главных персонажей, лиц от 23 до 50 и 69 лет, выделяет: положительных  14, отрицательных 8, неопределенных 11; молодежи 9, «первой мужественности» 6, «среднего возраста» 16, пожилого 5. Среди персонажей «второго плана» преимущественно молодые люди 14-27 лет и 4 человека 36-47 лет.

          В литературно-художественной классике проблема поколений органически вписывается в характеристику исторической эпохи. Трилогия Д. Голсуорси «Сага о Форсайтах» - история морального состояния английской буржуазии 20-30-х гг. XIX в. Эпопея О. де Бальзака «Человеческая комедия» воспроизводит Францию 1816-1848 гг., галерею представителей различных социальных слоев и поколений. Роман И.С. Тургенева «Отцы и дети» стал значительным событием общественной жизни России середины 60-х гг. XIX в. Роман А.М. Горького «Дело Артамоновых» - история трех поколений нарождающейся русской буржуазии.

          Тема 3. Полемика вокруг педагогики А.С. Макаренко: теоретические предпосылки.

          Объекты полемики – в основном как бы «частные» и чисто практические вопросы: порядок жизнедеятельности педагогического учреждения, построение управления и дисциплины на основе хозяйственно-трудовой деятельности; воспитания личности и индивидуальности в системе общего распорядка, дифференциация в коллективе; символика и ритуалы, элементы игры, эмоциональность; ответственность и наказание.

          В представлении оппонентов это «муштра», «военизация», «авторитарные методы»; преувеличение роли труда, организационных  форм, эмоций и чувств; недооценка «сознательности», просвещения, школьной учебной работы, роли воспитателя; недостаток детского самоуправления, политико-идеологического воспитания. Подобная практика недопустима в отношении «нормального детства, массовой школы». «Учение – тоже труд». Работа с беспризорными и несовершеннолетними правонарушителями – это перевоспитание.

          Главное основание таких взглядов и оценок – фактическое отрицание «собственно воспитания», в его качественном отличии от обучения по целям, средствам и результатам. Установка в педагогике на приоритет обучения, построения воспитания в логике обучения, главенство «воспитывающего обучения». Действие педолого-педагогического направления: обеспечение «свободного развития» природных сил личности, недооценка ее общественной сущности и активности, ограничение условий социализации личности и индивидуализации. Ослабление проблемы целей, педагогической целесообразности, фетишизация «саморазвития».

          Постулаты умозрительно-декларативной педагогики, дидактической, «школы учебы» сталкиваются с основанной на жизненной практике и опытной работе макаренковской воспитательной педагогикой, трудовой «школой жизни». В центре полемики - воспитание целостной личности, в единстве чувства, интеллекта (знания) и воли, характера. Два вектора воспитания: от социализации, воспитания (и обучения) к развитию личности (А.С. Макаренко) – и наоборот. Иная «педагогическая логика».

          Глубинная причина расхождений: оппоненты А.С. Макаренко не хотят видеть объективных педагогических законов, по существу отрицают педагогику как науку. Сравнение: «антипедагогика», «контекстуальная педагогика». Умаляется опытно-практическая методология и социально-личностная направленность педагогики. Искажается логика педагогической целесообразности: она строится на «дедуктивном предсказании», этическом фетишизме, «уединенных средствах». Иной стиль и «тон» воспитания.

          Критика макаренковских взглядов на детскую литературу: это «призывы к ее упрощенчеству и обеднению». Основа такой оценки – недопонимание особенностей детства и юности. Принижение воспитательных функций детской литературы, ее связи с общественной жизнью. Умаление возможностей активно-творческого участия молодого поколения в социальных процессах.

          Обсуждение художественно-педагогических произведений А.С. Макаренко: в них видится отступление от жизненной правды, официальных общественно-политических и педагогических идей, общепризнанных этических и эстетических представлений. Эта реакция на нарушение им канонических художественных принципов и шаблонов. Непринятие его смелого приближения к «целеустремленному общественному движению», социальным конфликтам.

          Тема 4. Основы жизненно-ориентированной, воспитательной педагогики А.С. Макаренко.

          Идею единства воспитания и жизни, школы и общества, воспитания и производства А.С. Макаренко реализует в духе «педагогики параллельного действия»: связь этих бинарных (парных) оппозиций устанавливается не прямо, а опосредованно, путем создания единой «трудовой общины» взрослых и детей в педагогическом учреждении. Это «связующее звено» между формирующейся личностью и обществом – «воспитательный коллектив», единство разных поколений.

          Две взаимосвязанные функции этого коллектива: оградить детей от отживающих превратностей жизни; обеспечить полноценное  воспитание, учитывая возрастные особенности детей, сочетая общественные и индивидуальные потребности «сегодняшнего и завтрашнего дня». Существующие принципы и формы социальной организации не механически переносятся в этот коллектив, а педагогически трансформируются. «Способы организации, финансирования, учета, отчета, штатов решительным образом противоречат задачам нового воспитания … Нужно создавать новую педагогику, совсем новую» (т.1, с.227-228).

          Воспитательный коллектив и молодой человек приобретают «право гражданства» на основе хозяйственно-трудовой и социально-культурной деятельности. Преодолевается отчуждение человека от средств производства и результатов труда. Воспитывается человек, способный распоряжаться собственностью, жить и действовать в условиях хозяйствования, экономических отношений, сохраняя и развивая духовно-нравственную сущность труда при его механизации и автоматизации, технологической организации производства. Педагогика, «обгоняющая общество в его человеческом творчестве» (т. 4, с.120).

          Утверждение оптимистической, «сильной», активно-творческой, социально-личностной  педагогики – в отличие от педагогики пессимистической, «слабой», простого приспособления (адаптации) к существующему. Цель: воспитание человека-созидателя и творца, отход в воспитании от потребительского уклона. Объект исследования в педагогике – «не ребенок», в его самодовлеющем развитии и саморазвитии, а «педагогический факт, явление» (т.1, с.10),  т.е. закономерности «созидания личности».

          «Система перспективных линий коллектива и личности» - технология сочетания масштабов времени и пространства в педагогическом процессе. Целесообразность воспитания – проявление его природосообразности. Единство теории и практики в методологии педагогики.

          Методологический принцип «параллельности» создает необходимую двойственность (бинарность) воспитательных явлений: как они мыслятся педагогом в их существе - и как они выступают «в глазах воспитанника». Объект воспитания в позиции субъекта активно-творческой жизнедеятельности. «Свобода от  педагогической  нарочитости», воплощение педагогической целесообразности в укладе жизни воспитательно-образовательного учреждения. Преодоление искусственности, насильственности и пассивности воспитания в гуманистической педагогике А.С. Макаренко.

          «Параллельность» как разрешение противоречий в дуалистической проблематике: знание и поведение, уважение и требование, право и обязанность, свобода и ответственность, творчество и регламентация, внешние и внутренние предпосылки воспитания, материальное и духовное, природно-биологическое и социальное, единство и дифференциация и т.д. Всеобщность, равенство, технологический подход в воспитании - и «ювелирная» индивидуальная работа «педагога-мастера». Коллектив педагогического учреждения должен постоянно развиваться и «иметь свое лицо».

          Работа с беспризорными детьми и несовершеннолетними правонарушителями на основе целей и принципов воспитания. Создание «нормальных» условий для их жизнедеятельности. Использование специальных средств на этапе приведения к «норме». Воспитательно-образовательные учреждения А.С. Макаренко как открытые, с добровольным пребыванием. Его прорыв в педагогике – результат отхода  от традиционного типа школы, исчерпавшего свои возможности.

          Тема 5. Взаимодействие поколений в практике трудовой колонии им. М. Горького и трудовой коммуны им. Ф.Э. Дзержинского (дек. 1920г.-июнь 1935г.)

А.С. Макаренко об особенностях детства,  отрочества и юности – в контексте его общего представления о человеке, потенциалах его развития. Исходная установка не на прошлое (биография) воспитанника, а его будущее, отношение к себе. Детские типы, возрастная градация; характерное для мальчиков и девочек. Отражение педагогических целей и природных особенностей личности в характеристиках воспитанников. Яркое изображение возрастных и индивидуальных особенностей персонажей в художественных произведениях  А.С. Макаренко.

Колония им. М. Горького – бюджетная организация; коммуна им. Ф.Э. Дзержинского – общественное учреждение. Участие государственных и общественных организаций в их деятельности; принципы шефских связей, отношений с окружающей средой. Роль А.М. Горького, ведущих представителей совета и правления коммуны. Праздничные походы колонии, ежегодные летние походы коммуны, знакомство со страной, ее культурой, производственные «смычки». Жизненные судьбы воспитанников А.С. Макаренко.

Соотношение численности воспитанников и взрослых – педагогов, инструкторов, квалифицированных рабочих, административного и технического персонала. Характерные типы среды персонала, «живые люди». Воспитатель-учитель в колонии: членство в коллективе, 4 вида работы, ее распределение и оплата; без закрепления за группой воспитанников, без права наказания. Коммуна: отказ от штатных  воспитателей, окт. 1930 г.

Основной контингент воспитанников: 14-17 лет, причины и порядок определения в колонию-коммуну; объединение несовершеннолетних правонарушителей, беспризорных и детей из семьи. Пребывание – от 1-2 лет до 3-5. Старшие и младшие в коллективе воспитанников, дифференциация членства. Преемственность поколений, сохранение «ядра»,  работа с новым приемом. 10 организованных выпускников. Правила выпуска, жизненное и трудовое определение выпускников.

Равенство детей и взрослых в его «внешнем выражении», в духе «параллельного действия». Единая «Конституция»: принципы и правила, выработанные в жизненной практике. Общая система управления учреждением и детского самоуправления, принцип взаимосвязанных полномочий. Педагогический коллектив, педсовет, общее собрание, комсомол. Главенство хозяйственно-распорядительных функций в совете командиров,  представительство в нем администрации и постоянных производственных отрядов как первичных коллективов. Заведующий колонией, коммуной: утверждение и исполнение общих решений, право наказания. Оперативное управление: «главное дежурство».

Организация производительного труда как хозяйства. Полеводство и животноводство, производственные мастерские – в колонии; производственно-технический труд, с разделением по операциям – в коммуне. От «карманных денег» - к сдельной оплате труда (апр. 1930 г.) и накоплениям к выходу из коммуны. Ее переход на самоокупаемость (июнь 1930 г.). Отстранение А.С. Макаренко от руководства произведенной частью (апр. 1932 г.). Педагогически неоправданное расширение производства: смещение в 1934 г. обычного соотношения числа воспитанников и взрослых  3:1 на 1:3 – разрушение основ воспитательной системы.

Школа: начальное образование (комплексная система обучения) и летние курсы подготовки к рабфаку – в колонии; кустпромшкола, 7-летка, рабфак машиностроительного института (сент. 1930 г.), школьный комбинат (10-летка, техникум, технические курсы, 1934 г.) – в коммуне.

Тенденции и этапы развития колонии-коммуны как педагогической системы. Опыт и проекты ее расширения, применения в школе, в условиях «нормального» детства (1925-1936 гг.).

Тема 6. Проблема взаимодействия поколений в произведениях А.С. Макаренко, более полно характеризующих старшее поколение.  

Пьеса «Мажор»: 15 сотрудников коммуны им. Фрунзе и 18 воспитанников. О «новой культуре» производственных отношений. Столкновение скептически настроенных инженеров, их деловой квалификации и новой нравственности, энтузиазма молодежи. Комедия «Ньютоновы кольца»: «как в жизни воспитывается и перевоспитывается не только молодежь». Оригинальные характеры, «чудаки». «Химия» повседневных взаимоотношений.

«Книга для родителей» («Отцы и дети») - роман-трактат. Типы родителей - типы семейного воспитания. Общепедагогические проблемы: гражданская позиция воспитателя, хозяйственный коллектив и воспитание потребностей, конфликты, любовь и долг. Старые и новые педагогические традиции. Явления социально-педагогического неблагополучия. Возможность культурного и морального влияния детей на семью через школу, воспитание ответственности за семью.

Повесть «Честь»: развитие понятия чести и достоинства в массе трудящихся, их духовном состоянии в практике общественной жизни и борьбы. Изменения в разных социальных слоях молодежи. Киносценарий «Настоящий характер»: педагогика взаимоотношений инженерно-технических работников, учителя и подростков в школе фабрично-заводского ученичества (ФЗУ), на производстве.

Киносценарий «Командировка» - наиболее полное воплощение сути нового воспитания как солидарности поколений, общности их дел и забот. Рабочая молодежь, «трудные» подростки, семейные разлады. Тема моральной закалки, доверия-требования, приобщения к ответственности, важному делу. Рассказы: о старой и новой жизни, макаренковской колонии-коммуне, начале самостоятельной жизни ее выпускников.

Статьи общественно-политического характера: новые этические явления и ценности, развитие социально-трудовых отношений, проблемы литературно-художественного творчества. Рецензии, отзывы о художественных произведениях: человек и история, личность и общество, человек и обстоятельства. О своих взглядах и опыте, проблемах воспитания и школы, общественной жизни в лекциях, материалах А.С. Макаренко на педагогические и литературные темы.

«На гигантском фронте (опыт зерносовхоза №2)» - изучение новых методов хозяйствования, практико-ориентированной научной работы (1929 г., в сооавторстве с Н.Э. Фере). Общая работа с беспризорными и опыт колонии им. М.Горького – кн. Г.С. Салько «Беспризорность и борьба с ней» (1931 г. с участием А.С. Макаренко). Мысли о своей работе, общественных процессах, окружающих людях в деловой и личной переписке, рабочих и дневниковых записях.

План автобиографического романа в 4-х частях (1928-1930 гг.): жизнь и развитие колонии горьковцев в широком контексте происходящих в стране революционных событий, обстановки нэпа и начавшегося в конце 20-х гг. промышленного подъема. Столкновение с новым бюрократизмом, мещанством и шкурничеством, «болтающей интеллигенцией».

Частичное осуществление замысла - роман без названия (1935-1936 гг.): перестройка производственного предприятия; «отношение к людям – воспитание кадров из материала «второсортного», есть молодежь, комсомольцы. Группы: А – положительные, 9 человек; Б – «шкурники и эгоисты», 8; В – каждый «на чем нибудь хромает» - 26. Продолжение – роман «Человек» (1937 г., написано 3 главы).

Комедия «Забота о человеке» (1937 г., написано 2 акта). Главные герои: «девушка милая, веселая, доверчивая и человек 36 лет – «личность темная, полная всяких пороков».

Роман «Пути поколения» (лето 1938 г., с использованием написанного о коммуне им. Ф.Э. Дзержинского) – о молодом поколении, в его взаимосвязи со старшими. «Новое - хорошее и новое - плохое. Старое - хорошее и старое – плохое». Перенос задуманного в роман «Ньютоновы кольца» (сент.-ноябрь 1938 г.) – произведение «о человеческих недостатках и человеческом достоинстве»; «это тоже педагогическая книга» (написано 7 глав).

Работа над последующими томами «Книги для родителей»: все более широко изображаются социальные явления регресса, проникающие особенно в семьи интеллигенции и ответственных работников.

Сценарий фильма о школе (по заказу Украинфильма, 1937-1938 гг.): «В школьной нашей действительности я не мог найти ничего интересного, а лакировка содержания не моя специальность» (т.7, с. 160).

Планы семинарных занятий

Занятие 1. Анализ «Очерка работы Полтавской колонии им. Горького». (А.С. Макаренко. Школа жизни, труда, воспитания…-Н.Новгород, 2007, с.165- 176, с комментариями)

Вопросы для изучения и обсуждения:

1.     Экономические и педагогические основы организации труда подростков как хозяйства

2.     Единство организации труда, управления педагогическим учреждением и самоуправления

3.     Статус воспитанника и педагога, старших в едином трудовом коллективе детей и взрослых.

Занятие 2. Анализ статьи «Педагоги пожимают плечами». (А.С. Макаренко. Пед. соч., в 8 т. Т.1, с. 136-144; комментарии –с. 351-352)

          Вопросы:

1.     Что такое «собственно воспитание», каковы его основы (в отличии от обучения)?

2.     В чем заключается новое, макаренковское понимание педагогической целесообразности?

3.     Из чего исходит отрицание педагогики А.С. Макаренко?

Занятие 3. Анализ «Педагогической логики» А.С. Макаренко. (Пед. соч., в 8 т. Т. 1, с. 177-182; комментарии – с. 354-356)

         

Вопросы:

1.     Соотношение целей, средств и результатов в педагогической логике А.С. Макаренко

2.     Что такое «многоликость педагогического средства»?

3.     Индуктивный и дедуктивный методы педагогического исследования, связь практики и теории в выявлении педагогического закона.

 VI. Учебно-методическое обеспечение дисциплины

Вопросы для зачета

1.       Состав наследия А.С. Макаренко: литературные произведения и материалы педагогической практики

2.       Понятие «поколение» в контексте возрастной структуры общества и его исторического развития

3.       Содержание полемики о социально-педагогических воззрениях и опыте А.С. Макаренко

4.       Полемика о художественно-педагогических произведениях А.С. Макаренко и его понимание особенностей детской литературы

5.       Сущность воспитательной педагогики А.С. Макаренко в ее связи с жизнью и производством на основе «параллельности»

6.       Организация воспитательного процесса в «параллельной» связи с производственной деятельностью

7.       Школа, обучение в педагогических учреждениях А.С. Макаренко

8.       Единство управления педагогическим учреждениям и самоуправления: принцип взаимосвязанных полномочий

9.       Связь старшего поколения, действующего в  государственных и общественных организациях и коллектива колонии-коммуны А.С. Макаренко

10.  Взаимодействие старших и младших, сотрудников колонии-коммуны и воспитанников в едином коллективе педагогического учреждения

11.  Проблема связи старшего и молодого поколений в завершенных художественно-педагогических произведениях А.С. Макаренко

12.  Изображение представителей разных поколений в незавершенных художественно-педагогических произведениях А.С. Макаренко

Тематика рефератов  

1.     «Очерк работы полтавской колонии им. М.Горького» А.С. Макаренко: новаторство в содержании и организации воспитательного процесса

2.     «Педагоги пожимают плечами» А.С. Макаренко: суть расхождений с официальной советской педагогикой 20-х – начала 30-х гг.

3.     «Педагогическая логика» А.С. Макаренко: новаторство в определении задач педагогики и содержания воспитания, его целей и средств

4.     Темы по выбору из списка тем, представленных в издании: «А.С. Макаренко. Школа жизни, труда воспитания. Часть 1. Деловые и личные письма, статьи 1921-1928 гг. – Н.Новгород, 2007, с. 356-357.

 

Рекомендуемая литература

а) Основная литература

1.     А.С. Макаренко. Школа жизни, труда, воспитания. Учебная книга по истории, теории и практике воспитания. Часть 1. Деловые и личные письма, статьи 1921-1928 гг./Сост. А.А. Фролов, Е.Ю. Илалтдинова. – Н.Новгород, 2007.

2.     А.С. Макаренко. Педагогические сочинения. В 8 т. / Сост. А.А. Фролов (осн. сост.), Л.Ю. Гордин, М.Д. Виноградова. – М., 1983-1986.

3.     А.С. Макаренко // Хрестоматия по истории социальной педагогики и воспитания: Т.2 / Сост. А.А. Фролов,  Ю.Х. Трушина, Г.Н. Козлова. – М., 2007.

4.     Фролов А.А. А.С. Макаренко в СССР, России и мире: историография освоения и разработки его наследия (1939-2005 гг., критический анализ). – Н.Новгород, 2006.

5.     Фролов А.А. А.С. Макаренко: московский период творчества (1937-1939). Хроника дел и мыслей. – Н.Новгород, 1997.

6.     Фролов А.А. А.С. Макаренко: основы педагогической системы. – Горький, 1990.

7.     Фролов А.А. Воспитание в школе: два пути//Образование в современной школе, 2000, № 4.

8.     Фролов А.А. Социальное воспитание и наследие А.С. Макаренко // Педагогика, 2002, № 6.

9.     Фролов А.А. Прежде всего – «активное отношение к собственной личности»// Воспитание школьников, 2003, № 3.

10. Школа учебы и школа жизни// Воспитание школьников, 2003, № 8.

11. Фролов А.А. Педагогическая система хозяйства А.С. Макаренко: «параллельность» производительного труда и воспитания // Народное образование, 2006, № 6.

12. Фролов А.А. Методологический принцип «параллельности» в педагогике А.С.Макаренко // Историко-педагогическое знание в начале третьего тысячелетия … Матер. конф. М., 2006.

13. Фролов А.А. Принцип «параллельности» в методологии педагогики и основах воспитательного процесса (по наследию А.С.Макаренко) // Преемственность и новаторство в развитии отечественной педагогической науки. Матер. конф. – М., 2007.

14. Фролов А.А. Единство процессов образования и социализация // Народное образование, 2007, № 6.

15. Фролов А.А. Базовые понятия педагогики, их структура (по наследию А.С. Макаренко) // Историко-педагогическое знание… Матер. конф. – М., 2007.

16. Козлова Г.Н. Наследие А.С. Макаренко в контексте основ отечественной педагогики. Учеб.-методич. пос.- С.- Петербург, 2004.

17. Козлова Г.Н. Воспитательная педагогика А.С. Макаренко // Педагогические науки, 2005, № 3.

18. Козлова Г.Н. Исторические предпосылки педагогической концепции А.С. Макаренко // Объединенный научный журнал, 2005. №3.

19. Козлова Г.Н. А.С. Макаренко и корневые проблемы отечественной педагогики XX в. // Школа жизни – школа воспитания. Матер. конф. – М., Коломна, 2005.

20. Илалтдинова Е.Ю. Взаимосвязь профессионального обучения и производственной деятельности в педагогических учреждениях  А.С. Макаренко // Психолого-педагогическое наследие прошлого… Матер. Макаренковских чтений. – Екатеринбург, 2005.

21. Илалтдинова Е.Ю. понятия «воспитание», «обучение», «образование»: их эквиваленты в английском и русском языках // Педагогика и жизнь: международный сборник науч.трудов.  – Воронеж, 2007.

22. Илалтдинова Е.Ю. Состав и потенциал дальнейшего освоение педагогического наследия А.С. Макаренко // Развития образования и педагогической мысли в истории общества. – М., 2007 (в со авт. с А.А.Фроловым).

б) Дополнительная литература

1.     Безрукова В.С. Личностный фактор в системе  теоретической педагогики// Педагогика, 2007, № 5.

2.     Безрукова В.С. Педагогика. Проективная педагогика. Учеб. пос. – Екатеринбург, 1996.

3.     Беляев В.И. Педагогика А.С. Макаренко: традиции и новаторство. – М., 2001.

4.     Богуславский М.В. Антон Семенович Макаренко // Подвижники и реформаторы российского образования.- М., 2005.

5.     Вульфов Б.З., Иванов В.Д. Основы педагогики в лекциях, ситуациях, первоисточниках. - М., 1997.

6.     Голованова  Н.Ф. Социализация и воспитание «по А.С.Макаренко» // Народное образование, 2005, № 6.

7.     Гриценко Л.И. Личностно-социальная концепция А.С. Макаренко в современной педагогике (сравнительный анализ отечественного и зарубежного макаренковедения). – Волгоград, 1997.

8.     Гриценко Л.И. Концепция воспитания А.С. Макаренко в свете современного научно-педагогического знания // Педагогика, 2006, № 2

9.     Ермолин А. Педагогика развитого тоталитаризма. Триумф и трагедия А.С. Макаренко // Народное образование, 2005, № 2.

10. Зюнкель В. (ФРГ) В Эрлангене изучают А.С. Макаренко // Советская педагогика, 1990, №1.

11. Кваша Б.Ф. Педагогическое наследие А.С. Макаренко. Учеб. пос. // С.-Петербург, 1998.

12. Красовицкий М.Ю. Непреходящее в педагогическом наследии А.С. Макаренко: взгляд из США // Педагогика, 2001, № 1.

13. Кушнир А.М. Пора исправить трагическую ошибку КПСС в воспитании // Народное образование, 2005, № 6.

14. Луков Вл.А., Луков Вал.А., Ковалева А.И. Уроки Макаренко. – М., 2006.

15. Малинин В.И. К дискуссии о наследии А.С. Макаренко // Педагогика, 1994, № 2.

16. Мосолов В.А. Приоритеты воспитания: прошлое и  настоящее. – С.-Петербург, 1996.

17. Невская С.С. Воспитание гражданина в педагогике А.С.Макаренко. – М., 2006.

18. Невская С.С. Взаимодействие гражданского и трудового воспитания в педагогике А.С. Макаренко // Народное образование, 2006, № 6.

19.  Никандров Н.Д. Воспитание и социализация в современной России: риски и возможности // Народное образование. 2006, № 6.

20. Новиков М.А. Школа и новый класс эксплуататоров // Народное образование, 2004, № 6.

21. Равкин З.И. А.С. Макаренко // Творцы и новаторы новой школы, рожденной Октябрем. – М., 1990.

22. Санникова Н.Г. Идеи социального менеджмента в теории и практике А.С. Макаренко // Народное образование,  2006, № 6.

23. Сидельковский А.П. Проблема отношений в советской педагогике и наследии А.С. Макаренко // Труды кафедры педагогики и психологии Карачаево-Черкесского педагогического института, - Ставрополь, 1971.

24. Слободчиков В.И. Педагогика А.С. Макаренко – социально-педагогическое открытие XX в. // Народное образование, 2006, № 6

25. Слуцкий В.И. «Наша маленькая община»// Народное образование, 2003, № 7.

26. Социализация. Авт. И.С.Кон // Большая советская энциклопедия, т. 24, кн.1. – М., 1976.

27. Социализация. Авт. А.В.Мудрик // Российская педагогическая энциклопедия. Т. 2. – М., 1999.

28. Социальная педагогика. Авт. В.Д.Семенов // Российская педагогическая энциклопедия. Т. 2. – М., 1999.

29. Сухомлинский В.А. Идти вперед // Народное образование, 1989, № 8.

30. Турбовской Я. С. Как слово наше отзовется, или Метод «параллельного действия» // Семья и школа, 1975, № 3.

31. Филонов Г.Н. А.С. Макаренко // Перспективы. Вопросы образования – ЮНЕСКО, 1984, № 1.

32. Фрезе Л. (ФРГ) Достояние советской и мировой науки // Советская педагогика, 1989, № 4.

33. Хиллиг Г. (ФРГ) Лаборатория и сцена воспитания А.С. Макаренко // Народное образование, 2003, №№ 2,6.

 

 

VII. Материально-техническое обеспечение дисциплины        

          Художественные фильмы «Педагогическая поэма», «Флаги на башнях», научно-популярный фильм «Вместе с Макаренко» - просмотр и критический анализ (во внеаудиторной работе).

VIII. Методические рекомендации и учебные пособия

          Данная учебная программа, материалы готовящегося учебного пособия по этой программе (авт. А.А. Фролов).

 


 

 

 

 

 

 

 

 

Учебное пособие

Педагогика А.С.Макаренко

(наука о взаимодействии поколений)

Программа учебного курса по выбору

 

 

Составитель: А.А.Фролов

 

Печатается в редакции автора

 

 

 

Подписано в печать                   Печать оперативная.

Объем        п.л.          Тираж 50 экз.   Заказ

 

 

Нижегородский государственный педагогический университет

603950, Нижний Новгород, ГСП – 37, ул. Ульянова, 1

 

 

Полиграфический участок АНО «МУК НГПУ»

603950, Нижний Новгород, ГСП – 37, ул. Ульянова, 1