Примите участие в заседании виртуального круглого стола "Русский как неродной"

Редакция журнала «Мир русского слова» и издательство «Златоуст» приглашает принять участие в виртуальном круглом столе на тему: «Изучение и преподавание русского языка как неродного в Российской Федерации».
Ответьте на вопросы анекты и отправьте ответы до 20 октября 2003 года на e-mail редакции (editor@zlat.spb.ru).
Изучение и преподавания русского языка как неродного в РФ
1. В чем заключаются функции государства по отношению к государственному языку федерации:
· требовать от всех граждан знания государственного языка;
· требовать от всех граждан изучения обязательного языкового минимума;
· предоставлять возможность изучения государственного языка всем желающим?
2. Какие стимулы к изучению русского языка представителями других национальностей России актуальны сегодня?
3. В чем цель преподавания русского языка и русской литературы в национальной школе (школе с русским неродным)?
4. Удовлетворяет ли вас уровень преподавания русского языка в школах с русским неродным и с родным нерусским языками обучения – как учащегося, учителя школы, преподавателя вуза, в котором продолжают обучение выпускники этих школ?
5. Должен ли русский язык как неродной оставаться школьным (проект образовательного стандарта) или национально-региональным (базисный учебный план) компонентом программы или его следует перевести в федеральный компонент? Насколько необходимо законодательно закреплять минимум учебных часов, отводимый на изучение государственного языка?
6. Какие учебные программы по русскому языку и литературе школ с русским неродным существуют? С какими вы работали, какая из них представляется вам наиболее удачной (по содержанию, степени реалистичности в условиях действующего учебного плана и др.) и почему? Насколько отвечают действующие программы и учебники по русскому языку как неродному современным методикам преподавания, цели обучения?
7. В какой степени можно говорить о координации программ по русскому языку и литературе в национальной школе? Достаточен ли предусмотренный программой по русскому языку уровень овладения программой по литературе?
8. Насколько удовлетворительно соотношение объемов сведений по теории языка и по речевой практике, которое представлено в нынешнем проекте образовательного стандарта общего образования по русскому языку в школе с родным (нерусским) языком обучения? 9. Является ли знание государственного языка в нашей стране необходимым условием карьерного роста? Должно ли оно быть таким условием?
10. Должны ли требования к владению русским языком как государственным (неродным) корреспондировать с уровнями владения языком, описанными в Европейском языковом портфеле? Должны ли соотноситься уровни владения русским языком выпускника национальной школы и мигранта, сдающего тест на гражданство?
11. Какие возможности изучить русский язык есть сегодня у мигрантов? Где овладеть русским языком тем, кто хочет получить российское гражданство и сдать соответствующий тест?
12. Какова роль профильных институтов (Институт национальных проблем образования и др.) в формировании школьных образовательных стандартов, программ по русскому языку и литературе школ с русским неродным языком обучения?
13. Какие проблемы возникают у детей, которые не владеют русским языком и обучаются в школе с русским языком обучения? Где учитель, в классе которого есть дети, не знающие русского языка, может получить консультацию по методике работы с ними?
14. Как адаптируется средняя школа в собственно русских субъектах федерации к все возрастающему потоку мигрантов, к необходимости обучать их детей (правовая, психологическая, культурная, языковая составляющие)? Какие положительные примеры в этой сфере вам известны?
15. Какие удачные примеры поддержки и преподавания государственного языка в других многонациональных странах вам известны? Насколько этот опыт применим в российских условиях?
См. также информацию на сайте «Златоуста»


Это интересно: