Журналисты и Астрономия III

Из серии "Журналисты и Астрономия"

ВЗГЛЯНИТЕ НА ВОЛОСЫ ВЕРОНИКИОбнаружена самая старая во Вселенной галактика Сергей ЛЕСКОВ / Известия.RU Наш светофор:

• Ошибка!
  • Сомнительно?
  • Комментарий
  • Расположенный на Гавайских островах мощный японский телескоп "Субару" обнаружил в северном полушарии неба в направлении созвездия Волосы Вероники новую галактику.1) Эта галактика, как показывают расчеты, является во Вселенной самой старой - она возникла всего на 900 миллионов лет позже Большого Взрыва. Если выводы японских ученых справедливы, то прежний галактический рекорд превзойден сразу на 3 миллиона лет.2)

Паспортный возраст Вселенной - 13,7 миллиардов лет, хотя совсем недавно она, как мнительный подросток, накидывала в глазах научного мира себе годы - считалось, что от роду ей 15 миллиардов. По недавним оценкам американских астрофизиков, Вселенная, словно Данте перед самым ответственным испытанием, находится на половине своего жизненного пути - ей отпущено еще 22 миллиарда лет.3) Возраст же Земли и Солнца - 5 миллиардов лет.

1) В большой телескоп видно, что практически все небо "покрыто" слабыми галактиками, их изображения почти касаются друг друга. Открыть новую галактику - очень легко, изучит ее свойства - гораздо сложнее.

2) Разница возрастов в 3 млн. лет - это очень мало.

3) Это была не оценка, а абстрактная гипотеза, подробнее смотрите здесь.

Несмотря на почтенные года, Вселенная по-юношески неугомонна и расширяется с ускорением. Именно по скорости разбегания самых далеких от нас галактик астрономы оценивают ее возраст. Кроме того, принимается во внимание температура излучения. Чем она ниже, тем, грубо говоря, ближе к реликтовому, то есть к самому древнему излучению Вселенной. Чем старше галактика, тем, по этой модели, ближе к краю Вселенной она располагается и тем ниже ее температура.3) Недавно,4) американский зонд "Уилкинсон" зарегистрировал температуру реликтового излучения4) всего 2,7 градуса Кельвина, очень близко к абсолютному нулю.

Наша Галактика состоит из 100 миллиардов звезд. Страшно подумать. Но за пределами нашей Галактики находятся другие галактики. Большая часть галактик входит в состав скоплений, которые делят на два типа - правильные и неправильные.5) Правильные скопления обладают сферической формой и состоят из десятков тысяч эллиптических галактик. Ближайшее к нам правильное скопление находится в направлении все того же созвездия Волосы Вероники. В этом скоплении около 40 тысяч галактик, которые движутся со скоростью около 1 тысячи километров в секунду.6) Так вот, еще 15 лет назад замечательный астрофизик -корреспондент РАН Игорь Новиков высказывал в интервью "Известиям" мысль, что направление на созвездие Волосы Вероники является самым перспективным уточнения вопроса о возрасте Вселенной. И цифры, которые сегодня регистрируют зонды и телескопы, ученый предсказывал, исходя из теоретических расчетов. Но ныне Игорь Новиков работает в Дании...

3) Очень сильная путаница - чем дальше в прошлое: тем горячее была вселенная (этот рост температуры измерен). А из-за эффекта Допплера, вызванного разбеганием галактик, спектр их излучения сдвинут в красную (более холодную) сторону и тем сильнее, чем дальше от нас галактика.

4) Реликтовое излучение впервые было зарегистрировано в 1965 г. КА "Уилкинсон" (WMAP) измерял очень малые (~10-5) вариации его температуры.

5) Неправильными бывают только отдельные галактики. Прилагательные "правильный" и "неправильный" к скоплениям галактик не применяются.

6) Имеется в виду относительная скорость.

Именно в направлении созвездия Волосы Вероники, мощный телескоп "Субару", который принадлежит Национальной обсерватории Токийского университета, сумел разглядеть новую и самую старую из известных ученым галактику. Расстояние до Земли - 12,8 миллиардов световых лет. Галактика закрывает такой же угловой сектор неба, как и Луна,7) но, естественно, обладает несопоставимо меньшей, чем спутник Земли, яркостью. Галактика-долгожительница сформировалась через 900 миллионов лет после Большого Взрыва, но жить "старушке" осталось, как полагают японские астрономы, недолго.

7) Типичный угловой размер удаленных галактик - несколько угловых секунд, что в 1000 раз меньше размера Луны (а по площади - в миллион раз).

"Нет ничего проще, чем звезда", - говорил Нобелевский лауреат Эддингтон. Но, с другой стороны, нет ничего сложнее, чем смерть звезды, которая может произойти по самым разным сценариям. К печальному выводу о том, что только что открытая галактика агонизирует, подталкивает ее чрезмерно активное гамма-излучение. Такой процесс характерен разрушающихся небесных тел и является первым "звонком" при зарождении черной дыры, которая неминуемо и бесследно втянет в себя всю галактику.8) Сама по себе возможность наблюдать в развитии все возрастающий аппетит черной дыры является бесценной проверки космологических теорий.

8) Массы сверхмассивных черных дыр в центрах галактик составляют от 1 до 0.1% массы их балджа. Такая черная дыра не оказывает никакого влияния на галактику в целом и никогда не сможет поглотить ее всю.

Буквально пару недель назад мировую прессу облетела другая сенсация: американский космический зонд "Уилкинсон" передал данные, расшифровка которых говорит о том, что звезды сформировались и начали сиять на небосклоне через 200 миллионов лет после Большого Взрыва. Таким образом, при современных темпах научного прогресса долгожительница, запутавшаяся в Волосах Вероники, недолго удержит свой рекорд. Поскольку галактик на небосклоне немерено, то планку рекорда по части их возраста можно будет поднимать бесконечно.9) Не исключено, что среди астрофизиков появится ловец рекордов, свой Сергей Бубка, который будет орудовать телескопом столь же ловко, как легкоатлет орудовал своим шестом...

9) Не бесконечно - не более чем до возраста Вселенной - до которого осталось уже совсем немного.